УП-методология, аксиомы и постулаты

                Универсальная Психология.
         

         Основные принципы научной методологии и стратегия научного исследования Универсальной Психологии.

         Если рассмотреть наиболее значительные последовательности, имевшие место в истории науки, то видно, что они характеризуются непрерывностью, связывающей их элементы в единое целое. Эта непрерывность есть ни что иное, как развитие некоторой исследовательской программы, начало которой может быть положено самыми абстрактными утверждениями. Программа складывается из методологических правил, часть из них—это правила, указывающие каких путей исследования нужно избегать (отрицательная эвристика), другая часть—это правила, указывающие, какие пути надо избирать и как по ним идти (положительная эвристика).
         Даже наука, как таковая, может рассматриваться как гигантская исследовательская программа, подчиняющаяся основному эвристическому правилу Поппера. “выдвигай гипотезы, имеющие большее эмпирическое содержание, чем у предшествующих”.
         Отрицательная эвристика ньютоновской программы запрещала применять modus tollens к трем ньютоновским законам динамики и к его закону тяготения В силу методологического решения сторонников этой программы это “ядро” полагалось не опровергаемым. считалось, что аномалии должны вести лишь к изменениям “защитного пояса” вспомогательных гипотез и граничных условий.
         Положительная эвристика складывается из ряда доводов, более или менее ясных, и предположений, более или менее вероятных, направленных на то, чтобы изменять и развивать “опровержимые варианты” исследовательской программы, как модифицировать, уточнять “опровержимый” защитный пояс.
         Положительная эвристика выручает ученого от замешательства перед океаном аномалий. Положительной эвристикой определяется программа, в которую входит система более сложных моделей реальности; внимание ученого сосредоточено на конструировании моделей, соответствующих тем инструкциям, какие изложены в позитивной части его программы. На известные “контрпримеры” и наличные данные он просто не обращает внимания.

         Общеизвестно, что самой характерной и обязательной чертой научного метода является базирование области научного описания мира(абстракции) на факте(или системе фактов), который всегда воспроизводится в условиях, ограничивающих эту область. Таким фактом должно быть описание(формализация) взаимоотношений, взаимосвязей некоторых выделенных процессов в мире или – закон природы, описывающий эти взаимосвязи. Он может описываться математически, как законы Ньютона, или иметь не математическую, но не менее строго определенную терминологию.

                Методология Универсальной Психологии:

1. Начинать исследования нужно, имея уже совершенно точно установленную фактическую базу – аксиоматику и никогда – на основе неопределенных, неисповедимых, туманных основаниях.
      Такой основой могут служить и субъективно выбранные постулаты, но это предполагает, отрыв от реальности последующих построений, в надежде, все же найти им соответствие, или же, постулаты заранее заменяют неизвестные пока, но интуитивно предполагаемые некие факты, которые, в случае хорошего соответствия описания реальности, можно будет считать все более аксиоматичными.

2. Для всей аксиоматики и для любого последующего описания(утверждения) необходимо четко определять границы их применимости.

3. Среди всех возможных вариантов предположений нужно, в первую очередь, рассматривать и проверять тот, который использует уже известные, понимаемые причинные связи, наиболее правдоподобен(принцип Оккама), а не те, которые кажутся более привлекательными. И только, если, после всех строгих проверок этот вариант оказывается не верным, переходить к следующему из правдоподобных.
    В самом деле, если начинать рассматривать с самого невероятного, а число вариантов объяснения всегда бесконечно, то просто никогда не удастся найти верный вариант. Даже, если нет возможности проверки, а вынести суждение необходимо, то, естественно, у более правдоподобных вариантов неизмеримо больше вероятности оказаться реальными.
    Если описание требует сделать новые допущения(не аксиомы), то нужно поставить такой вариант в самую дальнюю очередь на рассмотрение, среди других возможных вариантов.

