Улыбчивый Жора или история о потерянном Я

Этот рассказ про одного очень странного человека, которого все называли Улыбчивый Жора. Такое у него было прозвище.
С самого раннего детства Жора привык быть в центре всеобщего внимания. Мама, папа, брат и младшая сестра, всегда были заняты только им. Поначалу потому, что он очень громко плакал, и стоило ему только на секундочку почувствовать, что про него забыли, он тут же спешил напомнить о себе громкими воплями. А все потому, что в одиночестве его охватывал страшный, леденящий душу ужас. Маленькому Жоре казалось, что как только на него перестают смотреть, он словно исчезает. Ему казалось, что без реакции окружающих его и вовсе не существует. Заглянуть же внутрь себя и найти там опору своему бытию, он даже не пытался. Потому и находил любой повод чтобы обратить на себя внимание, раздражением или гневом, смехом или радостью, вызвать недоумение или восхищение – главное ощущать, что он – Жора, центр мира, что «ОН ЕСТЬ». И для этого ему как воздух были нужны глаза и уши окружающих людей, а главное, их живые эмоции.
Со временем, он научился находить самые удачные формы поведения, чтобы приковать внимание и заставить ярко реагировать на себя. И приклеилась к его лицу вечная улыбка, так как однажды он понял, что больше всего нравится окружающим, когда улыбается. А еще Жора понял, что так их легче ошарашить резкой сменой настроения, с милого всё понимающего, до вопиюще жестокого и холодного. От неожиданности люди быстро теряли контроль и «обнажались» для его манипуляций, кто в своем недоумении, кто в боли, кто в испуге, кто в обиде.
Они становились совершенно беззащитные в такие моменты и можно было наговорить им «с три короба», чтоб надолго его запомнили. Так Жора чувствовал, как между ними образовывалась мысленная связь, и это странным образом питало его бытие. Чем больше людей о нем думало, тем реальнее он себя ощущал.
Фальшивая улыбка так въелась в его лицо, что это было даже страшновато: когда злился, он улыбался, когда плакал, он тоже улыбался.
Не сложно догадаться, кем Жора мечтал стать! Конечно артистом! Овации, восхищенная публика, слава и всемирная известность - вот его заветная мечта. Тот факт, что за знаменитостями следят даже в сортире, а что еще хуже - во сне, возбуждал его особенно сильно. Ведь он будет объектом наблюдения огромного количества людей! Что же могло быть лучше для его мерцающего, полностью зависимого от окружения «Я»?!

