Сити гид в Алма-Ате

Сначала было слово (с).

Вы знаете, где в Алматы есть улица Альдара Косе или Шалом Алейхем? Я нет, потому что для меня города ниже улицы Ташкенской просто не существует. Я одна никогда туда не поеду, потому что просто не знаю. А если меня оставить одну в закоулках Малой Станицы, или Нижней Пятилетки, без всякого преувеличения скажу, что я там останусь жить. И это в любимом и родном городе, имея водительский стаж более 10 лет. Родственники часто шутят надо мной – Ты ездишь только по прямой и по центральным улицам.
И я такая не одна….В незнакомом районе, особенно в частном секторе, меня часто охватывает самая настоящая паника – Где я и как отсюда выехать?!

Сначала, пытаясь разобраться в многочисленных навигаторах и программах, к ним, хотелось бы прояснить один немаловажный момент. Зачем нужны эти самые навигаторы?
Ответ, кажется, лежит на самой поверхности, но…

Самая большая проблема  в том, что большинство людей, покупая навигаторы не понимают,  для чего им это нужно. Очень часто складывается такая ситуация, что человек покупает дешевый навигатор на базаре (для них это первый навигатор в жизни), с кривыми, ломанными программами, пользоваться которыми неудобно, а иногда просто невозможно. Человек начинает нервничать, его трясет и колотить от злости, до такой степени, что навигатор летит в стену. При этом большинство пользователей считают, что это нормально. Когда начинаешь разбираться, а что для вас это «нормально» оказывается, что если человек видит свое местоположение на карте города в 200-х метрах от настоящего места – он уже рад до смерти и считает Это чудом и колоссальным прогрессом. Люди не понимают, что от пользования легальной программой можно получать гораздо больше удобств и тем самым существенно облегчить себе жизнь.

В России навигаторы в жизнь автолюбителей вошли давно. У нас же этот процесс находится на зачаточном уровне. Разница между нами и россиянами колоссальная. В вопросе навигаторов и правильно прорисованных карт мы отстаем на 3-4 года, если не на все 5 лет. Например, читая российские форумы видишь обсуждения о том, что такой – то переулок не нарисован, что пробка неправильно указана, у нас же идет обсуждение на тему - А есть ли вообще этот город на карте?!

Навигатор это не просто красивая, стильная игрушка показывающая вам стрелкой ваше местоположение на картой. Ура, я приехал!

А то, что навигаторы могут существенно сокращать ваш маршрут, прокладывать дорогу в объезд пробок, перекопанных улиц и тд – над этим мало кто задумывается.
Если говорить глобально, то 90% территории Казахстана – это степи, горы, леса. Мы не урбанистическая страна, между города существенные расстояния, и очень низкая плотность населения. Соответственно, человек живущий в мегаполисе «рвется на волю».
Казахстан имеет глубокие исторические корни, на его территории происходило сотни важных событий, находятся большое количество культурных памятников, о которых мало кто знает. Люди порой не просто не знают, где находится могила Абая, но не знают, где находится городок Зайсан и десятки ему подобных.

Люди ездят по работе, или просто путешествуют между городами, не зная про более удобные объездные трассы или ответвления дорог. Смешно, но мы сами несколько раз терялись без навигации ночью в казалось бы маленьком города Талдыкоргане, когда не у кого спросить дорогу. Смешно, но в этом случае не помогала и поговорка- Язык для Киева доведет.

Если у вас в навигаторе стоит качественная карта с качественной программой – проблем никаких нет. Садишься и едешь в тот город, куда тебе нужно. И вот здесь задача навигационной программы дать тебе нужный уровень сервиса, актуальную дорожную информацию, актуальные карты, а не те, которые были выпущены в 1987 году, указать как можно больше точек- заправок, кафе и тд. Чтобы пользователи могли спокойно рассчитать количество топлива. Получается обширный информационный справочник, спрятанный в маленькой коробочке, вместо твоего языка.

Возвращаясь к тому, что вокруг нас достаточно много уникальных природных мест, мы не знаем к ним дороги, не знаем как удобнее и быстрее доехать. Мир может быть гораздо шире с навигационными приборами, чем люди привыкли видеть.
Мир без навигации – это шоры, которые необходимо снять.

Почему иностранцы, которые приезжают в нашу страну, они сразу же покупают карты Казахстана и отдельных городов в свои навигаторы. Они привыкли к этому виду сервиса, путешествуя через всю Америку или Европу без особых проблем. Иностранцы не привыкли тратить время, колеся по району, расспрашивая бабушек на лавочках, чтобы найти нужный дом или офис. За них все это делает навигационная программа. Это норма жизни, а не чудо, как воспринимают навигаторы наши  водители.

Вот вы знаете, что в Алма-Ате появился новый микрорайон с многоэтажными домами- Кокжиек? И как туда доехать?

