Такаши Мураками
— Нет никакой разницы между моей работой и моей жизнью.
/Такаши Мураками/
Такаши Мураками – современный японский художник, скульптор и дизайнер. Родился 1 февраля 1962 года в Токио. Мировой знаменитостью его сделали придуманные им психоделические герои аниме, улыбающиеся цветочки, сумасшедшие летающие глазки и кислотные грибочки. Его разноплановая деятельность охватывает искусство, дизайн, анимацию, моду и популярную культуру.
Мураками получил докторскую степень престижного Токийского национального Университета изящных искусств и музыки, где он изучал традиционную япоскую живопись XIX века – Nihonga. Однако, популярность аниме и манги направили интерес Мураками к искусству анимации. Сам художник говорит, что «это более представляло современную жизнь Японии». Американская популярная культура в виде комиксов, анимации и моды так же повлияла на творчество художника. В 1991 году состоялась его первая персональная выставка «Takashi, Tamiya». Через несколько лет он придумывает аниме-персонажа Mr. DOB, который, в последствии, стал главным героем всех его анимационных фильмов и живописи. В 1994 году Мураками выиграл грант Фонда Рокфеллера, был приглашен по этой программе в Нью-Йорк и вскоре открыл там свою студию. Спустя еще четыре года художник вернулся в Японию, основал организацию помогающую молодым художникам и дизайнерам, а так же фабрику Kaikai Kiki, производящую продукцию его лейбла. В 1998 году Мураками стал профессором художественной академии UCLA.
Сейчас у Мураками две мастерские – в Осаке и на Лонг-Айленде. Студии работают одновременно по принципу уорхоловской «Фабрики» и японских ремесленных мастерских эпохи Эдо (1603-1867). У Мураками 35 работников в Нью-Йорке и около 20 в Японии. Вот что Такаши Мураками пишет о своей компании:
«Когда я продвигал свою мастерскую в Америке, я намеренно назвал ее Hiropon Factory, тем самым намекая на некую связь с Уорхолом. Однако на самом деле модель Kaikai Kiki — это что-то среднее между Студией Уолта Диснея и Lucas Films Джорджа Лукаса. Когда я создавал студию, я размышлял над тем, что хотел бы позаимствовать принцип производства анимационной продукции, как, скажем, у Хаяо Миядзаки в Ghibli Studio в Японии. Я с энтузиазмом подошел к организации эдакой творческой мастерской, наподобие тех, что я видел в Cinefix (американский журнал о визуальных эффектах) и Animage (аниме-журнал, который издается в Японии с 1978 года и по сию пору и который совершил революционный переворот в аниме-культуре». (Кибовская Катя, статья «Самурай от арт-рынка», 10/09/2008)
«Вся дизайнерская работа делается на компьютере в Японии, затем скульптуры отливаются и раскрашиваются ассистентами в ручную», - говорит Юко Саката, директор нью-йоркского отделения компании Kaikai Kiki, которая представляет на рынке картины, скульптуры, принты и анимацию Мураками. Компания так же представляет продукцию семи его японских протеже, в том числе молодых художников Чихо Аусимы, Mr. и Айи Такано, которые работали когда-то в студии Мураками в качестве его помощников.
В 2000-ом году Такаши Мураками выступил куратором выставки «Superflat», которая была посвящена влиянию индустрии массовых развлечений на современную эстетику. Кроме того, художник сотрудничает с маркой Louis Vuitton, по созданию принтов для сумок и других изделий этого бренда.
