Часть 1. Глава 1 Жизнь под землёй

Эх, старые добрые времена, когда можно было отдать
 свою жизнь за построение нового мира, а умереть в старом.
(А. и Б. Стругацкие)

Чтение – одна из немногих отрад в мрачном метро, последнем пристанище человека после Катастрофы. Хотя времени для развлечений здесь почти никогда не хватает.
Станция, на которой я живу – "Ладожская" – располагает неплохой библиотечкой. Около трехсот книг и большое количество журналов и газет. Идея создать библиотеку родилась лет пятнадцать назад. Люди нуждались в книгах, ведь книги – это знание. Взрослые за чтением проводили минуты досуга. А дети по книгам познавали мир, который, возможно, они никогда не увидят.
 Всю литературу приносили исследователи поверхности – или как иначе их называют в метро "ресичеры". Они много хороших вещей приносят с разъеденной атомной войной земли. Смелые ребята, совершая вылазку на поверхность, они каждую секунду рискуют своей жизнью, чтобы добыть для нас, жителей метрополитена, что–нибудь полезное. Там, наверху, в прожженном радиацией Петербурге, говорят, живут страшные неведомые твари, встреча с которыми, в большинстве случаев, оказывается очень плачевной.
С одним ресичером, да и единственным на нашей ветке, я знаком лично. Его Леня зовут. Хороший парень, добрый, отзывчивый, обязательно что–нибудь из своих вылазок мне притащит.
Вот, например, сейчас я держал в руках газету "Комсомольская правда", датированную 5 мая 2010 года – очередной подарок Лени. И хотя новости в ней были старые–престарые, более чем двадцатилетней давности, все равно было интересно узнать, что происходило в мире в то время. Тем более что в детстве я газет никогда не читал.
Эта "Комсомолка", как я ее сокращенно называю, в основном посвящена 65–летию победы Советского Союза в Великой Отечественной Войне. Я помню парад, показанный по телевизору, красивый он был, масштабный такой. Солдаты, марширующие нога в ногу, военная пехотная техника, самолеты. Я тогда мечтал тоже оказаться одним из участников парада. Все бы смотрели на меня с завистью.
Мечте моей не суждено было сбыться. Через три года я оказался в метро. Какие здесь могут быть парады? Да и нет уже, наверное, в живых тех людей, благодаря которым мы еще живем.
Живем...
Да разве ж это жизнь? Постоянно пребывать в страхе, ожидая, что на нас нападут «красные». Жить, когда на каждый день выделяется ограниченная порция еды! То же самое было и во времена Второй Мировой. Двести грамм хлеба – суточная норма. Да. Сейчас у нас, конечно, выдаются не такие крохи и рацион побогаче, но в чем–то все же есть сходство. Тогда была война и сейчас война – атомная, последствием которой стало переселение людей в подземку, пожалуй, единственное место, не зараженное радиацией. Да и то, как сказать; говорят, на Ленинском проспекте жизнь невозможна по причине высокого уровня зараженности. Еще бы – всего восемь метров под землей.
Итак, я раскрыл газету. Первые две страницы посвящены Параду Победы. На картинке изображена мощная машина – Тополь–М. Я помню ее, гигантская махина. Хотел бы я на ней прокатиться, да какой там... Эх, мечты, мечты...
Я на поверхности вот уже двадцать лет не был. И буду ли когда–нибудь?
Читаю дальше. "Стволовые клетки поставляют из... моргов". Страсти–то какие! Стволовые клетки. Это что же получается, клетки из стволов сделаны? Это наверняка из разряда медицины, что бы я в этом понимал! Биологию я в школе не проходил, не успел, а медицинская литература мне под руки не попадалась. Вот учебник по физике мне Леня как–то принес. Странные вещи там написаны, скажу прямо и откровенно. Странные и совершенно непонятные.
Перелистываю несколько страничек. Меня невольно пробрал хохот. "Иван Ургант: моя жена называет меня суперменчиком". Забавно, право слово. Тут же приводятся две фотографии:  на одной изображен какой–то брюнет, по всей видимости, Иван Ургант, а рядом с ним женщина. Скорее всего, это и есть жена. А ниже этот же самый мужчина, только в костюме супермена. Иллюстрация для наглядности.
