2. 2 Аналитический обзор нормативных актов в отнош

2.2 Аналитический обзор нормативных актов в отношении религиозных объединений

После Октябрьской революции 1917 года религиозная ситуация в стране резко изменилась. 23 января 1918 года был подписан Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», который лишал Церковь статуса юридического лица, отбирал у неё всё имущество, включая храмы, доходные предприятия, приюты, конфисковывал все церковные банковские счета. Впредь государством признавались только группы мирян, заключающие с местными властями договор о найме храма для богослужений, а не духовенство.
До середины 80-х годов XX века РПЦ и другие религиозные объединения находились в изгнании как противоречащие идеологии марксизма-ленинизма. Но с наступлением периода перестройки положение для них изменилось в очередной раз. Возникла потребность в разработке религиозного законодательства.
В 1990 году был принят закон РСФСР «О свободе вероисповеданий». Следует отметить, что закон принимался в обстановке общей нестабильности – политической, социально-экономической и идеологической, – что не могло не отразиться на его содержании.
12 декабря 1993 года была принята Конституция Российской Федерации, глава вторая которой посвящена вопросу прав и свобод человека и гражданина. В статье 13-й «в РФ признаётся идеологическое многообразие»2; в статье 14-й указывается, что «РФ – светское государство», и «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», а «религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом»3. 28-я статья Конституции «гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними»4. То есть в основу Конституции РФ положен демократический принцип взаимоотношений государства и граждан.
После распада СССР и принятия Конституции РФ возникла острая необходимость пересмотреть закон РСФСР «О свободе вероисповеданий». Связано это было со стремлением урегулировать взаимоотношения государства и религиозных организаций.
В 1995 году был создан Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ. В его функции входило:
– обеспечение взаимодействия Президента РФ с религиозными объединениями;
– содействие укреплению общественного согласия, достижения терпимости и взаимного уважения.
Перед Советом были поставлены следующие задачи:
– предоставление Президенту аналитических материалов, докладов, рекомендаций в отношении политики в религиозной сфере;
– обсуждение проектов федеральных законов и указов, других нормативных актов;
– изучение проблем религии;
– анализ зарубежного законодательства и практики взаимоотношений государства и религиозных объединений;
– публикация справочных и информационно-аналитических материалов1.
Государственная Дума РФ неоднократно обращалась к Президенту РФ Б.Н. Ельцину с просьбой обратить внимание на деструктивную деятельность некоторых НРД, которая наносит непоправимый ущерб физическому и психическому здоровью граждан и обществу в целом. Вот один из таких документов, состоящий из двух частей:
– Постановление Государственной Думы РФ «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания РФ «К Президенту РФ об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России» от 15 декабря 1996 г.». Президенту РФ предлагается «совместно с представителями традиционных конфессий до 1 июня 1997 года разработать проект концепции религиозной безопасности российского общества и представить его на рассмотрение Государственной Думы»2;
– Обращение Государственной Думы «К Президенту РФ об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье, общества, семьи, граждан России». В своём обращении депутаты задают Президенту РФ вопрос: «Существует ли продуманная политика государства в области религиозных отношений?» Они указывают, что в настоящий момент в РФ действует большое количество НРД, «в том числе деструктивных и жёстко руководимых из-за рубежа», и «работа некоторых так называемых религиозных организаций уподобляется действиям специальных служб, особенно преуспела в этом американская саентологическая церковь». Депутаты делают вывод о необходимости обеспечения профилактики вовлечения населения в деструктивные религиозные организации «путём законодательного ограничения или запрещения их деятельности в связи с опасностью нанесения ими вреда здоровью граждан» и о необходимости разработать проект нового федерального закона о свободе совести и о религиозных объединениях3.
Министерством здравоохранения РФ был подготовлен следующий документ:
– «К докладу о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах  обеспечения помощи пострадавшим», 1996 г.4. В докладе упоминается, что Постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 года №600 «О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1996-1997 гг.» для ряда соисполнителей, включая Минздравмедпром России, была поставлена задача «обобщить материалы о социальных и медицинских последствиях деятельности в России иностранных религиозных организаций, подготовить предложения о порядке осуществления деятельности таких организаций на территории России, а также о мерах ответственности их руководителей и членов за разжигание межконфессиональной и межэтнической розни, подстрекательство к гражданскому неповиновению групп населения, попавших под их влияние за криминогенную деятельность».
В результате проведённых исследований было выяснено, что «в Российской Федерации в настоящее время действует множество сект, в том числе тоталитарных и жёстко руководимых из-за рубежа». Исследования экспертов МВД России свидетельствовали, что правоохранительные органы сталкиваются с увеличивающимся количеством правонарушений со стороны тоталитарных сект. Официально на конец 1995 года было зарегистрировано более 6 тысяч сект. К примеру, в Москве было отмечено около 80 сект только корейского происхождения1. Была выявлена общность природы преступных и тоталитарных сектантских организаций по внутренней структуре, применяемым средствам и методам. В документе говорилось об активных попытках проникновения сектантов или их сторонников в государственные структуры; признавалось, что «людей, принадлежащих к одной из мировых религий, объединяет общее понимание ценностей и принципов, а сектантов – более всего авторитет учителя и личные отношения с другими членами секты». Отсюда «некоторая организационная рыхлость больших религий и противостоящая им железная дисциплина сект, их стремление полностью завладеть человеком, сориентировать его исключительно внутрь секты, уничтожить все его свободные связи с миром». По мнению экспертов МВД России, это собственно и есть тоталитарность: «культивирование слепого подчинения авторитету (пусть иногда и узкогрупповому), суровая организация, всеобщий контроль за всеми сторонами жизни члена секты». При криминализации верхушки секты неизбежно криминализуется вся секта, превращаясь в слепое орудие реализации целей всяческих «гуру», «учителей», «руководящих корпораций» и т.п.
