183 письма с Севера. 1989 год. Главы 73-75

     На фото: Наша семья в 1987 году - я, Люба, Игорь и Леночка. Лену с детства мы звали Лёлей.


Глава 73


     «Здравствуй, дорогая мамочка!
     Вот и наступил 1989-й! Праздник нынче как никогда короткий — 2-го января уже пошли на работу.

     Накануне нового года Лёлюшка здорово приболела. Сами не знаем, где она могла простыть. Да так сильно, что голос пропадал. Назначили ей какие-то уколы, кажется, пенициллина. Договорились с медсестрой, она живёт в ПСО-35. Люба с неделю до самого Нового года сидела дома с Лёлей. Сейчас всё хорошо.

     Перед Новым годом я купил искусственную, метровой высоты, пушистую ёлку. Нарядили как игрушку. Особенно рада была Лёля. Украсили ёлку мигающей гирляндой, вся искрится. Этой ёлки хватит нам надолго! Живую рубить жалко.

     У нас в Надыме совсем закрылся книжный магазин. Я по поводу детских книжек. В Ермаке хоть изредка, но выбрасывают. Хотелось бы цветных, красочных. Лёля прямо трясётся за книжками. Может, что попадётся, буду рад.

     Целуем, ждём ответа. Привет всем. Твои Маслята. 5.01.89».

     *****

     «Здравствуйте, дорогие мама и Татьяна!
     Вчера получил письмо от Тани. Конечно, это здорово, что Таня должна получить собственную квартиру, и поэтому согласен выполнить её просьбы. Я так понял, что для получения квартиры Таня должна выписаться из твоего, мама, частного домика и прописаться на чужой жилплощади. Я не возражаю — пусть Таня пропишется там в нашей квартире. Для этого высылаю заявление с просьбой о её прописке. Пусть Таня возьмёт наше охранное свидетельство (бронь) и с моим заявлением съездит  к начальнику СУ ГРЭС (наша квартира в Ермаке относится к этому ведомству) и подпишет документы там. Дальше она сама знает, что нужно делать.

     Вчера вечером я ходил в магазин культтоваров насчёт японских спиннингов, которые просил купить Саша. Оказывается, кончились, и давно, ещё прошлым летом. Это поступала партия из Японии по всей стране. Сразу выбросили, и больше нет.

   Насчёт лекарства (сердечного) Тане — постараемся достать. С лекарствами у нас такая же проблема, как и на большой земле. Это хорошо, что Люба работает в отделе кадров, так ей какой-то блатной вахтовик со Львова привозит. Кстати, тёщу практически только одна Люба и снабжает дефицитными лекарствами.

    Теперь о наших делах. Слава Богу, все живы и здоровы.  Лёлюшка уже подросла и по-прежнему остаётся шалуньей. И говорунья — житья нет: задаёт тысячу вопросов. Ложится спать — из темноты раз 30 пожелает всем спокойной ночи, вытягивая нас на разговор. Я на неё как-то шикнул, мол, а ну-ка, спи! Она опять балаболит. Я говорю: «Сейчас встану и налуплю!» Она обиженно: «А за что?» Я отвечаю: «За разговоры». Она назидательно: «Я девочка, меня бить нельзя». Одна умора.

     К нянечке она ходит с девочкой Викой, я как-то об этом писал. И, видимо, эта девочка научила её каким-то «простонародным» словечкам. Как-то Лёля играла дома с соседской девочкой (той 6 лет), и что-то не поделили. И Лёля на неё: «Ты говно!». Мы обалдели. А тут на днях совсем отличилась. Сидит, пеленает куклу, и что-то у неё не получается. Она ни с того ни с сего между делом на неё: «Бъять, сука!» Люба мне потихоньку говорит, ты, мол, не обращай внимания, она это скоро забудет. Вроде забыла. Не повторяет. С книжками меня забодала — почитай, да почитай. А я сижу, уткнувшись в газету, потом почитаю ей что-нибудь простенькое, и только снова к газете, а она, моя маленькая зануда, пристаёт: «Иссё-ё почитай».

