Верующие и их феномен

 

                «И взирая на кончину их жизни,
                подражайте вере их»
                (Евр. 13, 7)

       Когда говорят о верующих людях или когда кто-то говорит это о себе,
каждый из нас подразумевает  что-то своё. Причём весьма разнообразное.
Перед нашим мысленным взором при собирательном слове «веруюший»  может возникать образ  слепого фанатика, готового из каждого встречного изгонять беса; деревенской бабули с мозолистыми руками в темном платке до бровей; заумно-придурковатого неудачника, дочитавшегося до галлюцинаций; анемичной старой девы, с поджатыми губками и осуждающим всё и вся лицемерным выражением бесцветного личика; отчаявшегося почти до суицида маменькиного сынка, ищущего выход в модном монашестве или же самый распространенный до сакраментальности образчик - хитренького (себе на уме) батюшки с аккуратно упрятанным под сутану пузиком. И  т.д. и т.п.
          Но… всё это только наши с вами художественные образы, но отнюдь не реальные люди.  Значит, всё это Не Правда Жизни.

             В чём же тогда она, родимая-искомая?
Попытаемся разобраться. Хотя у меня есть гипотеза. Какая? Вот, извольте: нравственное поведение человека в течение жизни есть величайшая и самая гениальная из всех возможных Поэзия (Искусство). Истинные Поэты планеты (и первый из них Христос) - люди верующие до мозга костей. Именно костей! Есть в псаломе 50 такие слова "Да возрадуются кости смиренные!" И никто его не объясняет с точки зрения законов био-физио-энергонауки. А я просто чую-чаю: у верующих кости (кристаллы) ИНЫЕ! Кроме чудотворных мощей, сушествование которых неоспоримо, рискну объяснить это нижеследующим текстом, хотя... Никого ни в чем убедить нельзя. Исключено - по правилам игры на нашей Земле.

                Но, во-первых, надо сразу оговориться, что здесь под этим словом будем иметь в виду верующих в Бога-Христа-Спасителя. Потому что много таких, которые сегодня любят развести турусы на колесах и подменить понятия: мол, не важно во что верить, всё равно ты уже верующий. Вера, по их мнению, может быть в любую идею, в тот же коммунизм, в прогресс и разум человеческий, вера может быть в себя (почему нет?),  вера в реального учителя-гуру с его руками-ногами и его теорией, ну  и в прочие заманчивые для людей на том или ином отрезке развития объекты целеполагания.
             При этом получается, что объект веры как бы не важен, важно, ЧТО он тебе реально - по видимости - придаёт сил. Вот тут-то и кроется базовая ошибка, ошибка в фундаменте здания! И не надо быть строителем, чтобы понимать, чем чревата погрешность в расчетах, заложенных в основание дальнейшего домостроительства. Дальнейшие труды – уже напрасны. Не буду говорить долго почему. Потому что во что веришь, то и получишь. С тем и сольёшься душой, мыслью, судьбой в конце концов. Это уже отдельная тема.
           Мы – не о вере вообще, а о вере конкретной – в существование триипостасного и тем невыразимо таинственного (что не отменяет Его бытия) Бога: Отца, Сына и Святого Духа. То есть, о верующих  в Него.
              У нас здесь сразу обозначаются два вопроса. На первый ответ ясен, как Божий день, а вот на второй…  До крайности запутан, как может путать только тот, кого не поминают к ночи….
                Итак, первый. Что же на самом деле кроется за словом «верующий в Бога-Христа-Спасителя» в контексте реального земного бытия? 

              Ответим честно: то, что кроется – как и все без исключения объекты в мире – не соответствует полностью (и в принципе не может!) своему названию. И доказывать этот тезис  любому нормальному человеку нет необходимости. Например, как то, что в мире нет и не может быть абсолютно чистой воды. Хотя бывает дистиллированная и из лужи…
 Однако здесь нам гораздо интереснее ответить на вытекающий из первого, второй вопрос, который запутан до безобразия (без Образия). И звучит он так:
                а что  же ДОЛЖНО БЫТЬ за словом "верующие" согласно априорному значению этого далеко не нового определения?   Иными словами, что или, точнее, кого ВОИСТИНУ, онтологически обозначает термин «верующий»? Тот же вопрос другим боком: что МОЖЕТ БЫТЬ во всей своей полноте  за этим словом – в настоящем и будущем? Какой степени чистоты  вода?
Итак, условно говоря, есть верующие и Верующие. Первая группа – так называемые новоначальные верующие, а также те, кто хотя бы желает к ним примыкать. У них еще есть сомнения. Вторая – те, кто по мере приобретения религиозного опыта и тесным путем страданий перешли в разряд посвяшённых, уже не имеющих сомнения. Но что это за группа?