В докладе также упоминалось о методах вербовки и психологической обработки адептов сект.
Последствия воздействия тоталитарных религиозных организаций на психическое здоровье личности исследовались комиссией в составе ведущих психиатров, представителей подведомственных Минздравмедпрому России научных центров, включая ГНЦ социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского и Московский НИИ психиатрии.
Комиссия на основании анализа писем и заявлений, направленных в «Комитет по спасению молодёжи», в редакции ряда газет, прокуратуру, МВД и другие инстанции, на основании непосредственного обследования лиц, поступивших в психиатрическую больницу в состоянии психоза с бредом псевдорелигиозного характера, возникшем после посещения сект, и пациентов, обратившихся к психиатру после их посещения, а также на основании собеседования с членами и руководителями сект, пришла к следующим выводам:
1.Деятельность организаций Белое Братство, Богородичный Центр, Аум Синрикё, Сознание Кришны, Церковь Саентологии и т.д. сопровождается нанесением серьёзного ущерба психическому, физическому, нравственному здоровью человека и его личности;
2.Наносимый ущерб здоровью в этих организациях проявляется в форме индуцированных бредовых расстройств, патологических сверхценных идей и патологического развития личности, а также физического и психического истощения, создающих предпосылки для иных заболеваний, прекращения детородных функций человека;
3.Возникающие нарушения сопровождаются грубой семейной и социальной дезадаптацией личности, ставящей её вне семьи, общества и государства;
4.Деятельность перечисленных организаций наносит выраженный ущерб здоровью вовлекаемых в них психически больных и лиц с аномалиями личности, приводя к развитию у них более тяжёлых психических нарушений;
5.Деятельность указанных организаций наносит тяжёлый моральный и имущественный вред семьям людей, вовлечённых в эти организации;
6.Ущерб здоровью и личности человека наносится в результате скрытого психического насилия и манипулирования сознанием человека под видом проповедей, обрядов, ритуалов, вследствие внушений в состояниях искусственно изменённого сознания вплоть до глубокого гипноза и самогипноза, наступающих в результате применения определённых психотехнических методов во время литургий, обрядов, инициаций, медитаций.
К этому следует добавить, «что активное применение психотропных средств в сектах нарушает генофонд российских народностей». Поскольку методы воздействия на психическое здоровье, используемые сектами типичны, «то можно говорить о том, что перечисленные последствия характерны и для других сект».
В докладе были приведены такие статистические данные: в различные культовые новообразования уже вовлечено от 3 до 5 миллионов  человек, 70% из них молодёжь от 18 до 27 лет; 80% адептов – с высшим и средним образованием; студенты – около 1 миллиона человек, из них 25-30% бросили учёбу; разрушено до 250 тысяч семей, не меньшее число составляют несовершеннолетние дети, оставленные родителем, ушедшим в секту; вышедших из сект 1 на 1000.
По мнению психиатров, в данной проблеме есть особый негативный аспект. Речь идёт о социальных сиротах (то есть фактических сиротах при живых родителях). Будучи брошенными завербованными в секты родителями, такие дети и подростки обречены на тяжёлые психические травмы. Факты свидетельствуют, что социальные сироты имеют в последующей жизни высокий риск и криминального поведения, и психической заболеваемости. Главная проблема относится всё же к детям, уведённым в тоталитарные секты или родившимся в условиях «новой жизни». Такие дети формируются как безропотные слуги авторитетов сект.
Привлекает внимание и противоположная возрастная категория: «около 100 тысяч пожилых людей под внушением тоталитарных сект продали свои городские квартиры и, отдавая полученные деньги «учителям» сект, уехали в глухие места, получив при этом запрет обращаться за медицинской помощью».
В документе говорится, что «российская психологическая, педагогическая и юридическая наука и практика, законодательная, административная и правовая системы почти не имеют опыта анализа и противодействия деструктивным культам, которые представляют, по сути дела, новейшую модификацию тоталитарных движений конца XX века». Фактически наша страна столкнулась с расцветом преступности в новой нише, относящейся к духовной и психической жизни людей.
Особенно опасным, как отмечалось в документе, является проникновение религиозных организаций в сферу здравоохранения, осуществление ими псевдооздоровительной и псевдомедицинской деятельности. Многие секты используют методы воздействия на психику человека, не имея не только лицензии на профессиональную медицинскую деятельность, но даже элементарной медицинской подготовки. Эти организации применяют методы и средства (препараты и приспособления), не прошедшие клинических испытаний и не допущенные в установленном законом порядке для применения на людях.
