Дублёр

Вопрос кем быть перед Владимиром Самойловым не стоял. Имя и фамилия обязывали стать актёром. В школе сверстники хотели стать лётчиками, космонавтами, подводниками, а он, играя с девочками в классики, вместе с ними мечтал стать актёром.

Первая попытка поступить в ГИТИс окончилась неудачно, но из Москвы Самойлов не уехал - устроился на киностудию, рабочим по установке декораций.

Год упорного труда никак не повлиял на его творческие способности, и теперь он не поступил уже во ВГИК.

Выполняя обязанности рабочего  сцены, Самойлов не знал, что в данный конкретный момент, на плёнку снимается только действие, озвучивать фильм будут позже, в специальной студии звукозаписи, поэтому постоянно критиковал актёров за плохое произношение, пытался их учить, а иногда и говорить за них. Его возмущало, что во время съёмок сцены любви, актёр говорил своей партнёрше, какие вкусные пирожки испекла вчера его жена.

Обладая отличной памятью, после двух-трёх репетиций Самойлов знал наизусть текст сценария, и удивлялся, за что держат на студии таких бездарных актёров, которые не могут связать вместе трёх слов, а ему, Самойлову, не доверяют сыграть даже второстепенную роль.

Но лучше всего ему удавалось подражать собакам, кошкам и прочим животным. Однажды, когда после долгих безуспешных попыток заставить собаку в нужный момент гавкнуть, режиссёр сдался, решив перенести съёмку эпизода на следующий день, Самойлов так удачно гавкнул за собаку, что рассмешил всех до коликов в животе.

- Да пойми ты, наконец, дурья твоя голова!  Мне не надо, чтобы она гавкнула, мне надо, чтобы она пасть раскрыла, - со смехом объяснял ему режиссёр, - а звук мы запишем потом, в студии!
- Хорошо, я только раскрою рот, а гавкать не буду, - согласился Самойлов, чем окончательно заразил актёров гомерическим смехом.

Для него теперь, по крайней мере, открылась тайна производства фильмов. Он узнал, что можно снять сначала конец фильма, потом середину, а уж затем - начало, причём зависеть это может, от чего угодно: от времени года, от погоды, от сценария, от болезни актёра, или прихоти режиссёра.

Он также узнал, что многое зависит от монтажника: был случай, когда актёра похоронили, а потом убили. После просмотра, монтажёра за это наказали.

Он понял также, что в том шуме и гаме, который царит на съёмочной площадке, хороший звук не запишешь, поэтому, сначала снимают эпизод, а уже позже, в студии, его озвучивают.

Много чего узнал Самойлов за год работы на киностудии. Он понял, что в мастерстве не уступает ни одному, даже великому актёру, но он также понял, что никогда не получит даже самую маленькую роль.

Во-первых, он ежедневно видел, какие баталии идут на студии за эти самые роли, на какие ухищрения пускаются актёры, а, особенно, актрисы, чтобы заполучить роль.

А, во-вторых, на просьбу Самойлова  дать ему какую-нибудь роль, режиссёр просто ответил:
- Я не помню ни одного случая, чтобы рабочий сцены получил роль. Это на заводе ты можешь вырасти, от слесаря, до директора, а на киностудии ты - или установщик декораций, или актёр.

Самойлов после этого разговора перестал подгавкивать на сцене, но тот случай с собакой все помнили, и часто о нём говорили. И, как ни странно, именно этот случай послужил толчком к началу карьеры Самойлова-актёра.

Узнавший о способностях Самойлова звукорежиссёр, пригласил его  на озвучивание фильма, и оставил навсегда в студии. Сначала Самойлов озвучивал кошек, собак, коров, и других животных. Но он знал голоса всех актёров, и произносил их так, что они и сами не могли понять, чей это голос, их, или Самойлова.

Он один, мог озвучить фильм за несколько актёров, как мужчин, так и женщин, а если надо, то и зверей. Причём, он не только произносил слова текста по сценарию, но играл роль, да ещё так, что сходство с оригиналом голоса было столь велико, что многие актёры, со временем, стали доверять ему озвучивать свои роли, разумеется, стараясь сохранить это втайне.

  Самойлова уважали, он хорошо зарабатывал, у него появились деньги, да и от  желающих посачковать актёров, ему тоже немало перепадало.

- Володя, там у меня в конце эпизода две фразы...  так... незначительные... Вот слова, - актёр совал ему в руку бумажку со словами и трёшкой.
- Да знаю я твои слова, всё будет нормально, не волнуйся.

Или:
- Любезный, не соблаговолите ли вы помочь мне в одном деликатном деле...
- Соблаговолю! Но у вас там пять эпизодов, это мне весь день торчать придётся,  - и старый актёр, которому надо было куда-то отлучиться, благодарил Самойлова десятирублёвой купюрой.

