183 письма с Севера. 1988 год. Главы 70-72

На фото: моя тёща - Любовь Максимовна (слева) и мама - Бронислава Яковлевна (к главе 72).


Глава 70


     «Мамочка, дорогая, здравствуй!
     Письмо твоё получили. Вот так незаметно и наступил Новый, 1988-й год. Встречали его в кругу своей семьи. После 12 ночи в гости к нам неожиданно пришли Коля и Катя Яценко (мы тебе о них рассказывали, они из Алтайского края, но считают нас земляками). Ёлочка выглядела красиво. Рядом поставили свечку и бутылку шампанского. Лёле всё интересно: когда ёлочку наряжали, от радости прыгала. В эти дни допоздна не можем уложить её спать.

     Кроме твоего, было поздравление от бабушки Шуры из Борковичей, и письмо от тёщи. Болеет. Тёща в своём письме просит, чтобы мы выслали для неё соковыжималку. Хочет делать сок. У тебя, мама, твоя соковыжималка сейчас пока стоит без дела, дай её попользоваться тёще. Боимся, что от нашей, пока она дойдёт до Ермака, останутся одни черепки. А летом мы её привезём.

     Погода в эти дни в Надыме хорошая, морозец не ниже 15 градусов. Вечерами гуляем с Лёлей.  Нагуляется — щёки раскраснеются, ну кукла и кукла! Кстати, о куклах. У неё их несколько штук. Но любимых две — Катя и Наташа. Без них спать не ложится. По отношению ко сну Лёля у нас, как и я, — совёнок: вечером не уложить спать. Люба уже спит, а Лёля всё гулькает, кукол ворочает. (Я в это время читаю на кухне, почты приходит много). А утром дочурка стала подниматься с неохотой. На горшочек ходит хорошо. Не помню случая, чтобы были мокрые колготочки. Любит книги, и особенно любит их разрисовывать. Прямо беда. Показал ей буквы «А», «О», «И». Как книжку увидит, в заголовок пальчиком тычет и говорит: «А». И что самое интересное, указывает именно на «буки А» (так говорит). Знает много слов. Последнее время любимыми стали такие: «Не коцю» (не хочу!), и уже ясно произносит «не буду»! С характером дочурочка!

     Игорёк сейчас на каникулах, а мы с Любой с 4-го января на работе. Сегодня 7-е января. Мне на работу во вторую смену, вечером. Люба приходила на обед, к двум часам ушла в контору. Игорёк улёгся на диван, и читает «Крокодил», это у него самый любимый журнал. Лёля у нянечки.

     С 11 по 14 января Люба полетит в командировку в Сургут с отчётами. За хозяйку останется Тома. Правда, из блюд она умеет готовить только яичницу, но, даст Бог, не помрём с голоду.

     Мы очень рады, что Саша и Наташа получили новую трёхкомнатную квартиру. Поздравляем их с новосельем. В отпуск приедем — зайдём к сестрёнке в гости.
    Пиши, ждём ответа. Обнимаем тебя. Твои Леонид, Люба, Игорь, Лёлечка. 7.01.88».

     *****

     «Мамочка, здравствуй!
     Время летит, вот уже и январь на исходе. Наша жизнь идёт своим чередом. Люба съездила в Сургут, отчиталась. Прилетела рано утром, мы с Лёлькой ещё дрыхли. Привезла детям гостинцев, а мне — пива (в Надыме пива в продаже нет — не привозят, такой вот странный город).

     Игорь ходит в училище, учится ничего. Лёля здорова. Любит гулять на улице. Чтобы не простудить ей лёгкие, гуляем, когда на улице не ниже 15, при более низкой температуре выводим гулять её на веранду. С улицы приходит — щёчки как яблочки горят.

     Хочу похвалиться: на днях в местной газете был помещён снимок с моей физиономией. А внизу небольшая заметка с довольно лестными словами, мол, Леонид Николаевич не только хороший сварщик, но и большой любитель и популяризатор книг. Повторять текст не буду, высылаю тебе газетку. Читай сама. Фотографировал меня репортёр Женя Быстров (Тверской), вот теперь я прославился на весь Надым.

     Мама, ждём ответа. Целуем крепко. До свидания. Твои дети и внуки. 23.01.88».

