Школа будущего

Какой я вижу школу будущего? Не хочу описывать фантастические планы, хотя для кого-то мои рассуждения уже могут показаться фантастикой!
Для начала хотелось бы поговорить о едином государственном экзамене. Что это? Разве тестирование «наугад» - это проверка знаний? Почему «наугад»? Думаю, люди с хорошей успеваемостью, которые уже сдавали экзамен, поймут, ведь правильных варианта может быть и два, и даже ни одного. Экзамен, на мой взгляд, должен проходить в непринужденной беседе двух людей – учителя и ученика. В такой обстановке, в ходе рассуждений и наталкивающих вопросов преподавателя, учащийся сможет выложить все свои знания. А что сегодня мы видим? Паника преподавателей и учеников приводит к явным нервным расстройствам, печально, но были и трагические случаи со смертельным исходом… Как же так можно?
На мой взгляд, учителя и тем более директор должны быть постоянно связаны со школой и учениками, например, с помощью компьютерных технологий. В кабинете директора и учительской комнате должна быть связь со всеми кабинетами и коридорами школы и системой охраны. Это поможет избежать правонарушений и хулиганства, в том числе вымогательства в школах.
Необходим стимул хорошей учебы, примерного поведения, посещения факультативов. Например, еженедельный рейтинг учеников, и соответственное поощрение. С одной стороны, это может обидеть некоторых ребят, но стимул измениться в лучшую сторону появится. Это скажется на успеваемости и посещении занятий.
Человека необходимо постепенно готовить к школе. Для этого нужны кружки для дошколят, где они смогут привыкнуть к школьной атмосфере, преподавателям, приобретут определенные навыки. Главное, в этот момент не испугать их школой, а привить любовь к ней. Это в руках учителей.
Сегодня многие обеспокоены введением единой формы учащихся. Зачем? Хоть и говорят, что в будущем роботы овладеют миром, но я по-другому вижу школу будущего, там нет однообразной рутины и «стадного» общества. Возможно, это немного грубо, но как назвать огромное количество людей в совершенно одинаковой форме, напоминает рабство. Но должна быть культура внешнего вида, одежды и общения. Нельзя в школу приходить в мини-юбках, с длинными серьгами в ушах (даже в целях безопасности), пирсингом, на длинных каблуках, с яркой косметикой,  оголенным животом, длинными ногтями и длинными распущенными волосами. Это школа, а не ночной клуб, куда пришли себя показать и на других посмотреть.  Здесь в первую очередь важны знания человека. Поэтому с третьего класса должны вводиться уроки нравственного воспитания, культуры общения и внешнего вида. Возможно, даже подействует система штрафов для родителей, чьи дети допускают ненормативную лексику в стенах школы.
Урок будущего. Как ни удивительно, но хороший и интересный урок начинается с оформления классного кабинета. Думаю, что в школе будущего это будет возможным! Например, в нашем городе сегодня к олимпиаде по основам безопасности жизни можно готовиться только в одной школе (там на весь город один Гоша-робот, занятия с которым помогают ученикам не теряться в непредсказуемых ситуациях и правильно оказывать первую медицинскую помощь). Противогазов тоже на всех не хватает. А ведь как можно изучать основы безопасности жизни только по теории? То же самое и с другими предметами. В кабинете биологии каждой школы должны быть экспонаты, «живые уголки», которые не только закрепят знания теории на практике, но и помогут привить любовь и заботу ко всему живому. А это уже воспитание нравственности!
На уроках будущего не должно быть страха перед выходом к доске и оценками. В такой ситуации человек боится высказать свои мысли вслух, а должно быть доброжелательное общение учеников с преподавателем. Учеников нужно заинтересовать. Зачем зачитывать на уроках учебник, который дети сами могут прочитать дома? Должны быть увлекательные уроки.
Учитель будущего. Полюбит ли ученик школу – зависит от учителя. Считаю правильным, что этот год объявлен Годом Учителя, и настоящие учителя, преданные своему делу, получат слова благодарности, поощрения, возможно, даже денежные. Ведь у учителя тоже должен быть какой-то стимул для того, чтобы заниматься с детьми лучше, больше, оставаться после уроков, вкладывать душу в каждого, но зарплата современного учителя оставляет желать лучшего! Поэтому учитель будущего – это еще и учитель с приличной зарплатой, ежемесячными премиями, поощрениями за определенные успехи, чтобы он смог достойно жить (это тоже, наверно, из разряда фантастики) и не думал на уроках, у кого занять денег, чтобы перебиться до следующей зарплаты.