4. Исследователь должен любить не свою идею, а сам путь познания, и всегда стараться находить возможность фальсифицировать идею, предлагая опыт, который мог бы ее опровергнуть.
     Он должен сам пытаться найти все возможные причины несостоятельности идеи, проверить все возможные слабые места.
     Он не должен обманываться в отношении своей идеи.
      Развивая свое направление в предметной области науки, исследователь вписывает новое в уже хорошо познанное, в первую очередь сначала убеждаясь сам в этом и поэтому, вопрос о несоответствии аксиоматики его идеи, должен оказываться самым последним, в очереди рассматриваемых вариантов.
       Нет ничего более жалкого и тупикового, чем идея, ставшая идеей – фикс.
       Любой вид личной заинтересованности в продвижении теории, метода, идеи – несовместим с наукой.

5. Исследователь, в первую очередь, сам убеждается в достоверности своих описаний и представляет точную методику их проверки для научного сообщества.
      Только, после того, как сообщество в целом, так же окажется убежденным в достоверности описания, оно способно быть носителем научного знания в уже более обобщенном, дополненном виде, и использовать его для дальнейшего развития другими членами сообщества.

6. Каждое утверждение может и должно быть независимо от других, и само достаточно(исследование, в принципе, может начаться с описания совершенно произвольной части причинных связей реальности), если для него четко определены граничные условия.
    Так как, достоверное утверждение является описанием реальности, то речь идет только о терминах(символах), которыми это описание передает свойства реальности.
    Поэтому, можно описывать свойства вещества, не зная еще его глубинных свойств и основ.
    Этот принцип полностью соответствует принципу организации восприятия личности.

7. Величина и разносторонность багажа личного опыта, в предметной области исследования и вне ее, напрямую определяет эффективность научного творчества.
     Поэтому, необходимо, для каждого уровня исследования, быть подготовленным, для хорошего понимания его основ – аксиоматики и всего, что так или иначе, может затрагивать эту предметную область, для возможного обобщения.

8. Очень важным, является определение погрешностей инструментов восприятия, искусственных или естественных(что не имеет принципиальной разницы), чтобы можно было отделить фантазии от наблюдаемого реально.
        Без этого можно наблюдать самые фантастические “эффекты”.
        Определение погрешностей и других свойств инструментов восприятия настолько важно, что существует специально, для этого, очень серьезно разработанная наука – метрология.

9. При сборе данных очень важна корректная статистика.
    Недопустимо собирать только положительные результаты и отбрасывать отрицательные, - это путь к подтасовкам.
     Использование понятия вероятности должно быть корректно. Недопустимо смешивание вероятностей разных явлений.

10. Определенность символов языка предметной области и определенность всего описания – основное и жесткое требование науки.


                Аксиоматика и постулирование Универсальной Психологии.


         Прежде всего, что такое аксиоматика – понятие это в обычном языке используется крайне редко. В самом общем смысле, это некоторая совокупность аксиом, служащих основанием конкретной науки или наук.
         Аксиома, это такие общие положения или суждения, которые используются для доказательства чего-либо неясного. Но, будучи совершенно очевидными из житейской практики (т.е., самоочевидными), сами они не нуждаются в доказательстве.
         Относительно значимости аксиоматического метода построения и развития науки, то в самом общем смысле можно утверждать следующее. Не только математизация, а и наличие в основаниях той или иной науки достаточного количества аксиом, признанных большинством данного научного сообщества – одно из обязательных условий признания зрелости данной отрасли человеческого знания.
         Исходя из здравого смысла, такое положение глубоко закономерно. Сформировав и кристаллизовав в течение подчас весьма долгого времени свои основания, наука избавляется таким образом от аморфности, двусмысленности толкования реальных явлений природы. Становится, как говорят, позитивной наукой.
         Так же, часто используется понятие постулата. Постулат – это та же аксиома, но не обладающая самоочевидностью.
         Известно, что каждая система постулатов должна отвечать принципам независимости, непротиворечивости и полноты. Причем, избранные в соответствии с приведенными соображениями постулаты совсем не обязательно являются очевидными – вспомним теоремы К.Геделя о неполноте.
         Истинность того или иного утверждения средствами самой системы доказана быть не может. Однако, такая система, с точки зрения поставленной цели – созданием общего формального фундамента для какой-либо конкретной области знания – несомненно обладает определенными преимуществами перед другими произвольно отобранными совокупностями.
         В первую очередь, благодаря сведению к минимуму возможностей неоднозначного, двойственного толкования достоверно подтвержденных фактов. В наши дни большинство наук имеют такой фундамент, обеспечивающий, в числе прочего, естественную преемственность знания и поступательное развитие данной науки.
         Все это, конечно, не исключает модификации, даже коренной, такого фундамента в будущем.
         Строго говоря, в нашем мире, где нет и не может по определению быть ничего абсолютного, где все находится в непрестанном движении, где все относительно, аксиомы не могут быть раз и навсегда заданными, абсолютными. Ведь они имеют по определению опытное происхождение, проистекают из человеческого опыта – и именно поэтому не могут быть истинными во всех условиях. Накапливаемые благодаря этому знания также опираются на ранее встречавшиеся конкретные условия опыта и уровень развития науки в тот или иной период человеческой истории.