     Из игрушек очень любит плюшевых зверят, есть у неё лиса, сова, мишка, петушок. Вот кукол что-то не очень стала баловать. А со зверюшками так и ложится спать, положив их справа и слева от подушки. Как-то раз встал ночью, смотрю: сама лежит на сове, голова на лисе, под ногами мишка. Вертелась во сне и легла на них. Зато утром любит поспать. Лёля у нас совушка. В меня. А Игорь у нас, как и мама — жаворонок. Рано ложится и рано встаёт, хотя на каникулах спит до 11 часов утра. Ну, ладно, мам. Привет всем родным от нас. Твои дети и внуки. 17.01.89».

     *****

     «Здравствуй, дорогая мамуля!
     Получили вчера от тебя письмо. Я Любе утром говорю, мол, сегодня от мамы придёт письмо. Вечером точно — лежит в почтовом ящике среди газет. Посмеялись, как это я мог предчувствовать.

     Сегодня воскресенье, отдыхаем. Пришла Тома. На улице пурга, ничего не видно. А завтра мне лететь на Ямбург. По работе. Может, стихнет.

     У нас всё нормально. Не болеем. А Володя Муравейников снова лежал в надымской больнице с глазной болезнью. Сейчас ему дали направление в Тюмень. Три дня назад улетел. Видит плохо. Особенно левым глазом.

     Напиши, мам, как там у вас с продуктами? Есть ли стиральный порошок и мыло? У нас нет-нет, да выбросят. Люба как-то привезла ящик стирального порошка. Случайно нарвалась. А то сидели без порошка. Мыло в городе есть. Сахар свободно. Картошка тоже есть. Та, что купили осенью, сгнила вся, попалась плохая. Есть лук. Как-то выбрасывали мандарины. С мясом нынче туговато, достаём с трудом, выстаивая очереди. А вот колбаса есть, правда, дорогая. Берём понемногу. Как и все.

     Мама, напиши, получила ли ты перевод, не затерялся ли? Пиши, мамочка, ждём. Твои Леонид, Люба, Игорёк, Лёлечка. 29.01.89»

     *****

     «Маманчик, дорогой, здравствуй!
     Письмо получили с неделю назад, но тут с моим днём рождения денёчки стояли горячие. Письмо пришло точно 10 февраля. Мы удивились — вот, мол, как у матери душа чувствует. За поздравление спасибо. Пришли ещё и телеграммы от Ольги и от тебя с Таней. Мне — 42. А Игорю исполнится нынче 17 лет.

     Мой день рождения отмечали 11-го, в субботу. Было около десяти человек. Погуляли хорошо. На следующий день «отошли» только к обеду. Друзья подарили мне дорогой столовый набор, красную хрустальную цветочную вазу. А Люба подарила ондатровую шапку. Мех очень красивый, смотрится богато, давно мечтал о такой шапке. Свою бывшую шапку (она тоже из ондатры) я подарю Игорю, пусть пофорсит. Ну, а Тома пообещала мне сшить что-нибудь к отпуску.

     В ПСО случилась неприятность: умерла та женщина, к которой мы водили Лёлю. Звать её Юлей. Муж её Виктор 5 февраля поехал лечиться на курорт, у него язва. А 12 февраля у неё самой день рождения. Возможно, перепила, или сердце слабое. Мужу дали телеграмму. У них двое детей —  дочь и сын. Дочь учится в Нижневартовске в училище, а сын Валерка по возрасту — как Игорь, кстати, они приятели.

     Со смертью Юли Беловой мне Люба рассказала про слух, который ходил в ПСО. В декабре прошлого года в ПСО умер прораб, он работал на Ямбурге и там умер, по разговорам, от перепоя. Его привезли в Надым, сделали гроб, а гроб оказался мал, пришлось заказывать другой. А по посёлку пополз слух, что должен быть ещё покойник. Я об этом слухе не знал, это у Любы в конторе говорили. Что-то мистическое в этих совпадениях есть.

     Теперь договорились водить Лёлю к другой женщине. Живёт тоже недалеко. Правда, татарка. Но говорят, что опрятная. Её ребёнку два годика.

