Новые возможности в Ближнем Зарубежье

     Каждый уважающий себя графоман знает, как трудно «пробить» свои прозаические, или поэтические опусы в большую печать. Литературные издания в лучшем случае вежливо отвечают: «В связи с недостатком места мы вынуждены отклонить Ваше произведение…», а в худшем случае не отвечают вовсе. Есть масса промежуточных состояний переписки с издательствами, но не о них речь. Развивающийся капитализм в бывшем Союзе породил массу новых возможностей для удовлетворения желания рядового графомана (этот термин не воспринимается, как оскорбительный, он обозначает человека, одержимого манией писательства, как поясняет нам редактор газеты ближнего Зарубежья «Город-Плюс»).

     Интернет даёт такую отдушину в виде специальных литературных сайтов: зарегистрируйся, получи свой домен, и вали туда всё кулём, потом разберём, все свои очерки, рассказы, стихи, и даже романы. Вот так, уважаемый автор, ты и возвел не руко-, но перотворный, карандашетворный памятник себе, и пока существует Интернет, ты знаменит. К тебе лениво заглядывают другие нерукотворцы, иногда даже соизволивают дать комментарий, отзыв, или  рецензию, а если есть что слямзить, то непременно кто-нибудь это и сделает, уж не сомневайтесь. Твои знакомые попервоначалу так и валят на твою страничку, привлечённые обещанием, что они найдут там что-нибудь эдакое, твои секретики, твои тайночки, чтобы подобраться к тебе ещё ближе, чтобы ухватить тебя покрепче за… словом, их очень интересует твоё творчество. Ну очень! Но через некоторое время, поняв, что ты не Лев, и даже не Толстой, а просто очередная Моська, они перестают толпиться у тебя на странице, поняв, что их просто провели, и твоё наследие – это синтез из  новых попроманов, попрассказов, попстихов, с хорошо забытыми рассказами и стихами классиков, или пересказы пересказов эпопей, которые так и хочется назвать опупеями. Или твой собственный, личный и пережитой опыт, который ты по крупицам собрал, и в виде плохо приготовленного пюре из картофеля в мундире, сдобренного солёными огурцами чужих анекдотов выложил на своём сайте. Это
оч-ч-ч-ень интересно… для тебя, ты сам смеёшься, как ненормальный, прочитав ту или иную твою «козырную» фразу, мысль.

     Можно подумать, что автор считает себя таким кондовым пис-сателем, но это не так. Автор признаётся, что он тоже графоман, но в смысле газеты ближнего Зарубежья «Город-Плюс», со смягчающими обстоятельствами. Он любит писать, и для него девиз «Ни дня без строчки!» – не пустой звук, когда-то автор требовал от себя писать в сутки (иногда писалось и ночью, притом лучше, чем днём) не менее четырёх четверостиший, 16 строчек стихов, или того, что автор считал стихами. А что, рифма там иногда была… Теперь же автор не то, чтобы стыдится своих стихов, но считает их стишочками, и с головой бросился в бушующее море прозы, холодной, как Балтика зимой. Зато можно себя рассмешить, иногда такое напишешь! Особенно, если прочитаешь через пару дней. Да что это я о себе в третьем лице, скоро и до «Мы, Иван-Не-Дурак-Третий» дойду. Ну нет, успокою прежде всего себя, остановлюсь на «Я, Иван-Не-Дурак-Третий».

     В Близком Зарубежье почти все русскоязычные графоманы (в хорошем смысле) обзавелись компьютерами, доступом к Интернету, и вполне удовлетворили первое сосущее чувство стать известным посредством публикации на литературных сайтах (проза.ру, стихи.ру, литература-плюс.де и многие другие). Но не все останавливаются на достигнутом, есть члены этого цеха, которым мало электронного, всё же непечатного слова, им надо новое корыто, новое боярское звание, новые палаты, одним словом, им хочется ПЕЧАТНОГО СЛОВА! И некоторые его получают. Да как, спросите вы меня, если все печатные органы завалены на месяца вперёд сценариями для сериалов с запахом дорогого душистого мыла обо всех сторонах нашей новой, на лицо ужасной, прекрасной с изнанки действительности. Да, но за «мыло» издатели платят гонорары авторам, а вот продвинутые издатели пошли навстречу народу, то бишь нашим графоманам (в хорошем смысле). И вот уже, глядишь, авторы сами платят за издательство своих трудов. Свои кровные денежные знаки, отложенные для жизни потом, когда будет тяжело на пенсии, сами авторы с охотой несут в издательство, и там не скупятся на расходы за его, автора, счёт, и публикуют его книжки. 