В Казахстане ситуация с названиями населенных пунктов, домов, больниц и тд коренным образом меняется в лучшую сторону. Все переименования улиц в больших городах, появления новых коттеджных городков, магазинов, оптовых рынков и тд.  Это находит отражение на новых картах программы Сити гид. Обновления происходят через Интернет практически в режиме реального времени, если у вас навигатор с модулем выхода в глобальную сеть. Пользователю не требуется заходить на сайт, скачивать новые карты, что-то переустанавливать. Это настолько удобно, что возникает резонный вопрос – почему у нас так трудно входят в жизнь навигаторы? Даже если и входят – то люди не спешат пользоваться очевидными преимуществами.

О популярной и нужной программе Сити-гид мы беседуем с Василием Романовым, исполнительным директором компании Автоатлас кз, производящей карты для этой программы.

ВР- Если человек говорит, что ему не нужна городская навигация он либо лукавит, либо никогда ей не пользовался. Человек привык либо ездить пусть неудобными, но привычными маршрутами, либо колесит кругами по кварталу, разыскивая нужный адрес. Причем, как спрашивать? Вот, к примеру, открыли новый магазин Прайм. У кого спрашивать – у бабушек на улице? Вот в эти моменты навигация является помощником.

Второй момент, в котором я неоднократно убеждался - навигация нужна девушкам, особенно тем, кто недавно сел на руль. Когда нужно ехать в незнакомее место без навигации намного сложней. При нашем плотном потоке навигаторы позволяют полностью сосредоточиться на дороге и управлении автомобилем. Назвали прибору точку старта и точку финиша и поехали. Навигатор позволяет девушкам обрести настоящую свободу, и ни от кого не зависеть.

В программе Сити-гид карты меняются постоянно,  они дорабатываются и улучшаются. Сейчас специалисты компании работают над моментом, под названием- «Правило последней мили». Дорисовываются въезды во дворы,  чтобы подъехать к объекту так, как нужно. Понятно, что это очень облегчает жизнь пользователям этой программы.

Навигатор на дороге делает за нас многое, но нельзя ему доверять безраздельно. Не так давно был случай, когда в Польше утонула машина одной девушки, только потому, что навигатор показал ей поворот,  а там была река. Девушка тупо поехала вперед и…
Есть классическая фраза – «Включая GPS, не выключай мозги».

ВР  - GPS – это ваш ассистент, это помощник, но никак не основная голова. Если программа говорит вам «Поверни налево», а вы поднимаете голову и видите знак «Только прямо», то вам и нужно ехать прямо. Далее навигатор сам скорректирует дальнейший маршрут. Нет идеальных карт, их в принципе не существует ни  в одной программе. Даже в Европе не бывает идеальных карт, потому что по всему мира все время меняется система организации движения, какие-то улицы становятся односторонними, запрещаются повороты и тд. Да, в Европе карты гораздо качественнее, потому что последние лет 15-ть, они активно занимаются создание дорожных карт. Мы занимаемся последние 5 лет.

Без навигации можно прожить в современном мегаполисе, но это будет неудобно и давайте все же доверять работу прокладывания маршрутов профессионалам. А в нашем случае профи- это различные навигаторы. Пусть за вас приборы просчитывают маршрут. Вы же следите за дорогой, перебегающими пешеходами, следите за знаками, а не думайте от том, как попасть в нужный закоулок, или выехать из неожиданного тупика.

ВР – Конкретно переходя к программе Сити-Гид, что нам дают постоянные обновления. Стала вечером улица односторонняя, у пользователей утром в навигаторах проложен новый маршрут до работы с учетом этого изменения. Пользователи ничего и не заметили. На сегодняшней день такую услуги предлагает только Сити-гид. Можно смело говорить об эксклюзиве. Наша платформа позволяет это сделать. Мы ее не разрабатывали с нуля, мы являемся партнерами питерской компании. Мы только создаем под нее карты.
Сити-гид проложит вам маршрут с учетом пробок или предложит вариант объезда.

Сити-гид это интеллектуальная система, которая «понимает» - где пользователь просто остановился, где снизил скорость, а где возник реальный затор, как давно проехал по этой улице предыдущий пользователь.
Программное время жизни пробки – 30 минут. И хотя на самом деле пробка может еще не рассосаться, программа может проложить маршрут в эту мнимую пустоту.
Чтобы этого не случилось, в жизнь вступает программный интеллект, собирающий статистику и обрабатывающий ее.

Если делить навигацию по типам, то есть навигаторы, которые пользуются простыми растровыми картами, на нем есть стрелка, показывающая ваше положение на карте и все.

Второй тип программ – это векторные карты, которые умеют маштабироваться, показывать большое количество поинтов, учитывают направление движения и тд.

И третий тип – это интеллектуальные программы, которые имеют обратную связь через интернет и максимально быстрые обновления.

ВР – программа Сити-Гид единственная на сегодняшний день, на картах которой закрыта перекопанная улица Алтансарина и проспект Байтурсынова. Как только эти улицы откроют, программа тут же изменит карты. Наши пользователи первые узнали о том, что была открыта развязка на Альфараби-Джандосова. Очень хочется донести до людей мысль о том, что навигация – это не красивая игрушка, она реально приносит пользу, облегчая нашу жизнь. Если взять всех обладателей навигационных приборов в Казахстане, то реальных, продвинутых, грамотных пользователей, использующих все возможности программы - процентов 5-7.