Минздравмедпром России издал два приказа. Первый из них «Об упорядочении применения методов психологического и психотерапевтического воздействия» не допускает применения методов и средств оккультно-мистического и религиозного происхождения в практике здравоохранения. Под этим понимаются не признаваемые официальной медициной методы и средства оккультизма и магии, а также методы и средства вмешательства в сферу психического здоровья религиозного происхождения, которые претендуют на подмену проверенных и необходимых для больного традиционных методов лечения. Ограничения, введённые Приказом, отнюдь «не означают ущемления права на свободу совести и свободу вероисповедания, поскольку ни одна из традиционных религий, действующих на территории нашей страны, не имеет своих «особых» конфессиональных методов профилактики, лечения и реабилитации и не благословляет своих последователей отказываться от помощи официальной медицины». Не существует особой «православной медицины», «исламской медицины», «иудейской медицины» и т.п.
Второй приказ «Об отмене «Методических рекомендаций «Программа детоксикации» не допускает применять в практике здравоохранения методов детоксикации, иных вытекающих из учения Р. Хаббарда методов саентологии, дианетики. Указанная мера обусловлена тем, что разработанные Л. Р. Хаббардом методологии, претендующие на медицинскую ценность, не смогли пройти государственного лицензирования ни в одной стране мира и не получили разрешения на применение. Более того, «проведённые в ряде стран государственные экспертизы показали антинаучность и разрушительное действие методологии Л. Р. Хаббарда на организм человека и его психику».
На основании полученных данных были сделаны выводы о необходимости поэтапной и индивидуальной работы по изучению конкретной деятельности каждой отдельной секты. Но эта работа не могла быть осуществлена без соответствующего правового (законодательного) обеспечения. Должны быть «чётко отработаны показания, по которым возможно юридическое ограничение или даже запрещение тоталитарных сект, деятельность которых противоречит российскому законодательству, нарушает права и свободы граждан, прежде всего право на жизнь и охрану здоровья, угрожает общественной безопасности».
И, наконец, для организации помощи в условиях воздействия деструктивных религиозных образований необходимо:
1.Обеспечить профилактику вовлечения в них населения путём законодательного ограничения и запрещения их деятельности в связи с опасностью нанесения ими вреда здоровью граждан, предусмотреть по примеру ряда стран при бракосочетании процедуру информирования граждан о деятельности тоталитарных сект, ввести в программы обучения средних и высших учебных заведений факультативные курсы о деятельности тоталитарных сект и профилактических мерах против их воздействия;
2.Разработать проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ», предусматривающий уголовную ответственность за участие в неразрешённых или запрещённых тоталитарных сектах (деструктивных культах);
3.Разработать проект Федерального закона «Об обеспечении гарантий права граждан на безопасность для жизни и здоровья и противодействии незаконной медицинской деятельности», и проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, в связи с принятием указанного закона, включив в число соисполнителей Минздравмедпром, Минюст, МВД и ФСБ России»;
4.В целях проверки законности деятельности отдельных религиозных организаций на предмет воздействия их на здоровье человека принять Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке проведения медицинской экспертизы факторов риска для здоровья в связи с деятельностью некоторых религиозных организаций»;
5.Принять Постановление Правительства Российской Федерации «Об организации специализированной службы помощи пострадавшим от некоторых религиозных организаций». Обеспечить, в том числе через СМИ, широкую информированность о её существовании. Предусмотреть адекватное методологическое и материальное обеспечение этой службы, которая по типу наркологической службы должна осуществлять свою деятельность на условиях доступности и вне стен психиатрических учреждений.
6.По согласованию с Московской Патриархией и во взаимодействии с Минздравмедпромом России организовать в некоторых православных храмах пункты медико-психологической помощи пострадавшим от деструктивных религиозных организаций;
7.Предусмотреть при регистрации сект экспертизу состояния психического здоровья лиц, осуществляющих непосредственное руководство сектой на территории Российской Федерации;
8.Рекомендовать Совету безопасности создать специальную комиссию по изучению вопросов деятельности и финансирования тоталитарных сект (деструктивных культов) в России и рассмотреть этот вопрос на одном из своих заседаний.
9.Распространить в органах исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации Пособие о деятельности тоталитарных сект, подготовленное и изданное МВД России.
10.Рекомендовать МВД России создание в правоохранительных и координационных целях специального структурного подразделения, занимающегося проблемами криминогенности тоталитарных сект, в том числе по линии профилактики правонарушений.
До принятия Закона РФ «О свободе вероисповеданий и о религиозных объединениях» свою обеспокоенность по поводу деятельности деструктивных культов высказывало и Министерство образования РФ:
– Приказ Министерства образования РФ №47/20-11п от 19.03.93 «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях РФ»1. В документе говорилось, что отношение государственной школы к религии определяется законами Российской Федерации «Об образовании» и «О свободе вероисповеданий». В соответствии со статьёй 9-й Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 1990 г. государство обязано уважать право ребёнка, его родителей или лиц, их заменяющих, на выбор, согласно их убеждениям, путей и форм нравственного и религиозного воспитания.
Граждане Российской Федерации в отношении религии могут придерживаться разных убеждений, и государство обязано уважать их выбор в соответствии с конституционным принципом свободы совести при том условии, что эти убеждения не противоречат закону и не ущемляют права и интересы других граждан.
Родители, отдавая ребёнка в государственную школу, должны знать, «что школа не может взять на себя обязательство воспитывать его в соответствии с каким-либо определённым религиозным или атеистическим выбором родителей». Это необходимое условие того, что школа не будет воспитывать у детей убеждения, которые родители и дети считают для себя неприемлемыми.
