Все взрослые когда-то были детьми, но только не вс
«Мы пренебрегаем ребенком, ведь впереди у него много часов жизни. Чувствуем тяжесть наших шагов, неповоротливость корыстных движений, скупость восприятий и переживаний. А ребенок бегает и прыгает, смотрит на что попало, удивляется и расспрашивает, легкомысленно льет слезы и щедро радуется. <...> Мы поспешно и небрежно отделываемся от ребенка, презираем многообразие его жизни и радость, которую ему легко дать. Это у нас убегают важные минуты и годы; у него время терпит, успеет еще, подождет.»
Януш Корчак
Не секрет, что в детских садах не хватает воспитателей. И часто на эту работу берут случайных людей. Иногда этим людям приходится работать по две смены, с семи утра до семи вечера. А у большинства из них – свои семьи, дети, друзья. И дома нужно прибраться, и обед приготовить, и ребенку помочь разобраться с трудной задачкой. Когда тут вникать в детские проблемы, разрешать детские конфликты, не срываться постоянно на крик?
Дошколята искренни и наивны. Они еще умеют любить просто потому, что ты есть, не замечать недостатков. Взрослые убивают в них эту поистине христианскую любовь.
Современные психологи, говоря о насилии над детьми, пишут, что труднее всего доказать психологическое насилие, т.е. «такие формы действия или бездействия, посредством которых ребенку передается сообщение о его никчемности, и неадекватности, о том, что он нелюбим, находится в опасности или представляет ценность лишь в силу того, что может удовлетворять чьи-то потребности».
Я проработала в детском саду около двух месяцев. Впечатлений и выводов осталось на много страниц. Но я предлагаю читателям самим сделать выводы.Приведенная ниже пьеса – это лишь эпизод из жизни обычного детского сада, одного из тех, куда мы каждое утро приводим своих детей.
Праздник осени или образцово-показательное выступление для заведующей.
(Некоторые эпизоды из жизни детского сада)
Действующие лица:
Сидорова Елена Алексеевна – заведующая ДОУ № х, около 70 лет.
Кватова Валерия Петровна – методист, бывшая заведующая ДОУ №у, смещенная с должности.
Воспитатель 1.
Воспитатель 2.
Нянечка – Наталья Викторовна – руководитель хореографического кружка.
Воспитатели, дети.
Действие 1. Сцена 1.
Сончас. Планерка в музыкальном зале. Тишина.
Заведующая: Планерка сегодня не будет очень длинной (пауза). Вчера нас проверяла пожарная комиссия. Проверку мы не прошли.Журнал пожарной безопасности у нас не заполнен. (обращается к методисту) Валерия Петровна, почему у нас не заполнен журнал по пожарной безопасности? (повышает голос) По-моему, вы давно должны были это сделать! (Кричит.) Времени было предостаточно! Выговор! Вплоть до увольнения! (Кашляет, наливает воду из графина, пьет, продолжает чуть спокойнее) Чтоб сегодня к вечеру все было готово! (Пауза). Следующий вопрос. Как в группах идет подготовка к празднику осени?
Одна из воспитателей: Мы уже сценарий написали, Елена Алексеевна.
Заведующая: Остальные? Сценарии сдадите мне на проверку. Завтра. Валерия Петровна, что насчет субботника?
Методист: Завтра проводим уборку территории.
Заведующая: И каждая группа должна организовать машину для вывоза мусора. Нужно освобождатьсарай, там много ненужного хлама накопилось. Договаривайтесь с родителями, делайте, что хотите, от каждой группы нужна машина… Планерка закончена. Можете быть свободны. Пусть останутся только члены партии «Единовластие».
Все воспитатели остаются на местах.
- 2 –
Сцена 2
Группа №3. Спальня. Воспитатели, Нянечка. Дети спят.
Воспитатель 1.: Слышала, завтра сценарий надо сдать, а где мы его возьмем?
Воспитатель 2. Я напишу сегодня вечером.
Воспитатель 1. (обрадовано) Сама что ли? И охота тебе?! (Кричит) Петрова, быстро на правый бок, глаза закрыла! Спи, кому говорю или сейчас в коридор в трусах пойдешь!
Действие 2. Сцена 1.
Пересменок. Время обеда. Дети за столами едят суп.
Воспитатель 1.:(смотрит сценарий) Стихотворение не подойдет, это зачеркнем, это Елене не понравится. Пойду до методкабинета дойду, журналы посмотрю. (кричит) Корюшкин, как ты мне надоел! Когда ты научишься суп есть? (Подходит, берет ложку, начинает кормить насильно, ребенка тошнит, воспитатель бросает ложку, уходит)
Нянечка: Пусть до прихода родителей сидит с этим супом!
Воспитатель 1.: (приходит со стопкой журналов, листает) Вот. Сценарий осеннего праздника. Добавим обязательно какой-нибудь танец, Елене понравится; из твоего сценария загадки оставим… Надо сейчас музыку подобрать. Давай, укладывай детей спать, пойдем в музыкальный зал, там много дисков и кассет.
Сцена 2. Спальня.
Воспитатель 2.: Раздеваемся тихо, одежду вешаем аккуратно на стульчики… Костя, что ты к ней опять лезешь? Где твоя кровать?
Воспитатель 1.: (заходит в спальню): Времени пять минут второго, внизу группа уже спать легла. Быстро в постели. На правый бок! Алексеева, на правый бок, я сказала! Глаза закрыты. Николаев и болотов, как вы меня достали! Да вы что, не понимаете что ли? (Кричит) Встали все, обулись и стоим, пока тишины не будет. Так, Оля ложится, Ваня, Юля… (Наконец, дети укладываются) (Обращается к Воспитателю 2.) Пошли в музыкальный зал! (Уходят).