Со временем, даже такса установилась за каждое слово, как на последней странице газеты. Он озвучивал фильмы, но никому и в голову не приходило, что актёры к этому не имеют отношения.

Нельзя сказать, что работа дублёра Самойлову не нравилась. Он развил талант имитатора, ему неплохо платили, его любили. Но любили не как актёра, пусть даже и посредственного, а как простого работника, и актёры, сующие в руки пятёрки и десятки, никогда бы не допустили, чтобы фамилия Самойлова значилась в титрах фильма.

Он видел, какие интриги закручивались ради того, чтобы продвинуть фамилию в титрах на две-три строчки вверх, или набрать её более крупным шрифтом. А о том, чтобы выделить её отдельно в начале фильма, они каждую ночь видели сны.

А, чтобы вместо себя, напечатать фамилию какого-то Самойлова, таких снов они не видели.  Поэтому, несмотря на полное благополучие своего пребывания на киностудии,  Самойлов работой не был доволен.  У него было почти всё... кроме славы, или, хотя бы известности.
Он начал задумываться над тем, как бы поизощрённее отомстить бездарным актёришкам, и эту самую известность приобрести.

Случай представился сам собой. Выпускники режиссёрского отделения ВГИКа, в качестве дипломных работ, сняли несколько короткометражных фильмов, с участием знаменитых, и не очень знаменитых, актёров - кого кому удалось бесплатно заполучить - и полтора десятка этих фильмов поступило на студию для озвучивания.

Разумеется, молодые актёры, то есть выпускники ВГИКа, лично являлись в студию, толкались там целыми днями, гордились тем, что снялись в пятиминутном ролике, с удовольствием озвучивали свои роли.

Также, разумеется, что никто из маститых актёров, зная, что, кроме государственной экзаменационной комиссии, эти «шедевры» кинематографии никто никогда не увидит, на озвучивание не приходили. Надеялись на Самойлова. И он оправдал их надежды, причём так, как им не снилось ни в одном кошмарном сне.

Когда начали озвучивать самый важный ролик, - дипломную работу сына Народного артиста П...ва, звукорежиссёру позвонила жена, и он отлучился на неопределённое время. Поскольку, в этом ролике были задействованы три Народных, два Заслуженных артиста, и два обладателя международных премий, на озвучивание никто из них не явился, и Самойлов решил отработать за них самостоятельно, и бесплатно.

Технику звукозаписи он знал, голоса артистов - тоже, а слова лежали перед ним, в виде сценария, на трёх страничках машинописного текста. Фильм назывался «Следствие закончено.  Выводы делать вам». Речь шла о вредных выбросах какого-то завода, которыми была отравлена рыба в реке на протяжении десятка километров.

Самойлов несколько раз перечитал сценарий, просмотрел фильм, принялся его озвучивать. В студии никого не было, ему никто не мешал. На втором экземпляре сценария набросал свой текст, не имеющий ничего общего с загрязнёнными реками, но отвечающий всем требованиям правил дублирования и озвучивания фильмов.  Причём, в уста Народных и Заслуженных артистов, вложил другие слова. В озвученном Самойловым фильме они бичевали директора, но не химического завода, а киностудии.

- Наш директор зазнался, ведёт себя как барин!
- Не понимает значения перестройки!
- В то время, когда страна семимильными шагами идёт вперёд, он топчется на месте!
- Партия и Правительство призывают нас к гласности, а наш директор зажимает критику,  выгоняет неугодных, пригревает своих бездарных  родственников и друзей!
- За два года перестройки мы не выпустили ни одного актуального фильма!
 - Директор развалил знаменитую на весь мир студию, если его не снимут, я уйду отсюда первый! - говорил Народный артист.
- Уходить мы никуда не будем, пусть он убирается ко всем чертям! - вторил ему Заслуженный.
- В наших рядах много молодых, талантливых актёров, которые могут отлично сыграть любую роль, но директор зажимает их за то, что они не пляшут под его дудку.
- Возьмите дублёра Самойлова! Это - самородок, талант, я не раз предлагал дать ему роль, режиссёр был не против, но директор, не согласен.
 - Если он не уйдёт  по-хорошему, мы обратимся в Комитет по кинематографии, там сделают соответствующие выводы.
 И т.д., и т.п.

Самойлов, посмотрев готовый фильм,  работой остался доволен. Получалось так, что, самые популярные артисты Союза, в пух и прах разделали своего руководителя.

В высших инстанциях студийного руководства про талант Самойлова ничего не знали, фильм сочли за чистую монету.