                Как ответить на этот немыслимый по своей  значимости и содержанию вопрос? И кто я, чтобы дать мало-мальски вразумительное толкование-описание категории индивидуумов, имеющих отношение к Божественной тайне, уверовавших в Неё? Сказать, что у них ИНАЯ природа? Но это также требует рассмотрения, в чём и как это? Что у них специфический метакод? Иная энергия продуцируется в их «колебательном контуре»? Тоже ещё ничего не сказать. Отписка, литературная метафора и опять сплошной туман, - скажут люди. И будут правы.
               Да, конечно, есть множество книг об этом, написанных святыми отцами Церкви – Петром Дамаскиным, Игнатием Брянчаниновым, Феофаном Затворником, Ефремом Сириным, Амвросием Оптинским, Иоанном Кронштадтским  и другими преподобными – о том, как должен жить верующий: чего опасаться, с чем бороться, какие черты личности развивать и т.д. Это потрясающие по силе и психологической глубине духовные творения.  К ним следует (и хочется) обращаться вновь и вновь, как к бездонному колодцу живой воды. Но  всё же на них иногда невольно смотришь как на учебники, теоретические пособия, они уже несут печать веков и их окостенелость - для многих и многих. А что же сегодня, в начале ХХ1 века просвечивается и кристаллизируется в Верующих? Да и есть ли они? И потом книги книгами, но истина становится истиной для тебя только тогда, когда ты добыл её сам - потом, трудом и лицезрением.
 
               Сознавая свою ничтожность в сравнении с этой Тайной, я облегчаю себе задачу и обращаюсь за помощью к реально существовавшим – причём совсем недавно - Верующим.   
               Речь пойдёт о схиархимандрите Григории (до принятия схимы игумене Геннадии Давыдове), моём земляке, отошедшем ко Господу в 1987г. То, что узнала я о нём от ныне ещё здравствующих людей, из записей бесед с ним и других материалов, а также всё то чудесное, что происходит  со страждущими, посещающими его могилку в селе Покровка Белгородской области, даёт неоспоримое основание считать этого необыкновенного старца  самым что ни на есть НАСТОЯЩИМ Верующим.
             Пусть же благословит досточтимый старец Григорий меня, рабу Божью Катерину, дерзающую на это небольшое исследование сущности Верующего как не менее загадочного, чем НЛО, феномена нашей, возможно, завершающейся цивилизации!
                И этот абсолютно конкретный пример пусть позволит нам увидеть принципиальные черты  близких к абсолюту Верующих.
                Ведь самая убедительная проповедь схиархимандрита – это его восьмидесятилетняя жизнь. Житие...

                Об этом удивительном  старце  ("стар" - звезда! А не старость, как принято считать)можно рассказывать без конца.  Но я не собираюсь здесь этого делать. Есть книга, которую написал протоиерей Сергий Клюйко (г.Белгород, 2008), к прихожанам которого относится Ваша покорная слуга.
               Повторюсь, что моя задача немного другая: определить, что именно является сущностным признаком и проявлением веры в человеке. Не в ангеле, серафиме-херувиме, а в нашем современнике-земляке.
               Самое первое отличие, что приходит на ум и нА душу – УРАВНОВЕШЕННОСТЬ всех энергий. Человек-весы, держащий в обеих руках по грузовику, отражение в яви Христа - как Креста равновесия. То есть, сочетание несочетаемого явилось в в старце во всей рельефности: огромной, несгибаемой  духовной силы и воли – с одной стороны, и  тишайшей кротости, скромности и смирения с судьбой – с другой. Сцилла и Харибда... Пройти Колыму, не сломавшись, не возненавидев жизнь, не упав духом и – более того - возжечь в себе негасимое ветрами пламя любви к ближнему – это под силу лишь титанам. Обладая высочайшими дарами от Бога (прозорливостью и способностью к целительству), сам о себе старец говорил, что он самый обычный, грешный и невеликий человек.
                Как следует из рассказа его духовного чада, О.Семиона, служащего сейчас настоятелем  Покровского храма, старец несколько раз жаловался Господу, что нет у него сил служить больше в этом месте, невыносимо, уж очень тяжелый, неверующий народ... А в ответ на это приснился старцу сон, в котором Господь велел открыть конкретную страницу в Новом Завете. в Отец Григорий прочел: "Знаю твои дела, и что ты живёшь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей..." (Отк., Гл.2, 13). Это была несомненная поддержка старцу и указание от Господа.