     Сейчас 5 часов вечера. Воскресенье. Игорь пошёл гулять. Мы с Любой в маленькой комнате смотрим телевизор и одновременно читаем. Вот и Лёлюшка проснулась, слышим из комнаты: «Мама-а! Я поспала». Начинаются вечерние заботы. А завтра — на работу. Привет всем от нас. Пишите. Ждём ответа. Ваши северяне. 19.02.89».


Глава 74


     «Здравствуй, дорогая мама!
     Ну вот, твой сынок шлёт тебе привет с Черноморского побережья! Но обо всём по порядку.

     Как-то в начале марта Люба пришла с работы и говорит, что через ПСО можно достать путёвку в санаторий. Ну, а у меня с 6 марта есть почти с месяц отгулов. Решили, что я съезжу на курорт. Это уже третий раз.

     Из Надыма я вылетел 6 марта, вечером. А в 9 утра 7-го находился уже в Геленджике. Долетел за 12 часов — Москва, Краснодар, Геленджик. Всё самолётом. Особенно запомнился перелёт из Краснодара до Геленджика. Летели через горные гряды, а перед посадкой в курортном городке самолёт долго разворачивался над гладью моря. Было немного жутковато, не булькнуть бы!

     Живу в пансионате «Красная Талка», принадлежащем какой-то ткацкой фабрике из города Иваново. Здание 9-этажное, красивое и уютное. Но кормят, правда, плоховато. В магазинах сахара нет. И колбасы тоже.

     От санатория до моря 100 метров, идти по аллее. Кругом сосны, белки прыгают. Непривычно. С балкона — вид на море. На Геленджикскую бухту. Вдали видны белые теплоходы. Летают чайки. Зазеленела травка. Деревья начали распускать листочки, а персики стали цвести. И цветёт черёмуха. Весна. А в Надыме сейчас под минус 30.

     Живу с парнем, он из Сургута. Вчера купили пива, напились вдосталь. А с вином и водкой здесь плохо. Но я от недостатка этого не страдаю. Вчера взял билет на экскурсию в Абрау-Дюрсо. Это всемирно известный завод разных вин, в том числе и шампанских. Там, говорят, есть зал для дегустации вин. Посмотрю. А на следующей неделе хочу съездить в Новороссийск и посмотреть этот портовый город. Путёвка до 30 марта. Обратный билет взял на 1-е апреля, хочу к Лёлиному дню рождения привезти домой зелени и гостинцев.

 Ну, ладно. Привет всем родным. Целую крепко. Леонид. 12.03.89. Геленджик».

     *****

     «Мамочка, дорогая, здравствуй!
     До конца пребывания на курорте мне осталось 2 дня. Как-то ходил на базар и купил по несколько штук семян огородных растений. Из тех семян, что как у тыквы, что-то наподобие тыквы и вырастит. А из сереньких семян растёт какой-то куст однолетний и плоды на нём, как грибы, вроде съедобные. Посади где-нибудь в сторонке, приедем в отпуск — посмотрим.
     У меня всё нормально, купаюсь в бассейне, дышу на море, хожу на процедуры. Погода тёплая, днём +15 и выше, а ночью прохладно, до +3. Заказывал переговоры с Надымом, там всё нормально. Лёльке скоро исполнится 3 года.

     Из Геленджика до Москвы поеду поездом 30 марта. В Москве буду 31-го. Переночую у своих старых знакомых Синявских, уже звонил им. 1-го апреля к вечеру должен быть в Надыме.

     Кроме Новороссийска я ещё ездил на экскурсию в Керчь (это в Крыму). В Абрау-Дюрсо дегустировал белое и красное вино. Купил там шампанского и хорошего марочного вина «Чёрные глаза».

     Это письмо, мамуля, высылаю тебе в бандерольке, куда кроме уже приготовленных семян ещё подкупил тебе семян редиски и щавеля.
     Всего доброго, мама. Привет всем родным. Целую. Леонид. 28.03.89. Геленджик».

     *****

     «Здравствуй, наша дорогая мама!
     Ну вот, я снова в Надыме! Прилетел 1-го апреля, вечером, как и планировал. В аэропорт встречать меня приезжала Люба с Лёлькой. Соскучились, обрадовались. И я прилично соскучился. Почти месяц у моря пролетел быстро, я отдохнул хорошо, поправился на 2 кг. Несмотря на то, что кормёжка там неважная. Но я кое-что покупал в магазине (колбасу, когда выбрасывали в продажу, молоко).

