Как украинцы за газ боролись

Украина будет добиваться пересмотра (отмены) газовых соглашений Путин-Тимошенко, подписанных в январе 2009 года. «Газовый рычаг» является наиболее существенным фактором влияния, удерживающим Украину в орбите российских интересов и откладывающим на перспективу евроинтеграционные планы Киева.
Газотранспортная система Украины слишком притягательна для всех: и для РФ, и для ЕС-США, но, прежде всего, для Украины. За неё – ГТС – и развернётся решающая битва за Украину, уже совсем скоро, в 2012 году.

Николай Азаров, премьер-министр Украины, 3 сентября 2010 года:
«Мы же не будем заниматься шантажом. Мы очень настойчиво, по-партнёрски, по-товарищески убеждаем российских партнёров пересмотреть прекрасный, как они считают со своей стороны, договор от января 2009 года об условиях поставок газа на 10 лет. Они его абсолютно справедливо считают для себя прекрасным.
В то время, как для Украина это соглашение является крайне невыгодным. Мы ведём переговоры и в переговорах говорим, что если наш призыв не будет услышан, тогда мы будем думать о других подходах к решению своих энергетических вопросов, но мы с этим договором 10 лет работать не будем».

Первый же вопрос, который логично напрашивается на призыв Азарова: «Не устраивает скидка? Если это так, то сколько нужно ещё скинуть?».
Правда, Украина настаивает именно на пересмотре газовых соглашений.
Но ведь фактически они и так пересмотрены: срок действия соглашений совпадает со сроком действия скидки.
Т.е. Украину не устраивает скидка или, может, её жёсткая привязка к аренде базы ЧФ РФ в Севастополе? Возможно, в Киеве хотят поставить вопрос о соответствии соглашений «газ-флот» Конституции, а данная привязка является главной помехой к этому?
Чем ещё поясняется настойчивость украинского премьера, перетекающая в назойливость? 
 
Азаров говорит о неких «других подходах».
Честно говоря, это очень любопытный и весьма интригующий оборот.
Потому что все предыдущие попытки найти «другие подходы» в сходных ситуациях, предпринимаемые киевскими стратегами, неминуемо заканчивались очередным ослаблением нацинтересов Украины.
Например, в 2004 году Украина имела самую выгодную цену - $50\1 тыс. куб.м. сроком на 10 лет. Чучме и Ко тогда удалось обмануть Путина, прозевав «оранжевую революцию». Но…

После Чучмы к власти пришла «оранжевая» команда, называющая себя самой честной, демократической и заботящейся о нацинтересах. Как следствие, газовые соглашения-2004 были сразу же названы нечестными, непрозрачными и противоречащими нацинтересам. Больше всего за их отмену ратовала госпожа Тимошенко. Вона убеждала: самое главное – прямой договор между «Газпромом» и НАКом. Ну, и рыночная цена – тоже главное, разумеется. Правда, под «рыночной» ценой почему-то в оранжевом лагере считалась та, которая дороже. Например, $50 – это нерыночная цена, потому – плохая. В то время, как $179,5 –  лучше, чем $50. 
Итак, при первой же возможности «оранжи» своего всё-таки добились и газовые контракты отменили. Но…

Вдруг пришло озарение: оказывается, украинская экономика ещё не способна платить по рыночной цене.
Пришлось спешно принимать спасательные меры. Тимошенко тихо со сцены сошла, на сцену вышел Ющенко.
В качестве компромисса экс-Президент предложил схему с посредником. Россия согласилась. Так появилось «РосУкрЭнерго». В этой схеме зарабатывали все: и Ющенко, и Путин, и Медведев, и их подставные олигархи. Плюс страна получила более-менее сносную цену ($179,5). Что, правда, очень много, чем было ($50), но всё же меньше, чем могло бы быть ($350-450).
В пролёте оказалась только Тимошенко. Потому и больше всех критиковала.
Реализовать свою «голубую газовую мечту» по отмене посредников Тимошенко удалось только после того, как вернулась в премьерское кресло.
В январе 2009 года после необычайно затяжной газовой войны Тимошенко добилась своего. Казалось бы, сбылась мечта идиота (как говорил Остап Бендер): Украина избавилась от коварного «РосУкрЭнерго», обе страны перешли к прямым газовым отношениям, цена на газ стала рыночной и определяться по прозрачной и понятной формуле. Но…