                Второе, что отличало старца: Благородство – высшей пробы (дословно рождающий и дарующий благо, ибо рожден Благом). Это было благородство во всём – начиная от принятия пищи, поведения в быту,  до поступков  - всегда не в пользу себя любимого. По духу. И основывалось это истинное благородство на чувстве меры (пропорциональности), значит, понимании Красоты, ее Золотого Сечения. Представляется, что далеко не всякий служитель искусства так  глубоко и точно понимает (и воплощает!) эту красоту. Особая Глубина вообще отличала старца как Верующего. Тоже – во всём: в скупых и точных суждениях, в проникновении в душу людскую, в сокровенно-сокрытую для большинства живущих суть вещей - предметов и явлений, которыми наполнено мироздание, в суть процессов их движения и изменения, в Причинность…

              Далее: потрясающая внимательность и зоркость, как у настоящего учёного, не хуже Нобелевских лауреатов. Был когда-то во времена моего пелёночного детства у моего дядюшки фотоаппарат «Зоркий». Так вот с ним-то  старец Григорий ещё посоревновался бы. По своей способности ВИДЕТЬ главное, «схватывать» его взором  и запоминать практически на всю жизнь. Зоркость физическая плюс духовная. Как известно, это качество именуют прозорливостью. Откуда он знал, будет ли счастливым брак у молодых, где и когда ждёт опасность того или иного человека и прочее и прочее?

                Но всё же хочется еще ближе к сути, ещё точнее…
                А, вот, кажется!…
               Сутью отца Григория был Огонь. Но не пожирающий огнь страстей, а ровное, необычайное по топливу и экзогенной силе пламя, дарящее благодатное тепло его чадам. И хватало его на их огромное количество. Парадоксально! Но в том то и дело, что сама вера и верующие «человеки» в принципе парадоксальны, даже абсурдны по сути своей – если смотреть с точки зрения еще не одарённых верой. И это зачастую граничит – «дружит» (по классику) с той самой гениальностью…  Но обязательно созидательно направленной - что главное.
                Исповедуя, старец любил целовать приходящих к нему в голову. И даже самые крутые  "качки" и прожженные атеисты начинали после этого плакать чистыми слезами и менять кардинально свою жизнь…
                Но (и вот еще один парадокс!) старец мог отчитать так («обличить» как это называется у воцерковленных), что мало никому не казалось. Жёстко, невзирая ни на что: должности прихожан, возраст, своё личное отношение и т.п. Как сочеталось в нём это – безграничная доброта (ее не сыграть!) и требовательность по высшей мере, без всяких смягчающих обстоятельств. Как?  Бог весть.
Причём, обличение могло последовать еще до того, как  человек что-то предпринял – ведь старец читал мысли… Представляете, каково было его пастве?! От стыда горели порой. А надо ещё учесть, что у старца была бездна юмора, иронии, острое словцо всегда было наготове. Куда там нашим юмористам из шоу-бизнеса с их плоскими и затертыми до дыр остротами типа "сторож – это сто рож".
                Сочетание такое, являвшееся у старца, уникально тем, что обычно обличитель вызывает на себя ответный гнев, обиду и протест обличаемого. А тут – наоборот: обличение с любовью вызывало искренне раскаяние, благодарность за учение и… ответно-взаимную любовь. Словом, влияние исходило от игумена - мощнейшее. Сейчас в дисциплине "Менеджмент" это называют "харизмой"... И все бьются над тем, как её развивать.
                Реакция у него возникала всегда – моментальная, точная, свежая. Как-то одна прихожанка долго жаловалась ему на больные ноги. Старец ей сказал всего два слова: «Возьми мои». А ноги у него болели невыносимо еще с Колымы…
               Ну, конечно, уже не говорю о том, что Терпение было у схиархимандрита Григория величайшее! Само собой… Терпение – как качество, рождающее все прочие добродетели и силу. Терпел и лагерь, и сильные физические боли, и несправедливость властей и  чинуш, упрямую греховность людскую…
                А известно, что только «претерпевший до конца – спасётся».
                И последнее. Может, еще более главное (простите, если немного повторюсь):
                Красота божественности жила в старце. В очах, на челе, и в перстах… 
И одной из ее граней  был прекрасный аскетизм (черта аристократа крови), присущий отцу Григорию по жизни: спал – мало,  ел – крайне умеренно, специально не доедая до сытости, дабы не расслабляться телом и духом. Делал это изящно, умело пользуясь столовыми приборами. Старец наставлял, что в верующем человеке должно быть красиво всё: осанка, движения, взоры, манеры, одеяние непостыдное, и конечно, помыслы. Прямо по Чехову. А почему? Да потому, говорил старец, что верующий всегда предстоит Богу-Христу и отражает Его в себе как в капельке росы, как в маленьком зеркальце...
               Золотую меру – вот что воплотил в себе этот необыкновенно красивый человек, слуга Божий – всем своим сердцем и  всем своим недюжинным разумом.