     Перед вылетом из Москвы я ночевал у Синявских. В этот же день из Надыма сюда, к своим родителям прилетел Володя Синявский, мой давнишний приятель, с которым работал в Надыме.

     Дома у нас всё хорошо. 2 апреля праздновали день рождения Лёлюшки. Я привёз из Москвы пива и 3 кг сосисок (еле достал). Пир стоял горой, делали шашлыки, тушили гуся и делали окрошку. Я привёз огурцов, а редиска продавалась в Надыме. Гостей пришло 8 человек.

     Вчера получили от тебя письмо. Рады, что наша белорусская бабушка Шура приехала в Ермак. Напиши, как у неё здоровье, и как долго будет в Ермаке? А, может, будет жить у тебя постоянно? Мы в отпуск приедем где-то 16-17 июня.

     Мы очень огорчились, когда узнали про твою собаку Амура. Кому могла понадобиться его шкура на шапку — непонятно. Я прошлым летом совсем не подумал о том, чтобы тебе подсказать о маленькой хитрости. Надо было Амуру на спине кое-где слегка постричь шерсть, так сказать испортить товарный вид. В Надыме это делают сплошь и рядом — и никто на такую шкуру потом не бросается. Я думаю, что Амура застрелили не на мясо. Теперь тебе придётся искать новую собачку...

     С курорта я привёз кое-что своим. Любе 3 пары туфель, модный плащ, халат, летний костюм, много чего привёз Лёле и Игорьку. Довольны. Была в гостях Тома.

  Целуем. Пиши. Твои дети и внуки. 4.04.89».


Глава 75

 
     «Здравствуй, дорогая мама!
     Сегодня получили твоё письмо и я сразу сел писать ответ.  У нас всё идёт нормально. Я работаю, после курорта вошёл в ритм. Погода стояла вроде неплохая, а с 11 апреля то дует, то мороз до –26. Скорей бы весна...

     Люба с Лёлечкой поедут в Ермак в июне, а мы с Игорем попозже — в июле. Ещё точно не решили, может, и вместе. Лёлюшка хоть немного позагорает, а то в июле уже не то солнышко. Игорь ходит в училище, старается. Стал совсем взрослый. С Лёлей играется неохотно. Да и погулять с сестрёнкой ленится. Всё с друзьями: то на гитаре играет, то в видеозал ходит (открыли прямо в ПСО).

     У нас новость: Лёлю водим  теперь к новой няне — Наташе Феллер. Это сестра Кати Яценко — наших приятелей (те, что с Алтая). Лёле у Наташи нравится, идёт с удовольствием. Наша дочь оказалась дамой с выбором. После Юли Беловой (когда та умерла) Лёля всё спрашивала: «Где тётя Юля? Хочу к ней». Стали водить к татарке, Зина её звать. А у той своих детей двое, и ещё кроме Лёли двух нянчила. Да и грубоватая. Лёля и воспротивилась. Утром прямо в слёзы — не хочет идти. Ну, и договорились с Наташей. У той девочка Света — два годика. Правда, есть ещё и мальчик Костя (4 годика), но он у стариков на Алтае.

     Мама, я высылаю 3 заполненных абонемента, пусть Таня выпишет нам на твой адрес «Комсомолку», «Аргументы» и «Труд», когда приедем, будем читать. А то в киосках нынче газет не купить. Деньги вышлем.

     По вечерам никуда не ходим, смотрим телевизор и читаем, читаем. Газеты, журналы — столько интересного. Пиши, мам, ждём. Крепко всех целуем. Леонид, Люба, Игорь, Лёля. 19.04.89».

     *****

     «Здравствуй, дорогая мамочка!
     Сегодня 2-е мая, заканчивается праздник. А накануне, 29 апреля, пришла от вас из Ермака бандеролька. Подарочки нам всем очень понравились. Особенно была рада Лёлька — такого жирафа у неё ещё не было. Мы пытались навязать ей мысль, что это оленёнок, но она твёрдо стояла на своём — жираф! Теперь лиса, заяц и медвежонок — в сторону, и спать ложится с жирафом.  Лёля на неё говорит «Зирафа*».