Был допущен главный просчёт: за точку отсчёта в формуле была взята изначально чрезмерно завышенная цена - $450 за 1 тыс. кубометров.
Но почему?
Вообще-то лучше всего об этом спросить у самой Тимошенко: чем же вона руководствовалась при подписании ТАКОГО «газового соглашения»?
Ещё больше вопросов к её «профессиональной», мудрой и эффективной кАманде. Команде, в которой, например, есть такие «сильные аналитики» как Турчинов и Выдрин, а также великие специалисты по нацбезопасности Кожемякин, Скипальский. Куда смотрели вони?
Всё можно понять и обосновать. А на таком высоком уровне, считаю, дураков не бывает. Тем более, когда работают сдержки и противовесы, когда решения принимаются не каким-либо одним аналитиком, а коллективным разумом.
Честно говоря, разумных аргументов тому, почему команда Тимошенко согласилась подписать «газовые соглашения», я найти не могу.
Но если нет разумных аргументов – значит, должны быть аргументы неразумные. Ведь, госпожа Тимошенко, подписывая «газовые соглашения», на что-то рассчитывала. Вопрос только: на что?
Попробуем ответить на поставленный вопрос сами.
Покопавшись в мотивациях, найдём только одно более-менее заслуживающее внимание пояснение. Тимошенко, подписывая выгодные России «газовые соглашения», искала поддержку у Путина. Ровно за год до президентских выборов, Тимошенко пыталась соблазнить Россию поддержать свою персону.
Почему-то Тимошенко считала, что ежегодные $3-4 млрд. от «газовых соглашений» окажутся тем соблазнительным крючком, на который клюнет Путин.
Тимошенко пыталась убедить Россию, что именно ВОНА на Украине является наилучшей проводницей пророссийских настроений.
«Абсурд!», - скажете вы. Но в «профессиональной» команде Тимошенко, действительно, на это рассчитывали. А потом, когда всё сорвалось, почему-то долго обижались на Путина….
Скажите мне: «А как нужно было поступить Путину? Может, не подписывать контракт, который очень выгоден нацинтересам России?»
Или, может, в газовых соглашениях отдельным пунктом зафиксирована статья об «обязательствах» поддерживать Тимошенко на выборах? 
Очевидно, что Тимошенко посчитала себя самой умной и самой хитрой. Дескать, в Москве якобы «дураки», не смогут просчитать столь незамысловатую схему.
ВОНА хотела заручиться поддержкой Путина, чтоб потом его кинуть. Но получилось, что перехитрила сама себя.
Теперь посмотрим, что было дальше.

Дальше в ход пошли «другие варианты». На сцену снова вышел Ющенко.
Первым шансом пересмотреть (отменить) газовые соглашения была очередная «газовая война». Мы хорошо помним, как определённые силы в прошлом году подогревали этот сценарий, назывались даже конкретные даты: от 7 до 15 декабря. Например, одна американская консалтинговая компания ещё в начале августа-2009 прогнозировала такую «газовую войну»…
Правда, если бы произошла война, она ударила бы, прежде всего, по предвыборным шансам Тимошенко. В то время, как у Ющенко – главного заинтересованного ястреба – появлялся реальный шанс выйти во 2-й тур.
Тогда это казалось фантастикой (хотя некоторые и сейчас не видят, на чём мог сыграть Ющенко), многие просвещённые демократы поддались обаянию российских информационных каналов. 
Так или иначе, «газовая война» зимой 2009 года так и не состоялась: украинские демократические элиты не захотели снова выбирать между Ющенко и Януковичем.
Потому что относительное (не абсолютное) большинство украинских демократических элит голосовали за Тимошенко. Вони, действительно, считали, что у Тимошенко были шансы. Но, как и в январе 2009 года, снова просчитались.
Итак, первый шанс пересмотреть\отменить газовые соглашения – через новую газовую войну – так и не был реализован.
Судьба не заставила долго ждать второго шанса. На сцену снова вышел Ющенко.
В принципе, ющенковские стратеги рассчитали верно: если выбирать из двух финалистов выборов больше всего шансов на пересмотр газовых соглашений, конечно же, у Януковича.
В то время, как Тимошенко как соучастница соглашений будет держаться за газовые соглашения упорно и до последнего. Она же сама назвала себя гарантом соглашений.
Сегодня некоторые недальновидные «умники» любят пенять Ющенко: дескать, отдал власть Януковичу. Конечно же, больше всего так плачется в стане проигравшей, бютовской, стороны. Думать не могут – потому и плачут.
Итак, Янукович стал вторым шансом для пересмотра газовых соглашений.
Во всяком случае, так считали некоторые киевские стратеги. Для пущей верности победу Януковича скрепили премьерством Азарова. Ну, и обильный пиар о «грандиозной и сокрушительной победе» Москвы на президентских выборах, якобы «вернувшей» Украину в сферу своих интересов.
Дескать, обрадуются «москалики» внезапно свалившейся на них победе и сами откажутся от выгодных им «газовых соглашений».
Но киевские стратеги просчитались и на сей раз.
Москва, действительно, цену под Януковича-Азарова снизила. Причём снизила существенно – на $100. Теперь уже не Украина, а Россия платила $3-4 млрд. в год. При этом «газовые соглашения» Путин-Тимошенко по-прежнему остались в силе. Потому что вместо механизма пересмотра, московские стратеги прибегли к механизму скидки.
В результате все оказались довольны. За исключением оранжевых стратегов, так и не сумевших провернуть своё примитивное надувательство.
Но после выборов ситуация стала ещё более проблематичной в свете того, что у «оранжей» закончились все козыри. Т.е. уже больше нет ложных целей, которые можно было бы подбросить России.
И тут вдруг на Украине вспомнили о «славянском братстве». В ход пошли банальные уговоры, всхлипывания и т.д.
Первый братский призыв к пересмотру Азаров сделал в конце мая. Как раз после визита Медведева в Киев 17 мая. Оранжи до последнего момента рассчитывали, что Москва даст нечто большее, чем скидку. Но первый призыв Азарова ушёл в пустоту.
Второй призыв Азарова был сделан 26 августа и приурочен к визиту министра Бойко в Москву. Хотя, если честно, трудно сказать, зачем Бойко туда ездил? Соглашаться на «Нефтегазпром» в Киеве по-прежнему никто не думал (и не думает). Интересно, что хотел предложить г-н Бойко взамен?
31 августа все точки над і  расставил премьер РФ Путин. Не то, что о пересмотре – даже о дальнейших скидках Путин призвал не заикаться. Российский премьер вообще назвал нынешнюю скидку завышенной.
Тем не менее, 2 сентября последовал третий призыв Азарова….