                Всё перечисленное – есть плоды святой веры старца Григория. Возникшие не вдруг - путём высочайшей самодисциплины и не-слушанья "общественного мнения". А слушания своих корней-генов, небесных кристалликов, живущих в крови.
                Многих подвижников вырастил он, зажёг своей мощной свечой, ее пламенем, передал энергию Премудрости. На могиле его происходят чудесные исцеления, чему много живых примеров. А когда хоронили старца, приложились к его руке чада его духовные и удивились мягкости и теплоте ее, будто любящий отец их, прощаясь,  хотел показать им в утешение, что «У Бога все живы» (Лк. 20, 38 ). Что смерти - нет.
И сегодня молится он за своих возлюбленных прихожан, стоя у Престола Божьего.
За всех, кто помнит и чтит его духовный подвиг. Многим является его образ, как живой, и помогает, и вразумляет, и вдохновляет...
 
               Каковы же  выводы?
               Они появились сами, словно кто продиктовал…

1. Верующие – это люди, СОЗНАТЕЛЬНО и целенаправленно выработавшие в себе ДОБРЫЕ привычки, которые постепенно  стали их сутью.

2. Верующие ПОСТОЯННО ПОМНЯТ о том, Чьей искрой они являются в мире и дают ей всё потребное для того, чтобы искорка горела –
 нетварным светом исцеляя тварный мир.

3. Верующие НЕ БОЯТСЯ думать о смерти.
Наоборот, они готовятся к ней, как к госэкзамену и выпускному после него…

4. Они ЗНАЮТ (им открывается) ТО, что даёт им спокойствие, самообладание и ясный взгляд-сканер на ВСЁ, независимо от  жизненных условий и ситуаций.

5. Верующим ведом принцип ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ и потому они КРАСИВЫ – той неложной красотой, которую все мы страстно жаждем и тщетно ищем в безверном мире.
6. Учитывая вышеперечисленное, Верующие живут в ОБЛАСТИ РЕАЛЬНЫХ ЧУДЕС: видят их, радуются им и творят их сами. С Божьей помощью, то есть Духом Святым…

Вот почему меня с некоторых пор так непреодолимо тянет к Верующим... И только.

Но еще одно важное добавление: было бы серьёзной ошибкой ждать быстрых плодов от твоих первых шагов к получению Веры. Одна моя пожилая коллега недавно сетовала с разочарованием: "Вот, Катерина Даниловна, молюсь-молюсь за дочь, а всё равно у нее всё наперекосяк!" Спрашиваю, а сколько времени уже молитесь? "Да уже почти месяц!".
Ну что тут скажешь?


И спаси Господи всех читающих эти строки!

Послесловие. Год назад посчастливилось побывать на могилке старца Григория. В его храме тоже... Непередаваемые ощущения! Храм кружевной сиреневый, будто летящий. стоит на холме, а вокруг - дали необозримые, чудные по красоте!

Приложившись ко кресту на могиле старца с вечным вопросом, "что мне делать?" "так ли живу?", услыхала немного ворчливое и скупое: "Идёшь и иди."
Ответил...


