Русские в Париже

Что же удивило русских больше всего, когда они вошли в Париж? То, что все улицы, по которым проходили союзники, и даже прилегавшие к ним переулки, и даже крыши домов, все это было забито парижанами. Жители Парижа могли поступить так, как обычно поступали в таких случаях  горожане европейских городов – сидеть дома. А навстречу русским, пруссакам и австрийцам вышли бы «отцы города», руководители мэрии, знатные люди и вручили бы символические ключи от города победителям. Но все улицы, по которым союзники должны были проходить, и все примыкающие к ним улицы были набиты народом, который занял даже крыши домов. Только потом русские поняли, в чем дело. Французы, и в их числе свободолюбивые парижане, жили при Наполеоне, как в тюрьме. Все было строго регламентировано. Никакой свободы воли не предполагалось. За всеми наблюдали шпионы тайной полиции, и всякое неповиновение распорядку жизни, установленному французским императором, жестоко каралась.
И вот сейчас, при входе союзников в город, парижане могли делать все, что хотели. Тюремные оковы были сброшены с них. Они могли идти куда хотели, кричать, что они хотели, могли залезать на крыши, высовываться из окон. Понятно, что в тот момент они рассматривали союзные войска, как освободителей. По тому, в каком порядке входили войска союзников в город, можно было понять, кто победил Наполеона. Наполеона победили именно русские, и тогда  никто не смел это оспаривать. И потому первыми ехали флигель-адъютанты русского государя; за ними сам Александр I, чуть после него король прусский, всякие разные принцы, фельдмаршалы. За ними вперемешку 3-й русский армейский корпус; австрийские гренадеры; 2-я русская гвардейская дивизия; прусская гвардейская пехота; 1-я  русская гвардейская дивизия и вся русская кавалерия и артиллерия.
Когда  войска союзников только вошли в предместье Сен-Мартен, уже собралась огромная толпа горожан, которые выражая неподдельную радость, кричали:
- Да здравствует Александр! Да здравствует король прусский! Да здравствуют Бурбоны!
Русские офицеры иронично переглядывались. Им было несколько стыдно за французов, ибо только вчера эти же люди, встречая Наполеона, кричали:
- Да здравствует Наполеон!».
Добравшись до  Елисейских полей, русский и прусский император  остановились, а войска пошли перед ними парадным шагом. Парижане были поражены этим зрелищем. Они увидели грозную армию с великолепной выправкой. После парада полки союзников были направлены прямиком в казармы, которые еще вчера занимали французские солдаты. Александр I, как простое частное лицо, разместился в отеле «Талейран». Но при этом один батальон преображенцев окружил отель, а два другие заняли Елисейские поля. Эта была надежная охрана для русского императора. Русские солдаты получили двойной обед в казармах, а русские офицеры, упоенные радостью, искали трактиры, расположенные недалеко от казарм, и им доставляли на заказ еду. Во многих случаях еда оказалась скверно приготовленной, что удивило русских. Они полагали, что в Париже во всяком трактире готовят уж не хуже, чем в русских. А это оказалось не так.
На следующий день тысячи парижан сбежались к отелю «Талейран», где остановился русский царь. Под знаменитый в русской гвардии гимн «Генрих IV» одни батальон гвардейцев сменял другой. Все это происходило настолько красиво и слаженно, что парижане стали аплодировать. Они поражали русских своей непосредственностью.
Командование союзников, и, прежде всего, император Александр, старались сделать так, чтобы офицеры и солдаты их армий выглядели не захватчиками, и даже не освободителями, а просто гостями Парижа. И если солдат оставили в казармах, то офицерам отвели квартиры в городе. Они их снимали у парижан, как обычные гости  Парижа, на тех же условиях. И еще русский царь уж очень боялся, что русские офицеры и солдаты будут вести себя не по-европейски. Пить, буянить, хулиганить. На этот случай он издал оскорбительный для русских приказ.