В связи с вышеизложенным Министерство образования Российской Федерации в сфере духовного развития личности придерживается следующих положений:
1.Государственные органы управления образованием обязаны соблюдать принцип раздельности светского и религиозного образования. Светский характер образования в государственных образовательных учреждениях «является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования»2. Это означает, что в школе недопустимо религиозное или атеистическое воспитание в любых формах. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;
2.«Преподавание религиозно-познавательных, религиоведческих и религиозно-философских дисциплин, не сопровождающихся совершением религиозных обрядов и имеющее информативный характер, может входить в учебную программу государственных учебных заведений» (ст. 9 Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий»1).  С этой целью в школах могут быть введены Факультативные курсы «История религий», «Мировые религии», «Религиоведение», «Великие книги человечества» и др., опубликованные в сборниках «Вестник образования», научно-методических журналах Министерства образования России;
3.Изучение религиоведческих проблем может осуществляться в учреждениях внешкольного дополнительного образования, в объединениях учащихся (кружках, клубах, лекториях, научных обществах учащихся и пр.) в целях наиболее полного удовлетворения духовных потребностей учащихся;
4.Преподавать в школах и в учреждениях внешкольного дополнительного образования историю религии и другие религиоведческие дисциплины должны учителя и педагоги дополнительного образования, имеющие специальную профессиональную подготовку;
5.Органам управления образованием, институтам повышения квалификации работников образования, педагогическим вузам необходимо осуществить подготовку и переподготовку педагогических кадров, способных обеспечить качественное преподавание в школе истории религии и других религиоведческих дисциплин;
6.Государственные органы управления образованием обязаны контролировать соблюдения законов «Об образовании» и «О свободе вероисповеданий» в образовательных учреждениях и не допускать их нарушения. В то же время государство признаёт за гражданами право создавать в целях религиозного или атеистического воспитания негосударственные образовательные учреждения. Создание религиозных воскресных школ или классов не относится к компетенции органов управления образованием. Государство обеспечивает в негосударственных образовательных учреждениях, в том числе и конфессиональных, контроль за реализацией общеобразовательных программ и требований государственных образовательных стандартов.
Приказом были отменены как противоречащие законам «Об образовании» и «О свободе вероисповеданий» Письма Министерства просвещения РСФСР от 24.08.71 г. №389 «Об усилении атеистического воспитания учащихся общеобразовательных школ и студентов педагогических учебных заведений»; от 09.08.74 г. №357-М «Об усилении научно-атеистического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы»; от 15.04.84 г. №4-14/130/33-24/14-446/16 «О рекомендациях по дальнейшему улучшению атеистической пропаганды среди учащихся в свете решений Июньского (1982 года) Пленума ЦК КПСС»; от 14.01.85 г. 15-М «Об атеистическом воспитании детей в дошкольных учреждениях».
Деструктивные культы продолжали своё наступление, нарушая старое законодательство. Новый закон всё ещё находился в стадии разработки. К примеру, о такой ситуации свидетельствовал следующий документ:   
– Приказ Московского Комитета образования Правительства Москвы №129 от 12 мая 1997 г. «О контактах администрации школы №1226 Юго-Восточного округа с религиозными организациями и фактах нарушения законодательства о свободе вероисповеданий в школах Москвы, сдачи директорами школ учебных помещений в аренду религиозным и другим организациям»1. В данном законодательном акте был рассмотрен вопрос о сдаче на коммерческой основе школьных помещений различным миссионерским, оккультно-оздоровительным и другим мировоззренческим организациям и объединениям, а в школе №1226 Юго-Восточного округа – о серьёзных нарушениях в организации образовательного процесса. Коллегией был сделан вывод о нарушении Закона РФ «Об образовании». Директор школы №1226 А.Н. Лазарев был освобождён от занимаемой должности.
Начальникам окружных управлений образования предписывалось: не допускать предоставления помещений образовательных учреждений для миссионерской и проповеднической деятельности, конфессионально-ориентированным негосударственным образовательным учреждениям предоставлять только те помещения, которые не используются по прямому назначению и ограничить практику почасовой аренды, принять меры по предотвращению злоупотреблений и привлечению к дисциплинарной ответственности руководителей образовательных учреждений, допустивших нарушения законодательства о свободе вероисповеданий и положений статей Закона РФ «Об образовании»; провести до 1 сентября 1997 года экспертизу образовательных программ религиоведческой ориентации во всех типах образовательных учреждений; разрешать организацию и ведение занятий по изучению восточных боевых искусств только при наличии экспертного заключения Московского городского физкультурно-спортивного объединения, которое обязано проводить экспертизу содержания и методики изучения восточных боевых искусств в кружках и секциях в образовательных учреждениях.
Нами были рассмотрены в качестве примера лишь некоторые юридические документы, так или иначе касающиеся НРД и их деятельности в России. Это законы РСФСР и РФ, приказы министерств, доклады ведомств. Все они доказывают, что некоторые НРД проникли практически во все сферы общественной жизни, и подчёркивают необходимость принятия срочных мер по урегулированию вопроса взаимоотношений НРД с государством.
