Хронология

Статья из Этнологического Словаря (http://proza.ru/avtor/atonement&book=1#1.)
ХРОНОЛОГИЯ
         Исходным пунктом любого летоисчисления является дата какого-нибудь действительного или мифического события: важно, что берется какой-то условный момент, от которого ведется последующий счет годов, десятилетий и столетий. Вообще, летоисчисление началось только тогда, когда культура себя осознала. Поэтому в наше время вместо слова "летоисчисление", чаще применяют термин "хронология". Это подразумевает , что помимо даты главного события, считаемого за точку отсчета, на эту же ось времени "нанизывают" все другие исторические события, привязанные именно к этой точке отсчета. Если же точка отсчета была выбрана с ошибкой - то вся возникшая вокруг нее хронология может оказаться неверной.

     Так как культуры разных времен и  народов различны, то для каждой культуры возникали свои хронологии, В настоящее время наиболее широко известны три хронологии - христианская, мусульманская и иудейская, в которых  приняты за начало, соответственно: год Рождества Христова (0-ой год н.э.), год Хиджры (622  г. н.э., принятый в арабских, но не в иных странах, исповедующих ислам), и год "сотворения мира" (3760 г до н.э. по еврейскому календарю принятому и сегодня в государстве Израиль) . В христианской религии также исходно было принята дата "от сотворения мира" (5508 г до н.э. по Юлианскому календарю). Это связано с тем, что вплоть до XVII века велись ожесточенные споры по поводу правильности вычисления даты Рождества (подробнее см. ниже). Лишь к XVII веку почти во всех странах перешли на дату "от Рождества Христова", которая теперь обычно называется "новая эра". 

     Однако у разных народов древности были, и различные другие отправные пункты, согласно Скалигеру . Так, "древнегреческий" историк Тимей, живший, согласно "официальной хронологии" в IV-III вв. до н. э. установил летоисчисление по спортивным играм – олимпиадам, происходящим каждые четыре года; по его расчетам первая олимпиада происходила в год, который в переводе на нашу эру должен считаться 776-м г. до н.э. Независимо от того. действительно-ли первая олимпиада происходила этом году, "греки" после Тимея имели твердый исходный пункт для исчисления времени. Древние римляне принимали в качестве такого пункта, несомненно мифическую дату - основание города Рима, каковая условно совмещается с 754 г до н. э.  Позднее, они, вернее Скалигер, заменили ее другой датой, связанной с началом царствования императора Диоклетиана (284 г. н.э. по "официальной хронологии" Скалигера).
 
     Существующие сегодня непрерывные шкалы летоисчесления возникли не сразу. Сначала возник способ определения времени по Пасхалии. В этой системе, отправной точкой летоисчисления считалась дата распятия Христа, вычисляемая с помощью набора из трех чисел: "индикта", "круга Солнцу" и "круга Луне". Хотя чаще использовались всего два числа - "круг Солнцу" и "круг Луне". Что означают эти числа?

     "Круг Луне", или как его еще называют "Метонов цикл" (Цикл [М]Атона). В Юлианском календаре лунные фазы (например, новолуние или полнолуние [14-й день лунного 29-дневного месяца] и др. фазы луны) повторяются в числах календаря каждые 19 лет. Причем повторение настолько настолько неточное, что ошибка на один день будет накапливаться на протяжении 219 лет. (Причины намеренной неточности обсуждаются в статье "Пророк Единобожия"). В латинском (Грегорианском) варианте вместо круга Луне используется так называемое "золотое число" (numerus aureus). Это по сути тот же самый 19-летний лунный цикл, но начатый с другого года. А именно, он сдвинут относительно русско-византийского цикла "круга Луне" на 3 единицы. Например, если "круг Луне" данного числа, месяца и года равен 1, то золотое число для этой даты будет 4.

     "Круг Солнцу", как и "круг Луне" - тоже один из циклов Пасхалии. Он представляет собой 28-дневный цикл повторения дней недели в том или ином числе любого месяца Юлианского календаря. "Кругом Солнцу" некоторого произвольно взятого года называется его номер в этом 28-летнем пасхальном цикле - от 1 до 28. Каждому такому номеру, в свою очередь, соответствует вполне определенное расписание дней недели по числам календарных месяцев. Число 28 определяется тем, что простой год в Юлианском календаре содержит 52 недели + один день, а високосный - 52 недели + 2 дня. Поэтому, для того, чтобы календарь заведомо повторялся, нужно чтобы прошло кратное семи число простых лет и кратное семи число вислкосных лет (семь - это число дней в неделе) 7х4=28.

     "Индикт" - условной цикл из 15 дней. Первый день первого индикта совпадает с "первым днем сотворения мира" (либо "сотворения Адама") [5508 г до н.э.], а также с первым днем лунного и солнечного циклов.  Легко посчитать, что в следующий раз все три числа придутся на один день через 7980 лет (15х28х19).

     "Великий индиктион" - период совпадения в один и тот же день недели и месяца цифры "круга Луне" и цифры "круга Солнцу". Он равен 19х28=532 года. Название "Великий индиктион" получил потому, что вычисляется без помощи числа индикта. Последний Великий индиктион начался в 1941 году, предыдущие - в 1409, 877, 345 г н. э., а также в 813 г. до н. э. и т. д. через каждые 532 года. Самый первый Великий индиктион начался в 5508 г. до н.э. Таким образом, в настоящее время продолжается пятнадцатый по счету Великий индиктион, начавшийся в 1941 году. 

