От почерка к искусству

Сама идея о том, что по почерку можно определять свойства личности, не нова. Почерк может содержать не только информацию о человеке, но и передавать его внутренний мир.

Классический эпистолярный жанр, похоже, заканчивается! В наш XXI век, век компьютеров, если вы еще переписываетесь от руки, значит вы – аристократ! Или оригинальный человек! Вас вдохновляет лист чистой бумаги и ручка. Ни с чем несравнимое удовольствие! Конечно, теперь о человеке можно кое-что узнать, например, по стилистической экспертизе текста, набранного на компьютере. Но если вы хотите о нем знать всё – обратите внимание на графологию!   

Графология (grafo – пишу, logos – учение) – наука (учение) об определении характера человека по его почерку.

Истоки графологии можно найти в Южной Индии и Китае. Так, Конфуций отмечал: «Бойтесь человека, почерк которого напоминает движение тростника, колеблемого ветром». Другой китайский философ, Чжо Хо, утверждал, что по почерку можно установить, благородного или низкого происхождения пишущий.   

В эпоху Возрождения за свои увлечения графологи могли поплатиться и головой. Двое французов осмелились составить графологический портрет Людовика ХIV. Вышла суровая характеристика. Графологам «забыли» сообщить, чей почерк они подвергают анализу. От жестокой расправы их могли спасти только быстрые кони.

Графологией увлекались И.Гете и В.Шекспир, Ч.Дарвин, А.Дюма-сын и Ж.Санд, В.Скотт и Э.По, В.Соловьев и А.Чехов. В наше время в Европе, Америке, Израиле графология уже прочно зарекомендовала себя. А в России только намеки: у нас нет даже официального понятия дипломированного специалиста-графолога.

У КАЖДОГО СВОЙ ПУТЬ
«Своеобразность почерка пропорциональна своеобразию личности»
Д.М.Зуев-Инсаров, исследователь, эксперт-графолог, СССР, 20-30-е годы.

Давно замечено, что почерки людей, как и отпечатки пальцев, заметно отличаются друг от друга. Как говорил К.Юнг, знаменитый психоаналитик: «Почерк формирует мозг, рука – лишь инструмент мозга». Поэтому крайне важно, насколько сильно отличается ваш почерк от школьного стандарта. 

Вот представьте себе, два человека, она и он, окончили школу. Она пошла по проторенной дорожке, выбрала простую и понятную судьбу, и мыслит в строгом соответствии с общепринятыми нормами. Шаг влево, шаг вправо – побег. Обычный средний человек.

 

Он же увидел свое направление. Стремясь найти дорогу в жизни, продираясь через все неудобства, принял путь, который его приведет к победе. Его почерк иногда коряв, быстр, он, порой, где-то неудобен для чтения, но это –  личность! 

 

Зигмунд Фрейд говорил: «Без сомнения, посредством почерка человек выражает свою индивидуальность». Перед вами эти два человека, и  у каждого свой путь.

МАЛЕНЬКАЯ ИСТОРИЯ   
«Почерк автора… имеет сходство с его характером». Бенджамин Дизраэли, премьер-министр Англии, XIX век. 
               
Как-то, много лет назад, мой знакомый, графолог-любитель, купил в киоске журнал и увидел фото девушки. Как в кино: «красавица, спортсменка, комсомолка»! Нашел адрес, начал писать письма. Пришел ответ:

 


Он внимательно прочитал письмо и увидел: ошибки, сам почерк, наклоны букв, интервалы… Мысли и чувства спутаны, не уверенна, непредсказуема, неуравновешенна и многое другое. Как в народе говорят: «На твой вопрос о женитьбе, дорогая, я отвечаю положительно: да, я не женюсь!». Платон говорил: «Почерк – это зеркало души человека». Вот он и заглянул туда!    

Почерк каждого человека уникален и демонстрирует определенные свойства личности. Вызывает удивление, когда графолог начинает абсолютно точно рассказывать такие подробности, о которых он мог узнать не иначе как по почерку.   

«По когтям узнают льва»
 Пословица эпохи Возрождения   

Поговорим о «когтях» львов и львиц, от которых мучились и страдали многие мужчины и женщины. Вот взять, например, Лилю Брик. Вся Москва в 20-е годы перемывала косточки необычной, просто «шведской» семьи втроем – Осип, Лиля Брик и Маяковский. А я все думал – чем же Лиля Брик так взяла мужчин?

Из того, что было написано в биографиях, статьях, очень коротко… Родители ее обожали. Опекалась дома гувернанткой француженкой, училась в частной гимназии, затем поступила на математический факультет Высших женских курсов. Интерес к математике вскоре ослабел, и она подалась в архитектурный институт – на отделение живописи и лепки.