Здесь нужно заметить, что многие страны запада столкнулись с явлением тоталитарных и деструктивных религиозных движений намного раньше, чем Россия. Они успели накопить немалый опыт в борьбе с сектантством и сектантами, что и было отражено в международных законодательных актах. Некоторые из них будут рассмотрены в нашем исследовании:
– «Заявление Европарламента по деструктивной секте Муна» (1984 г.)2. Европарламент, проанализировав ущерб, нанесённый сектой «Церковь Объединения», и обращения семей, рекомендовал включить в статью 49 Закона об общественном порядке следующие пункты: вести непрерывное разоблачение мунитской деятельности через СМИ; правительствам всего сообщества «заботиться о том, чтобы секте Myна не предоставлялось никаких особых статусов, не были даны никакие особые привилегии»; проинформировать Комиссию по молодёжи, культуре, образованию, информации и спорту «о деятельности последователей секты Муна и о её опасности, которую она представляет для общества»; учесть проблему секты Муна на следующих заседаниях Европарламента; «поручить своим президентам передать это заключение комиссии Совету и Министрам иностранных дел».
   В «Рекомендации 1178 (1992)3 по сектам и новым религиозным движениям Парламентской Ассамблеи Совета Европы»4 говорилось, что Ассамблея «встревожена обращениями различных ассоциаций и семей, которые считают, что им нанесён вред деятельностью сект», и просит все государства-члены Совета Европы «охарактеризовать методы работы, которым они следуют, и юридические проблемы, с которыми они сталкиваются». Ассамблея указывает, что свобода совести и вероисповедания, гарантированные статьёй 9-й Европейской Конвенции по правам человека, делает особое законодательство по сектам нежелательным, «так как подобное законодательство будет противоречить этому основополагающему праву и нанесёт вред традиционным религиям». Поэтому Ассамблея может лишь рекомендовать применять образовательные программы, содержащие объективную и полную информацию о религиях, этических нормах и общественных правах; применять более строго существующее законодательство, касающееся детей, чтобы защитить их и предотвратить факты похищений и вывоза за границу, а лица, которые принадлежат к секте, должны быть информированы о том, что они имеют право её покинуть.
Ряд нормативных актов был принят на уровне Содружества Независимых Государств:
– «Декларация глав государств-участников СНГ о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод от 24 сентября 1993 г.»1. Декларация была подписана представителями Азербайджанской Республики, Республик Армении, Беларусь, Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украиной. В документе гарантировались права и свободы граждан, в том числе право на свободу вероисповеданий. Государства обязывались регулярно обсуждать проблемы, связанные с выполнением международных договоров и соглашений по правам человека.
26 мая 1995 года Беларусью, Грузией, Кыргызстаном, Молдовой, Россией и Таджикистаном была подписана «Конвенция содружества независимых государств о правах и основных свободах человека»2. Документ гарантировал соблюдение прав граждан: «никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии, никто не должен принуждаться к обязательному труду, никому не может быть отказано в праве на образование» в зависимости от его вероисповедания.
В странах Западной Европы напряжённость по поводу деятельности НРД не ослабевала. Представление об этом даёт следующий документ:
– Решение Кабинета Министров Европейского Совета от 1994 г. «Секты и новые религиозные движения. Рекомендация парламентской ассамблеи №1178 от 1992 г.»3. Депутаты приняли следующее дополнительное разъяснение Рекомендации 1178 (1992) Парламентской Ассамблеи по сектам и новым религиозным движениям: «Кабинет министров информирует Парламентскую Ассамблею, что разделяет его тревогу по поводу проблем, вызванных увеличивающейся активностью некоторых сект и религиозных движений нетрадиционного характера». Всеми доступными и законными средствами необходимо разъяснять сущность и деятельность сект и новых религиозных движений. Но следует принимать во внимание культурные традиции государств и их законодательные системы: «кажется нерациональным рекомендовать каждому правительству требовать от всех сект и новых религиозных движений достигать общего статуса; понятно, что члены таких сект и движений должны уважать законы страны, где они прибывают». Особое внимание должно быть уделено вопросам безопасности детей.
Рассмотрим ещё один важный документ:
– Постановление о сектах в Европе от 12 февраля 1996 г.1 На основании таких законодательных актов как Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, Договор о создании Европейского Союза, Рекомендация 1178 (1992) Совета Европы о сектах и новых религиозных движениях, «подтверждая свою приверженность основным принципам демократического правового государства (терпимость, свобода совести и религии, свобода мнений, свобода союзов и собраний); принимая во внимание, что последние события во Франции, в особенности гибель 16 человек, среди которых были 3 ребёнка, 23 декабря 1995 года в Веркоре, выявили опасную деятельность определённых, называемых сектами, объединений; принимая во внимание, что деятельность таких групп, как секты, сектоподобные союзы, превратилась в постоянно расширяющийся феномен, который в различных формах можно наблюдать по всему миру; учитывая, что многие существующие в Европейском Союзе религиозные и прочие секты действуют абсолютно легально и поэтому имеют право на то, чтобы их собственные организации и деятельность были защищены гарантиями свободы личности и вероисповедания, содержащимися в европейской конвенции по правам человека; принимая во внимание, что, напротив, определённые секты, организационные структуры которых не ограничиваются отдельной страной и которые действуют во всём Европейском Союзе, постоянно нарушают права человека и совершают преступные деяния, как то: жестокое обращение с людьми, сексуальные домогательства, незаконное лишение свободы, торговля людьми, подстрекательство к насилию, распространение расистских воззрений, уклонение от уплаты налогов, незаконное перемещение капиталов, торговля оружием и наркотиками, нарушение трудового законодательства, незаконная врачебная деятельность, призывает государства-члены позаботиться о том, чтобы суды и полицейские власти действенно использовали существующие на национальном уровне правовые акты и инструменты, а также активно и более тесно сотрудничали между собой для того, чтобы противостоять нарушениям основных прав, ответственность за которые несут секты». Постановление предписывает не предоставлять статус религиозной организации автоматически, а в случае, если секта замешана в незаконных или преступных деяниях, обдумать возможность лишения её статуса религиозного объединения, который гарантирует ей налоговые льготы и определённую правовую защиту. Необходимо также усилить взаимный обмен информацией между странами для того, чтобы объединить сведения о феномене сектантства, что «можно осуществить на следующих совместных заседаниях по проблеме сект».