     Таким образом, вычисленная с помощью трех чисел дата (включая число месяца и день недели) обладала тройной устойчивостью по сравнению с датами по фиксированной эре (в пределах одного-двух поколений). Если же мы не знаем, к какому времени приблизительно принадлежит дата, то вычисленная дата становится крайне неустойчивой к малейшим ошибкам в любом из трех чисел (указанных в какой-либо многократно переписываемой летописи). Например, ошибка в   "круге Луне" на единицу даст ошибку в дате на 15х28=420 лет. Значит, неточность в любом из трех чисел, задающих индиктовую дату, отбрасывает эту дату на сотни и тысячи лет в прошлое, либо в будущее. Однако, повторим, что в пределах заранее известной эпохи такие ошибки не страшны, поскольку они исправляются автоматически. Индиктовые даты крайне устойчивы к маленьким ошибкам, если известна эпоха. 

     Однако, в индиктовых датах нет той наглядной упорядоченности, которая присутствует в датах по неизменной эре, если неизвестна приблизительно эпоха (иначе непонятно, какая дата была раньше, а какая позже если между ними более 200-300 лет). Поэтому в XV-XVI веках  индикты были заменены на летоисчисления по эре, причем сначала по эре "от сотворения мира", и лишь впоследствии - уже в XVII веке - по эре "от Рождества Христова".

     Мы потому так подробно рассказываем о системи вычисления года, месяца, числа и дня недели по индиктам (что было необходимо для установления точной даты Пасхи каждый год любого столетия), что этот же способ был применен в свое время для исторической фиксации любой даты. Вскоре после распятия и была установлена индиктовая система исчисления дат (этот вывод совершенно ясен, потому, что изначально - это ПАСХАЛЬНАЯ система, для вычисления года, месяца, даты и ДНЯ НЕДЕЛИ для распятия ежегодно). Эта система с успехом применялась в первые 200-300 лет после Распятия, затем, как мы уже выяснили, она стала сверхчувствительной к малейшим ошибкам в любом из трех "индиктовых чисел" для определения точного года от Распятия (но не числа и месяца). Чтобы не "потерять" год Распятия была введена непрерывная шкала "от сотворения мира" путем ОТСЧЕТА НАЗАД нескольких Великих индиктионов (периоды по 532 года). В начале первого и последующих Великих индиктионов, естественно совпадали "круг Солнцу" и "круг Луне", равные единице. Для большей устойчивости был добавлен третий (15-летний) цикл, названный "индикион" (по русски: "указатель эры"), позволявший не запутаться в череде многих 532-летних Великих индиктионов.

     Возникает вопрос: почему "индиктовая" система летоисчисления (изобретенная, кстати, в России и заимствованная позднее византийцами [см. ссылку на книгу Р.А.Симонова в конце статьи]) была применена к вычислению дат до Распятия, но ее прямое назначение - фиксация даты Распятия - "затерялось в веках". Сегодняшняя "официальная" дата Распятия никак не могла быть вычисленной по индиктовой системе, в чем легко убедиться используя вышеприведенную информацию. Кроме того все современные христианские церкви согласны в том, что общепринятая дата распятия - "приблизительная".

     В заключение отметим, что существуют независимые от упомянутых системы более или менее точного вычисления дат, либо эпох. Сюда относятся: радиоуглеродный анализ, дендрологический анализ (по кольцам на деревях, обнаруженных археологами), палеография (по начертанию букв и стилистике языка), по стилям в искусстве (Жабинский), по гороскопам (Морозов и его последователи) и другие методы, которые по необходимости разбираются в самой книге "Этногенез и Цивилизация".

ЛИТЕРАТУРА
Симонов Р.А. Математическая и календарно-астрономическая мысль Древней Руси (по данным средневековой книжной литературы). М.: Наука, 2007.

Цыб С.В. Древнерусское времяисчисление в "Повести временных лет" Издание второе, исправленное. - СПб.: "Дмитрий Буланин", 2011.- 320 с.

Климишин И.А. Календарь и хронология. М.: Наука, 1985.


Рецензии
Здравствуйте, уважаемый Андрей!
С интересом прочитал несколько ваших статей, в которых много любопытного и которые вызывают ряд вопросов.
Если вам будет угодно, то хочется предложить вам 2 варианта реальной Библейской хронологии, на которые ушло несколько лет утомительного, как и вашего труда.
Для начало можно ознакомиться с ними, чтобы легче вести желательный диалог:
http://www.proza.ru/2015/08/25/1008http://

http://www.proza.ru/2012/03/15/1763

Игорь Смольников   17.12.2015 10:29     Заявить о нарушении
Чтобы не "потерять" год Распятия была введена непрерывная шкала "от сотворения мира" путем ОТСЧЕТА НАЗАД нескольких Великих индиктионов (периоды по 532 года).

Вычислив год Распятия, состоявшееся в 27 году от Н.Э. и Знаковый 1917 год по Седьминам пророка Даниила, мы можем смело двигаться как вниз, так и вверх по Хронологической лестнице, используя Седьмины, из которых проявляются Великие индиктионы в периоды в 630 и 315 лет.
Реальная числовая, библейская Хронология начинается с 603 года (захвата Иерусалима халдеями и изгнанием иудеев в Вавилонское пленение.

Детали этих событий, как и других можно обсудить.
С уважением, Игорь.
Да, кстати, где вы проживаете. в каком городе?

Игорь Смольников   17.12.2015 10:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.