"Слухи о разводе Заворотнюк и Чернышева развел Жигунов". Интересно было бы почитать, если бы только я знал, кто все эти люди. Скажу одно, эта самая Заворотнюк – красивая женщина. Таких в нашем метро раз, два – и обчелся. Хотя на самом деле, может,
 она и некрасивая вовсе. Полчаса в «фотошопе» и никаких дефектов. Уж я–то знаю, приходилось мне работать с этой программкой.
Так, что у нас дальше? О, программа передач на неделю. Я наверняка что–то видел по ящику из этого списка в тот день двадцать три года назад. Сейчас же телевизор я не смотрю. Да какой там к черту телевизор – у нас здесь даже радио не ловит. Скукота полнейшая, никакого «развлекалова». Нет, конечно, всегда есть, чем заняться. Можно сходить на «Новочеркасскую» и посмотреть, как в загоне копошатся свиньи. Это довольно забавно. Вот только зрелище на десять минут; если ты просидел, пялясь на хрюшек больше этого времени, тебя пора самого бросать к ним в загон.
На «Пробке», как еще иначе называют «Проспект Большевиков», иногда играют в футбол или волейбол. Но делают это крайне редко. Раз в месяц, может быть. А все потому, что это очень сложный и длительный процесс – организовать матч. Очистить поле – убрать со станции все палатки, огородить площадку, чтобы мяч не попал на железнодорожные пути, собрать команду. И стоит ли тратить полдня ради двух часов удовольствия? Лично я так не считаю.
Опять–таки, литературку какую–нибудь почитать. Для меня любая новая книга, если это только не учебник по физике, уже неописуемая радость. Я обожаю читать: фантастика, фэнтези, детская литература, детективы, даже любовные романы – мне все нравится. Тем более, что я человек, толком ничего не знающий о мире наземном, многое узнаю о нем как раз из книг и журналов. Что было…, а что должно было быть.
Любовь к чтению во мне привила мама, самый родной мой человек. Кроме нее у меня больше никого не осталось. Папа погиб в автокатастрофе через три дня после моего рождения, так что я его видел только на фотографиях. До трех лет мама воспитывала меня одна. Но потом она вышла замуж за отнюдь небедного банкира. Этого человека совершенно не испугал тот факт, что он женился на женщине с ребенком, видимо, его такой вариант устраивал, или же ему было все равно. Как бы то ни было, он обращался со мной, как со своим собственным сыном: покупал то, что я попрошу, ходил со мной в зоопарк, цирк, парки аттракционов. В общем, он мне нравился. Вот только папой я его никогда не называл. Попросту не мог, понимал, что он не родной мне человек. А потом, когда его банк разорился, мы остались практически без денег. Отчим не смог с этим смириться. Вскоре бутылка стала его лучшим другом. Вскоре он спился; стал поносить мою маму самыми грязными словами, орал на меня по малейшему поводу, пару раз дело доходило до рукоприкладства. Мой отчим вконец испортился.
Когда по радио и телевизору сообщили, что в городе, как, впрочем, и по всей стране, объявлено чрезвычайное положение, он был дома, как обычно вдрызг пьяный. Спастись он не успел. Наверное. А мы с мамой тогда были в метро, возвращались с рынка – ездили покупать мне летнюю куртку, в тот день как раз была распродажа.
Таким образом, мы с мамой остались в подземке одни. Больше у меня родственников здесь не было. Помню, когда все станции перекрыли, я очень испугался. Мама стала меня успокаивать, говорила, что это ненадолго, что скоро все пройдет. Я быстро успокоился и стал ждать. Но ждать пришлось слишком долго.
С тех пор прошло двадцать лет, а я на поверхность так и не вышел. Здоровье мамы от жизни в суровом и влажном климате мрачного подземелья подкосилось. Она захворала, почти не вставала с матраса, заменяющего ей кровать, и периодически кашляла, так глухо и так сильно, что когда я слышал, как она мучается, у меня сердце готово было выпрыгнуть из груди. Я бы хотел помочь ей, но дядя Вова, наш с мамой хороший знакомый, говорит, что ее случай почти безнадежен. А уж он–то в медицине больше моего смыслит, хотя сам по профессии не врач. Да я и сам все понимаю. Ей бы в нормальную больницу, чтобы полечили как следует, на ноги поставили. Вот только где ж в метро такие условия найдешь?