     *****

     «Дорогая мамулечка, здравствуй!
     Целый месяц не было от тебя из Ермака никаких вестей. Я даже телеграмму дал. Уже и дни рождения у меня с Игорем прошли, наступил март. И вот сегодня, 7 марта, пришла почта, а там твоё письмо с поздравительными открытками для меня и Игорька. Спасибо за поздравления, очень приятно.

     Посмотрел на конверт, вернее, на штемпель и глазам не поверил: из Ермака отправлено ещё 5 февраля (письмо написано 2-го), пришло же оно в Надым только 7 марта. Шло больше месяца! Это что же — почта бастует, что ли? Вот тебе и перестроечные веяния...

     Наши дела идут нормально. Отметили свои дни рождения. Мне — 41 год, Игорюшке — 16 лет. 3-го марта Игорь получил паспорт. Взрослеет. Вытянулся. Ходит играть в эстрадный оркестр. Играет на барабане, получается неплохо, слух есть.

     Лёлюшка тоже растёт. 2-го марта ей исполнился 1 год и 11 месяцев. Уже лопочет вовсю. Такая же шалунья. Книжки любит. Как прихожу с работы, сразу забирается на кровать и ждёт, когда начну читать ей книжку. Особенно любит рассматривать картинки. Перед тем как  садиться кушать, Люба говорит Лёле: «Иди, зови папу». Она бежит ко мне и зовёт: «Папа, ди кусить». А один раз подбежала и строго так говорит: «Папа, ди сюда». Я понял, что меня зовут кушать. Довольно чётко говорит много слов. На головке появился ёжичек — после стрижки стали отрастать волосики.

     Тамара ещё в январе получила общежитие. Приходит к нам раз в неделю, к выходным. Лёлька любит её, радуется, когда увидит. Сегодня Тома пришла в обед и попросила помочь купить ей телевизор. Она с подружкой берёт чёрно-белый за 200 р. Купили «Рекорд». Показывает хорошо. Живёт Тома в 5-этажном общежитии на 4-м этаже. Им на двоих дали в 3-х комнатной квартире одну комнату. Чисто там у них и уютно. Завтра, 8-го Марта, Тома придёт к нам на весь день, будем отмечать праздник. Люба  сделает пельмени. А сегодня ели манты. С мясом в Надыме по-прежнему хорошо. Иногда появляется растворимое кофе. Вот с картошкой нынче напряжёнка. Вся сгнила на складах, в магазине нет. Ждём, может, привезут.

     Сейчас стало тепло. Доходит до ноля, но с крыш не капает. Пахнет весной. Наша Лёлюшка так любит гулять, что с улицы затягиваем с плачем. Потом спит очень хорошо. И купаться любит. Хорошая девочка. Смышлёная.

     Ну вот, наступило 8 Марта! Вместо того чтобы принести кофе жене в постель, я проспал до 12 часов дня. Люба же, моя дорогая хлопотунья,  за это время испекла пирог. Пришла с тортом Тома. Сели уже не завтракать, а, скорее, обедать. Я после обеда ремонтировал стул, Игорь ушёл на эстраду, а Лёльку купали, потому что вымазалась до ушей тортом, что принесла Тома. Любит сладенькое. Уложили спать. В 17 часов Люба затеяла варить пельмени, как и обещала. Смотрели кино «Я ваша тётя». Пили коньяк. Завтра на работу. Боже, как быстро проходят выходные...

     Вчера пришла газета «Книжное обозрение». Ну, мамуля, вышел первый том «Истории России» Соловьёва. Так что узнавай в магазине и выкупай. Один том стоит 7 рублей. Ждём ответа. Крепко целуем. Твои дети и внуки. 8.03.88».

     *****

     «Здравствуй, дорогая мамочка!
     Вчера получил от тебя письмо. Это такая радость — получить весточку от родного человека. Всё-таки сколько в отпуске не гуляй, а только уехал, и сразу начинаешь скучать. Правда, письма стали идти долго. В твоём письме стоит число 1 марта, а пришло оно 19 марта.
     Сегодня 20 марта, воскресенье. На улице 0. Игорь катает Лёлю на санках по набухшим дорогам. Говорить о ранней весне не стану, нет гарантий, что ещё не ударят морозы.