         Вопрос: зачем Универсальной Психологии нужны аксиоматические основания?
         В нашем мире, где очень мало незыблемых истин, где все находится в бурном и непрестанном движении, где даже относительно исходных понятий не удается достичь согласия, построить необходимый аксиоматический фундамент гораздо сложнее, чем для знаний только о природе. Ведь здесь вопросы касаются не только окружающей нас природы, частью которой мы сами являемся и законы которой по определению обьективны, независимы от человеческого желания и воли. Здесь природа человеческая, многомерная и многогранная, которая, как текучая среда, сразу ускользает из рук, как только берешься за нее поплотнее. Тем более, что по Геделю, мы почти все время смотрим на систему природы изнутри – будучи ее неотьемлемой частью.
         Предлагаемая аксиоматика может способствовать обьединению различных сфер и разделов Универсальной Психологии на едином фундаменте. Причем, что важно, на основе древних и современных постулатов. Это может позволить «связать цепь времен», обеспечивая, преемственность научного знания. Знания, укладывающегося в естественную основу многогранной науки о человеке, как органичного целого.
         Однако, вернемся к нашей теме. Очевидно, что в отличие от собственно аксиоматики, небольшая часть первичных, базовых понятий или терминов, имеющих широкое хождение в Универсальной Психологии (человек, общество, мера, сущность и т.д.) не было и нет необходимости определять специально. Действительно, они воспринимаются как истинные – на основании общежитейского опыта. Постулаты же здесь не могут быть такими же строгими (строго формализованными), как в математике или естественных науках. То есть они никак не застрахованы, как мы уже говорили, от сомнений в их истинности – по самым разным основаниям.
         Вполне очевидно, что избранные постулаты не содержат ничего такого, что не было бы известно из человеческого опыта.
Но для того, чтобы эффективно применять указанные постулаты к конкретным задачам Универсальной Психологии и человеческой практики, их необходимо было  переформулировать, как уже было сказано, в форму, отвечающую сегодняшнему уровню научного знания.


                Аксиомы  и  постулаты Универсальной Психологии:


