Цифровая публицистика Digital Publicism

Проблематика жанровых особенностей в интернете. Экранная публицистика.

    В связи с событиями на Кавказе в ночь с 7 на 8 августа 2008г. (т.н. «пятидневная война»), появилась необходимость как-то досконально разобраться в вопросе: что же было и чего не было, что выдумано и сфальсифицировано (фото, видео), а что оставлено за кадром, газетной публикацией? К сожалению, ТВ и печатные СМИ из-за формата, жесткой редактуры (и цензуры) не всегда добросовестно освещали события, - либо журналисты готовили одно, но в эфир попадало нечто другое, - ненужное выкидывалось, вырезалось, либо видеоряд не соответствовал (даже мог противоречить) смыслу читаемых слов за кадром. Интернет дает возможность в режиме он-лайн обсуждать события, обмениваться информацией, искать и выкладывать файлы на определенном сетевом ресурсе (будь то форум, блог или что-то другое), т.е. быть достаточно демократической средой для поиска и отбора нужной информации.

     Я видел подборки фотодокументов, видеороликов (с места события), но все это касалось больше фактологических данных. Не хватало исторических документов, выяснения причин конфликта, что же было до его начала? И здесь велся поиск архивных документов (в Интернете, уже оцифрованных, поскольку у меня нет физической возможности бывать в нашей главной  библиотеке страны и посещать различные архивы). Так как оцифровка документов (вообще, любых артефактов, начиная с музейных экспонатов и заканчивая редчайшими рукописями) в нашей стране напоминает больше скорость улитки, чем локомотива, то особо многого не удалось «раскопать». Но кое-что все-таки было найдено. Присовокупив новые видео и фотодокументы, а также материалы еще неизвестные широкой публике, думаю, что внес посильную лепту в опровержение некоторых популистских заявлений, утверждений, и несколько систематизировал имеющийся материал для ознакомления с ним мировой общественности, правда, без перевода на иностранные языки. В статье основной упор был сделан на официальные документы, конкретные видеоролики, конкретные фотографии, без всякого голословия типа: «мне говорили», « кто-то что-то видел/сказал/ передал/» и т.д., я следовал только документам, их анализу, достоверности, информативности, из каких рук передана она (из первых или из вторых). Даже пришлось отойти от первоначальной задумки: вести монолог от первого лица, дополняя текст гиперссылками на документы, ибо могли обвинить в домыслах, слабой опоре на источники, так что, пришлось оставить минимум комментариев, указав конкретные пункты и параграфы, на которые я обращаю внимание. Для тех, кто желал лично удостовериться и разобраться в документах – приводил активную ссылку на каждый документ, чтобы была возможность персонально ознакомиться с материалом (самостоятельно трактовать и оценивать), ознакомиться с международной политической организацией, вроде ОДКБ, и всей её документацией. Подобные аналитические авторские статьи, за неимением точного определения, я именую «экранной публицистикой». В данном случае информация передается с помощью экрана.

      Поскольку Интернет на постсоветском пространстве появился совсем недавно – в России с 1993г. (не знаю почему, но так принято считать), а Сеть пользователей активно стала расширяться только после 2000г. – жанры и определения еще расплывчаты, да и ничего толкового про экранную публицистику, применительно к ПК и Интернету, вооружившись поисковиками, так и не нашел. Понятие используется в отношении документального кино и теле - фотожурналистики. На мой взгляд, экранная публицистика в интернет-формате может существенно отличаться от печатной, теле-видео и фото продукции, совмещать в себе все упомянутые виды, дополняя их существенными плюсами: относительно быстрая публикация и доступность всем интернет-пользователям. Таким образом, я бы предложил «экранную публицистику» в интернете характеризовать как «электронную публицистику», впрочем, не исключаю и более подходящего названия, ведь информация может передаваться и храниться в оцифрованном - электронном виде.

     «Электронная публицистика» весьма полезна не только для аналитических статей, привлечения кино-фото и текстовых документов, но и для научно-популяризаторской деятельности. В отличие от печатных изданий, где может поместиться приемлемое количество листов и фотографий, иллюстраций, карт, схем, малой объемности видеоносителей, в жанре «экранной публицистики» объем информации может быть достаточно высоким, имеется возможность пользоваться активными ссылками, перемещая читателя-посетителя на нужный ресурс хранения информации. Помимо всего прочего, насколько позволяет формат интернет-ресурса, есть возможность вставлять видеоролики, дополнять материал различного рода таблицами и графическими изображениями, в конце концов, иметь обратную связь с читателем, обсуждать и вносить коррективы-изменения в он-лайн режиме.

     Вместе с тем, появляется возможность публикаций просветительских статей, научно-популярных очерков с доступностью ознакомления с библиографическим, документальным материалом, который указан в ссылках. Достаточно пройти по ним, чтобы ознакомиться с публикацией, информацией, указанной в источниках. Имеется ввиду фото-видео-текстовая документация, с включением различного рода таблиц и графиков. Если в книжном варианте следуют сноски на научные труды и архивные данные, и мне, например, нужно достать эти книги и побывать в обозначенных архивах, то, с подключением к Интернету, такая надобность отпадает. Не выходя из дома, я могу почитать документы, посмотреть артефакты, изучить опубликованные работы и т.д. и т.п., и сделать соответствующие выводы. Все, как говорится, под рукой. Перед нами открываются далеко идущие перспективы в научно-просветительской и публицистической деятельности.

     Подытоживая статью можно сказать: сетевая публицистика приобретает характерные особенности, отличающие ее от любого другого вида публицистики: печатной, фото- и телевизионной. Можем ли мы с уверенностью говорить о появлении нового жанра, совмещающего в себе объемность передачи информации: наглядность и многомерность (мультимедийность), т.е. использование текста, звука, фото, видео, графики, с высокой степенью доступности и интерактивности или же нет? Если да, то, как её называть, "электронной публицистикой", цифровой или каким-то другим, более подходящим словосочетанием?
                2 сентября 2010


Рецензии
Да в интернете столько же правды, сколько и на телевидение.

Игорь Леванов   02.09.2010 16:20     Заявить о нарушении
Здесь немного не том - правда или нет. А формат, отбор информации самим посетителем. Если в книге автор о чем-то рассказывает и для наглядности приводит карты,иллюстрации, ему требуется большой объем листов, приходится делать сноски (в сети-публикации можно сразу прочитать сноску перейдя по ссылке, дополнить текст видеоматериалом. Допустим, рассказывая для школьников,либо просто интересующимся людям, о ВОВ в книге много не укажешь и не покажешь для наглядности, чтобы на посетителя как-то воздействовать для большей понятливости, кинохроника могла бы в этом случае послужить хорошей иллюстрацией, тем более, что подростки в последнее время не очень любят читать.
Моя статья по "5 дневной войне" - повод для написания этой статьи.

Спасибо за отзыв.

Лев Агни   02.09.2010 16:38   Заявить о нарушении