     Вчера по местному радио прошла передача о клубе «Книгочей», который я организовал в библиотеке посёлка «Лесной»*. Нас хвалили. Один раз на заседание клуба со мной ходила и Люба. Ей понравилось. Слушали стихи, пили чай.

     Ото Льва ничего нет. К нам приходил жилец, которого он и Люся оставили жить в своей квартире. Он жаловался Любе, что его оштрафовали на 10 рублей за нарушение паспортного режима. Прописан этот парень где-то в балке, но живёт в этой квартире. Я как-то хотел зайти к нему, чтобы узнать, в чём дело, но дома никого не оказалось. А в дверях квартиры торчала записка, чтобы зашёл за телеграммой. Может, ото Льва. Нам Лев ничего насчёт квартиры не говорил, возможно, сами разберутся. Но чувствую, квартира пропадёт.

     На днях Люба принесла хорошую весть: начальник ПСО-35 сказал, что начал строиться дом, в котором мы должны получить квартиру. Сдача дома в 1989 году.

     Так. Вот Игорёк привёл Лёлю с улицы, а она плачет — ей не хочется уходить, понравилось, ругается на Игоря, говорит: «Ты кака». Это ж надо!

     Началась продажа обратных авиабилетов на Надым. Хочу взять на конец августа. Но не знаю, что получится: очень большая очередь. Народ буквально ночью дежурит у здания кассы, греясь на улице у костра. Всем нужны билеты.
     Ну, ладно, я пошёл кушать пирог. Люба зовёт. Пиши. Твои дети и внуки. 20.03.88».

     _____________
     * Кроме радиопередачи, в областной газете «Тюменский комсомолец» в номере от 5 июня 1988 года была напечатана статья «В гости к «Книгочею»». Вырезка сохранилась у меня в архиве.


Глава 71


     «Мамулечка, дорогая, здравствуй!
     Получили твоё письмо и кучу поздравлений, спасибо. Последнее письмо я тебе писал в конце марта, за это время прошли такие события: 2-го апреля исполнилось 2 года нашей любимой дочурке, а 3-го мая отметили 35-летие Любы.

     Сегодня 9 мая, день Победы. Отдыхаем. А вчера вечером я делал фотографии, печатал их в ванной комнате, помогала мне Лёля. Представляешь, мам, как ей было интересно, что на белой бумаге вдруг что-то вырисовывается! Так весь вечер и простояла со мной. Всех сразу узнавала. Это, говорит, Лёля (себя узнала!). А это Тёма (так называет она Тому), а это — Игой! (Игорь).

     Два дня назад пришло тепло, как летом, кругом всё стало таять, появились лужи. Мы с Лёлей гуляли, а она — шустрячка, обрадовалась, что весна и носилась взад и вперёд пока, наконец, в одну лужу и не уселась! Пришлось гуляние срочно закончить, правда, со слезами.

     Сейчас 3 часа дня. Лёля спит. Режим. Приехала Тома. Люба начинает стряпать манты. Игорь с пацанами пошёл куда-то на свалку бить крыс. (Делать нечего!) Помимо училища он ходит в ДОСААФ, учится на мотоциклиста, хочет получить права. Стал совсем взрослый. Ходит на дискотеку. Одеваться стал помоднее. Я ему тут по знакомству в апреле купил зимние югославские сапожки. Люба заказывала с земли для него батник (это такая модная рубашка), привезли. А Тома сшила ему брюки, которые называются бананами. Теперь хиппует.

     В апреле Муравейниковы поехали в отпуск. Володя взял за 1 год, а Юля — за 2 года. 23-24 апреля должны уже быть в Ермаке. Перед отлётом одну ночь они ночевали у нас. Только улетели, а к вечеру погода сильно испортилась — ветер, снег. Погоду признали нелётной. И так стояло два дня. Им невероятно повезло, успели улететь.

     Мы тоже готовимся в отпуск. Люба, Игорь, Лёля и Тома полетят вместе раньше меня, а я чуть позже. У меня отпуск маленький, потому что часть использовал, когда летал в прошлом году на курорт. Обратные билеты взяли на 23 августа. Всё-таки достоялся в кассе, прямо бум на билеты. Каждый год так.  Назад полетим все вместе.