Эх, мама, мама. Ты на протяжении всей своей жизни делала для меня столько хорошего, а я для тебя ничего не смогу сделать. Разве что побыть с тобой в трудную минуту…
Думать о плохом мне больше не хотелось и поэтому я, чтобы прогнать дурные мысли, постарался снова переключиться на чтение.
Так, что у нас там дальше? Ага, название статьи гласит: «И экстрасенс, и мушкетер шашлык готовы съесть на спор!». Тот, кто это сочинил, определенно поэт, я бы до такого ни в жисть не додумался. Я пробежал глазами статью. Не, тоже неинтересно.
«Быков едет в Германию брать реванш за Олимпиаду». Да–да–да, помню, помню. Я с шести лет увлекаюсь хоккеем, поэтому не пропустил ни одного матча сборной и родного питерского СКА. На зимней Олимпиаде мы действительно опозорились, да еще как! Но команда видимо поняла свои ошибки, и на чемпионате мира играла очень хорошо. А в финале снова потрясла весь хоккейный свет, проиграв сборной Чехии. Увы и ах!
Дальше очередная фигня. На последней страничке, как всегда по обыкновению, немного юмора. Только вот не хотелось мне что–то сейчас смеяться. Вот совсем не хотелось. На душе от этих воспоминаний стало как–то пакостно.
– Эй, девчушка! – позвал я ребенка лет восьми, которая сидела напротив меня в вагоне электрички и все то время, что я читал газету, пристально смотрела на меня. – Может, ты хочешь почитать?
Маленькое курносое создание с двумя косичками по бокам на секунду призадумалась, а потом оживленно закивало. Так, все с тобой ясно. Читать мы еще не умеем, но картинки посмотреть хотим. Ну что ж с тобой сделаешь?!
Я встал, размял затекшие ноги и подошел к девочке, протянул ей скрученную в трубочку газету.
– Значит слушай и мотай на ус, – ребенок удивленно захлопал глазами, явно не понимая смысл выражения. – Когда все посмотришь, снеси газету вот туда, видишь? – я рукой показал на небольшой «киоск» в конце станции. Этот так называемый «киоск» был сделан из сегментов букв, которые раньше составляли название станции – «Ладожская». Все и так знали, как называется это место, а буквы вот – пригодились. А «киоск» этот заменял нам еще и библиотеку, туда складировались книги, принесенные Леней и другими ресичерами, и выдавались читателям под строгую ответственность. Заведовала библиотекой Мария Львовна, женщина по натуре своей добрая, но помимо этого – жуткая любительница делать все по правилам. Так что если не возвращаешь чтиво вовремя или если не дай Бог она обнаружит на книге какой–нибудь дефект, которого раньше не было, ну тогда держись! С Марией Львовной шутки были плохи. – Отнесешь туда и скажешь, что от Олега, поняла?
Девочка кивнула и улыбнулась.
– Ну и умница! – я потрепал ее по головке и вышел из вагона.
Палатки у нас на станции располагались рядами, а по центру был проем, чтобы по нему можно было беспрепятственно попадать на любую линию. Их у нас было двенадцать и на каждой – по четыре палатки. Также по краям станции стояли два состава, включающие в себя по шесть вагонов. Выполняли они отнюдь не транспортную функцию, а были они дополнительным местом, где можно было отдохнуть. 
Мой путь лежал в палатку номер шестнадцать на четвертую линию, где находилась моя мама. Надо было проведать ее, в последние дни она была совсем плоха и состояние ее не улучшалось.
Мама была не одна. Рядом с ней сидел дядя Вова и держал ее за руку. Когда я вошел в палатку, он встал, и, пройдя мимо меня, жестами показал, что подождет снаружи – есть разговор. Я буркнул: «Понял» и сел на самодельную низенькую табуретку рядом с маминым матрасом.
– Как ты? – спросил я. Глупый вопрос, я и так знал, что чувствует она себя неважно. Ответ читался по ее измученным глазам. Но надо же было с чего–то начать беседу.
– Нормально, – мама всегда мне так отвечала. На ее морщинистом лице появилось некое подобие улыбки – таким образом она пыталась ободрить меня, а заодно и себя. Но я знал, что это стоит ей неимоверных усилий. – Сам–то как? – ее голос, такой сухой и усталый, заставлял мою душу буквально рваться на куски. Болезнь превратила маму – некогда сильную и волевую женщину – в беспомощную старушку. Ей всего лишь пятьдесят два, а выглядит на все девяносто.
