Мороженный рубль

Мороженный рубль

(Рассказ)

Приближалось 6 июля 1951 года – мой День рождения, когда мне исполнится десять лет. Круглые десять лет!

В нашей семье был только один праздник – Новый год, ибо на все остальные не было никаких средств и потому всяких Дней рождений как бы не существовало. Но мне хотелось свое десятилетие отметить, и родилась у меня мечта: накопить денег и купить мороженое, о вкусе которого я мог только догадываться!

А ведь это целых СТО копеек! Клянчить у отчима было для меня унизительно, заработать – негде, выиграть в разбивалку или пристенок – это скорее свои потерять, а потому оставалась единственная возможность: найти.

Просто так на дороге копеечку найти трудно – не ты один глазастый! Но есть места, к которым копеечки, как к магниту, притягиваются, – это щели в деревянных полах и настилах возле касс или на железнодорожных платформах. Юркнет в такую щель копеечка, а то и пятак и… с концами! Ну не станет же чинный покупатель из-за этого настил ломать!

Приятнее всего было, конечно, искать мелочь под платформами. Конкуренты здесь – только такая же голодрань, как и я сам. Да и монетки – на виду, если, разумеется, их кто-то туда уронил. Ну а не уронил, тогда можно поживиться недокуренными папиросами «Казбек», «Дели» или «Герцеговина Флор»…

И, таким образом, потихоньку-потихоньку собрался у меня к своему празднику целый рубль «золотыми». Для приличия я даже обменял их в продуктовой палатке на рубль бумажный.

И вот утром шестого числа отправился я на свое пиршество. Рынок гудел, предлагая взамен моего рубля отдать мне то карамельного петушка, то какую-то свистульку, то стакан семечек… Но я крепко держал свой рубль в кармане и упрямо двигался к своей цели – к лотку с мороженым.

И тут на моем пути возник пацан – не пацан, мужичок – не мужичок, а такой сморчок лет двадцати и так натурально мне и говорит: «Слушай друг, я только что с зоны вышел, денег ни копейки, а так есть хочется. Дай рубль!»

Откуда он узнал, что у меня есть рубль – ведь никогда ранее, когда у меня никакого рубля не было, никто не просил его у меня! Однако сама просьба о помощи полностью подчинила себе все мои доводы-возражения. Я вытащил из кармана руку и протянул парню свой рубль. Он поблагодарил меня и исчез…

После этого случая со мной произошло несколько подобных.

Как раз в то же самое лето человек с кавказской внешностью попросил вытащить из грязи его «Победу», за что пообещал дать мне рубль. «Бог видит!» – подумал я, и помог: кавказец обдал меня с ног до головы грязью и… был таков!…

Через семь лет я не смог отказать незнакомому работяге из Воркуты в просьбе сдать за него (бесплатно!) вступительный экзамен по немецкому на геофак. Подлог был немедленно обнаружен и я был немедленно отчислен со вступительных экзаменов на физфак.

А через сорок лет мы с женой приютили в своем доме под Парижем давнего московского приятеля с женой. Так в «благодарность» за это они попытались отнять у нас наш дом. К стастью, ничего у них не получилось…

Да мало ли чего еще было за прошедшие шестьдесят лет после той первой истории с рублем. Но до сих пор я не могу найти ответа на вопрос: пошел ли мой рубль на благо тому парню. И по сей день время от времени мне снятся щели, в которых блестят застрявшие, как в горле, золотые монеты…


Рецензии
Этот рубль, Виктор, пошел на благо Вам: жизнь Вас испытывала, и Вы сделали правильный выбор.Скажите мне, пожалуйста, чудесный рассказ "Черная лошадь с белым глазом" не Вашим ли пером написан? В своих "Пестрых заметках..." я анализировала "Сборник, который объединил...",в нем я им и и впечатлилась...

Татьяна Ломова   05.10.2013 09:06     Заявить о нарушении
К лошадям я имею только одно отношение: их любила моя мама, и она долго горевала, когда их забрали в колхоз...

Виктор Сорокин   05.10.2013 23:08   Заявить о нарушении
Жаль, что этот рассказ написан не Вами - мне он очень понравился и запал в душу. С другой стороны, выходит, что в нашей современной литературе два талантливых В.Сорокина имеют место быть?

Татьяна Ломова   06.10.2013 13:07   Заявить о нарушении
Должно быть, это был Владимир Сорокин, с которым я мало знаком.

Виктор Сорокин   06.10.2013 21:57   Заявить о нарушении