     Тут как-то на днях нам с юга привезли два килограмма помидоров. Так мы поразились, с каким удовольствием их лопала Лёлька. Так что, бабушка, высаживай рассаду пораньше. Привезём тебе приличного едока.

     Мама, я тут по «Книжному обозрению» увидел, что кроме первого тома Соловьёва вышел 2-й том Ключевского. Ты уж там заходи изредка в книжный магазин.
     Пиши, маманчик обо всём. Ждём ответа. Целуем. Твои дети и внучата. 9.05.88».

     *****

     «Мама, дорогая, здравствуй!
     Вчера пришло от тебя письмо. Очень обрадовались, нам приятно, что, несмотря на огородные хлопоты, ты находишь время на письма. Узнали кучу новостей. Неприятно были поражены новостью о Сашином аппендиците. Ужас, что творится. У меня в 1982 году тоже был вырезан гнойный аппендикс, но он лопнуть не успел, врачи говорили, что ещё часа два — и лопнул бы. Надеемся, что у нашего зятя пройдёт всё благополучно.

     В отпуск поедем со 2-го июля. У меня есть изменения в работе — пришлось переводиться на работу в ПСО-35. Там, где я работал, отпуск мне по графику поставили на октябрь, так как в 1987 году я был в отпуске летом. Перешёл с помощью Любы. В отпуск поедем теперь все вместе. Видишь, как приходится крутиться, чтобы быть рядом с семейкой. 

    Игорь заканчивает 1-й курс училища. Учится на электрика. Будет на практике до 1-го июля. Он тоже готовится к отпуску.

     Лёлюшка научилась говорить «баба Люба» и «баба Боня» (вместо «Броня»), хотя что это такое, понимает плохо. Но думаю, поймёт быстро, когда попробует свежую  клубничку и редисочку.

     Мама, я очень порадовался тому, что ты не забываешь про подписки и выкупаешь книги. На этом и заканчиваю. Теперь одна мечта — отпуск. Скоро приедем.
     Целуем тебя крепко. Привет всем родным. Леонид, Люба, Игорь, Лёля. 29.05.88».

     *****

     Должен сказать, что лучше всего я запомнил самые первые наши поездки в отпуск. А вот уже конец восьмидесятых и начало девяностых в памяти сохранились хуже. Вот и в этом году отпуск прошёл тихо, незаметно. Мы остановились у моей мамы, потому что трёхкомнатная квартира, где жила тёща, заняли хозяева — там расположились Муравейниковы. Володя к этому времени уже уехал в Пангоды, ему отпуск дали покороче, а Юля с детьми оставалась до конца лета.

     Ну, а мы с Любой отремонтировали у мамы одну из кладовок и поставили там кровать с пологом. Получилось неплохо — ни дождь, ни ветер нам не были страшны. Детишки же спали в доме. Здесь кровати стояли без пологов, потому что комары сюда добраться не могли. Тем не менее, я каждый вечер незадолго до сна брал мухобойку и тщательно проверял все уголки в комнате, где спали мама и дети, на наличие комаров. Были случаи, когда попадались неизвестно как попавшие сюда притаившиеся кровососы.

     Всё лето мы загорали, купались, ели много зелени. Я с Игорем пилил маме дрова для розжига печи зимой. Не забывал фотографировать своё семейство и всех своих родных. Кинокамеру в этот раз не привёз — не мог достать дефицитных киноплёнок.

    Регулярно с семьями к маме приходили мои сёстры Наталья и Ольга, во дворе становилось шумно и весело. Иногда доносился скрип ребёночка — это просыпалась прелестная Наташина дочь Кристина, родившаяся совсем недавно, 10 июня. Чтобы всех покормить, маме приходилось за большой стол, который стоял под зелёным (из виноградных лоз) навесом на улице, усаживать всех в две очереди — сначала детей, а потом взрослых.

     Как-то в гости к маме приехала моя сестра Татьяна со своим «женихом» болгарином по имени Данчо. Таня жила на ГРЭСе, в 12 км от Ермака. С собой они принесли почти литр самодельного вина, которое успешно делал болгарский умелец. Напиток мне понравился. Мы попросили у Данчо рецепт приготовления вина, которым, к сожалению, так ни разу и не воспользовались. Может, когда-нибудь попробуем.