Карты для Казахстана в программе Сити-гид рисуются по областям, и продаются так же. Цена одной карты для любимого типа железа - 7500 тг. Это подробные карты, «боевые»
В компании есть и бесплатные карты, так называемая Лайт версия. На них есть основные дороги, прекрасно прорисованные города. Не работает только поиск по номеру домов и нет точек интереса. Такие карты удобны для путешествий, когда вы пересекаете много областей. А вот если вы остались на год работать в Актау или Атырау или в Петропавловскую область– здесь вам поможет полновесная боевая карта города.
Карты Лайт помогают пользователям почувствовать вкус навигации, ее прелесть.

ВР – что касается карт для бездорожья. Хочется сказать о том, что мы живем в регионе, по которому хочется путешествовать и любой человек, владеющий джипом – по своей сути авантюрист. Для них, наверное, никогда хороших карт не будет, иначе сама идея «вне дорог» отпадет, как класс.  Мы ориентируем Сити гид на массовые автомобили. Это первостепенная задача. Процент отъявленных джиперов, считающих, что дорога там, где я могу проехать, не высок и делать заточенность под них… Мы не видим в этом смысла, потому что это огромнейшие затраты, огромный объем работы, который фактически никогда не окупится. Тут лучший вариант – установить карты Сити-гида для города и Ози эксплорер для езды по бездорожью, что многие пользователи и делают. Ози эксплорер является вспомогательным средством не заблудиться за счет того, что карты достаточно высокого качества.

Основная задача карт Сити-гида – Люди должны знать страну, в которой они живут. Они не должны чувствовать себя здесь гостями. 

Если человек решил купить навигационный прибор – первое, что он должен понять – зачем ему этот прибор. Ведь у каждой железки есть свое предназначение.
По ценам на железо можно сказать так- Нет преград для героев. От 30 000 до 100 000 и далее до бесконечности. Многие продавцы навигаторов считают, что свыше 100 000 – это уже идут понты. Лучше деньги вкладывать в софт.
На китайской барахолке можно найти навигаторы и за 100 долларов с ломанными программами Сити-гид, работающими криво и крайне нестабильно. Такие карты не обновляются. Нет никакой техподдержки, никакого сервиса.  Потом возникают вопросы на форумах из разряда – Купил на Яляне навигатор, где взять карты?!
А вот уже и нигде….

Что такое навигатор в телефоне?

ВР – Я считаю, что это не навигатор. Это вспомогательная вещь с функцией навигатора. У вас работает навигатор, но если в этот момент раздается звонок – карта исчезает и можно уехать не туда. Не приди этот звонок – можно доехать точно. Если у вас сотка с навигатором одна, на которую часто звонят – толку от такой навигации  мало. Даже маленький экранчик – это не самый большой минус, потому что программа навигации ведет вас голосом. Из плюсов – в телефоне есть интернет, что позволяет программе постоянно обновляться и не нужно покупать дополнительное устройство. Залил карты в телефон и все.

Если у человека один навигатор на несколько машин, или нужен на семью, то предлагаются съемные навигаторы, которые можно легко переставлять, типа PNA (Personal Navigashin Assistans). Свой сотовый телефон  вы же не дадите жене или мужу, чтобы он поехал в незнакомый район, а вот съемный навигатор- легко.

Третий тип навигаторов – это которые встраиваются в автомобиль с большими экранами и на которые можно поставить до 15-ти разных программ.

Сити гид и Ози эксплорер – это самая реальная работающая связка программ на сегодняшний день.

ВР – мы называем наши карты- Дорожными картами. То есть там где есть понятие «дорога» - мы ее наносим на карту.  Законодательной базы КЗ на сегодняшний день хватает, чтобы бороться с воровством, взлом и распространением ломанных карт, просто компании не хотят этим заниматься. Или воспринимают это, как бесплатное бета-тестирование. Большой процент людей после этого переходит на легальные, правильные карты, когда понимают их удобства и преимущества.

Если говорить правильно, то программа – это приложение к карте. А железо – это уже приложение ко всему остальному. Чем качественнее карта – тем меньше претензий к программе.

На навигационном рынке Казахстана и Алматы существует 4-5 игроков. Это компания Казнави, компания Штурман, которая представляет Навител, компания Гайджет с Автоспутником, компания Басар- это Гармин. Всего 2 компании имеют в КЗ официальные лицензии на производство карт – Гайджет и Автоатлас кз.

Карты Сити гида охватывают не только Казахстан, но и Ташкент, Бишкек, побережье озера Иссык-куль. По картам спокойно можно путешествовать по России.

Вместо послесловия. Как выяснилось чуть позже, я целый год прожила в паре метров от улицы Шалом Алейхем. Мы не знаем свой город.


Рецензии