     Некоторые авторы-ловчилы находят простаков-спонсоров, которые надеятся поймать доморощенного Стивена Кинга, и на нём недурно заработать. Но на всех графоманов (в хорошем смысле) спонсоров не напасёшься, так что за такой печатный монумент (зато с ISBN-номером, и всеми прочими серьёзными атрибутами!) нужно заплатить, скажем, за 100 экземпляров около 1000-1500 евро. Потом автору остаётся только выйти с оставшимися от дарения знакомым и родичам книгами на рынок, и попробовать продать свой продукт, своё know-how, то есть свои книжки. Из чужого опыта автор может сказать, что выручить удаётся примерно по 50 центов за книгу. Так что от гонорара рядовому графоману (в хорошем смысле) приходится отказаться, эти деньги выброшены на ветер, только за пыль славы, которая быстро улегается. Зато интересно и много поперемещались по полю, как говаривал футбольный комментатор Озеров, скрывая бессмысленную толчею 20 здоровых дылд в центре поля, вдали от обеих ворот.

     Что вы, что вы, дорогие графоманы (в хорошем смысле), я не призываю склонять выю, складывать руки, впадать в уныние, или того хуже, уходить в депрессию. Если уж очень неймётся опубликовать свои опусы, то публикуйте. Вам доставят это удовольствие за ваши, естественно, кровные. Вы хотите выйти на неведомый вам рынок печатной продукции? Пожалуйста! Только свободный рынок любит поглощать свободные капиталы, и не всегда возвращает дивиденды, и капиталы обратно. Ох, не всегда. Будьте к этому готовы. И если вы всегда готовы, то очертя голову, бросайтесь в эту стихию. Но не забывайте о подводных камнях и акулах бизнеса.

     Вот сайты проза.ру и стихи.ру в ответ на опубликование на их страницах каждого  произведения, то ли стиха, то ли рассказа, сходу предлагают автору его публикацию в красивого вида приличном сборнике, примерно по 500 рублей России за страницу. Затем эти сборники предлагается разместить во всех приличных библиотеках страны, и даже за рубежом. Вот только будут ли их спрашивать читатели прозы, избалованные Тургеневым, Толстым, Буниным, Горьким, Чеховым..? Или читатели поэзии, воспитанные на стихах Пушкина, Лермонтова, Пастернака, Ахматовой..?

     Многочисленные конкурсы поэзии, прозы выявляют лучших, и публикуют их произведения. Но как жалки порой эти победители с их суконными рассказами, ничем не отличающимися от простого трёпа кумушек в очереди. Или стихов без рифмы, смысла, и поэзии. Или рассказов без «зерна», «изюминки», простого бытописания без новизны, и показа того самого света в туннеле, что так нужен всем в смутные времена. Почему большие поэты и писатели не хотят участвовать в таких конкурсах? Может быть, тогда побеждали бы настоящие поэты, настоящие рассказчики? Хотя большая поэтесса Ольга Бешенковская в своё время не смогла повлиять на жюри поэтического турнира в Дюссельдорфе, судившего участников турнира не по поэтическим критериям. Она сама порой уступала настырным авторам, и продвигала их в ряды победителей этого турнира с ущербом для поэзии. И во всех этих конкурсах за издание произведений платят авторы, и тоже постранично. И это является лучшим лекарством для авторов плохих стихов: в другой раз не сунутся.

   Газета «Город-Плюс» тоже проводит конкурсы рассказов, стихов, разумеется, за деньги.
А почему бы и нет? Если есть спрос, то появится и предложение. И есть даже интересные рассказы. Например, с большим интересом прочитал начало сатирического рассказа «Русское Хоровое Общество в ближнем Зарубежье». А потом вдруг вспомнил, что это же я и написал. Да, иногда в  газете «Город-Плюс» стали появляться хорошие стихи, жаль, редко. Так что, уважаемые  графоманы (в хорошем смысле), новых возможностей для публикации сколько угодно, были бы деньги. А за большие деньги вы станете, пожалуй, и победителями конкурса, и ваши труды опубликуют. За отдельную плату.

6 сентября 2010 г.


Рецензии