Теперь посмотрим на ситуацию под несколько другим углом.
Во-первых, Азаров уже сделал три призыва к пересмотру. Но при этом ни разу не назвал цену компромисса, который предлагает Киев в обмен. Т.е. киевские стратеги, действительно, считают, что Москва обязана пересмотреть контракты по первому требованию?
Во-вторых, Москва назвала конкретное условие пересмотра\отмены газовых соглашений – «Нефтегазпром». Украина до сих пор не сказала ни «да», ни «нет». Вместо этого – призывы к пересмотру. И почему бы прямо не сказать о причинах такого промедления.
В-третьих, со времени «харьковских соглашений» не прошло и полгода, а Украина по-прежнему говорит об угрозе нацбезопасности. Несмотря на то, что получила скидку, которая, в свою очередь, позволила обеспечить базовую макростабилизацию. Улучшение рейтингов, открытие новой программы МВФ, улучшение платёжного баланса – всё это было бы невозможно без стабилизации ситуации. И теперь уже Янукович-Азаров не задумываются, как сверстать пустой бюджет, а планируют нацпроекты на средне- и долгосрочную перспективу.
Т.е. Украину уже не устраивает скидка? Может, нужно ещё немного скинуть?
Но почему тогда с самого начала в Харькове не договорились о скидке?
Почему сначала подписали, а уже спустя месяц снова начали призывать к пересмотру?
Может, это очередной просчёт киевских стратегов? Или (скорее всего) у кого-то просто не получилась хитрость?

За всей нынешней газовой кутерьмой слегка скрыты важные нюансы.
Есть Хартия стратегического партнёрства «Украина-США» от 2008 года, по которой украинская ГТС обещана Евросоюзу.
Есть Совместная декларация «Украина-ЕС» от 2009 года, по которой ГТС уже отдана европейцам под некие «щедрые инвестиции». Всё те же $3-4 млрд.
Т.е. ни Янукович, ни Азаров не вольны распоряжаться украинской ГТС, которая уже заложена. Даже при всём желании (если б оно было) они не могут согласиться на «Нефтегазпром».
Единственное, на что могут пойти Янукович с Азаровым – апелляция к дружбе, товариществу, братству, «чисто человеческим чувствам» и т.д. 
В принципе, суверенная воля каждого государства выбирать свой внешнеполитический курс. Украина выбрала путь евроинтеграции, которая считается гарантией благополучия и высоких социальных стандартов. Никто это не отрицает.
Но возникают вопросы:
а) если движение в Европу сулит богатство, почему ЕС до сих пор не внёс обещанные взносы в модернизацию ГТС, а ждёт, чтоб это сделала Россия? Ведь, модернизация украинской ГТС гораздо дешевле ($3-4 млрд.), чем строительство «Набукко» ($7-8 млрд.).
б) если Украина от движения в Европу, действительно, станет богаче – к чему сейчас унижаться перед Москвой и кляньчить очередную скидку?
в) если евроинтеграция не сделает Украину богатой, то в таком случае зачем весь этот цирк?   

Итак, мы насчитали 4 крупнейших прокола за пять лет. Минимум.
Для команды, призванной заботиться о национальных интересах Украины это многовато.
Украина остро нуждается в профессиональных кадрах, сильных аналитиках и дальновидных стратегах.

P.S. Нет, ни Янукович, ни Азаров не проводят прозападную, антироссийскую политику. Запад просто пытается использовать Януковича-Азарова вслепую.
Например, чтоб спалить их на непопулярных реформах.
Ну, и чтоб попытаться раскрутить Россию на пересмотр «газовых соглашений». Так сказать, для своих…
         


Рецензии