Действие 3. Сцена 1.
Спортивный зал. Девочки репетируют танец.
Воспитатель 1.: Что вы, как стадо баранов? (Кричит, раздражается) Непрядкина, ты должна легко бегать, а не топать, как слониха. Все остальные… (громко кричит) Меня все слушаем, бессовестные. Все смотрят на Аню, как только она опускает руки, выбегаем и становимся вокруг. (Обращается к Воспитателю 2.) Позови Наташу, пусть поможет нам с танцем.
Приходит Наташа, смотрит репетицию, корректирует некоторые движения.
Наташа: Ладно, репетируйте дальше, мне пора в другом садике занятия проводить. (Уходит)
Воспитатель 1.: Зачем она влезла со своими движениями? Все испортила!
Воспитатель 2.: Вы же сами ее попросили.
Воспитатель 1.: Как теперь репетировать? И вообще этим должен музыкальный работник заниматься, как мне это все надоело! (К детям, громко) А ну рты все закрыли, построились!
Действие 4. Сцена 1.
Группа №3. Дети одеваются, умываются после сончаса. Заходит Наташа.
Наташа: Давайте порепетируем с девочками на занятии. Кушайте и пусть девочки собираются в спортзале.
- 3 -
После полдника девочки идут в спортзал с Воспитателем . В группе остается нянечка с мальчиками.
Воспитатель 2 возвращается.
Нянечка: Ты что так долго? Мне посуду мыть надо, я не могу за детьми смотреть.
Воспитатель 2.: В спортзале никого не было, ждали Наталью.
Нянечка: Это ее проблемы. Привела детей в зал и оставила, пусть Наташа сама за них отвечает.
Действие 5. Сцена 1.
Воспитатель 1.: Вы репетируйте, а я пойду 4-й группе помогать.
Воспитатель 2.: Хорошо. (Воспитатель 1 уходит)
Воспитатель 2.: Ребята, на чем вы остановились?
Дети: Уже гном пришел!
Воспитатель 2.: Давай, Гном. Хорошо стихотворение выучил? (выходит мальчик, читает стихотворение).
Воспитатель 2.: Не торопись, пожалуйста. (второй мальчик читает стихотворение)
Воспитатель 2.: Молодец, Данилка, только постарайся чуть-чуть погромче говорить. (выходит третий мальчик)
Нянечка (выглядывая из спальни): Опять будешь себе под нос бубнить. Никто тебя никогда не слышит.
Воспитатель 2.: Молодцы! Девочки, давайте танец последний раз прорепетируем перед обедом, а сейчас порисуем и пойдем гулять.
Дети (радостно): Давайте!
Сцена 2.
Спальня. Дети переодеваются в праздничную одежду.
Воспитатель 1. (заметно нервничает): Плохо прорепетировали. Не станцуют они. Хорошо хоть мы последние выступаем, Елена уже устала, не будет внимания на мелочи обращать.
Воспитатель 2.: Как станцуют, так и станцуют. Времени мало на репетицию было.
Воспитатель 1.:Это ты так думаешь, а потом заведующая орать будет. (Обращается к детям) Девочки, побыстрее несите бантики, расчески. Что ты свою заколку притащила, сказала же вчера и вам и родителям, чтоб у всех были бантики! (К нянечке) Ты помнишь, когда какую музыку включать?
Нянечка: Ой, мы же музыку не подобрали, под которую все танцевать будут! Что делать?
Воспитатель 2.: Возьмите у Наташи магнитофон, успеем что-нибудь подобрать, у нас еще 15 минут в запасе.
Воспитатель 1.: Эта стерва не даст свой магнитофон
Воспитатель 2.: Эта стерва, между прочим, помогла нам танец поставить.
Нянечка: Никто ее об этом не просил, влезла со своей помощью!
Воспитатель 2.: Вы же сами попросили ее помочь…(уходит, возвращается с магнитофоном)
Нянечка (удивленно): Она тебе дала магнитофон?
Воспитатель 2.: Просто, когда просят, обычно говорят «пожалуйста».
Воспитатель 1.: (Няне): Подбирай скорее музыку. (Детям) Чтоб все себя вели хорошо. Курицын, тебя это в первую очередь касается! Всех накажу, если праздник сорвете! (Воспитателю 2): Я первая в зал спускаюсь, ты детей приводишь. Как музыка заиграла, пусть заходят по одному и садятся на стульчики. Все, я пошла, Елена не любит, когда опаздывают. (Уходит).
- 4 –
Праздник проходит тихо и спокойно. Воспитатели и дети облегченно вздыхают. До следующего праздника…
Свидетельство о публикации №210090300195
Но, увы и ах... если бы только воспитатели или учителя "грешили", ломая ценностную шкалу детей нечаянными фразами... многие вещи из тех, что вы перечислили, замечала и за собой. При чём победить себя настолько сложно, что борясь с собой, установила некий закон. Если ребёнок сумел меня удивить аргументом, уступаю и отступаю.))) Правда, это привело к тому, что учителя в школе жутко мучаются. И сама порой "зашиваюсь". Аргументы из ребёнка прут, как вода из той бочки. ))
Людмила Гладкая 17.07.2012 00:12 Заявить о нарушении
Основное закладывается в семье. Родителями, бабушками-дедушками. В целом в обществе тенденция к росту уровня безразличия, агрессии, цинизма. Это грустно. Тут, наверное, только вокруг себя стараться создавать мир согласно своим представлениям, идти тропинкой добра, учиться любить. Это сложно, но не невозможно.
Спасибо Вам.
С теплом,
Мария
Ионина Мария 23.07.2012 06:12 Заявить о нарушении