Заметка о двадцатом эпизоде сериала Горец

Эпизод двадцатый «Ангел мщения».

«Шекспир умел петь миллионами голосов…»
«Я бы назвал критику творчеством внутри творчества. Великие художники от Гомера и Эсхила до Шекспира и Китса не выискивали свои темы в жизни, а обращались к мифам, легендам и преданиям – так и критик берет материал, который, так сказать, был для него очищен другим, уже добавившим сюда форму и цвет, рожденные воображением. Больше того, поскольку истинно высокая Критика представляет собой чистейшую форму личного впечатления, я бы даже сказал, что по-своему она является более творческой, чем творчество, - она ведь всего меньше связана какими-то установлениями, внешними по отношению к ней самой, и фактически сама служит собственным оправданием, являясь, как сказали бы греки, целью в самой себе и для самой себя.»
«Критик как художник» О. Уайльд.

«Критик – тот, кто объясняет изумленному автору смысл его произведения.»
Неизвестный мне мудрец.

Первое, что я хотел бы сказать – Мартин Кемп красавчик. Если не верите или он Вас не впечатлил в этой серии, спросите о нем у профессора Яндекса, и он выдаст Вам фотки этого актера. Скорее всего, они Вас впечатлят.

Теперь собственно об этой славной (на мой взгляд, самой загадочной и недосказанной) серии первого сезона – серии о том, что нужно ездить на лифтах и смотреть в глазок перед тем, как открыть дверь.

В этой серии мы впервые в сериале встречаемся с Бессмертным-новичком. До этого мы наблюдали попытку представиться новообращенной в исполнении Фелисии Мартинс («Свободное падение») и несколько странного Бессмертного по имени Урса, о возрасте которого в момент первой встречи с Маклаудом мы можем только догадываться («Зверь в глубине»). И вот, наконец, нашему взору предстает первый из плеяды новичков, которым еще предстоит появиться в сериале.

Нужно сказать, что новичкам обычно присущи определенные черты, делающие их несколько похожими друг на друга. Так, новички бывают сперва недоверчивы и подозрительны, а затем радостны и безбашенны. Такой будет Мишель Уэбстер («Обряд посвящения», третий сезон»), таким будут и два молодых Бессмертных из серии «Бессмертный Чимолли» (четвертый сезон) – сам Чимолли и друг Маклауда, погибший во флэшбеке от руки Дэймона Кейса. Новенькой будет показана и Кассандра (подсказывать серию нет нужды, хи-хи). И Ричи тоже будет новичком – но у него ситуация будет несколько иная, так как он являет собой, очевидно, очень редкий пример Бессмертного, который знал о существовании таковых задолго до своей Первой Смерти.

Главное же, что нужно отметить у всех новичков, это состояние шока, испытанного ими в связи с неожиданным оживлением после, казалось бы, верной смерти. Думаю, его не избежал даже Ричи, хотя у него это состояние показано не настолько очевидно, как, скажем, у Альфреда Кэхила.

Что мы знаем об Альфреде? Он родился в Англии в 1959 году. Отец его, очевидно, был человеком религиозным – судя по рассказам Кэхила, это качество его родителя сильно повлияло на мировоззрение и поступки мальчика, а потом и юноши. Очевидно, тот пытался бунтовать против отцовской ортодоксальности, поскольку Кэхил-старший стремился выпестовать сына таким же ярым христианином. В итоге ситуация привела к тому, что Кэхил-младший, как он сам выражается, избрал путь греха, и одной их вех на этом пути стало убийство им своего отца.

Далее Кэхил оказывается на войне. По собственным словам, он герой войны, побывавший в самом пекле и не получивший ни единой царапины. Помня о лучшем, чем у простых людей, здоровье предБессмертных, следует сделать вывод о том, что царапин Кэхил не получал в том числе и по этой причине. Однако в его сознании, очевидно, происходили процессы переосмысления своей жизненной позиции, в результате чего такая невредимость наверняка стала одной из причин обретения им веры, а впоследствии и уверования в собственную избранность.