Весь город наводнили военные патрули, и Александр I дал разрешение пруссакам и австрийцам арестовывать в случае чего русских. Это было позорное решение. Но  дело было в том, что пруссаки и австрийцы смотрели на русских, как «младшие на старших». Они-то знали, кто победил Наполеона. Поэтому русские были реальными хозяевами в Париже. А со стороны пруссаков и австрийцев они видели почтение и учтивость, в том числе и со стороны их военных патрулей. Общением с русскими парижане были поражены. Французские газеты писали о них, как о страшных «медведях» из дикой страны, где всегда холодно. И парижане удивились, увидев рослых и крепких русских солдат, которые по виду совершенно не отличались от европейцев. А русские офицеры, к тому же, практически все говорили на французском языке.
Так как же эти русские «медведи» провели первые дни в Париже? Многие из русских бывали в Париже до войны, те которые не бывали, знали из газет, из разговоров со знакомыми о главных достопримечательностях Парижа. Вот на них они и пошли смотреть. Русских видели у отеля «Инвалидов», у Триумфальной арки, у Тюильрийского дворца, на площади Карусель, у церкви Нотр-Дам.
Наиболее просвещенные русские офицеры поспешили к гробницам великих французских мыслителей: Вольтера и Руссо. Кто-то устремился в известный на весь мир в парижский Ботанический сад. Здесь же был зверинец, в котором содержались почти все породы известных тогда животных. Многие офицеры в тот день не попали в зоологический кабинет, так как он обыкновенно бывал открыт только три раза в неделю. И очень расстроились по этому поводу.
Выйдя из Ботанического сада, русские перешли через Аустерлицкий мост. Мост был так назван в честь победы Наполеона над русскими и австрийцами под Аустерлицем. И тем приятнее русским было гулять по нему сейчас. После прогулок по городу, русские офицеры возвращались по своим квартирам, где хозяева французы кормили их уже не плохой трактирной едой, а вполне сносно, иногда даже вкусно. А вечером  русские офицеры шли в парижские театры. Кто в оперу, кто в Театр Комедии.
После посещения  оперы Александр I пришел  в Театр Комедии.  И уже здесь стояла толпа французов, желающая попасть в  театр и увидеть русского императора. В антракте спектакля на спущенном занавесе появился вдруг древний французский герб, цветы лилии, нарисованные на листе бумаги. Это был герб королей Франции, и весь зал зааплодировал.
- Да здравствует Александр, наш избавитель! Да здравствует король Франции! - раздалось тогда со всех сторон.
  У парижан тут же вошли в моду шляпы с белыми кокардами.  Белая кокарда опять же была символом сторонников короля Франции. На третий день присутствия союзников в городе,  высший законодательный орган Франции Сенат объявил официально, что  больше не признает Наполеона.
* * *
А что же Наполеон и армия, которая еще была с ним? Наполеон находился   рядом с Парижем, в Фонтенбло. Как всегда он был бодр и энергичен, к 5 апреля он надеялся иметь под своей командой уже 70 тысяч солдат. Он хотел с этой армией двинуться на Париж. С этим предложением он вошел в комнату к своим маршалам и увидел смертельно усталых людей. Они сказали, что не будут больше воевать, что император должен отречься от престола в пользу сына и подписать акт отречения. Наполеон понял, что это конец. Армия уже не шла за ним. Он молча подписал акт об отречении. Потом поднял глаза на маршалов и сказал:
- А может быть, мы все-таки пойдем на них? Мы выбьем их из Парижа!
В ответ маршалы сказали, что русские сожгут и взорвут Париж, они будут мстить за Москву. Они говорили это и знали, что это неправда. Русские не мстили. Русские не расстреливали в отличие от французов мирных жителей. Русские проявляли великодушие и благородство. Но после этих слов Наполеон уже не предлагал идти на Париж. Он смирился с поражением.
И вскоре в Париж въехали маршалы Ней, Макдональд, Мортье и Мармон, а также Коленкур. Еще полгода назад они были властелинами Европы, а сейчас прохожие парижане смотрели на них с иронией, злобой, сарказмом и в лучшем случай с жалостью. Маршалы приехали к хозяину положения, к человеку, от которого все зависело, к русскому императору Александру, и сказали ему, что Наполеон отрекся от престола. В этот же день в Париж въехал Австрийский император. Но восторга по этому поводу никто не проявлял: ни жители, ни русские, ни пруссаки.