Влюблялась Лиля часто – красивая, рыжая, сексапильная, знала секреты обольщения. Отличалась норовом, самостоятельностью. В 1912 году вышла замуж за Осипа Брика (филолог, журналист). Ее квартира стала салоном, где бывали футуристы, писатели, филологи, танцовщики, деловые люди. В 1915 году состоялось знакомство с В.Маяковским.  Бриков объединяла общая страсть: оба увлеченно коллекционировали таланты. Одним из них стал Маяковский. С 1918 года Брики и Маяковский стали жить одной семьей. «Она умела быть грустной, женственной, капризной, гордой, пустой, непостоянной, влюбленной, умной и какой угодно», так писал о ней В.Шкловский.

В принципе, любила она одного человека – Осипа Брика. Она говорила, что любит Осю больше, чем брата, больше, чем мужа. В своем кругу позволяла себе высказываться о Маяковском иронически: «Вы себе представляете, Володя такой скучный, он даже устраивает сцены ревности». Или: «Какая разница между Володей и извозчиком? Один управляет лошадью, другой – рифмой». Что касается его переживаний, то они, видимо, ее мало трогали. Она говорила: «Страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи».

В архиве нашлась записка Л.Брик к очень известному писателю. Конечно, текста маловато, но, если разобраться, многое становится понятным. В почерке важно всё: расстояние между словами и строками, линии, скорость почерка (быстрый или медленный), штрихи, наклоны, буквы и т. д.  Это хоть и не графологическое исследование, но некоторые моменты покажутся интересными.

 



Она была умна, обладала сильным характером (удлинение нижнего отростка у  буквы «у»), образованна, владела определенными навыками поведения в обществе, получила хорошее воспитание, умела вести себя. Для постижения истины ей были необходимы основания, доказательства, факты, рассуждения, умозаключения - всё то, что входит в понятие реалистичность мышления (большое расстояние между строками и словами – воздушный почерк).

Предприимчива, энергична, находчива (беглость почерка,  буква «р» - (по конфигурации чрезвычайно острый отросток) – ударная пробивная сила, способность к отстаиванию своих жизненных интересов).  Строга и тверда в делах, склонна к заострению конфликтов. Выдержанна,  хладнокровна. Неуступчива, не умела кланяться, унижаться, но готова многим помочь. Пользовалась авторитетом среди окружающих (угловатые линии в почерке).

Властна, хотела распоряжаться, повелевать, управлять. Способна была  подчинить себе многих, покорить, в том числе и непререкаемой логикой. Слишком самолюбива, с развитым чувством собственного достоинства, ревниво относилась к мнению окружающих о себе (высоко   поставленные, удлиненные штрихи (над буквами «т», «й»)). Была обидчива, но вида не подавала. Осторожно относилась к любому вмешательству в ее личную жизнь, не поддавалась давлению или какому-либо влиянию со стороны (в начале слов и букв прямые, негнущиеся штрихи( «в», «п», «т»). 

Она постоянно хотела быть активной, встречалась с новыми людьми,  находилась в ярком и интересном окружении. Нуждалась, чтобы ее постоянно питали взаимное восхищение, а возможно и лесть в умеренных дозах. В достижении цели ничто не могло остановить ее – это, все равно что, трактор «Беларусь»! Например, если ей нравился мужчина, и она хотела завести с ним роман, особого труда для нее это не составляло. Секс для нее не наваждение, это просто часть ее жизни (переходящий нажим, наклоны букв).

В принципе, ради успеха в жизни, она была готова на многое. Достаточно опасный человек, накопила много амбициозности, агрессивности, которая проистекает от наличия непомерного честолюбия (разрыв буквы «о», буква  «д» с отростком вверх).

Почерк у Л.Брик очень похож на почерк известного советского полководца Михаила Тухачевского. Он был ярким, талантливым человеком и одновременно сложной противоречивой личностью.

Родился в семье обедневшего смоленского дворянина, мать – крестьянка. По окончании кадетского корпуса учился в Александровском военном училище. В Первой мировой войне геройски воевал с австрийцами и немцами, был ранен, представлен к пяти орденам. В 1915 году был взят в плен. В 1917 году с пятой попытки бегства вернулся в Россию.

Добровольно вступил в Красную армию, в 1918 году из заместителя командира роты был назначен командующим 1-й армии Восточного фронта (причины назначения неизвестны). Проявил полководческие качества. В 1919 году вступил в командование 5-й армией. В ноябре 1920 года уже руководит войсками Западного фронта.

