На базар в деревню... Эфиопский дневник 101

Рано утром, как и было мне сказано,  пришёл к Офису. Там уже собирались участники нашей поездки:  три мужчины – водитель, руководитель группы, я – третий.  И четыре женщины.  Таким образом, получилось две группы «экскурсантов» на базар – одна из двух женщин и водителя, вторая – с двумя женщинами и руководителем, к которым примкнул я.

Руководитель, ответственный за поездку на базар, собрал нас на минуту и предупредил, что должны мы быть очень осторожными, ходить там двумя группами. В каждой группе - один мужчина, работник Офиса,  вооружённый на всякий случай - пистолетом, засунутым под рубашку за пояс. И он отвечает  за безопасность своей группы.

Обе группы должны находиться  на расстоянии не более 5 – 8 метров одна от другой,  чтобы при  необходимости оказать друг другу поддержку.  Ведь ситуация ещё военная! И вполне реально - кто-то из гор может  попытаться похитить кого-нибудь из нас. Ведь похищенный «турист» это  - товар своего рода, а специалист имеет ещё более высокую цену! И в сомалийских горах может  вполне сойти для обмена на оружие, продукты, боеприпасы  или как заложник.

Сели в ГАЗ-69. Поехали. Знакомая дорога до Дире-Давы. Женщины дорогу эту видели второй раз.  В первый раз -  когда прилетели из Аддис Абебы в Дире-Даву и ехали в Харрар.  Руководитель пояснял им пейзаж, мимо которого проезжала  машина. Мне это было уже знакомо. Ведь я здесь  дважды ездил  с сомалийцами.  Проехали мимо   Каменной реки, террас на склонах, поросших  кустарником.

Утро  раннее. Проскочили через тихую, ещё спящую Дире-Даву.  Она была  основана в 1900 г. в результате сотрудничества Франции и Эфиопии при  строительстве железной дороги, связавшей Джибути с  Аддис Абебой.

Дире Дава имеет живописные, яркие  базары, там можно увидеть огромные стада верблюдов и ослов, на которых доставляют сюда товары и пригоняют на  продажу.   

Строительство железной дороги было начато в 1897 г.,  и  через 5 лет она достигла Дире Давы (в  1902 г.).  Строительство  возобновилось после 1908 г., и она  доведена в Аддис Абебу в 1917 г. Это одноколейный путь – узкоколейка с шириной колеи 1 м. и протяжённостью  775 км. 

Кончился серпантин шоссе в  гористой местности. Впереди – песчаная  равнина, по которой идёт асфальтированная дорога… Слева, в 2 – 3 километрах от дороги -  довольно высоко вздымающийся горный хребет, серый, без растительности…Между горами и дорогой голое серое поле. Песок! По бокам дороги – деревня. 

Возле деревни, на краю поля  - стада верблюдов. Они под присмотром нескольких погонщиков в юбках, вероятно - сомалийцев. Есть им там нечего. На этих верблюдах приехали   покупатели, продавцы, привезли товар.  Это их транспорт.

Вдоль дороги и чуть подальше от неё – деревянные павильоны,  то, что называли «деревней»… Между павильонами – прямо на постеленных на землю подстилках разложены товары – рубашки, джинсы… У кого-то – безделушки… Рядом с «товаром» сидят продавцы…   

Машину остановили возле  домика, в котором находился кубинский пост. Два кубинца с тяжёлыми пистолетами,  оттягивающими пояс, неспеша ходили вдоль дороги по этой «деревне», наблюдая за порядком… А порядок – был… Нигде – ни суеты, ни шума… Спокойно идёт торговля… Между павильонами ходят редкие покупатели – африканцы, арабы… Европейцев, кроме нас, никого больше  нет…

Мы вышли из машины,   осмотрелись…  Собрались своими двумя группами и неспеша пошли по базару, стараясь не расходиться друг от друга, не отделяться от другой группы… Действительно – место чрезвычайно уединённое… Стараясь найти себе пару рубашек, я быстро осматривал товар у продавцов… Спрашивал размер,  цену… Размер – был слишком маленький для меня…

Но возникла проблема – женщины, отправившиеся на базар, не знали амхарского языка…  Даже элементарно – цифры, что бы спросить размер и цену!  Они втроём задавали мне вопросы об этом… Просили поговорить с продавцами… Но, тем не менее, помогая им, я искал что-нибудь и для подарка моей жене, матери, тёще…  А в этом – мне  нужен был совет этих женщин… Так что, в итоге, они тоже помогали и мне… 
 
В одной лавке, в которую я заскочил, думая что там есть нужные мне рубашки, фактически продавали ковры. И я сразу  представил картину, что в такой лавке легко могут оглушить, и без всякого сопротивления попадёшь в такой ковёр…

Завернут тебя в него – и повезут… Так на Востоке иногда возят пленных… Погрузят на верблюда, и повезут в горы. Чтобы поменять потом на нужные им товары  - продовольствие, патроны, оружие. Возможно предка Пушкина тоже, взяв в плен – везли  завёрнутым  в ковёр? Ведь из ковра – не выбраться, не убежать…

А в плен иногда здесь – брали… Ведь нечто подобное уже было в Аксуме! Там  муж и жена – доктора, из СССР, попали в плен к эритрейцам-сепаратистам… Переговоры об их выкупе вёл эфиопский священник, который часто посещал Советский Культурный центр.  Он учился в Ленинграде и знал русский язык.  И потом, в результате переговоров,  докторов обменяли на оружие. Менгисту наградил их  орденами. 

Но наша администрация отнеслась к ним так,  как обычно относятся у нас к людям, побывавшим в плену -  отрицательно, с пренебрежением.  Их отправили домой, чуть ли не считая, что они «сами виноваты», что попали в плен.

А ведь эфиопа - главного врача из Аксума я видел во время своей командировки в Массаву! И спрашивал его – почему его в плен не взяли!!! А он объяснял, что спрятался в рентгенкабинете…

Не хватало только этого! Надо быть действительно поосторожнее! Вероятно, женщины тоже представили, что не всё так просто,  и не расходились друг от друга… Я купил серебристые, как  полагал,  африканские платочки, которые оказались в дальнейшем  китайскими, для подарков женщинам дома, когда вернусь в Союз. Мне рубашек – так и не было… Джинсы тоже не нашёл – мелкие размеры…

Вероятно, это остатки товара… Ведь несколько месяцев, пока шла война на Сомалийской границе, караваны сюда не приходили… Об этом сетовали и продавцы, когда  затевал с ними разговор о том, что не могу найти себе размер рубашки…

В результате, продавцы начали перекликаться  друг с другом – спрашивая – нет ли у кого-нибудь из них среди товара большого размера для меня… А дома я считался средней комплекции… Но больших размеров не было нигде… Так что они старались напрасно… Но хотели помочь! 

Помощь  женщинам  «похода» в переговорах с продавцами оказалась эффективнее, чем мои попытки в покупках… Женщины  быстро запомнили цифры и стали  сами спрашивать  размер, цену… Да кроме цифр  фактически  ничего и не надо было знать… Продавцы были очень догадливы, сразу понимали, что у  них хотят  купить…   

Каждая из них сумела найти что-нибудь нужное, и в результате после нескольких часов ходьбы по базару в руках у них были полные кульки… А мне – не удалось найти ничего подходящего кроме серебристых  платочков на голову…

Настроение и у меня было хорошее – хоть что-то есть для подарка!  Попутчики успокаивали – мол, вероятно не скоро ещё я уеду из Харрара, и удастся съездить в «деревню» -  купить подарок жене. На обратном пути,  в Алемайе остановились – там  купили овощи…      


Рецензии