К этому времени Мураками четко понимает разницу между японским и американским арт-бизнесом:
«Япония проиграла войну, и последующие 20 лет искусство было в крайне печальном состоянии. Все было разрушено и доведено до нищеты. Но, с другой стороны, Америка, которая выиграла войну, стала лидером мировой культуры. Так родилась поп-культура. Мы, японцы, жаждали этой поп-культуры, но мы были не в состоянии предоставить экономическую базу, необходимую для ее расцвета. Как результат — из сложившихся обстоятельств выдавилась более дешевая и все же доставляющая радость культура, своеобразная форма минимализма в индустрии развлечений, или «Суперплоское искусство», способное противостоять поп-мейнстриму (Мураками является идеологом Superflat-движения в постмодернизме, призванного, по его словам, выразить «пустоту японской культуры консьюмеризма». — Прим. автора). Для японцев искусство существует где-то на уровне брендов. Бренды так устроены, что хотя они слишком дороги для среднего потребителя, тем не менее при горячем желании этот самый потребитель может их себе позволить. Люди сражаются за именные вещи только потому, что те выражают мнимую разницу между ними. Вот все и увлеклись этими уникальными французскими брендами. С точки зрения Америки, такое поведение выглядит довольно глупо и плоско. Но мы выросли в такой вот реальности». (там же)
В 2007-2008 гг. состоялась большая ретроспективная выставка художника, под названием «©Murakami». Она была показана в Музее Современного Искусства Лос-Анджелеса, Бруклинском Музее Нью-Йорка, Museum fur Moderne Kunst во Франкфурте, а так же в Музее Гуггенхайма в Бильбао. Выставка включала в себя более девяноста объектов, скульптур и картин, показавших зрителю путь развития художника за все годы его творчества.
В 2008-м году скульптура Такаши Мураками «My Lonesome Cowboy» (1998) была продана за пятнадцать миллионов долларов. На данный момент это ценовой рекорд для Мураками. В этом же году художник впервые организовал ярмарку современного японского искусства Geisai. На ней были представлены работы начинающих художников, причем без посредничества какой-либо галереи и без кураторского отбора конкретных работ из принятых на ярмарку художников.
«Geisai планировалась скорее как образовательный институт наподобие теракоя — школы при храме периода Эдо. Мы надеялись создать такую среду, которая бы способствовала продвижению нового и уникального японского искусства. Ярмарка работает как инкубатор для молодых художников. Такая модель позволяет взращивать трудовые ресурсы, без которых арт-рынок невозможен. Основная цель ярмарки — окружить молодых художников атмосферой, в которой они могут получить необходимые знания. Так они учатся делать первые шаги как профессиональные художники, анализировать художественные работы, покупать и продавать их в соответствии с реалиями арт-рынка. И хотя по внешним признакам Geisai — это ярмарка, она все-таки несет в себе именно образовательную функцию. А начало всему положила в 2000 году предшественница Geisai — ярмарка Geijutsu Dojo.» (там же)
Мураками не первый год старается всячески поддерживать талантливых молодых художников, его даже называют «крестным отцом» нового поколения японских художников. Как состоявшийся и вполне успешный художник, Мураками видит и может озвучить те проблемы, с которыми сталкивается новое поколение художников.
«Больше всего я опасаюсь того, что из-за отсутствия знаний они становятся заложниками разных институций и могут не распознать обмана в машинерии под названием арт-бизнес. Понимание его устройства — крайне важная вещь для художников, так же как достижение поставленных целей с чистым разумом и полной в себе уверенностью. Одной из важных задач ярмарки Geisai как раз и является попытка предоставить художникам необходимые для уверенности знания». (там же)
Такиши Мураками создал не только свой одноименный бренд, но и компанию, которая выпускает сувенирную продукцию, организует ярмарки современного искусства. Мураками яркий пример художника-бизнесмена. В нем, без видимых противоречий сочетаются оба эти умения, он успешно проявляется себя как талантливый художник, дизайнер, и как профессиональный продюсер, менеджер, организатор. Его успех связан с правильным сочетанием традиционной японской и современной американской культуры. Сказывается и то, что у Мураками по сути всегда два взгляда на вещи, он «бивалентен», а потому с легкостью сочетает в своем творчестве две совершенно разные культуры и два противоположных подхода к искусству.
Свидетельство о публикации №210090100969