7. Подобных феноменов недопустимо!

     Вот, вспомнилось.
     Я - молодая совсем ещё учительница лит-ры, первый год в школе. И ко мне на урок неожиданно пришла КОМИССИЯ(!). Директор, пожилая учительница - мой официальный наставник и кто-то ещё, незнакомый дядька в белой рубашке, при галстуке и в серой тройке.
     Теперь-то я понимаю, почему неожиданно и почему именно ко мне: потому и ко мне, что НЕОЖИДАННО. В школу ВДРУГ нагрянул один из инструкторов райкома партии (шишка!!!) . Наверняка, возвращался из какогото колхоза-совхоза и проезжал мимо нашего села, решил - лишняя галочка в "выездах на места" не помешает, завернул на часок и прошлогодним снегом свалился на голову нашего директора. А что директору делать? Не поведёт же он начальство на уроки опытных учителей (никто не ждал, к "открытому уроку" заранее не готовились). А с "молодого специалиста" какой спрос? На то он и "молодой", чтобы проверять, на недочеты указывать, наставлять...
      Так вот, только я начала урок в 9 классе, как дверь в класс распахивается, директор мне кивает (мол, ничего-ничего, продолжайте, мы тут тихо посидим), и втроем проходят за последние ряды, рассаживаются.
      А мне-то что? Мне только на пользу - сам директор на уроке сидит, наконец-то в полнейшей тишине поделюсь с ребятами всеми своими знаниями, полученными в институте, повторенными накануне, отчасти и прорепетированными чуть ли не перед зеркалом... ;)))
      Урок прошел БЛЕСТЯЩЕ! По-моему. Ребята, пока я рассказывала и показывала, ни гу-гу, когда надо было - вступали в диалог, даже отвечали на мои вопросы. Короче, мне понравилось.
      После уроков был плановый педсовет, на котором директор внепланово "проанализировал" мой открытый урок, похвалил, сказал, что много нового почерпнул даже для себя, что проверяющий уехал довольный не только чаем с тётьполиными(техничка наша) пирогами, но и посещённым уроком.
- Всё хорошо, но есть одно замечание, и существенное! - закончил директор разбор моих полётов. - Вы несколько раз на уроке упомянули просветителя Новикова, и всегда с неправильным ударением: НовикОв. Это же вам не ПетрОв! НОвиков - правильно."
Я попыталась возразить, тогда поднялась моя наставница, учительница с 35-ти или больше стажем и поддержала директора: "Конечно, с ударением на первом слоге! Да и за примером далеко ходить не надо - в 11-ом классе у нас есть Серёжа НОвиков."
- Следующий раз повнимательнее будьте с ударениями, Галина Леонидовна. Подобных феномЕнов недопустимо в учительской речи!
Видимо, оглушённая феномЕнально демократичным обращением с падежами, я позабыла о НОвикове, впала в долгий ступор...
        А за неожиданное вторжение на урок всё равно была директору благодарна. Ребята в тишине услышали меня впервые с начала учебного года, послушали и, видимо, решили, что слушать интереснее, чем шуметь. И с тех пор проблем с "посторонними шумами" на уроках у меня не было.


Рецензии
Интересная история! Боже, как мне ЭТО всё знакомо, коллега!..
Однажды меня тоже одна шибко "грамотная" дама из комиссии ОблОНО "поправила": не вешними (лучами), а ВЕСЕННИМИ! - я имею в виду "Гонимы вешними лучами..." )))

Да, а по поводу фенОменов и феномЕнов столько всегда споров! Вот нашла ещё:

ФенОмен фиксируется большинством словарей как нормативное. При этом ряд современных словарей даёт феномЕн как допустимое или даже нормативное наряду с фенОмен. Но тут есть сложность. У слова несколько значений, феномЕн возможно только для одного. Вот как даёт это Кузнецов:

Большой толковый словарь
ФЕН'ОМЕН; ФЕНОМ'ЕН, -а; м. [от греч. phainomenon - являющееся]
1. только фенOмен.
Необычное, особенное явление, редкий факт. Ф. долголетия. Мода - социальный ф.
2. О человеке, отличающемся какими-л. выдающимися способностями, талантами, чертами и т.п. Он настоящий ф. Эта женщина - ф. энергии.
3. только фенОмен. В идеалистической философии:
познаваемое явление, принципиально отличное от якобы непознаваемой сущности предметов. < Феноменальный (см.).

Другими словами,
Человек - фенОмен и феномЕн
Явление или факт - только фенОмен.

Ольга Благодарёва   03.02.2014 06:32     Заявить о нарушении
Ольга, спасибо за ликбез. ;)))
Но вы немного перепутали. Претензии к ударению возникли у школьной администрации - и не в слове "феномЕн-фенОмен", а в фамилии великого просветителя (НовикОв-НОвиков).
А мою ЛГ, молодую учительницу, шокировало не ударение, а... "обращение с падежами". Ну, могли быть ещё и к правомерности употребления этого слова в данном контексте. Но она этого делать не стала, видимо, хватило НОвикова и падежОВ. ;)))

"Однажды меня тоже одна шибко "грамотная" дама из комиссии ОблОНО "поправила": не вешними (лучами), а ВЕСЕННИМИ! - я имею в виду "Гонимы вешними лучами..." )))"

Напомнили случай. Районная медальная комиссия чуть не лишила медали ученика и вынесла порицание учителю за невнимательность(неграмотность). В сочинении они (районная комиссия!!!) выявили грубую орфографическую ошибку и... красным надписали "у" над "без прикрас", а на полях отметили и засчитали ошибку. Получилось: "без приукрас".
Видели бы вы, каких трудов стоило, чтобы разубедить досточтимую комиссию в их... заблуждении. Ребёнок получил медаль. Но для председателя комиссии с того дня я стала врагом №1.


Галина Беспалова   03.02.2014 15:47   Заявить о нарушении
Да, Галина, я Вас понимаю: сама работала с подобными "грамотеями"! - их везде хватает! Чего далеко ходить, если наша заведующая РайОНО постоянно говорила: квАртал, звОнят, дОговор и т.п.!.. :(

Ольга Благодарёва   03.02.2014 18:40   Заявить о нарушении
Чем отличается пОртфель от портфЕля?
В пОртфель ложат докУменты, а в портфЕль кладут докумЕнты...

Мадали   04.02.2014 20:14   Заявить о нарушении
А ещё есть "командный", не диалект, не извод, не говор, а именно отдельный язык ))) - ну этот заслуживает глубочайшего и тщательного научного изучения, желательно с полным погружением непосредственно в среде его носителей !
Знаете, речь военных специалистов с высшим образованием отчего-то не отличается академичностью, хотя и наличествуют: ясность изложения и специфическая лексика, на изучение которых требуются годы и годы, аднака!

Мадали   05.02.2014 08:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.