     В один из погожих дней я решил съездить в Павлодар навестить своих родственников — тётю Дашу (это двоюродная сестра моей бабушки Ульяны) и её дочь Марину Масловых. Я помнил, что у Марины растёт дочурка Даша, поэтому по пути зашёл в магазин детских товаров и решил купить подарок — какую-нибудь куколку. Ассортимент оказался небольшим — несколько пупсиков да куклы-коротышки с кривыми ножками и невыразительными круглыми мордашками.

     И тут в сторонке на прилавке я увидел... Там стояла красота — высокая стройная кукла, которая к тому же умела ходить. Таких кукол я еще никогда не видел. Даже персональное имя у неё имелось, не то Наташа, не то Даша. Уж и не помню. Правда, и цена оказалась под стать кукле. Посчитав «дебет-кредет», почесав затылок (дома жене надо будет обосновать «расход»), рассчитался с продавщицей и пошёл в гости. Сначала решил навестить тётю Дашу, которая с дочерью Светланой жила на проспекте Кутузова в двухкомнатной квартире. А потом намеревался пойти в гости к Марине. К моей радости, и Марина, и её дочурка Даша находились у тёти Даши. Надо же, как летит время — Дашеньке уже почти четыре годика! Я увидел милую девчушечку. К кукле она поначалу отнеслась с некоторым недоверием (очень уж большая игрушка), долго присматривалась, а потом, осмелев, с помощью бабушки Даши провела её по комнате.
 
     За чаем поговорили о житье-бытье. Несмотря на свои семьдесят пять, тётя Даша выглядела как всегда бодрой и жизнерадостной. Даже не скажешь, что ей столько лет. Между тем в доме чувствовалась некоторая напряжённость. По разговорам я понял, что есть проблемы в личной жизни тёти Дашиной дочери Светланы. Она работала преподавателем в какой-то, расположенной за Павлодаром, зоне с заключёнными, домой приезжала уставшая, без настроения. К тому же она как-то познакомилась и жила (Светлане стукнуло уже под пятьдесят) с каким-то мужчиной, который оказался сущим деспотом. Буквально терроризировал семью. Короче,  в доме имелись проблемы. Забегая несколько вперёд, скажу, что такая семейная нервотрёпка подкосила здоровье Светланы. С инфарктом попала один раз в больницу, другой, и в 1996 году её не стало. Исполнилось ей только 56. Тётя Даша умерла после Светланы через два года. Ей к этому времени исполнилось 85 лет.
 
     Марина в тот период жила с маленькой Дашей вдвоём. Маринин муж Миша, которого кое-кто называл «беспутным», наверно, к семейной жизни не стремился. И когда маленькой Даше исполнилось годика полтора или два, Миша из семьи ушёл. Марина, добрейшей души человек, одна тянулась, чтобы выучить и поставить на ноги дочь.

     О доброте Марины я упомянул не случайно. Припоминается такая история. Где-то в 1975 или 1976 году (мы тогда жили с Любой под Ермаком в Беловке) сильно заболела моя тёща — Любовь Максимовна. Диагноз ужасный — что-то там по-женски, связанное с онкологией. Надо ехать в область, в Павлодар. Стали ломать голову, как туда ехать, и где там эту онкологию искать.

     И тут моя мама нам подсказала, что в Павлодаре в онкологическом отделении работает медсестрой наша родня — дочь Дарьи Васильевны Масловой Марина. Я съездил в Павлодар к Марине и рассказал ей нашу ситуацию. Она отнеслась к просьбе очень серьёзно. Мы съездили к ней на работу, и она договорилась, на какой день и какое время можно будет приехать нам с тёщей на приём.

     Приезжали мы несколько раз. Тёща буквально без очереди проходила медосмотры, сдавала анализы, получала какое-то лечение (форма болезни оказалась не запущенной). Частенько потом добрым словом поминали Марину. Прожила тёща после этого лечения более 20 лет и умерла в 1997 году совсем от другой болезни.

     ____________
     *ДОСААФ СССР — Всесоюзное добровольное общество содействия Армии, Авиации и Флоту. Основано в 1951 году. Ныне называется РОСТО.


