Понятие Разума, Интеллекта, Человечества, Планеты

                «Ты мыслишь – значит, ты живешь.
                (по Декарту)
                Но то, что ты живешь, еще не
                значит, что ты мыслишь».
                (Гусейн-заде В.М.)

Что такое Разум? Это очень широкое понятие, включающее в себя различные стороны и степени взаимодействия, взаимовлияния и взаимоисключения между живой и неживой природой. Разум – есть виртуальное понятие, являющееся формой развития материи и несуществующее вне материи.

По своей природе и степени развития разум имеет несколько ступеней. Первой ступенью его развития является бессознательные, исключительно безусловно-рефлекторные реакции живой материи на физико-химические воздействия окружающей неживой природы.

Появление условных рефлексов, а значит появление способности живой материи к обучению и взаимовлиянию, как с неживой, так и с живой материей, является его второй ступенью развития. Естественно, что постепенное усложнение условно-рефлекторных реакций живых организмов само состоит из нескольких ступеней развития тесно связанных со степенью развития носителя разума – мозга.

В своей высшей фазе развития условно-рефлекторных реакций находится появление психических реакций на окружающую среду, психофизиологического поведения высших форм живых организмов. Изучением этой фазы, или ступени, развития разума более подробно занимается зоопсихология.

Наивысшей ступенью развития разума, безусловно, является появление сознания, как сложнейшего механизма не только, и не столько, взаимодействия между живой и неживой природой, сколько воздействия на саму неживую природу со стороны живой материи.

Естественно, что носителем высшей формы Разума на Земле является Человек. Однако наличие Разума вовсе не зависит от наличия, существования, человека. «Кто такой человек? Всего лишь частный случай, всего лишь вариант «разумного существа» (Борис Штерн «Спасти Человека», 1986 г.).

Пока на планете существует хотя бы одно живое существо – планета жива, пока на планете существует хотя бы одно разумное существо – планета разумна. Уровень разума планеты напрямую зависит от уровня интеллекта его носителей, следовательно, разум планеты развивается по мере качественного развития интеллекта «разумоносителей».

Точно также, как живые организмы составляют биосферу Земли, так и носители разума в совокупности образуют «разумосферу», или Ноосферу (по Вернадскому). Через определенные промежутки времени Ноосфера в своем развитии переходит на качественно новый уровень развития, при которой она осознает себя как единое целое и познает окружающий ее мир.

Тело человека, посредством своей разумной души, имеет тесную связь с общим Разумом планеты, т.е. с Ноосферой, и лишь смерть обрывает эту связь. Степень одухотворенности тех или иных живых существ в первую очередь зависит от степени их разумности, интеллектуальности, близости к высшему разуму планеты, и через нее, к Создателю  всего мироздания.

Если зарождение и развитие Разума представить в виде эволюционного процесса, то можно представить ее в виде следующей схемы:

1. Появление органической материи;

2. Появление и развитие биологической материи: клетка, многоклеточность и т.д.;

3. Появление «колыбели» разума: нервные клетки, белое и серое вещество мозга;

4. Дальнейшее развитие белого и серого вещества мозга: появление у человека мыслительных процессов, сознания;

5. Появление Человечества – как носителя Разума: осознание каждым человеком себя органической частью всего Человечества. Осознание ими единства разума Человечества;

6. Человечество – составная часть Разума Планеты;

Если люди уже сейчас не поймут своей разумности и не станут вести себя соответственно, их ждет участь динозавров! Насколько известно, эпоха динозавров длилась более 250 млн. лет (Воистину терпение Создателя велико!). Скорее всего, природа не всех из них создала зубастыми, сильными и громадными (по сравнению с пропорциями человека). Среди них, видимо, были не только хищники и травоядные, но и всеядные  представители своего класса средних и мелких размеров с более-менее развитым мозгом. Возможно, среди них были и теплокровные представители. Но, видимо, именно неспособность этих динозавров к дальнейшему развитию, неспособность к организации истоков общественных отношений, привела к их неспособности к саморазвитию и, в итоге, к неспособности приспособиться к изменяющимся условиям внешней среды. А это, в свою очередь, привело к их вымиранию.

А на авансцену были выдвинуты другие существа – млекопитающие, как более динамичные, более «общественные» и быстро развивающиеся, имеющие способности к самообучению. Это, в конечном счете, привело к появлению человека – существа быстро приспосабливающегося к изменяющемся условиям среды и, более того, умеющего приспосабливать окружающую среду для своего развития, а значит – существа   мыслящего.

Однако, как видно из происходящих событий последнего времени, чрезмерное приспосабливание условий окружающей среды и хищническое использование природных богатств отрицательно сказывается на природе, что может привести к глобальным катастрофическим результатам, и угрожает существованию самого человека. Таким образом, человек должен более разумно и бережно относиться к природе, т.к. сам является ее частичкой.

На данном этапе развития нашего общества «разум человечества … имеет значение только для самого человечества, и, возможно, для тех представителей других цивилизаций, которые бы изучали формы зарождения и пути развития Разума во Вселенной» (Борис Штерн «Спасти Человека», 1986 г.).

Таким образом, Человечество может исчезнуть, вместе с большинством других млекопитающих, а Природа даст начало развитию более р а з у м н о г о  существа!
В настоящее время Человечество, являясь единственным разумоносителем, находится на самом начале пути само-осознания, как разумного общества людей являющихся неотъемлемой частью окружающей их среды, единым целым со всеми населяющими Землю живыми существами, тесно связанным и составляющим единый Разум планеты, и через него связанным со всеми пока неизвестными разумными существами Мироздания.


HVM 1987-28.08.2010


Рецензии