Педагогический аспект. Вадим Сагарда

              ____  «Наука не пиво, в рот не вольёшь» (Пословица)

        Скажу честно, что идея написать заметку родилась из тщетных попыток рецензирования стихотворения Вадима Сагарды "Педагогическая поэма".
 Это было в конце июня. Черновики отмечают все пункты настоящих рецензий, но ничего стоящего не вышло. Поэма своеобразная и мастера во мне не родилось, ещё раз подтверждая верность приведённой пословицы. Во время второй попытки завершить начатое, когда я ощущала уже уверенность в успехе совсем рядом, вдруг обнаружила, что уже два часа ночи, и главное - ускользнуло. Утром проснулась с температурой и мыслью: "Не успела".
Мысль оказалась верной. Больше я не спешила - страничка Вадима Сагарды извещала, что рецензии не принимаются от возможных читателей. Стало смешно и просто. Ангина температурная прошла через пару дней, как и желание учиться писать настоящие рецензии.
         
       И всё же хочу отметить впечатления от посещения своеобразного мира автора.
Как читатель. Самый обычный читатель, рекомендующий книгу своим детям:
-Загляни в гости - будет интересно!

       Поскольку с педагогической поэмы всё началось, не могу обойти её молчанием. Главные герои - современные преподаватель и бывшая студентка, когда-то писавшая под его руководством диплом. Их встреча - встреча двух миров, смотрящих друг на друга с сожалением. Желание помочь друг другу разбивается о границы разных систем отсчёта. Они прекрасно видят это, прекрасно понимают речь друг друга, но ни один не видит себя в системе координат другого. А ведь им друг без друга - никак!
Нотки горечи слышатся в словах преподавателя, не отыскавшего путей передачи умений ориентации в свободе современного мира:
"да вот видишь
какая огроменная свобода
трудно
без внешнего авторитета
без системы запретов и разрешений
опредмечивать
автономную аксиологию
в креативном пространстве
гностического риска
по Ильину и Бердяеву"

Ёмко и содержательно озвучил преподавателя автор, зримо рисуя образы двух философов.
Бердяев, связывающий содержание понятия "смысл жизни" с совместным творчеством человека и Бога, видящий высшие ценности человека в его свободе и творчестве. Ильин, говорящий о религиозности как о целостной и при том творческой жизни.

Тема! Главная тема современного мира...
И её преподаватель обсуждает со студенткой, не лишённой таланта, видимо. Ведь писала она диплом, оперируя структурными единицами иного - исландского языка, причём выделив в нём только лишь суффикс. Суффикс, во власти которого изменить слово!

Ответ студентки:
" а у меня свободишка
сам видишь
у меня там
то будуар
то боксерский ринг
то реалити шоу
а то и еще кое что
что хочу то и ворочу
и не помню что было вчера
и не знаю что будет завтра
вот такая я вся
рыжая и подлая
и у меня своя таблица умножения"
___
Просматривается боль преподавателя за беспамятное будущее поколения, блуждающего без ориентиров в нынешней свободе.
 Бедная крутёжная Машка! Она пытается выжить в этой свободе! И шагать ей ещё и шагать по свалкам и завалам со своей личной таблицей умножения, делая свои личные выводы и ошибки, проливая собственные слёзы. И делать  выводы...

Это пока видится, что дышит она полной грудью:

"Машка встала
и пошла дальше
и я видел
что она уже забыла про меня
и про свои слова
и про все
и ей было хорошо


и она дышала
полной грудью."


Форма, избранная автором в его творчестве, ненавязчиво естественная - верлибр.
И совершенно ненавязчив и даже незаметен педагогический аспект - читателю предоставляется полное право оставаться собой.

Пожалуй и всё.

Из того, что унесла с собой:

1.У костра
http://www.stihi.ru/2010/07/11/6734

Мы сидим у костра
в замаранной сменке
с прилипшей
и уже засохшей кожурой

и тебе дадут кусок хлеба
печеную картофелину

и скажут
ну что
упахался

и скажут что нибудь смешное

а с неба смотрят
холодные звезды августа

и хочется верить
что это было от души
что это и есть
золотые крупицы жизни

они всегда там
где усталость и грязь
сравняли всех
где говорят очень простые слова

и люди могут быть братьями
втайне
от лживого мира дня.

2.Инаковость
http://www.stihi.ru/2009/11/08/3696

Человека нельзя познать
этот иероглиф не поддается дешифровке
не помогут ни Юнг ни Адлер
ни дядя Вася со второго этажа
ни лукавый менеджер
ни волчина следователь
как ни качай на косвенных

можно только
прижаться к нему душой
вдохнуть его смертоносный запах
и понять что он
навсегда не ты
непоправимо другой.

Страничка автора:
http://www.stihi.ru/avtor/sagarda


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.