* * *
А что же русские солдаты? Как они проводили время? Сохранилась легенда, что солдаты и казаки заходили в парижские кафе и торопили разносчиков еды – быстро, быстро! Отсюда потом и появилась сеть закусочных в Париже под названием «Бистро».
Так куда же торопились русские солдаты и казаки? На улицы Парижа!
  Уличные артисты разыгрывали кукольные спектакли, понятные без всякого перевода. А рядом можно было услышать приятные голоса профессиональных певцов, певших под аккомпанемент скрипок и  арф. На площади  большой оркестр играл кадриль, и танцевали молодые и красивые танцовщицы. Еще в  нескольких шагах находились столь любимые русскими качели. А рядом располагался тир, стрельба по мишеням. На другой улице показывали свое мастерство жонглеры. С ними соперничали артисты на канате.
  Вечером  после 10 часов в садах и парках Парижа начался  великолепный фейерверк. Париж превратил собственную оккупацию в праздник. И этим он щедро расплатился с русскими солдатами и офицерами за благородство.
Но надо признать, что не все русским понравилось в Париже. Город жил своей обычной жизнью, по своим законам. В том числе, выносились приговоры уголовным преступникам. Так русские офицеры оказались свидетелями публичной казни фальшивомонетчика, совершенной на Гревской площади. Гильотину установили за несколько часов до казни. Собрался народ поглазеть на все это. Преступника привез жандарм на повозке. Фальшивомонетчик не взошел на эшафот, а его понесли, так как он был без сознания от ужаса.
На закаленных в боях русских офицеров эта казнь произвела гнетущее впечатление. В России такого уже не было почти сто лет, смертная казнь вообще была отменена. Русским этот эпизод парижской жизни показался варварством и дикостью, пережитком прошлого. Французов в свою очередь пугали азиатские конные полки в составе русской армии. Они ужасались почему-то при виде верблюдов, которых привели с собой калмыки. Французские барышни падали в обморок, когда к ним приближались татарские или калмыцкие воины в своих кафтанах, шапках, с луками через плечо, и с пучком стрел на боку. Зато парижанам очень понравились казаки. Если русских солдат и офицеров нельзя было отличить от пруссаков и австрийцев (только по форме). То казаки были бородатые, в шароварах с лампасами, прямо такие же, как на картинках во французских газетах. Только реальные казаки были добрые.
Дети бегали за казаками. Французские девушки быстро подружились с ними. А парижские мужчины вскоре стали носить бороды «под казаков», и ножи на широких ремнях, как у казаков.
* * *
После подписания акта отречения от престола, ареста и удаления Наполеона на остров в Средиземном море, русская армия быстро покинула Париж. Александр I менее всего хотел выглядеть захватчиком. Да и русская армия устала от бесконечных походов. Часть армии перевезли домой по морю.
На этом закончились бесконечные войны, которые терзали Европу  20 лет. Наполеону не удалось подчинить себе мир. И главную роль в его разгроме сыграли русские. Доблесть русских солдат переломила ход истории в очередной раз! Честь им и слава!
 


Рецензии
Очень познавательно! Вообще, в ваших рассказах, очень понравился слог.Читать вас легко и приятно.Кстати, многие казаки и калмыки привезли домой жен, помощников и невест.(Как бы девушки не пугались!)А завершу отзыв стихом Ф.Глинки:
Я видел, как коня степного
На Сену пить водил калмык,
И в Тюльери у часового
Сиял, как дома, русский штык!

Гавраева Светлана   12.11.2011 15:47     Заявить о нарушении
Спасибо, Света! Калмыки и их верблюды - ужас, который преследовал потом французов очень долго, про жен, которых привезли, не знаю))), но 25 лет непрерывных войн оставили Францию без мужчин, и фрацуженки вполне себе страдали)))

Александр Самоваров   12.11.2011 15:50   Заявить о нарушении