С 1920 по 1921 годы участвовал в подавлении антисоветских восстаний. По поводу мятежа в Тамбовской губернии вышел Приказ Тухачевского №1116 от 21 июня 1921 года: «ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Леса, где прячутся бандиты, очистить ядовитыми газами, точно рассчитать, чтобы облако удушливых газов распространилось по всему лесу, уничтожая всё, что в нем пряталось.     2. Инспектору артиллерии немедленно подать на места потребное количество баллонов с ядовитыми газами…».

В приказе Полномочий комиссии ВЦИК о порядке чистки в бандитски настроенных волостях и селах был указан опыт от быстрого очищения бандитизма. Жителям выдается два часа срока на выдачу бандитов и оружия. Если жители отказывается, взятые заложники на глазах у населения расстреливаются.

С 1921 года Тухачевский стал начальником Военной академии РККА, а в ноябре 1925 года - начальником Штаба РККА.

Тухачевский был арестован 22 мая в Куйбышеве, а 26 мая 1937 года были даны первые показания на имя Ежова, где он признает свое руководство заговором и обязуется дать чистосердечные показания. Неизвестно точно, подвергался ли он пыткам или нет. Ясно одно: Тухачевский находился в здравом уме и нормальном состоянии.

 

С.Андреев, в журнале «ВОЛЯ», №8 июль 1992 г. писал:
«В следственном деле Тухачевского есть показания, написанные его собственной рукой на 143 листах. Эти показания аккуратно распределены на несколько глав, с подпунктами, исправлениями, вставками. Написаны они четким ровным почерком, со всеми знаками препинания, абзацами и примечаниями. Видна опытная рука человека, имеющего грамотно излагать свою мысль. Чувствуется, что он находиться в здравом уме и нормальном состоянии – об этом говорит твердый, уверенный почерк. Тухачевский поэтапно и скрупулезно вскрывает мельчайшие детали заговора, выдумывать который не смог ни один следователь. Другой вопрос, как и почему писал сам Тухачевский».

С точки зрения графологии, даже не вдаваясь в его биографию, очень коротко, попробуем изобразить пунктирно его портрет (по теории психотипов личностей К.-Г.Юнга). 

Волевой, энергичный человек, мобилизованный, отличался лидерским характером, развивал незаурядную работоспособность. Умел управлять людьми, быстро принимал кардинальные решения, обладал критическим складом ума. Действовать любил по крупному, тщательно взвесив и разработав конкретный план действий. Стремился к высокому материальному уровню жизни. В экстремальных ситуациях мобилизовался, стойко переносил всевозможные стрессы.

Кстати
В его почерке проявлялось чувство ритма. На них указывают буквы, в которых штрихи регулярно возвращаются к основной линии, движения вверх-вниз плавные. Это влияет на личность в целом. Обладая этим чувством, он прекрасно справлялся с повседневными проблемами, отличался ответственностью и стабильностью. Люди, с таким чувством ритма, чутко воспринимают музыку, стихи, хорошо танцуют, бывают художниками. Ему прекрасно было знакомо ощущение пропорциональности, баланса и симметрии, которое так необходимо в искусстве и творчестве.

Он был довольно агрессивен, ему с трудом удавались ровные, бесконфликтные отношения с окружающими. Самолюбив, в гневе проявлял нетерпимость к чужим промахам и ошибкам, не любил нерешительных людей. Приказного тона не выносил: если на него оказывают давление, давал сильный отпор. В личных отношениях неуступчив, хотел все устроить по-своему. Недоверчив к новым людям, стремился выяснить их положение, связи и возможности. Всегда шел к своей цели, не считаясь с интересами других.   

Автограф Тухачевского заставляет задуматься. Судя по подписи, которая наклонена очень сильно вправо, почти лежащая, с таким человеком нужно было быть осторожным. Статистика указывает, что такие люди отличаются от других в большинстве случаев в отрицательную сторону. Он несколько злопамятен, высокомерен, других считает «ниже» себя, подбирает себе людей по своему подобию, не всегда порядочен.

Так что же есть общего в почерках Л.Брик и М.Тухачевского? Много: целеустремленность, честолюбие, самореализация - вот что для них главное. Амбициозность, неуемное желание видеть себя преуспевающим, не считаясь ни с какими затратами. От них действительно страдали многие: они были, в общем-то, опасные, честолюбивые люди, мечтающие о многом. У психологов это называется –  нереализованный комплекс индивидуального могущества.   

Извечный вопрос: графология - наука это или искусство? Это и наука, и искусство. Наука сводится к тщательному изучению мельчайших деталей почерка, а искусство – оценка всех показателей в целом, создавая выразительный и точный психологический портрет.   


Рецензии