Введение во храм Пресвятой Богородицы

4 декабря Святая Православная Церковь  отмечает  один из 12 годовых праздников- Введение во храм Пресвятой Богородицы.


   Об этом великом и необыкновенном событии  мы узнаем из Священного Предания. Память о нем сохранилась не только в святом семействе и  у современников, но и апостол Иоанн Богослов слышал об этом  от  Самой Пречистой Девы. Святой Епифаний, хорошо знавший обычаи древних евреев, пишет, что они посвящали своих первенцев и мужского, и женского  пола Богу и отдавали их в Иерусалимский храм. В его притворах дети жили и воспитывались до зрелого возраста. Дитя, вымоленное у Бога  святыми праведными Иоакимом и Анной, Пречистая Дева Мария тоже была первенцем  и по обету родителей должна была  жить в храме.


    И хотя  Ей исполнилось всего три года, по выражению Святой Церкви, Она «младенчеств овала плотию, но была совершенна душою, трилетствовала телом и многолетствовала духом».Она Сама просила родителей скорее  исполнить их обет Богу.И вот настал  день посвящения. О нем быстро узнали в Иерусалиме- собрались родственники и знакомые Иоакима и Анны, благочестивые израильтяне, множество юных дев. Все шли к храму,  нарядно одетые, держа в руках свечи и воспевая священные песни и псалмы.


   Иерусалимский храм, восстановленный из руин после вавилонского плена Зоровавелем, был уже не так величественен и великолепен, как храм Соломонов.  Старцы, которые помнили прежний  Дом Божией Славы, не узнавали в нынешнем храма вообще. В нем не было уже ковчега завета со священными для евреев реликвиями: сосуда с манной-ангельским хлебом,скрижалей завета,  процветшего жезла Аарона,  духовных книг.Не было и таинственных «урима и тумима»-(света и совершенства)  как Знаков присутствия Бога, не было священного елея ( масла) помазания. И все же именно об этом Зоровавелевом храме было проречено: «Внезапно придет в церковь Свою Господь,Которого вы ищете, и Ангел Завета, Которого вы ждете».Но прошло более 400  лет,  и люди  задумывалась, как же и через кого воссияет эта слава, предсказанная пророком?


    Мог ли кто-нибудь из спутников Девы Марии  догадываться, что он идет вместе с Той, Которая вскоре будет прославлена святыми, пророками и ангельскими силами  как Царица Небесная?


    Навстречу  торжественному шествию вышли с пением священники и сам первосвященник Захария. Праведная Анна поставила дочь на первую ступень храма. В их сердцах не было печали от расставания, а была только радость и торжество величественного события.Блаженный Иероним пишет, что храмовое крыльцо имело 15 высоких ступеней, которые и взрослые преодолевали с трудом. Священники и левиты должны были, входя в храм, на каждой ступени петь по одному из «степенных» псалмов. И так подготавливать себя к вхождению в храм. Трехлетняя  Отроковица, окрыленная любовью к Богу,без всякой помощи, легко и быстро  прошла по всем ступеням. Захария взял Пречистую Деву за руку и ввел Ее в храм. Он не остановился там, где  обычно стоял народ, но прошел во « Святая святых».


     В это самое сокровенное место в храме не могла ступить нога  женщины, даже священники, и только первосвященник однажды в год, в день очищения, входил с жертвенной кровью. Захария назначил Деве Марии это место для ежедневных молитв. Увидев такое нарушение древних предписаний, удивились не только люди, но и Ангелы,еще только догадывавшиеся о Тайне Боговоплощения. Святой Феофилакт  объясняет это  тем, что архиерей, по вдохновению Святого Духа понял, что Отроковица – имеет особую благодать и  более достойна, чем он, предстоять перед Богом.Он вспомнил пророчество и  сказанное в законе о ковчеге завета, что ему положено находиться в самом святом месте, и понял, что это относится к Юной Отроковице.


     Святитель Григорий Палама  пишет: вошла во временное Святая святых- Вечная Святая Святых,вошла нерукотворная Палата Слова, одаренный разумом и одушевленный  Ковчег Завета,посланного для нас с небес Хлеба Жизни, вошла туда, где прежде находился сосуд с ангельским хлебом, то есть состав утренней росы, переделанный Божественной силой в небесную пищу.Вошла Книга Жизни, в Которой  не начертаны слова, но вмешено Само Слово Отчее.Вошло Вечное Процветание, от  Которого произошел чистый Цветок, даровавший нам бессмертие. Храм был весь отделан  золотом, этим драгоценным металлом был  обложен и весь  ковчег завета. Но разве девственная красота сияет не ярче золота? Золотые изображения Ангелов окружали кивот, Деву Марию окружали сами Ангелы, служа Ей и принося пищу.
 
     Как сообщает Священное Предание, Пречистая Дева , оставшись в Иерусалиме, воспитывалась вместе с другими девами, жившими в пристройках храма. У них были особые наставницы, которые обучали их Священному  Писанию и рукоделию.


     Для молитвы Дева Марию входила в Святая Святых. Во всем Она показывала пример святой и чистой жизни. Любовь к молитве, смирение, скромность, внимание и кротость к подругам- эти качества отличали Пречистую Деву.Она никогда не гневалась, никого не укоряла.Ее речь была приятна,в каждом слове ее звучала одна только истина. С раннего утра до третьего часа Она стояла на молитве, затем до девятого часа упражнялась в духовном чтении и рукоделии.С девятого часа становилась на молитву до тех пор, пока Ангел не приходил к Ней с пищей.


       Юная Дева  была благоразумна, обладала острым умом и любила учиться. Она занималась прядением льна и шерсти, искусно вышивала шелками священнические облачения. Хорошо изучив  Священное Писание, Она не раз читала пророчество Исайи о том, что Дева примет во чреве и родит Сына и дадут имя Ему Эммануил.Как и все благочестивые евреи, Пречистая с любовью ожидала пришествие Мессии и молила Бога о том, чтобы Он позволил Ей хотя бы увидеть Матерь Божию. Общавшаяся с Ангелами,  смиренная Дева Мария даже помыслить не могла о том, какую великую тайну спасения рода человеческого вскоре совершит  через Нее Господь. Она возрастала в любви к одному Богу, не привязываясь ни к чему земному, и стала истинной рабой Господней. И осталась Ею до конца Своей земной жизни.
               


Рецензии