Так и пошел наш Жора учиться в театральный институт. И поначалу все было просто прекрасно! Парень подавал огромные надежды, был любимцем преподавателей и сокурсников. К каждой роли он подходил фанатично и   основательно, погружался в нее, сливался с ней, и порой уже невозможно было различить где он сам, а где его роль. Он хватался за все подряд, репетировал без каникул и выходных, до полного изнеможения.
Сцена! О, сцена!  Она манила его, притягивала как магнит. Он был влюблен в себя на сцене. Энергия, идущая от возбужденной публики, питала его. Без нее он не жил, словно вампир без свежей крови жертвы. Но по прежнему, стоило ему остаться одному, как снова липкий ужас небытия обволакивал и душил его своими ледяными щупальцами. Потому Жора делал все возможное чтобы не оказаться в одиночестве даже на минуту, и не столкнуться с зияющей пустотой внутри. Благо его образ жизни для этого, был более чем подходящий. Постепенно он стал зависеть от мнения окружающих, и оголился эмоционально настолько, словно у него не было «кожи». Он делал все, чтобы произвести впечатление. Если же люди реагировали на него не так, как ему хотелось, а еще хуже с критикой, его било словно электрическим током. Он становился все более вспыльчивым, устраивал скандалы, и люди стали избегать его. В один прекрасный день, капризная Фортуна и вовсе отвернулась от Жоры. Его вызвал заведующий кафедры, и сказал: «Ты стал терять себя в ролях и забывать кто ты такой. Оставаться в этой профессии опасно для твоего психического здоровья. Прошу тебя, напиши заявление, что хочешь оставить институт». «Для тебя же лучше!» - крикнул зав вылетающему пулей из кабинета Жоре.
Да! Прощай институт, прощай великая слава гениального актера.
Разочарование, крушение всех надежд, придавило Жору словно каменной плитой, это состояние переходило в вялость и бессилие. Но он боролся.  Его мозг напряженно работал чтобы найти выход. Он отчаянно пытался зацепиться хоть за что-то во внешней реальности, но миру до него не было никакого дела. И так, постепенно Жора стал творить внутри себя воображаемый, спасительный мир.
Несколько месяцев прошло как во сне, и все что он говорил о себе относилось к его выдуманному собственному образу, который возник внутри, но увы, этот образ теперь не имел ничего общего с реальностью.
Постепенно Жора совсем перестал осознавать связь между тем, что происходит с окружающими людьми, и своим поведением. Он был абсолютно уверен, что безупречен, красив, деликатен и смел, это просто люди слепцы да глупцы и проецируют на него свое уродство.
Со временем боль и вовсе утихла. И Жора понял, что необходимо перебираться в место, в котором его не знают, и переехал в другой город. Тут никто не был знаком с его уловками, и все приемы проходили на ура. Обрел он и свое место под солнцем - стал «консультантом по особым вопросам». Он находил сильных духом смельчаков, амбициозных деятелей, про которых обычно говорят - «поцелованные Богом». Такие люди неугомонны и всегда в поиске новых горизонтов. Жоре необходимо было стать большим умником, чтобы сначала «правильно пристроиться», а затем буквально слиться с ними, так же как и со своими ролями. Он жадно впитывал их личную историю, их интуитивные найденные приемы и секреты успеха. Он стремился различить механизмы, уловить суть, как именно работают у этих людей Богом данные таланты, а затем найти  слабые точки их личности.
Потом, тщательно собранную информацию он структурировал в целостную систему, которую продавал этому же человеку как гениальный, индивидуальный подход. Метод, который он предлагал должен был якобы «помогать» в дальнейшем развитии деятельности и способствовать еще большему успеху жертвы. Этакий «план жизни» - персональный путь на Олимп. Этот подход работал безупречно по двум причинам: во первых «заказчикам» всё очень нравилось, потому, в каждой детали они узнавали себя, а во вторых Жора был непревзойденным льстецом. Он умел раздуть ЭГО и чувство величия своих клиентов до неимоверных размеров.  Они, словно мухи в меду, вязли и тонули в его сладких речах. «О! Мне так близко то, что ты говоришь!» - часто восклицали они и покупали услуги «великого консультанта» за большие деньги.   
Эта «профессия» давала Жоре главное – постоянную изматывающую занятость, чтобы не было времени побыть наедине. В конечном итоге его «заказчики» уже не представляли себе жизни без него - он должен был находиться рядом практически постоянно. И все у него прекрасно получалось, будто для этого хитроумного занятия он и родился.
Но вот беда, и тут у Жоры не оказалось достаточных границ. Он вживался в плоть и кровь своих клиентов словно паразитирующее растение, пока не почувствует, что они стали одним целым. Более того, что это именно он и создал их, и всё чего они достигли. Все их победы Жора записывал на свой счет и, как следствие, стал возвышаться над ними. Он делал все, чтобы убедить их в том, что без него они - «ничто» и не смогут самостоятельно развиваться.
Но «поцелованные Богом люди» хранимы и благословлены свыше, и им в конце концов  хватало ума и сил разорвать пуповину зависимости. Ведь такие отчаянные как они не боятся ходить напролом, без всякого плана и рисковать всем, что у них есть. Эх, пронесет! И как правило, действительно проносит.
И сколько не улыбался наш Улыбчивый Жора, а с возрастом стал понимать, что ничего-то своего у него нет. Так и не создал он прочной основы внутри, и по прежнему, оставаясь в одиночестве, все больше чувствовал своё небытие.
Сильные мира сего, медленно, но верно, переставали в нем нуждаться.
 Он угасал и старел, двигаясь к бесславному концу. Но вот однажды, Господь послал ему встречу с удивительной женщиной. Она была странной чужестранкой, полной свежей энергии и мудрости своей далекой и тёплой  страны. Он испытал подъём.  Узнавая её Жора словно погружался в бездонную глубину океана.
И наш улыбчивый герой воспарил к новой жизни. Ему даже показалось, что он действительно влюблен! Опять весь мир смотрел на него и завидовал. Молодая, прекрасная, необычная, и вся она его и только его!   Ощутив былую силу, стал он «упиваться» чужестранкой допьяна, уж больно её «кровушка» была свежа да хороша.
И опять наш Жора слишком увлекся и не заметил, как стал подминать ее под себя, возвышаясь и раздуваясь в привычной своей манере. Ну право же! Что за безобразие! Уж слишком яркая  она оказалась, всё внимание люди уделяли ей, а он оказался в стороне, не у дел!
Ну уж нет, пусть все знают что это она его великого боготворит, что это она  служит ему, подобно рыбке золотой на посылках. Чужеземная принцесса лишь обрамление для его сияющего алмаза гения! «У меня и раньше было, все то, что она якобы «привнесла» в мою жизнь, я все это знал, просто забыл, а она мне напомнила, вот и все!» -  убеждал он сам себя. Одним словом, получилось как всегда - пристроился «улучшать» ее структуру заморскую, да и не заметил, как начал самоутверждаться за ее счет.
А женщина тем временем буквально угасала рядом с ним. На лице все чаще появлялось выражение глубокой печали и разочарования. Он же продолжал провоцировать ее, выбивать из колеи, резко менять свои состояния, стремясь захватить ее внимание, ведь чем больше она спорила, плакала, кричала, тем лучше он себя чувствовал.
Получая ее внимание любой ценой, он словно вампир, напившийся свежей крови, молодел и продлевал свою жизнь. Жора чувствовал женщину каждой фиброй души: знал как заставить ее себе поверить, как ее расслабить, всегда точно знал, что именно она хочет услышать, и говорил это в нужный момент.
Его захватывала и увлекала эта игра, эта битва за свое «Я». Он снова чувствовал себя молодым и полным сил. Эх! Все только начинается! Позабавимся, птичка?! Вместе с этим Жора продолжал жить в воображаемой реальности, где он прекрасный и благородный герой. И никак не мог понять, почему же эта странная особа все больше плачет и болеет!
А горечь ее тем временем все росла, но Жора оставался глух к ее мольбам.  Сердце женщины, прежде полное любви, постепенно сдавили стальные тиски отчаяния, и со временем её любовь задохнулась и умерла. А он, по прежнему говорил всем вокруг о том, как все прекрасно между ними, что они идеальная пара и просто созданы друг для друга, а она выдумывает «женские глупости».