1. Бог – есть.
2. Бог – не определяем.
3. Мир – познаваем.
4. Существует процесс – эволюции.
5. Существует процесс – инволюции.
6. В природе есть электричество.
7. В природе есть магнетизм.
8. Существует взаимное соотношение между химическими, электрическими и магнитными явлениями в природе.
9. Человек является высшим материальным существом на Земле.
10. Человек не только материальное существо, но разумная душа, одаренная умом и волей.
11. Высший идеал человеческого разума – усвоить внутренним путем тропу истины и охватить законы природы, чтобы впрячь ее энергии в работу для своих нужд,- поставить крепкую основу для своего существования в доброте и красоте.
12. Человек подвержен эволюции – развитию.
13. Человек подвержен инволюции – деградации.
14. В человеке есть высшее и низшее начало.
15. Головной мозг является седалищем всех душевных сил и способностей человека.
16. Единственным средством, для разрешения задач человека является знание.
17. Природа непрерывно эволюционирует.
18. Существует закон наследственности.
19. Человечество имеет коллективное сознание.
20. Что верно для телесной жизни отдельного человека, верно и для жизни социального организма.
21. Как части единого, общего, коллективного организма мы не можем избежать последствий общей, коллективной деятельности.
22. Мысли и желания, на основании тех же законов, которые действуют и в физическом мире, стремятся к центру тяжести, то есть к
началу всего.
23. Стремление мыслей и желаний к их гравитационному центру является источником непрерывной душевной деятельности.
24. Эволюция человека зависит от правильного понимания им, его направления движения.
25. Наука есть результат мысленной деятельности ума, который наблюдает явления в природе, исследует их и стремится открыть
законы, которые ими управляют.
26. Воспитание – результат познавания и приложения внутренних законов, которые управляют душевной жизнью человека.
27. Воспитание необходимо для того, чтобы придать правильное направление умственной деятельности и разумное приложение приобретенного знания, которое должно помогать построению жизни, а не ее разрушению
28. Образование, в самом широком смысле слова, есть ничто иное, как процесс воплощения благородных мыслей и добрых желаний в
жизни человека.
29. Человек развивает свою жизнь в трех различных направлениях – физическая жизнь, как основа; умственная жизнь, как среда; духовная жизнь, как вершина всего. 
30. Хорошая пища необходима для поддержания любого организма. Без этого качества она производит в органическом мире хилость, в умственном – заблуждение и мрак, а в духовном – развращение человеческого общества и нравственный упадок.
31. Законы природы одинаковы повсюду, во всех областях жизни.
32. Говоря о развитии и просвещении, подразумеваем общее стремление всей духовной жизни к совершенствованию в доброте.
33. Во Вселенной существуют все условия для совершенствования умственных и душевных сил.
34. Стремление нашего духа – научиться жить сообразно законам своего естества.
35. Наука, взятая в самом глубоком смысле, есть произведение человеческого духа, который связан с Великим Духом Бытия.
36. Сегодняшний порядок во Вселенной управляется тремя главными и основными Законами: Гравитации, Мысли и Жизни.
37. Закон Гравитации подразумевает материю – форму.
38. Закон Мысли подразумевает ум – силу.
39. Закон Жизни(Биоса) подразумевает душу.
40. Задачи разума – понять смысл законов и естество сил, создающих эту полную гармонию и единство в ее системе.
Кроме того, он должен познакомить нас и осветить через положительные факты, их отношение к нам, разумным существам. Он должен показать
обязательства, которые налагаются на нас и на другие существа, в силу одной внутренней необходимости, сообразно Законам Разумной
Природы, чьи действия, по существу, остаются неизменными.
41. Если наши мысли и желания побуждаются высшими целями, то и результаты от этого будут благотворными для нашего развития. В противном случае – получатся обратные результаты.
42. Добро и зло, имеют свои отличительные качества, которые характеризуют их как таковые.
43. Из недр Биоса происходит вся органическая деятельность, а так же истинные понятия о добре и зле, о правде и неправде, о любви
и ненависти. В границах этого Закона начинается нравственная свобода выбора, через который определяется, какого естества есть каждая
духовная деятельность и какими качествами она обладает. Здесь каждое разумное и нравственное существо решает по своему выбору и свободе
посвятить свою жизнь и служение тому или иному началу. Это единственный духовный закон, который населяет все миры живыми
существами. Он Тот, Кто превращает энергии во Вселенной из одного состояния в другое и впрягает их служить Душе для Ее возвышения. Он Тот, Кто наполняет сердца всех живых существ Верой и Любовью, Миром и Радостью. Биос есть вечная основа Бытия, первый и последний во всем.
44. Мир гравитации, мир ума, мир жизни, со своими силами и субстанцией,
со своими законами, которые ими управляют, составляют область истинной науки.
45. В природе имеется один общий план, общее стремление и одна общая цель. Через эти три вещи природа проявляется, как одно Великое
Единство, Единое Целое, чьи части тесно связаны силой одного внутреннего сродства.
46. Единственное спасение человека от превратностей этого мира – это его приобщение к той жизни, которая дает свободу, самостоимость и благородство характера.


Рецензии