Разгадка песни

Крутится, вертится шар голубой,
Крутится, вертится над головой,
Крутится, вертится, хочет упасть,
Кавалер барышню хочет украсть.
Где эта улица, где этот дом,
Где эта барышня, что я влюблён,
Вот эта улица, вот этот дом,
Вот эта барышня, что я влюблён.

Все мы хорошо помним эту удивительную песню,
но сакральный, суфийский смысл этой песни
как всегда понятен лишь посвящённым.
Ну хули тут поделать? Жыды. Масонский заговор.
А история песни покрыта мраком.

Истина открывается на удивление просто.
Такие песни обычно возникают как бы сами и автора как бы никто не знает.
Как правило автор народ а песня – городской романс или шансон.
Тайное знание древние жрецы древнего Египта доверили порочным страстям, потому что так надежнее.
Как игральные  карты несут в себе истину, предсказания, математику, социальную структуру мира и многое другое, так и песня с помощью ритма и словесных образов способна передать тайное  знание.
Это песни силы.
Ошо Шри Раджниш трактовал песни Будды и песни Тантры.
На этом построены многие его лекции.
Итак - песни силы:
на ряду с песнями силы - такими как «Совы нежные» или «Тёмная ночь»
существует удивительная песня «Крутится, вертится шар голубой».
Рассмотрим эту песню и её историю.
Но сперва песню построчно.
Итак:
«Крутится, вертится шар голубой,»
О чем говорят эти , казалось бы простые слова?
Конечно же о космогонии – о космической механике - об устройстве космоса  и планеты «Земля».  Шар голубой это Земля, которая вращается  вокруг Солнца и вокруг своей оси.
«Крутится, вертится над головой,»  - эти слова говорят о том, что все это происходит лишь в нашем сознании. Все это «майя» - сон, наваждение.
«Крутится, вертится, хочет упасть,» - мир стремится к апокалипсису, а сознание стремится к просветлению.
«Кавалер барышню хочет украсть.»
1. - посвящённый стремиться к обладанию сакральным знанием.
2. – самое главное в жизни – жизнь, любовь, продолжение рода, секс, семья.
«Где эта улица, где этот дом?» - эти строки говорят об условности бытия и понятия «родина», о бесконечном страствии Улисса, о существовании времени и пространства, о существовании «прошлого» и «настоящего» в нашем сознании.
О зыбкости воспоминаний и о самом понятии «память».
«Где эта барышня, что я влюблён?» - в этих словах зашифрован  весь смыл «Еклезиаста» - «Всё проходит и  всё суета сует.» - это слова о бренности всего происходящего. Об абсурдности счастья в прошедшем времени, и о быстротечности бытия.
«Вот эта улица, вот этот дом,
Вот эта барышня, что я влюблён.»  - в этот момент суфий достигает просветления
Ищущий находит
Путник обретает дом
Архимед кричит «Эврика»
Борхес пишет «Алеф»
Ромео целует Джульетту
Всё происходит здесь и сейчас.
Композитор, филолог и искусствовед Наум Шафер в предисловии к пластинке «Кирпичики»  пишет, что песня известна с середины XIX века: «Наверное, многие слушатели удивятся, узнав, что песня „Крутится, вертится“ была сочинена ещё в середина XIX века и что её хорошо знал М. И. Глинка. До наших дней дошли лишь два куплета — и то благодаря Борису Чиркову, который спел их в знаменитой кинотрилогии о Максиме. Между тем песня была значительно длиннее, и фигурировал в ней не „шар“, а „шарф голубой“, что более соответствует логике сюжета и стандартным вкусам тех времен (тогда был в моде романс Н. А. Титова „Шарф голубой“)». Шафер указывает и автора песни: Ф. Садовский. Ссылок на источник этой информации он не дает.
Родственные песни есть и у соседних народов.
Во-первых, это популярная песенка на идиш «Vu Is Dos Gesele» («Где эта улочка?») на ту же мелодию.
Первична либо еврейская песенка, либо русская. Обе они примерно одного и того же времени, и обе очень популярны.
Во время Великой Отечественной войны получили распространение различные версии песни.
В частности, стала широко известна версия Михаила Исаковского.
«КРУТИТСЯ, ВЕРТИТСЯ ШАР ГОЛУБОЙ»

            1

 

Лесом, полями — дорогой прямой

Парень идет на побывку домой.

 

Ранили парня, да что за беда?

Сердце играет, а кровь молода.

 

— К свадьбе залечится рана твоя,—

С шуткой его провожали друзья.

 

Песню поет он, довольный судьбой:

«Крутится, вертится шар голубой,

 

Крутится, вертится, хочет упасть... »

Ранили парня, да что за напасть?

 

Скоро он будет в отцовском дому,

Выйдут родные навстречу ему;

 

Станет его поджидать у ворот

Та, о которой он песню поет.

 

К сердцу ее он прильнет головой...

«Крутится, вертится шар голубой...»

 

            2

 

Парень подходит. Нигде никого.