Служба Кэхила многому научила. В «Горце» мы очень редко видим героя, который по своим навыкам является смертным и который дерется настолько лихо. Альфред, действительно, силен почти нечеловечески – одного из убитых им людей, здорового мужика, бывшего клиентом подруги Тессы, он душит одной левой, практически не встречая сопротивления. В обеих драках с различными гопниками Кэхил тоже на высоте. При этом, несмотря на безумие, он весьма образован, хитер и почти наверняка пользуется теми же незаконными каналами для поиска нужных ему людей, которые использует и Мак - вспомним, как он нашел баржу.

Итак, на службе Ее Величества Кэхил научился убивать и находить нужных ему людей. Однако в какой-то момент он не прошел обязательный регулярный психологический тест, в результате чего был, так сказать, списан на берег. Однако сам по себе этот факт вовсе не значит, что Альфред был психом. Подобные тесты имеют своей основной целью вовсе не выявление психов. Дело в том, что военная служба, а Кэхил служил еще и в элитном подразделении, требует повышенной психологической устойчивости – очевидно, ее-то Альфреду, у которого за спиной были тяжелое детство, убийство отца, тяжкие размышления о вере и война, в определенный момент и не хватило. Но сам факт ухода в запас по причине непрохождения психологического теста не свидетельствует о человеке как о психе. Поэтому поведение Маклауда мне кажется довольно странным.

В самом деле, увидев шатающегося Бессмертного, Мак идет за ним и достает у него бумажник, чтобы узнать, кто это. Вопрос: зачем? Что такого на тот момент сделал Кэхил, чтобы так грубо и нагло врываться в его личную жизнь? Он всего лишь получил ножевое ранение и скрылся с места потасовки. Мак же лазает у него по карманам. Затем он настораживается касательно странного поведения этого Бессмертного, хотя сам ведет себя тоже несколько необычно: самоуверенно вручает ему бумажник – не хватает еще фразы «Ваши документы в порядке, сэр, но Вам придется пройти с нами» - после чего, очевидно, полагая, что новичок преисполнится доверием к человеку, обшарившему его карманы, начинает лекцию на тему Первой смерти. Естественно, Кэхил его не дослушивает. *кстати, бегает этот удивительный новичок настолько быстро, что легко ускользает от Мака*

Возможно, Мак осознал свою ошибку. Вероятнее же всего, что он попросту решил занять привычную для него позицию Учителя Благого и незаконным путем вторично влез в личную жизнь Кэхила, пробив по секретной базе данных информацию о нем. После чего сделал дилетантский вывод о том, что Альфред псих, и решил держать его под прицелом.

Мак и далее обнаруживает склонность к тому, чтобы лезть не в свои дела. После того, как в подъезде подруги Тессы нашли труп мужчины, ДМ опрашивает соседей, хотя он не полицейский и оснований подозревать в убийстве Альфреда у него попросту нет. Иными словами, Дуня в который раз необоснованно лезет не в свое дело, вызывая вопросы своим поведением. Архангел Гавриил, что с него возьмешь.

Далее Мак мило общается с первым сутенером Парижа *актер очень напоминает Питера Лорре («Касабланка», «М», «Человек, который слишком много знал», «Ворон», «Мальтийский сокол», «Сумасшедшая любовь» и другие преимущественно черно-белые картины)*, помогает подруге Тессы и рубит голову возомнившему себя Жаком де Моле новичку. Кстати, в этой связи меня давно интересует вопрос – Мак ему голову срубил на святой земле или нет?

Стоит отметить, конечно же, невероятную находчивость Тессы. Ее поведение во время неожиданного визита Кэхила сперва вызывает недоумение – вроде большая девочка, а дверь открывает кому попало – но затем заставляет восхищаться умом и самообладанием этой женщины. Ситуация напоминает эпизод из футбольного матча, когда вратарь сперва не справляется с несложным ударом игрока противоположной команды, отбивая его перед собой, а потом героически отражает удар в упор и спасает-таки свои ворота.