Рецензии
Вы прекрасно пишите, доносите свои мысли, Катя, о главном, о насущном, о вечном. Они глубоки и мудры - эти ваши мысли, но при том читаются и понимаются с лёгкостью. Это - талант! Несмотря на то, что писалось это в 10-м году, я надеюсь, что и сейчас вы также относите себя к глубоко верующим людям в Триединство Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Но одновременно я вижу в вас, я чувствую в вас стремление (и Приобщение) к Тонкому плану, к эзотерическим познаниям Истины.
С некоторых пор меня очень волнует этот вопрос. Почему-то считается, что в Церковь нет ходу эзотерике; что это какие-то дьявольские изыски - смешивать эти два понятия: Вера и эзотерика. Об этом у меня последний стих на стихи.ре "О пяти девах мудрых и пяти неразумных". Мне бы очень хотелось, чтобы вы прочли его и сказали своё мнение, не о стихе, а об этой сложившейся тенденции...
Вообще, как славно, что я вас встретила! И как здорово, что вы написали так много, что можно читать и читать... :) Спасибо вам!

Ирина Бойко   19.11.2017 11:10     Заявить о нарушении
Ирочка, это невероятно важные вещи.
Они волнуют большинство людей, становящихся на путь развития.
Тут тонкая грань...
Как я грешная, понимаю: без развития сердца нельзя ничего понять умом. Пока не возлюбишь всех как Христос, пока не примешь Его энергий безусловной, нерассуждающей любви. Не дадут тебе свыше ничего - без такой любви. А любвоь - это самодисциплина, сила воли! Почему-то об этом нам не нравится думать и слышать. Любовь - не благодушие, а жесткий отказ от самого себя и своих мелких желаний и интересов. Это жертва с радостью.

Поэтому церковь Христова для нас нужна. Но в нее ходят очень РАЗНЫЕ люди. И мнения у них тоже разные, и уровень разный. Поэтому всё надо делать больше ВНУТРИ. чем снаружи. Собственно эзотерика - это самые тайные сферы души и духа. ее толкование неверно в обществе. Как и многих других слов. Они лишь маски.

Главное - искренность твоих помыслов и чувств. И молитв. Всё взаимосвязано у Бога.
Разделяем мы - в силу своего малого разумения и нелюбви.

Вот пока так.

С теплом и большой симпатией, ощущаю Ваши чувства, как свои.

Екатерина Щетинина   19.11.2017 15:03   Заявить о нарушении
Да, именно так, всё взаимосвязано!

У меня к вам, Катя, просьба. У вас так много написано, и всё страшно интересно, и всё хочется прочесть... Но не всё подряд. Вот сейчас мне очень хочется, например, прочитать ваши впечатления об Америке, затем другие ваши поездки по миру, отдельно ваши мистические вещи (фэнтази, к примеру) и т.д. Не могли бы вы, для того чтобы легче было искать, как-то объединить идентичные произведения и разбить их на отдельные пакеты (или как они там называются). Ну, вы меня понимаете. :) Это, конечно, дополнительная для вас работа, но, уверяю вас, она будет хороша для всех ваших читателей. :) Заранее благодарю вас, даже если вы не захотите этого делать.:( (Ведь по какой-то причине вы не сделали этого раньше?) Но искать среди 669 произведений что-то конкретное, согласитесь, сложновато. С уважением,

Ирина Бойко   20.11.2017 00:16   Заявить о нарушении
Согласна абсолютно! Но не владею технологией этого - чукча. Где найти подсказку?5

Екатерина Щетинина   20.11.2017 15:32   Заявить о нарушении
Катенька, у меня в своё время была та же трудность и я, кликнув внизу на "О портале", задала вопрос в "службу поддержки" в 7-м пункте под названием "Вопрос на другую тему". Мой вопрос звучал приблизительно так: "Как сгруппировать стихи по темам и вынести их в отдельные группы?"

Ответ: Возможно создать сборник:

1. Схема кабинета->Произведения->Добавить новый сборник.

2. Схема кабинета->Произведения->Перенести произведение (зелёная кнопка
справа от заголовка) -> Переместить в другой сборник.

В общем, я как-то разобралась. Вы можете или также задать им вопрос, или по этой схеме, что я вам написала, попробовать сгруппировать стихи по темам.

Наверное, я уже прочла все ваши вещи об Америке? Теперь хочу фэнтази, но к сожалению никак не могу найти.
Да, и кстати, в стихи.ру вы каким-то образом смогли сделать пару сборников. Попробуйте вспомнить, как это происходило :) С теплом,

Ирина Бойко   21.11.2017 02:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.