Выньте детей из сундуков!

Вчера мне вспомнилась не очень давняя история, произошедшая в современной староверческой деревне: умерла женщина, а у неё в сундуке нашли девочку, о которой никто в деревне не знал. Мать прятала свой грех и 10 лет держала своего ребёнка взаперти, в скрюченном состоянии, в темноте… Вероятно, боялась осуждения своих фанатичных соседей или анафемы местного попа? Теперь этого не узнаешь.

Но, чем отличаются от неё сегодняшние родители, которые даже не догадываются, что держат своих детей в точно таком же сундуке - в темноте бездуховности, ограждая их от достижений человеческой культуры?

Года два назад я писала о киевском театре оперы и балета для детей, который даже во время премьер не наполняется зрителями до аншлага. И это в миллионном Киеве, столице государства, которое почти равно по площади Франции. Это ужасающий показатель бескультурья украинского народа, которому нет оправдания, ибо были зрители в театрах даже в блокадном Ленинграде, когда исполнялась шестая симфония Шостаковича…
Как называются люди, которым ничего не нужно? Человечество ещё не придумало им названия… Люди – есть, а названия им – нет…

Однажды папаша, ведущий за руку пятилетнего мальчишку на моё предложение пойти в театр на сказку, сказал, что сын его - ещё ничего не понимает. В пять лет!!! А поймёт ли он что-либо вообще с такими родителями?

Если честно, то большинство родителей так и думают о своих детях, ограждая их от достижений всемирной культуры: изобразительного искусства, музыки, хореографии…
Почему-то в Москве принято, чтобы их четырёхлетний ребёнок обязательно посмотрел балет «Лебединое озеро» и не только… У нас же – считают это абсолютно бесполезным, родителей с детьми и палкой в театр не загонишь… И оправдание, что, мол, «не нравится нам классическая музыка» - не оправдание! Душа обязана трудиться! Искусство – не развлечение! Познание – великий труд.

Одна бабушка мотивировала свой отказ повести внучку на концерт тем, что нужно учить английский. Но миру – не нужны быдляки! Пора уже понять это. Рабы некоторым сверхдержавам – нужны, это точно, но та бабушка видела в своей внучке нечто просветлённое, хотела видеть её не рабыней на американском свинарнике… И всё равно – отказалась… Менталитет ограниченности…

Да, современные родители не любят своих детей по-настоящему. Ещё Гоголь кричал со своей трибуны – театральной сцены - словами Анучкина, обвинявшего папеньку за то, что не высек тот его своевременно и не заставил выучить французский и тем самым не дал возможности стать Человеком высшего света. Прошло уже почти два века, но до сих пор некому высечь их обоих…

Больше всего на свете не люблю писать о концертах, которые уже прошли. Считаю это издевательством над людьми. Писать нужно до концерта, чтобы зрители могли попасть в зал и увидеть то, что им действительно необходимо. Но, статьи о предстоящем – считаются теперь рекламными и за их публикацию нужно платить огромные деньги.

Правила в стране, конечно же, устанавливают власти, но люди, которые смиряются с такими правилами – достойны своих властей…

Пресса перестала воспитывать свой народ, вести его к светлому: она либо наживается, либо держит от людей в секрете, то, что они должны знать.

Итак, отклик о концерте, который уже никто в Симферополе не услышит и не увидит. Но есть надежда, что севастопольцы и ялтинцы – не упустят такого шанса и всё же приобщиться к прекрасному.