Ну и напоследок стоит удивиться Маку, который говорит довольно странную фразу о том, что тамплиеры прошли по трем континентам. Очевидно, он имеет в виду Европу, Азию и Африку. Между тем, как известно, Африку они прошли вовсе уж не всю, равно как и Азию. Более того, континента Европа не существует, равно как, увы, и континента Азия. Есть части света с подобными названиями, а континент один – Евразия. Так что тамплиеры прошли всего по двум континентам, да и то далеко не полностью.

Казалось бы, вот и все.

Все, да не все.

В своих замечательных эссе об искусстве Оскар Уайльд отстаивает, на мой взгляд, глубокую и заслуживающую внимания мысль о том, что восприятие художественного произведения у каждого читателя/зрителя/слушателя свое. И вполне можно увидеть в, скажем, книге то, чего сам автор в ней не видел или не имел в виду. Никто не скажет наверняка, что Шекспир думал о «Гамлете» и что он хотел в этой пьесе выразить. Однако большинство шекспироведов, полагаю, занимают позицию, согласно которой Гамлет суть натура весьма нерешительная. Казалось бы, развитие сюжета весьма благоприятно к такому суждению. Но вот нашелся же человек по имени Айзек Азимов, который очень убедительно показал Гамлета человеком, расчетливо и холодно идущего к своей цели – убить дядю и вернуть себе трон. И сделал это Азимов не в фанфике, а в комментарии к тексту трагедии, то есть попросту вывел такой портрет принца из текста пьесы, не прибавив к нему ни слова.

Я считаю мысль Уайльда о возможности множественного прочтения произведения верной и очень хорошо выражающей суть искусства. И я полагаю ее применимой и к кинематографу тоже.

И на основе всего в этой заметке сказанного я предполагаю, что Бессмертному по имени Альфред Кэхил, скорее всего, не менее семисот лет.

Обратимся к фактам. Прежде всего рассмотрим сцену финального поединка серии. Сперва ДМ начинает увещевать Кэхила, но затем его доводы звучат все реже и реже – Маклауд целиком занят происходящим боем. Нужно Вам сказать, что этот Маклауд при всех своих недостатках обладает и целым рядом достоинств, среди которых, безусловно, великолепное мастерство фехтовальщика. Мы знаем, что очень мало кто может на этой планете сравниться с Маком в данном искусстве. И вполне разумно полагать, что, исчерпав свое красноречие и желание убеждать противника в его неправоте вербально, ДМ попросту попробует его поскорее убить – особенно учитывая, что противнику тридцать четыре года от роду и он, скорее всего, никогда серьезно меча в руках не держал – даже если предположить, что Кэхил серьезно занимался фехтованием, наивно полагать, что он сумел бы продержаться и пять секунд против имеющего почти четырехсотлетний опыт Маклауда.

Между тем Кэхил рубится с горцем весьма умело, заставляя его оставить в стороне свои сентенции. Более того, рубится он – вдумайтесь в странные навыки этого тридцатичетырехлетнего психа – топором, булавой и мечом по очереди. Это очень странно, когда такой юный Бессмертный столь мастерски владеет тремя видами холодного оружия, что некоторое время сдерживает напор Дункана Маклауда. Полагаю, уже этого достаточно для того, чтобы предположить в Кэхиле Бессмертного с гораздо более длинной линией жизни, чем, возможно, думали сами создатели этой серии. Тогда его слова о том, что он прошел войну без единой царапины, могут быть восприняты несколько иначе: возможно, его и ранили на этой войне, и убивали, но царапин на нем не осталось.