Таких документов много и проанализировать их все в рамках данного исследования невозможно. Однако на основании изложенных в них фактов становится понятно, что Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» требовал глубокого пересмотра. Для разработки нового религиозного законодательства необходимо было учесть данные проведённых исследований медицинскими учреждениями, органами МВД, Министерством Образования и другими ведомствами, проанализировать деятельность самих НРД.
Федеральный закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» был принят в 1997 году2. Как указывала Н.В. Кривельская, сложность заключалась в том, что «не всегда пожелания религиозных организаций укладываются в конституционные рамки, а порой и в рамки здравого смысла»3. Но в новом законе удалось отстоять и обеспечить главное – соблюдение во всей полноте права граждан на свободу совести и вероисповедания, принципа светского характера государства, равенства религиозных объединений перед законом.
Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» отличает от Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» ряд принципиальных положений:
– изменён порядок создания религиозных организаций;
– право на учреждение местной религиозной организации признано только за российскими гражданами;
– законом вводится новое понятие – «религиозная группа». Она имеет право на деятельность без государственной регистрации и приобретения статуса юридического лица;
– закон ограничивает права религиозных организаций, созданных до его вступления в силу, но не имеющих документа, подтверждающего их существования на данной территории не менее 15 лет1.
Настоящий федеральный закон был принят с учётом особой роли православия в истории России и уважения к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям. Закон регулирует «правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений»2.
В законе говорится, что граждане РФ равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Отмечается, что если убеждения или вероисповедание не позволяют гражданину проходить военную службу, он имеет право на замену её альтернативной гражданской службой.
Законом запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних вопреки их воле и без согласия родителей или лиц, их заменяющих.
Российская Федерация провозглашается светским государством, следовательно, «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Государство обязуется не вмешиваться в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит действующему законодательству. Однако чаще всего государство вообще закрывает глаза на происходящее в религиозной жизни.
Законом гарантируется предоставление налоговых и иных льгот религиозным организациям, что, на наш взгляд, не является справедливым и ведёт к различного рода злоупотреблениям.
Религиозные объединения «не могут выполнять функции органов государственной власти, государственных учреждений и органов местного самоуправления, не участвуют в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь». Это по закону, а на деле всё обстоит иначе. Во-первых, получается, что политические партии могут оказывать помощь религиозным объединениям. А некоторые религиозные организации, пользуясь поддержкой сильных мира сего, действуют противозаконно и впоследствии избегают ответственности. Получается, у тех же Свидетелей Иеговы или саентологов, появляется возможность распространения своего мировоззрения в политической среде. И случаи такого поведения неоднократны. В Хакасии, к примеру, активно действует протестантская «Церковь прославления»: «с 1995 года церковь подвизалась на политическом поприще», включилась в кампанию по выборам глав администрации Абакана и Саяногорска, затем – депутатов Госдумы, Президента РФ. В результате «несколько предприимчивых членов церкви стали депутатами Верховного Совета Республики Хакасия»3.
В юридическом отношении религиозные объединения делятся:
– религиозная группа – это «добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица»1. Закон оговаривает, что помещение и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются её участниками;
– религиозная организация – «добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица»2. Если религиозная организация действовала на территории РФ на протяжении не менее пятидесяти лет, она вправе использовать в своих наименованиях слова «Россия», «российский» и производные от них. Наименование религиозной организации должно содержать сведения о её вероисповедании (некоторыми НРД этот пункт закона не соблюдается, они используют какие угодно наименования, только не те, которые отражали бы их вероисповедание, в частности Церковь Объединения Муна, Церковь Саентологии имеют ряд подведомственных им подразделений, учебных заведений и т.д., носящих иные наименования).
Законом запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти, воинских частях, государственных и муниципальных организациях.
По закону религиозные объединения должны быть зарегистрированы, чтобы осуществлять свою деятельность. Именно эти статьи (ст. 9-12) вызвали разногласия в регионах. Для урегулирования ситуации была создана «Наблюдательная рабочая группа Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ по анализу процесса реализации закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Результатом её работы стало Постановление Правительства РФ «О порядке регистрации, открытия и закрытия в РФ представительств религиозных иностранных организаций». Религиозная организация обязана зарегистрироваться на территории РФ в соответствии с действующим законодательством. Для регистрации должны быть представлены следующие документы: заявление о государственной регистрации; список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения; устав религиозной организации, отвечающий требованиям статьи 10 Закона; документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее 15 лет (религиозная группа может осуществлять свою деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица, она только обязана уведомить органы местного самоуправления о начале своей деятельности); сведения об основах вероучения и соответствующей ему практике, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию и проч.
В данной системе можно обнаружить бреши. Организация, например, может существовать под видом группы. Следовательно, она не проходит регистрацию, самостоятельно расширяет сферу своей деятельности и, возможно, пользуется таким положением для совершения правонарушений.