Глава 72


     А пока шёл 1988 год. На протяжении всего отпуска мы чуть не через день от домика моей мамы шли к пятиэтажкам и навещали там Любовь Максимовну. Она сильно болела, телом стала очень грузная. Когда выходила на прогулку, по улице шла медленно, опираясь на тросточку. Сильнее всего она страдала от сахарного диабета. С продуктами в эти коммунистические времена дело обстояло плохо, везде очереди, ничего не достать. Чтобы купить мяса или колбасы, приходилось выстаивать приличную очередь.

     Для больных диабетом от поликлиники имелась льгота — им выдавали специальные талоны на покупку в продуктовых магазинах раз в месяц 900 граммов гречневой крупы, килограмм диетической колбасы или сосисок, столько же мяса и граммов 300 сливочного масла. Просто потрясающая коммунистическая «забота»! Мы с Любой ходили в магазин и по талонам выкупали эти продукты. Баба Люба радовалась как ребёнок, когда могла чем-нибудь вкусненьким угостить нас. Из всех своих внуков нашу Лёлю она любила больше всех, при встрече всегда приговаривала: «Моя внуця!»

     Моя мама и тёща называли друг друга свахами, однако особой взаимной предрасположенностью к общению не страдали. Характеры у обеих мам тяжёлые, уже давно сложившиеся. Встречались очень редко и то, когда мы находились в отпуске. Мама помнила, как не совсем любезно обошлась с её сыном Лёней в своё время её будущая сваха. С тех пор и появилась у неё устойчивая неприязнь к Любиной маме.

     Любить друг друга мы их заставить не могли, да и не пытались. Я любил свою маму, а Люба — свою. У нас существовало негласное правило — своей маме письма я писал всегда исключительно сам, и Люба своей маме писала тоже только сама. Так было всегда. Вот у Льва с Люсей насчёт писания писем ситуация несколько иная. И своей маме, и свекрови Люся писала письма всегда сама. Эту эпистолярную процедуру Лев не любил с детства. У него даже имелась присказка, что письма писать следует в двух случаях: когда что-то надо и когда кто-то умер. Поэтому и не писал. Нам такая теория не подходила.

     *****

     «Здравствуй, дорогая мама!
     Пишу тебе первое письмо после отпуска. Добрались в Надым мы хорошо. До Омска из Павлодара докатили на «Икарусе», а из Омска до Тюмени ехали на поезде. Прбыли на рассвете. В Тюмени стоял туман, поэтому рейсы, в том числе и на Надым, задерживались.

    Прилетели домой 23 августа и практически сразу вышли на работу, Лёлю водим к той же няньке Юле Беловой, а Игорь с сентября пошёл в училище.

     С продуктами неплохо. Кроме говядины и свинины в Надым завезли козлятину. (Хорошо, что не собачатину). Люба делала гуляш — вроде ничего. Хорошо нынче и с зеленью. Наш ОРС*, говорят, договорился с каким-то южным кооперативом и завёз в Надым великолепные помидоры, сливы, персики, виноград, яблоки, капусту. Сейчас завозят свежий картофель.

     Здоровье у всех ничего. Правда, Лёлечка подкашливала, но Люба давала ей кипячёного молока с мёдом.
     Мама, уже вышел из печати 3-й том Ключевского. Не забудь зайти в магазин.
     Ждём ответа, пиши. Крепко обнимаем. Твои Леонид, Люба, Игорь, Лёля. 10.09.88».

     *****

     «Здравствуй, дорогая мамочка!
     Получили твоё письмо и поздравление к ноябрьским праздникам. Сегодня 8 ноября. Завтра на работу. Праздники прошли хорошо. Морозец под –25. На демонстрацию не ходили. У нас в гостях находились Володя и Юля с Леночкой. У Володи сильно заболел глаз, что-то вроде вирусного конъюнктивита, Володю положили в больницу в Надыме. Юля с Леной прилетали из Пангод, а Володю на день отпускали из больницы. Сегодня он опять пошёл ложиться в больницу, а его семейка улетела в Пангоды. Два дня у нас гостила и Тома.

     Вчера получили открытку от Люси из Каскелена, поздравила нас с праздником, а меня с тем, что я закончил выплачивать алименты. Помнит. Надо же... Действительно, 23 октября Владику исполнилось 18 лет. Учится на последнем курсе училища. Писем что-то нет от него давненько. Я так думаю, что от моих алиментов ему Ванда ничего не посылала. Ну, теперь эта дармовщина закончится. А Владику при случае буду понемногу помогать.