Горькое горе встречает его.

 

Черные трубы над снегом торчат,

Черные птицы над ними кричат.

 

Горькое горе, жестокий удел!—

Только скворечник один уцелел.

 

Только висит над колодцем бадья...

— Где ж ты, родная деревня моя?

 

Где ж эта улица, где ж этот дом,

Где ж эта девушка, вся в голубом?

 

Вышла откуда-то старая мать:

— Где же, сыночек, тебя принимать?

 

Чем же тебя накормить-напоить?

Где же постель для тебя постелить?

 

Всё поразграбили, хату сожгли,

Настю, невесту, с собой увели...

 

            3

 

В дымной землянке погас огонек,

Парень в потемках на сено прилег.

 

Зимняя ночь холодна и длинна.

Надо бы спать, да теперь не до сна.

 

Дума за думой идут чередой:

— Рано, как видно, пришел я домой;

 

Нет мне покоя в родной стороне,

Сердце мое полыхает в огне;

 

Жжет мою душу великая боль.

Ты не держи меня здесь, не неволь,—

 

Эту смертельную муку врагу

Я ни забыть, ни простить не могу...

 

Из темноты отзывается мать:

— Разве же стану тебя я держать?

 

Вижу я, чую, что сердце болит.

Делай как знаешь, как совесть велит...

 

            4

 

Поле да небо. Безоблачный день.

Крепко у парня затянут ремень,

 

Ловко прилажен походный мешок;

Свежий хрустит под ногами снежок;

 

Вьется и тает махорочный дым,—

Парень уходит к друзьям боевым.

 

Парень уходит — судьба решена,

Дума одна и дорога одна...

 

Глянет назад: в серебристой пыли

Только скворечник маячит вдали.

 

Выйдет на взгорок, посмотрит опять —

Только уже ничего не видать.

 

Дальше и дальше родные края...

— Настенька, Настенька — песня моя!

 

Встретимся ль, нет ли мы снова с тобой?
«Крутится, вертится шар голубой...»

 
   
Вдова Бориса Петровича Чиркова, Людмила Юрьевна, продиктовала свой вариант -  первоисточник песенки, исполнявшейся её мужем в трилогии о Максиме.

    В Москве проживала блондинка,   

На Сретенке, в доме шестом,   

Была хороша, как картинка,   

И нежная очень притом.

    Ах! Крутится, вертится шар голубой,   

  Крутится, вертится над головой, 

   Крутится, вертится, хочет упасть. 

   Кавалер барышню хочет украсть.

    Таких прехорошеньких ручек   

  Не видел на свете никто.   

Ходил к ней кудрявый поручик   

В нарядном и светлом пальто.

    Ах! Где эта улица, где этот дом? 

   Где эта барышня, что я влюблён?   

  Вот эта улица, вот этот дом,   

Вот эта барышня, что я влюблён.

    Но вскоре то счастье пропало   

  На самый ужасный манер.   

Поручику стряпка сказала,   

Что «стал к ней ходить анжанер».

    Ах! Где эта улица? и т. д.

    Поручик на скетинге-ринге   

Увидел красотку в окне.   

Он к ней подошёл и блондинке   

Хватил кулаком по спине.

    Ах! Где эта улица? и т. д.

    Всегда так на свете бывает.   

  Окончился этот роман.   

  Мужчина от страсти пылает,

   А женское сердце — обман.

    Ах! Крутится, вертится шар голубой…

Судя по всему, песня эта была сложена где-то в конце ХIХ или в начале ХХ века каким-то московским уличным бардом. В пользу этого свидетельствуют некоторые детали её содержания, включая упоминание о скетинге-ринге, как, по словам Людмилы Юрьевны, называли в ту далёкую пору малые теннисные корты.   

 
Шафер указывает и автора песни: Ф. Садовский.
Ссылок на источник этой информации он не дает.
Вот вариант, представленный на упомянутой пластинке
в исполнении барда Андрея Корчевского:

 

Крутится-вертится шарф голубой,

Крутится-вертится над головой,

Крутится-вертится, хочет упасть

– Кавалер барышню хочет украсть!

 

Где эта улица, где этот дом?

Где эта девица, что я влюблен?

Вот эта улица, вот этот дом,

Вот эта девица, что я влюблен!

 

На все я готов, я во власти твоей,

Умру от тоски, коль не будешь моей!

Любил я, люблю, вечно буду любить.

Зачем же меня понапрасну томить?

 

В саду под скамейкой записку нашел:

 «Свиданье в двенадцать»!

Я в десять пришел.

Минуты за годы казалися мне,

Вдруг шорох раздался в ночной тишине.

 

Я ночи пройденной забыть не могу,

С тех пор еженощно встречались в саду.

И в вечной любви мы клялися вдвоем,

Луна и скамейка свидетели в том.

 

Крутится-вертится шарф голубой,

Крутится-вертится над головой,

Крутится-вертится, хочет упасть

– Кавалер барышню хочет украсть!


Рецензии