Нет уверенности, что регистрирующий орган достаточно компетентен в религиозном отношении. Это не какие-нибудь специалисты-религиоведы, а обыкновенные чиновники, которых не интересует история возникновения и существования того или иного религиозного объединения, его учение. Сомнение возникает потому, что анализ учения той или иной секты даёт представление о нём в лучшем случае как о сказочном мире, далёком от реальности, непоследовательном. Однако те же мормоны были зарегистрированы в нашей стране (поистине фантастическое учение о богах, живущих на разных планетах, людях, которые должны неоднократно жениться или выходить замуж и таким образом спастись), хотя любой здравомыслящий человек разве что улыбнётся от таких замысловатых сюжетов.
Религиозным организациям может быть отказано в регистрации, если их цели и деятельность противоречат остальным законам РФ. За нарушение общественной безопасности и порядка, за действия по подрыву основ конституционного строя, за создание вооружённых подразделений, пропаганду войны, разжигание социальной, расовой или религиозной розни, за человеконенавистничество религиозная организация может быть ликвидирована. Почему многие из них до сих пор действуют на территории РФ, остаётся загадкой.
По состоянию на 1 января 1996 года было зарегистрировано 13 073 религиозных объединений и групп1. Все они должны были пройти перерегистрацию в органах юстиции до 31 декабря 1999 года. Вот перечень некоторых религиозных объединений, прошедших перерегистрацию и действующих ныне на территории РФ: Русская Православная Церковь Московского Патриархата, РПЦ за границей, Российская Православная Свободная Церковь, Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата, Истинно Православная Церковь, Русская Православная Старообрядческая Церковь, Римско-католическая Церковь, Армянская Апостольская Церковь, Ислам, Буддизм, Иудаизм, Евангельские христиане-баптисты, Адвентисты Седьмого Дня, Лютеране, Христиане Веры Евангельской (пятидесятники), Евангелические христиане в духе апостолов, Евангелическая Церковь, Новоапостольская Церковь, Методистская Церковь, Реформаторская Церковь, Пресвитерианская Церковь, Свидетели Иеговы, Меннониты, Англиканская Церковь, Церковь Армии Спасения, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), Церковь Объединения (Муна), Духовные христиане-молокане, Духоборцы, Общество Сознания Кришны, Евангелические христиане-трезвенники (чуриковцы), Апостольская Кафолическая Ассирийская Церковь, Церковь Божьей Матери Преображающейся, Индуизм, Тантризм, Даосизм, Саентистская Церковь, Саентологическая Церковь, Духовное единство (толстовцы), Язычники, Шаманизм, Квакеры, Копты, Зороастризм, Живая Этика, Религия Богемы, Церковь Последнего Завета и проч.
Как видим, наряду с православием, буддизмом, иудаизмом, исламом религиозными объединениями были признаны отколовшиеся от них движения, организации языческого характера, протестантские церкви, объединения, признанные ранее ересями и другие псевдорелигиозные организации.
Вернёмся к закону 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях». В главе третьей закона оговариваются условия деятельности религиозных организаций и их права. Религиозные объединения действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, которые не должны вступать в противоречие с законодательством РФ. Могут издавать и распространять свои печатные издания, аудио- и видеоматериалы, создавать учреждения профессионального религиозного образования, осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать предприятия.
Надзор и контроль за исполнением религиозного законодательства должны осуществлять органы прокуратуры РФ.
Положительным моментом закона является право ликвидации религиозного объединения за нанесение ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе с использованием в религиозной деятельности наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий.
Закон 1997 года действует в настоящее время с небольшими дополнениями и изменениями. Жизнь вносит свои коррективы во взаимоотношения государства с традиционными конфессиями и НРД. Тем не менее, законодательная база вообще и религиозная в частности остаются слабыми. Это приводит к различного рода стычкам, судебным разбирательствам, к тому, что регионы принимают дополнительные законы. Но в целом никто не может обеспечить защищённость от правонарушений со стороны как НРД, так и в отношении их самих.
В 2003 году в Саратове обсуждалось религиозное законодательство в рамках проводимой правительством Саратовской области Ярмарки социальных проектов. Был проведён круглый стол, на котором обсуждался вопрос о внесении изменений в действующее законодательство о свободе совести и о религиозных организациях. В мероприятии приняли участие руководители всех религиозных конфессий, национальных и общественных организаций, представители СМИ и учебных заведений. Они рассмотрели те части религиозного законодательства, в которых речь идёт о миссионерстве, предложив регламентировать действия приезжающих в страну проповедников1.
В июне 2004 года в Госдуме прошли парламентские слушания на тему «Совершенствование законодательства о свободе совести и о религиозных организациях: практика применения, проблемы и пути решения». При этом у здания Госдумы проходил митинг верующих, которые пели молитвы, неся иконы и плакаты следующего содержания: «ИНН и личные коды – печать антихриста», «За жизнь без ИНН», «Русский люд, вставай с колен – откажись от ИНН», «Сатанинский принял номер – значит, ты духовно помер»2.   
Статус слушаний был высок. На них присутствовали два вице-спикера Думы – Любовь Слиска и Владимир Жириновский. Из религиозных лидеров – митрополит Кирилл (Гундяев) (председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата), муфтий Мухаммедгали Хузин (заместитель главы Центрального духовного управления мусульман России), раввин Зиновий Коган (председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России), представители пятидесятников и баптистов.