     Вчера я с Игорем сходили на демонстрацию. К обеду пришли к нам гости отметить Любе 36 лет! Под вечер в ПСО произошло ЧП — сгорел дом на 8 квартир. От нашего дома стоит через один дом. Главное, в гостях у нас сидели наши приятели Мельниковы, они живут в этом доме. Когда услышали про пожар, хмель у нас как рукой сняло. Все бросились спасать вещи. Вынести успели всё. Кое-что побили, поломали. Что характерно, Мельниковы уже дважды погорельцы. Первый раз лет 5 назад, у них сгорел двухэтажный деревянный дом в Старом Надыме, сгорел полностью, с вещами. А в этот раз вещи спасли.

     В одной из комнат сгоревшего дома пожарники обнаружили мёртвую женщину, наверно, задохнулась. Пожилая. Муж её уехал на рыбалку и ещё не вернулся, не знает о трагедии. От чего загорелся дом, никто не знает.

     Рады, что у Тани решился вопрос с квартирой! Большое это дело! Когда приедем, взбрызнем это событие. Мы новоселья любим. Квартира на ГРЭСе — далековато, но зато своя! Жаль только, что Таня на работе попала под сокращение. Может, найдёт другую работу, будем надеяться.

     Приятно удивились, что Рая и Петр Сергеевы тоже получили квартиру. Нынче прямо квартирный год у родных. Иметь свой угол — это здорово. Мам, попроси Петра, чтобы в нашей квартире, как съедут, замки в дверях не трогал, не портил дверь. Пусть себе купят новые замки, а мы за эти рассчитаемся.

     Мама, напиши, как там в Ермаке с сахаром, а то килограммов 5-6 прихватим с собой, хотя бы чай пить. Я же сладкое люблю.  Как там с маслом? С мясом? С курами? Кстати, тут анекдот услышал. Лежат на прилавке 2 курицы, одна импортная,  другая ермаковская. Импортная хвалится: «Смотри, какая я красивая, вся жёлтенькая, в целофанчике, этикеточка красивая. А ты на кого похожа?» Ермаковкая курочка подумала, подумала и отвечает: «Зато я своей смертью умерла!»

    Ну, что ещё? Володя Муравейников приехал из тюменской больницы. Сейчас он улетел в Пангоды. Глаз у него стал видеть до 60%. В отпуск собираются в июле. А мы отпускные билеты взяли на 15 июня, прилетим все вместе, так решили.  Привет всем. Целуем. Твои северяне. 2.05.89».


     *****

     В Ермак мы приехали 17 июня. Кроме мамы в доме находилась ещё наша белорусская бабушка Шура — Александра Ивановна Сорокина. Она приехала в Ермак из Белоруссии ещё весной, чтобы жить с дочерью. Бабушке в это время исполнилось уже 82 года, возраст довольно приличный. Не каждый человек решится в таком возрасте переехать жить из утопающей в лесах Белоруссии в пустынный, солнечный Казахстан. Но этому была причина. О бабушке Шуре и сложных подводных течениях её взаимоотношений с родственниками расскажу немного подробнее. Но это уже в следующей главе.

     ____________
     *Прошло много лет, в 2003 году наша Лёля успешно окончила школу и поступила учиться в Санкт-Петербургский госуниверситет (который с красным дипломом окончила в 2008 году). Среди многих вещей и книг взяла тогда в Петербург с собой как талисман единственную игрушку — любимого бабушкиного жирафика.

     *****

     Продолжение воспоминаний здесь: http://www.proza.ru/2010/09/03/842


Рецензии
Какие же Вы все молодые и красивые! Невольно вспомнишь:
"Как молоды мы были,
Как молоды мы были,
Как искренне любили,
Как верили в себя".

С уважением -

Анатолий Комаристов   12.06.2015 10:50     Заявить о нарушении
Теперь и в самом деле остались лишь воспоминания...
Благодарю Вас, Анатолий Ефимович, за тёплый отзыв!
С уважением -

Леонид Николаевич Маслов   16.06.2015 10:00   Заявить о нарушении