Получая должностные поощрения, надеюсь, учитель будет создавать атмосферу, чтобы каждый ученик и каждый родитель любили школу. Не надо натягивать оценки «двоечникам», от этого они, чувствуя вседозволенность, становятся неуправляемыми. Пусть пару раз останутся на второй год, тогда и возьмутся за ум. Почему ученик, который честно отработал свою «тройку», чуть-чуть не дотянул до «четверки», каждый день выполнял домашние задания, отвечал у доски, посещал консультации, должен быть на одном уровне с тем, кто уже подзабыл, как выглядит его школа, умолчу про домашние задания и консультации, кого просто «вытягивают», чтобы он скорее окончил школу. Почему-то в современном обществе такие «нерадивые» ученики считаются умнее, чем «отличники». Это возмутительно! Такого не должно быть в школе будущего.
Каждый человек индивидуален, и учитель будущего должен это учитывать! Преподаватель физической культуры должен понимать, что дети бывают и болезненными. Так зачем от всех одинаково требовать большие показатели? Не для показателей должен быть этот урок, а для здоровья, чтобы дети любили этот предмет и даже дома выполняли утреннюю гимнастику. Надо оценивать возможности каждого ребенка по отдельности, у каждого свой норматив. На уроке физкультуры у преподавателя должна быть перед глазами история болезни каждого ученика, и урок должен строиться с этим учетом.
То, что было мной перечислено выше, не сложно выполнять. Но от этого многое зависит. Для меня, и тем более для моих родителей, учитель был возвышенным, неприкасаемым, примером для подражания. Меня приводят в шок ежедневные новости, в которых говорят о том, как учитель довел ученика до самоубийства, а другие ученики избили престарелую учительницу. Откуда в наших сердцах такая жестокость? Печально, но именно со школы. Родители должны сотрудничать со школой, но школа – второй дом ребенка, и там, где не справляются родители, должны приходить на помощь учителя и школьные психологи.
Родители бывают разного социального уровня, но это не значит, что их дите должно быть брошено на произвол судьбы. В таких случаях вырастают жестокие, озлобленные на весь мир, противоречивые натуры. И именно в руках учителей его дальнейшая судьба. Отогреть теплом, любовью, заботой, которые им так не знакомы дома, может только настоящий учитель.
Исключаю методы заискивания, натягивания, вседозволенности таким детям. Это усугубляет положение. Все-таки примером для подражания должен быть не неблагополучный ребенок, а тот, кто этого действительно достоин своими успехами в учебе, трудолюбием, настойчивостью, посещением занятий и спецкурсов, достойным отношением к учителям, занятостью дополнительной образовательной системой.
Конечно, не все сразу получается, и сколько сил нужно вложить в этого человека! Но когда он вырастит и приведет в эту школу своего ребенка, он обязательно поблагодарит своего учителя, не забудет его заботу. Возможно, такого не произойдет, но ведь не все мы делаем ради благодарности!
Профессия учителя – профессия избранных, их миссия – не только образование. Их миссия – делать людей хоть капельку добрее. И если хотя бы один человек вышел со школы порядочным, именно благодаря учителю, он сделал благое дело. В душе его никогда не забудут ученики. И я знаю, что есть сегодня такие преподаватели, и я верю, что в школе будущего такими учителями будут все.


Рецензии
Мысли очень интересные, и как горизонт для развития школы, к месту...
Вопрос "марксистский": с чего начать? С числа учеников на одного учителя!Наука общения говорит, что одновременно внимание можно уделить только 11 подопечным... Мотивация должна быть среди равных: стоит только кому-то безнадежно отстать, интерес соревновательный исчезает...Поэтому, нужно образовывать группы по способностям... Даже упомянутое требует приличных затрат, поэтому, только жанр фантастики допускает все рассуждения о прогрессе в школе, понимаю автора!

Валерий Заикин   12.09.2010 16:48     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.