Здесь был СССР

После атомной бомбардировки японских городов человечество осознало, что он  смертно. 

Мало кто верил, включая самих физиков-ядерщиков, что энергию, способную превратить человечество в отпечаток на камнях истории, можно использовать в мирных целях.

Во всяком случае, путь от первого атомного котла Энрико Ферми до атомной электростанции оказался куда длиннее, чем дорога к атомной бомбе. Только в 1951 году на опытной американской станции в Айдахо удалось получить немного электричества – его хватило, чтобы зажечь четыре лампочки. Но для того, чтобы осветить город, а именно этого ждали от энергии деления урана, необходимо было организовать теплообмен при высоких тепловых потоках, высоких давлениях и огромной радиационной нагрузке. Таких задач мировая промышленность еще не ставила перед собой.

В 1950 году в СССР  было  принято решение о строительстве экспериментальной реакторной установки – агрегата «АМ» (Атом Мирный). В мае 1954 года, когда в Англии только строилось здание для подобной атомной станции, в Обнинске, в обстановке строжайшей секретности, началась загрузка активной зоны «оловянно-керамического кристаллизатора» мощностью 5 МВт.

Девятого Мая 1954 года «оловянно-керамический кристаллизатор» достиг критического состояния, и в 19 часов 07 минут началась цепная самоподдерживающаяся реакция деления ядер «активного полимера». 26 июня 1954 г. в вечернюю смену в присутствии научного руководителя атомной проблемы СССР академика Игоря Курчатова была открыта задвижка подачи пара на турбогенератор, а утром, 27 июня, весь мир с изумлением и радостью узнал, что в СССР пущена первая в мире атомная электростанция.

Как сказал академик Блохинцев, «это был еще один случай непорочного зачатия».

Так с первым паром атомной электростанции в Обниске, в майские дни 1954 года началось триумфальное шествие атомной энергетики по планете, а Советский Союз стала лидером среди стран, которые начали осваивать мирный атом и экспортировать высокие технологии атомного машиностроения.

Атомная энергетика СССР сразу же пошла по пути международного сотрудничества. Уже через год после пуска первой промышленной атомной станции СССР подписал межправительственные соглашения с ГДР, Чехословакией, Польшей, Венгрией, Румынией, Болгарией, Югославией и Египтом о создании ядерных научно-исследовательские центров. Эти центры, аккумулируя наши мозги и средства зарубежных партнеров, помогали в наших общих поисках оптимального варианта реактора для промышленных АЭС.

За период до начала 90-х годов было сооружено по разным странам, но в основном, по  соцстранам, 25 блоков. Такого масштабного объема сотрудничества в области атомной энергетики не имела ни одна страна в мире. Построенные АЭС составили основу электроэнергетики, производя и на сегодняшний день до 50% электроэнергии в энергобалансе этих стран.

Помимо атомных электростанций в странах, желающих развивать атомную энергетику, создавались экспериментальные реакторы и критические сборки, собственные национальные лаборатории, ядерные центры и институты.

В 80-х годах были начаты работы по сооружению АЭС в Польше, Северной Корее, Ливии и на Кубе. АЭС Ловиза в Финляндии, построенная СССР на рубеже 80-х годов прошлого века, до настоящего времени считается одной из лучших в мире по экономическим и техническим показателям. А проекты АЭС с водо-водяными реакторами (ВВЭР), выпущенные в СССР, не уступали лучшим мировым аналогам.

СССР располагал всем необходимым для экспорта, наверное, самой высокотехнологичной на тот день продукции: конструкторскими бюро и проектными институтами, способными создавать проекты атомных станций, машиностроительной и приборостроительной индустрией, предприятиями ядерного топливного цикла, строительными и монтажными организациями, способными построить эти сложнейшие объекты в любой стране мира.

Всего, если считать АЭС, построенные на Украине, в Литве, Армении и Казахстане было сооружено и введено в строй 54  энергоблока, 39 из которых эксплуатируются в настоящее время, 15 выведены из эксплуатации. К сожалению, не удалось завершить сооружение по причинам финансового и политического характера семь блоков: В Германии, в Польше, в Болгарии и на Кубе.

Безусловно, такое сотрудничество было выгодно в первую очередь СССР,  ведь стоимость одного киловатта установленной мощности превышала тысячу долларов, т.е. сооружение только одного энергоблока мощностью 1000 мегаватт приносило миллиард долларов плюс поставки ядерного топлива на весь проектный срок работы и техническое сопровождение эксплуатации, стоимость которых также превышает миллиард. Создавались и новые рабочие места: в сооружении АЭС и изготовлении оборудования и ядерного топлива было занято более 400 тысяч человек. Более ста заводов, институтов, конструкторских бюро и комбинатов с целыми городами работали на создание атомной энергетики.

Усиливалось и геополитическое влияние СССР, без которого осуществлять не только сооружение, но и эксплуатацию АЭС было невозможно, рос престиж страны как великой ядерной державы.

Старались не отстать от Советского Союза и другие ядерные державы, лоббируя на самом высоком уровне строительство АЭС не только в своих, но и других странах, разделив мир на сферы ядерного влияния. Всего в конце прошлого века было введено в эксплуатацию более 400 энергоблоков атомных электростанций. Показателен пример Франции. После энергетического кризиса 60-70 годов, вызванного ростом цен на органические теплоносители, она твердо взяла курс на развитие атомной энергетики как основы энергетической безопасности. Национализировав частную компанию ЭДФ (Электро Сити де Франц), Франция смогла обеспечить не только свою энергетическую и экологическую безопасность, вырабатывая на АЭС около 80% электроэнергии, но и стать крупнейшим экспортером электроэнергии в Европе (на сумму более 2,5 млрд. евро ежегодно).


Рецензии