     Люба на днях хотела постряпать, а дрожжей в городе не оказалось. Может, есть в Ермаке, организуй нам, мам, бандерольку граммов на 700-800.
     Пиши, мамулечка всё о себе, ждём. Понравились ли фото? Твои северяне. 8.11.88». 

     *****

     «Дорогая мамочка, здравствуй!
     Пишу ответ на твоё письмо. Узнали  о жизни в Ермаке. Искренне соболезнуем Серёже и Ольге в связи со смертью Серёжиной мамы, Анны Фёдоровны**. Я её хорошо знал. Да, женские болезни, особенно неизлечимые, штука опасная, особенно рак. Нынче год високосный, много у людей неприятностей.

     О наших делах. В конце ноября приболела Люба, а потом затемпературила и Лёлечка. Люба сидела на больничном. Уже второй раз за месяц. У Лёлюшки воспалилось горлышко. Поили настоем смородинного листа. Помогло. А Люба жаловалась на приступы боли в районе печени, позже, при анализах, в жёлчном пузыре обнаружены камни. Неприятность. Тревожный сигнал. Сейчас делает отвары каких-то трав, в частности, кукурузного рыльца, спорыша, — и пьёт. Очень пригодился «Справочник по лекарственным травам», который я случайно купил в отпуске.

     Игорь месяц отучился, теперь снова с 1 декабря на практике. За октябрь ему дали зарплату 70 рублей (всего заработал 140 рублей, но 50% перечисляется в училище). На эти деньги — первую свою зарплату — Игорь купил джинсовые брюки. Сейчас ходит в них как франт. Люба в конторе выписала дублёнку, взяла её для Игоря. Шапка, правда, из кролика, но новая. Игорюшка стал совсем взрослым. С куревом не дружит.

     У меня по работе снова изменение — с 12 октября я перешёл работать из ПСО в новую контору, в СУ-13 треста Надымгазпромстрой, в бригаду, которая занимается монтажом цеховых кранов. Перетянул меня сюда мой приятель Коля Яценко, он здесь работает шофёром (а его жена Катя — кассиром). Работать буду сварщиком. По работе придётся иногда ездить в Пангоды и на Ямбург, но это ничего, зато зарплата тут повыше, чем в ПСО.

     Володя Муравейников пролежал в больнице с больным глазом до конца ноября. Уехал в Пангоды, и там будет ещё некоторое время находиться по больничному листу. Пятнышко на зрачке не совсем прошло. Вчера от него пришло нам письмо. Пишет, что хотел взять отпуск в декабре и съездить в Ермак. Но пришло письмо от его матери и от сестры Нади из Усть-Илимска. Просят Володю взять отпуск весной, чтобы он в Ермаке посадил дачу, больше, мол, некому. Поедет, скорее всего, весной.

     Ещё как-то весной я посылал дяде Володе*** в Тихорецк бандерольку с книгой Ильи Васильевича Маслова «Дом на песке» и рукописью о Масловых «Немоляхи». Недавно он всё это прислал назад, а для рукописи сделал твёрдый переплёт.  Кое-что из рукописи он перепечатал для себя. Доволен. В Тихорецк я когда-нибудь съезжу.

     Спасибо Татьяне за рецепт вина. А насчёт дрожжей — Люба достала с полкило. Так что если ты, мам, ещё не выслала, то не надо.

     Да, мам, если ты увидишь тёщу, про Володю Муравейникова, что он болел, не говори, а то она будет расстраиваться. Володя сам потом ей всё про свой глаз расскажет.
         Мама, ждём ответа. Привет всем. До свидания. Твои дети и внуки. 5.12.88»

     _____________
     * ОРС — отдел рабочего снабжения. Государственное предприятие торговли.

     **О Васильевой Анне Фёдоровне я рассказывал в главе 38.
 
     ***Маслов Владимир Иванович (1930-2000) — брат моего отца (http://www.proza.ru/avtor/aviatehnik).

     *****

     Продолжение воспоминаний здесь: http://www.proza.ru/2010/09/02/1200


Рецензии