Святоотеческая мудрость

                Святоотеческая мудрость

Из наставлений старца Киево-Печерской лавры иеросхимонаха Парфения.

 
- Потеря благодати страшнее всех потерь; нет бедственнее состояния, как состояние человека, потерявшего благодать. Весьма немногие возвращали её величайшими подвигами. Надобно иметь непрестанную бдительность, чтобы сохранить её. Она даётся нам туне, по единому милосердию Божию, но к сохранению её мы должны прилагать всё своё тщание.

- Враг неусыпно борется с нами. Прежде борет он нас с Шуей стороны, то есть искушает нас нашими же страстями и похотями; а когда не успеет побороть с Шуей, борет нас с десной, то есть в самых добрых делах наших устрояет нам сети к падению.

- Чем ближе приблизишься ты к Богу, тем сильнее враг ухватится за тебя. Потому-то, аще приступаеши работати Господеви, уготови душу твою во искушение.

- Враг во всё наше доброе всевает свои плевелы.

-Чтобы стяжать терпение в скорбях и искушениях, веруй, что всё делается с нами по воле Божией.

- Крайне опасно последовать своим мыслям и разсуждению в деле спасения. Наш ум – ограниченное око плоти, которое может только видеть и распределять дела внешние и вещественные; а пути высшие должны мы предавать Самому Богу через отца нашего и наставника, и во всём следовать его разсуждению.

- Берегись осуждать ближнего, а чтобы не впасть в сие искушение языка, не присматривайся к чужим поступкам.

- Нищелюбие и нестяжание – великие сокровища, уготованные душе.

- Неизреченная польза проистекает от уединения, но с ним неразлучна должна быть молитва.
- Уединение и молитва выше всякого блага.

- Стяжавший молитву не имеет времени и подумать о чём-либо земном; ему тяжелы и беседы, и видения людей, и всё, отвлекающее его от Бога.

- Истинную молитву стяжать неизреченно трудно. Не раз душа за подвиг сей приблизится к вратам смерти. Но кто уже сподобиться стяжать её, у того она, как болячка, врастёт в сердце, и ничто не измет её.

- Любовь к Богу можно возжечь в душе только одною непрестанною молитвой.

- Враг наводит уныние на всякую душу, хотящую спастись.

 - Страх Божий более поста и всех подвигов измождает плоть. Кто стяжал его, для того нет на земле ни скорби, ни радости.

- Человек всеми своими усилиями, без содействия Божия, не может располагать ни внешнею жизнью своею, ни состоянием души своей. Без Бога ни до порога.

- Наша человеческая воля есть только пожелать доброго и изыскивать на то средства, а совершитель и делатель всякого добра есть Бог; а злое от нас.

- И добре жительствовать, и добре творить, и добре мыслить – несть жертва Богу, а долг человеческий пред Ним.

- Хранение чистоты телесной должно сопровождаться хранением чистоты мысленной.

- Чистоту телесную и мысленную можно стяжать только непрестанною молитвой и устремлением ума к Богу; пришествие Святаго Духа попаляет и истребляет все страсти.

- Гнев, тщеславие или высокоумие и осуждение ближнего отгоняют благодать Святаго Духа.

- Нестяжание и молитва необходимы для спасения. Молитва рождает нестяжание, нестяжание – молитву.

- Кто сам не достиг в меру совершенства и начинает учить других, - погубляет и то, что имел.

- Совершенное обнищание Христа ради – великое сокровище для души; но оно может быть вместимо человеком только при твёрдом и непоколебимом уповании на промысл Божий. Имей это упование несомненно, и Господь не попустит тебе умереть с голоду, или иметь какую-либо нужду; а усомнись хотя немного, или взыщи помощи человеческой, или понадейся на себя, - промысл Божий отступит от тебя.

- Для приятия Святаго Духа необходимо изнурить плоть; даждь плоть и прiими Дух. В тучном теле не вселяется Дух Святый, хотя бы кто и добродетелен был.

- Не должно рассказывать другим о своих подвигах и молитвенном правиле. Хотя бы это и было не из тщеславия, но у тебя отнимется дар, который ты обнаружил.

- Чтение псалтири укрощает страсти, а чтение Евангелия попаляет терние грехов наших.


Рецензии