Директор был в шоке. Конечно, он не без недостатков, и молодых актёров притеснял, и критику зажимал, и с гласностью был вообще не согласен. Эта перестройка стояла ему поперёк горла. Но он не ожидал такой атаки со стороны какого-то недоучки! А, впрочем, отец недоучки - Народный артист, член ЦК, в высших кругах вращается, вполне может метить на его место... Да, перестроились... Устроишь разнос - скажут, критику зажимает...  Спустишь на тормозах - создашь прецедент, вообще на голову сядут... Да и неизвестно, как высшее начальство отреагирует...  Вдруг там всё согласовано? Режиссёр, конечно,  сопляк, но папа его в депутатах ходит, член ЦК, Народный артист... Против него не попрёшь... Если умно себя повести, можно, хотя бы, в замах остаться, а наломаешь дров - улетишь в Тартар...

Пауза затянулась. Все ждали реакции директора. И он решился:
- Да, тяжело признавать свои ошибки, но когда-то это надо делать. Молодой режиссёр достаточно смело указал на них.  Спасибо перестройке, которая раскрепостила творчество масс, вдохновила на откровенный разговор, - и так, в течение десяти минут, за которые директор признался во всех грехах, как тех, которые были, так и тех, которых не было, и о которых никто не знал.

Он выступил, как всегда, не лучше и не хуже, с той лишь разницей, что раньше он говорил такое о других, теперь - о себе.

Фильм единогласно одобрили, рекомендовали к защите в качестве дипломной работы выпускника режиссёрского факультета ВГИКа, П...ва.

П...в узнал о феноменальном успехе своего фильма, не будучи на просмотре, поэтому смотреть его не стал. Знал назубок каждое движение, каждую реплику, каждое слово: ведь это была его первая работа в качестве режиссёра. Будущего режиссёра! Он явился на защиту дипломной работы, ничего не зная о проделке талантливого дублёра Самойлова. Рецензии и отзывы на его фильм отличные, он был в прекрасном настроении.

Первые фразы, произнесенные с экрана его отцом, Народным артистом П...вым, повергли его в шок.

А дальше было ещё страшнее!  Получалось так, что за пять минут экранного времени, он разбил в пух и прах всю советскую систему кинематографии, вскрыл коррупцию, блат, протекционизм, панибратство, поведал об устроенных по знакомству бездарных режиссёрах, бесталанных актёрах, перекочёвывающих, по воле руководителя студии, из фильма в фильм, в то время, как такие гениальные люди, как дублёр Самойлов, прозябают на второстепенных, низкооплачиваемых должностях.

И, заметьте, говорили это не какие-нибудь бездарные прихлебатели, а Народные и Заслуженные артисты, и не где-нибудь в курилке, а с экрана фильма! А его отец, Народный, член ЦК, депутат, дипломант, лауреат и прочее, и прочее, заканчивая фильм, сказал:
- Мы провели большую работу по вскрытию недостатков. Следствие закончено. Выводы делать вам!

 Это были единственные слова, которые Самойлов оставил без изменения.

Сидящий в первом ряду малого кинозала ВГИКа  выпускник П...в, потерял сознание. Очнувшись от шквала аплодисментов, долго не мог ничего понять.

Когда шёл к столу президиума, принимать поздравления с успешным окончанием института и получением диплома, руки тряслись, ноги были ватные.

Вырезки из многотиражки:
«За короткометражный фильм «Следствие закончено. Выводы делать вам». Режиссёру П...ву дали первую премию среди дипломных работ в номинации «Самый актуальный фильм перестройки».

«Изложенные в фильме факты, при проверке подтвердились. Директор киностудии с занимаемой должности освобождён, переведен заместителем директора.

«Директором киностудии назначен Народный артист СССР П...в».

«За участие в создании фильма «Следствие закончено.  Выводы делать вам», звукорежиссёру выдали премию в размере 100 рублей». 

«Дублёру, Владимиру Самойлову, дали роль в одном из фильмов, которую он исполнил блестяще.  Режиссёром этого фильма выступил молодой, талантливый выпускник ВГИКа, П...в».

Слухи:
«Из полученных ста рублей премии, звукорежиссёр 50 рублей отдал Владимиру Самойлову».
«Владимира Самойлова выдвинули, как родственника того самого Самойлова».

Насколько мне известно, ему так и не удалось доказать, что карьерой он обязан не фамилии, а исключительно своему таланту актёра. Я же от себя добавлю: дублёра и интригана!

Подарок   http://www.proza.ru/2010/05/05/298


Рецензии
.
Гаже человечков, чем актёры, встретить трудно,
разве что журналисты...

С уважением

Надежда Андреевна Жукова   19.04.2019 17:03     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.