Вчера прошёл концерт одесского филармонического оркестра. В прошлом году ему исполнилось 70. И вот уже 20 лет возглавляет его американский дирижёр Хобарт Эрл. Оркестр рискнул на гастрольный тур по Крыму, абсолютно не ожидая такого равнодушия крымчан. Для гастролей были выбраны самые красивые музыкальные произведения, понятные всем. Концерт был построен так, что заворожил зал с первого аккорда. Чайковский, Верди, Бизе, Хачатурян, Штраус, Скорик… Это именно тот Мирослав Скорик, который написал музыку к самому прославленном украинскому романтическому фильму Параджанова «Тени забытых предков». Звучало «Детство» из «Гуцульского триптиха», переложение каприза №19 Паганини для оркестра, звучала и его знаменитая «Мелодия». Зрители имели возможность почувствовать великое мастерство Арама Хачатуряна в абсолютно разных по тематике произведениях. Музыке к драме Лермонтова «Маскарад», балетам «Спартак» и «Гаянэ». А в турецком танце зрители могли увидеть необычный инструмент, одеваемые на пальцы, маленькие тарелочки-колокольчики…

Сам дирижёр объявлял номера программы и зрители не могли не заметить удивительный юмор мастера. Не могли не посочувствовать холодным одесским зимам, которые свирепствуют в зале филармонии...

А те, кто всё-таки пришли, не могли не оценить то, с какой любовью относятся музыканты к своему делу, с каким трепетом выставляли они на суд зрителей своё творчество. Зал аплодировал стоя, не отпуская артистов за кулисы, и они просто не могли не сыграть ещё двух прекрасных произведений сверх программы.

Я сидела в зале и думала: «Почему люди обворовывают себя и своих детей?» Я мечтаю дожить до того времени, когда у родителей будут спрашивать за их детей, не только о том, получил ли ребёнок кусок хлеба и одежду, а и: увидел ли он, услышал ли то, что должен услышать? Я мечтаю о школах, в которых будут уроки всемирной культуры, где урок рисования будет идти в сопровождении классической музыки, а на переменах будет звучать в коридорах Шопен и Чайковский… Будут показываться фильмы с архитектурой самых красивых городов мира, а на стенах школьных фойе - будут репродукции с самых великих картин… Но этого не будет, пока люди не захотят стать Людьми…


Рецензии
Как это было бы здорово: классическая музыка на переменках в школе. И репродукции лучших картин на стенах. Увидеть бы хотя бы движение к подобному... Если бы каждый задумался над тем, что Вы написали, и начал бы с себя и со своих, может и осуществилась бы мечта.
С добрыми пожеланиями, Александр.


Александр Самунджан   04.10.2011 01:02     Заявить о нарушении
Спасибо:)

Таня Белова   04.10.2011 01:04   Заявить о нарушении
Всё не так просто...

Юрий Казаков   07.12.2011 12:24   Заявить о нарушении
Увы, Юрий прав, всё не так просто! Я помню и то, и другое: и классическую музыку в школе, и картины классиков на стенах школьных коридоров... А ещё я помню третье: как мало дети, вместе с которыми я учился, на всё это обращали внимания. Мне было жаль учительницу музыки, которая вынуждена была - выражаясь словами известной басни - объяснять слепым, каков из себя слон. При условии, что слепые активно не желали слушать. Хохмили, издевались. О том, что прозревать никто из них и не думал, можно умлочать... В итоге классику я слушал не в школе, а дома. Потому что она мне нравилась всегда. Ещё до школы. И сейчас нравится. Хотя и - признаюсь - не вся.

Сергей Калиниченко   19.03.2012 03:02   Заявить о нарушении
Идти в учительство нужно только имея талант. Первое правило педагога - уметь заинтересовать.
У нас астрономию преподавали по конспектам Шаталова. Все до единого ученика сидели весь год с открытыми ртами, не шелохнувшись и внимая каждому слову, при том, что на других предметах выводили учителей до истерики...

Таня Белова   19.03.2012 11:36   Заявить о нарушении
Если только талантам разрешать преподавать - школа вообще без учителей останется...

Юрий Казаков   19.03.2012 13:38   Заявить о нарушении
Если б только разрешали... Так талантливых сжирают первыми, чтобы на их фоне не выглядеть полными нулями

Таня Белова   19.03.2012 19:00   Заявить о нарушении
Да, не без этого...

Юрий Казаков   19.03.2012 21:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.