Однажды утром он проснулся и зажмурился от солнечных лучей, заливающих комнату. Кругом было очень чисто, все разложено по местам. В доме пусто и тихо-тихо. В комнате стоял запах свежести, будто после грозы. Женщины в доме не было, он сразу это почувствовал. 
На столе лежала записка: «Прости, я так и не смогла понять тебя, не смогла найти тебя настоящего. Прошу, не ищи меня. Прощай».
А что же наш Жора? А он просто сидел с улыбкой на лице, и уже невозможно было разобрать, какая эмоция скрывалась за ней. Может горечь и боль, а может он опять играл в какую-то новую, одному ему известную, внутреннюю игру. Улыбающаяся маска приросла к его лицу и уже невозможно было разобраться в происходящем даже ему самому, слишком давно он заблудился в своих ролях.
И даже если бы кто-то все же попытался помочь ему, он бы наверняка не поверил, ведь в его блистательном мире, в его игре, все люди слепцы да глупцы, живущие в своих собственных пустых проекциях…

 


Рецензии
Я прочитала это давно. Периодически читаю заново, чтобы помнить. Эта история меня потрясла своей силой и правдой. Я знаю, о ком она! Она позволила мне прийти к мысли, что и в моём "Герое" живёт такой Жора. Я назвала его Монстром. И дала ему название- Обиженный Феня. Они братья- близнецы. Монстр, потому что ненасытен и ничего не созидаёт,не творит. И жить с Монстром невозможно, если сам Герой своего Монстра не узнает и не оседлает. Спасибо!!! Моя история про обиженного Феню,сильно помогла моему Герою. Она его излечила. Да, бывают рецидивы. Монстр показывается, но ненадолго. Его знают, сразу видят и отправляют обратно. Он уже не может набрать той силы, что раньше. Не он управляет моим Героем, а Герой им!

Оля Лой   14.11.2011 14:22     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.