Вы спросите, как тогда объяснить его психическое расстройство, которое, очевидно, присутствует? Оно объясняется тем, что Бессмертные тоже люди, им присущи стрессы и нервные переживания, депрессии и черные полосы в жизни. Разве не встречаются в сериале Бессмертные, у которых не все в порядке с головой? Достаточно вспомнить о Майкле Муре («Превращение», второй сезон) и Уоррена Кокрейна («Сквозь темное стекло», четвертый сезон). У Грегора («Уроки света», второй сезон) головка тоже начинала пошаливать. Кроноса я бы тоже не назвал нормальным, как и Байрона («Современный Прометей», пятый сезон).

Хорошо, скажете Вы, но как тогда воспринимать слова Кэхила о его отце – не придумал же он этот образ и не ошибся на много веков, говоря о предполагаемом времени его убийства. Исходя из слов Кэхила-младшего, родившегося в 1959 году, его отец должен был погибнуть от его руки, вероятно, в семидесятые годы двадцатого века. Какой мог быть отец у Бессмертного в возрасте семисот лет? Однако мы уже видели Бессмертного – еще одного сумасшедшего, кстати – который преуспел в том, что путал даты: Маркус Королус убил Ленору, но потом еще триста лет периодически убивал похожих на нее женщин, начисто забыв о хронологии. Имея перед глазами этот пример, можно предполагать, что Кэхил, и правда, убил своего отца, но сделал это лет эдак семьсот назад.

Таким образом, вполне можно считать, что Альфред Кэхил был Бессмертным уже до 1959 года. В результате различных потрясений он ударился в религию, перепутал в своем сознании некоторые даты своей жизни и, вероятно, утратил самоидентификацию как Бессмертного. Вы скажете, что весьма сомнителен то обстоятельство, что Бессмертный может быть так истово религиозен? Однако есть пример уже упоминавшегося Дэймона Кейса. Во время действия эпизода в Париже, напомню, проживает священник по имени Дарий, относительно которого нам неизвестны факты, позволяющие утверждать, что вера его не искренна или не ортодоксальна. Таким образом, верующие Бессмертные во Вселенной «Горца» встречаются.

Но почему Кэхилу не меньше семисот? Это число я назвал не просто так. Во-первых, Альфред орудует булавой – насколько я знаю, уже в шестнадцатом веке в Европе она использовалась скорее как символ воинской власти, а не как реальное оружие. Таким образом, можно предположить, что годиков триста ангелу мщения есть. Далее, Кэхил положительно сдвинут на религии и при этом защитниками веры Христовой у него неизменно становятся тамплиеры. Вот и последний их великий магистр Жак де Моле им упоминается. Между тем Орден тамплиеров был разгромлен светскими властями различных стран с благословения Католической Церкви в начале четырнадцатого века, после чего память об Ордене чуть ли не до двадцатого века отнюдь не культивировалась. И после разгрома Ордена в истории хватало организаций и мероприятий, продолжателем идей которых мог бы считать себя безумный христианин-фанатик – назову хотя бы Инквизицию. Однако Альфред с упорством ассоциирует себя с Жаком де Моле, рядится в рыцарский доспех тамплиеров, обитает в некоем то ли храме, то ли музее тамплиеров, дерется булавой, которая как раз в годы деятельности Ордена была распространенным оружием. Отсюда можно сделать вывод: вероятно, Кэхил когда-то был тамплиером и знал Жака де Моле лично. Умер последний магистр в 1314 году, и на тот момент Кэхилу должно было быть не меньше двадцати, то есть родился он, очевидно, не позднее 1294 года. Следовательно, на момент смерти от руки горца ему минимум семьсот лет, а возможно, и много больше. Видимо, отец, сурово воспитывавший его, был христианином, и тогда можно говорить, что Кэхил – дитя нашей эры. Если же предположить, что он родился в благочестивой иудейской семье до нашей эры, то историю его вполне можно вести из совсем уж стародавних, чуть ли не митосовских, времен.

В завершение замечу, что я не являюсь убежденным сторонником описанного мной предположения и не призываю кого-либо принимать эту точку зрения. Однако в качестве гипотезы, полагаю, она вполне имеет право на жизнь.


Рецензии