Были рассмотрены давно стоящие на повестке дня проблемы налогообложения, землепользования, образования, экстремизма. «Слиска говорила чётко и по-житейски здраво. Жириновский всех смешил, эксцентрично выступал против поездок российских мусульман на учёбу в исламские страны, где они «набираются ваххабизма», и сообщил, что его бабушка была баптисткой и в детстве водила его на молитвенные собрания. Поначалу это вызвало удовлетворённые улыбки на лицах присутствующих протестантов. Но их пыл слегка поостыл, когда вице-спикер добавил, что, в общем-то, ему «баптизм уже тогда не понравился», и поэтому теперь он православный»3.
На слушаниях был сделан вывод о том, что Закон о свободе совести 1997 года отражает реалии середины 90-х гг. XX века и что «на современном этапе от государства и религиозных организаций требуются совместные шаги по дальнейшему совершенствованию законодательства, регулирующего государственно-церковные отношения».
Митрополит Кирилл говорил, что регистрация новых культов необходима для осуществления контроля над ними. Он выступил против упразднения контроля за деятельностью религиозных миссионеров, назвал действующее налоговое и земельное законодательство применительно к религиозным организациям «инерцией советского времени», отметил, что «школьный курс по основам православной культуры является предметом культурологическим, и потому его необходимо преподавать, как необходимо преподавать математику». Также он сообщил собравшимся, что процесс передачи культовых зданий Церкви в России отсутствует, что государство на словах заявляет о готовности вернуть церковное имущество, а на деле ничего для этого не делает. Митрополит Кирилл выступил в поддержку православных противников ИНН, считающих идентификационный номер налогоплательщика печатью антихриста, «которую безбожное государство в лице правительства и президента пытается наложить на русский народ и тем самым загубить его христианскую душу» (люди, которые не принимают ИНН и личных кодов, хотят защитить себя от системы тотального контроля).
Поговорим о таком источнике права, как решения судов. В практике судов общей юрисдикции дела по вопросам свободы совести и вероисповедания делятся на две основные категории:
– дела, производство по которым возникает по инициативе религиозных организаций и граждан (право требовать опровержения порочащих честь, достоинство и деловую репутацию сведений);
– дела, производство по которым возникает по инициативе юстиции, органов прокуратуры и органов местного самоуправления (в случае уклонения от государственной регистрации или перерегистрации)1.
Судам часто приходится сталкиваться с вопросом о том, являются ли порочащими честь, достоинство и деловую репутацию слова «секта» и «сектанты». Судебная Палата по информационным спорам при Президенте РФ в 1998 году постановила: «в законодательстве РФ не существует такого понятия как «секта». В то же время данный термин в силу сложившихся в обществе представлений несёт, безусловно, негативную смысловую нагрузку и, употребив его, журналисты могут оскорбить чувства верующих»2.
Ещё одна категория нормативных актов – региональное законодательство в области свободы совести и вероисповедания. Их принятие связано с особенностями жизни в регионе, давно сложившимися традициями, устоями. Существует, к примеру, законодательство города Москвы. Среди нормативных документов, принятых на этом уровне, встречаются и документы, касающиеся религиозных объединений:
– «Правила уведомления о начале деятельности религиозных групп на территории г.Москвы»3. «Правила» утверждены распоряжением мэра Москвы. Прежде чем начать свою деятельность, религиозная группа обязана подать заявление в соответствующей форме, предоставить сведения об основах вероучения, о своей религиозной практике.
– «О порядке оформления строительства культовых объектов в г.Москве» распоряжение мэра от 9 июня 1999 г. №584-РМ».
Законодательных актов о свободе совести и вероисповедания по Санкт-Петербургу немного. В качестве примера рассмотрим «Приказ Администрации Губернатора Санкт-Петербурга от 22 января 2004 года №3-пв «Об Отделе по связям с религиозными организациями Санкт-Петербурга Администрации Губернатора Санкт-Петербурга»4. Приказом было утверждено Положение об Отделе по связям с религиозными организациями Санкт-Петербурга Администрации Губернатора Санкт-Петербурга. Перед Отделом поставлен ряд задач, а именно: обеспечение взаимодействия деятельности Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов с религиозными организациями Санкт-Петербурга. В полномочия Отдела входит осуществление информационных, консультативных и координационных функций по вопросам применения законодательства о свободе совести и религиозных объединениях; содействие в обеспечении равенства религиозных объединений перед законом и реализации прав граждан на свободу совести и вероисповедания; содействие Главному управлению Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в проведении государственной религиоведческой экспертизы. Таким образом, в Санкт-Петербурге был создан координационный центр по делам религиозных объединений, который взаимодействует как с местными исполнительными органами, так и с федеральными органами, занимающимися данными проблемами. Следовательно, руководство Отдела может вносить предложения об изменении законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях и внесении в него дополнений и поправок.
Действительно, существующее законодательство о свободе совести и о религиозных объединениях требует внесения изменений с учётом прошедшего времени. Государству необходимо принять ряд мер организационного характера по упорядочению деятельности НРД на территории РФ1:
– совершенствование законодательных и правовых актов;
– разработка общефедеральной программы по изучению вероучений, методов, форм деятельности НРД, средств влияния на сознание и психику последователей;
– создание банка данных о НРД;
– организация религиоведческой просветительской работы среди населения через СМИ;
– исследование проблем специфики религиозной ситуации, проблем межконфессиональных отношений в специализированных научных заведениях.


Рецензии