– Нормально.
Я не хотел говорить «хорошо», потому что это было бы не совсем правильно. Это означало бы издевательство над мамой. По крайней мере, я так считал.
– Сынок, подай, пожалуйста, воды!
Я поднял с пола наполовину наполненный водой пластиковый стаканчик. Свободную руку подложил маме под спину, придал ей вертикальное положение и медленно стал вливать ей в рот жидкость. Когда в стаканчике осталась всего четверть, я поставил его на место и опустил маму обратно на матрас.
Даже такие сравнительно нетяжелые предметы она не могла держать в руках, что уж и говорить о большем. Она уже месяца два не вставала со своего матраса. Интересно, наступит ли тот день, когда она снова сможет ходить?
– Спасибо, мой хороший! – теперь мама говорила более оживленно, видно пара глотков придала ей силы, но все равно чувствовалась прежняя слабость в голосе. – Ты сегодня на дежурство не идешь?
– Нет, мне только послезавтра нужно.
Каждую неделю по четвергам я и мой друг Юра дежурим в туннеле за станцией «Лиговский Проспект». Все из–за того, что наша оранжевая ветка периодически подвергалась атакам со стороны жителей красной ветки.
В первые годы после Катастрофы люди жили на тех станциях, в которых их отрезало от наземного мира. Но потом они поняли, что для того, чтобы прожить, нужно объединиться. Таким образом, появилось пять содружеств, каждое из которых жило на своей ветке. И стали они именоваться «красными», «синими», «зелеными», «оранжевыми» и «фиолетовыми», под цвет соответствующей линии. 
Прошло несколько лет. На красной ветке появился некий Анимус, который подговорил ее жителей к тому, чтобы завоевать все метро. Так получилось, что линия эта была в основном заселена людьми кровожадными и злыми. Они с радостью приняли предложение Анимуса. Немногие из тех, кто был не согласен воевать, бежали с ветки.
Новость о жестоких завоевателях быстро распространилась по всему подземному миру Петербурга. Несмотря на это, люди поначалу не воспринимали ее всерьез. Но когда вскоре им пришлось отбивать атаку за атакой, они поняли, что все очень серьезно и что если так будет продолжаться, половина всего метро умрет в этой войне. Терпеть это никто был не намерен. На четырех линиях организовали круглосуточное дежурство, чтобы предупреждать новые атаки «красных».
На станциях пересадок больше никто не жил как раньше. В основном это было связано из–за нежелания делиться территорией. Разумное, в общем–то, решение. «Красных» хватает по горло и ни к чему всем новые распри. Вот разве что на пересадочном узле «Садовая–Сенная–Спасская» и поныне существует огромный рыночный комплекс, своего рода базар. И на каждой из этих трех станций представлены товары различных категорий. Здесь можно было найти вещи на любой вкус – от обычных деревянных зубочисток до каких–нибудь навороченных электроприборов. А охранялся он, дай боже. «Красные» при всем их вооружении и стремлении захватить  метро никогда бы не пробили брешь в такой обороне. Но зато и попасть на рынок было очень проблематично. При входе шмонают так, что иногда хочется просто повернуться и уйти. Не дай Бог что–нибудь подозрительное заметят, могут  и под трибунал отдать со всеми вытекающими отсюда последствиями. Одного человека проверяют по пять минут, просят предъявить все патроны, с которыми пришел. И если вдруг мало ли на выходе обнаружат, что сумма товара превышает количество потраченных патронов, то тоже отдадут под трибунал. И в большинстве случаев даже не будут выяснять, почему так получилось.
Вот, к примеру, был у нас на станции такой паренек, Жора Сычев. Пошел он на ярмарку, «таможню» прошел благополучно. А на базаре ему нужно было забрать долг у одного из торгашей. Забрал, значит. Прикупил себе кой–чего по мелочи. Возвращается. Обшмонали его  снова на «таможне». И вдруг выясняется, что товар есть, а патронов сколько было, столько и осталось. Только Жора начал объяснять им сложившуюся ситуацию, как ему рот кляпом заткнули, чтобы не кричал, и увели. Так он и не вернулся на «Ладожскую». Расстреляли  беднягу.   
Такие вот дела творятся у нас здесь, в питерском метро.
– Хорошо. А теперь ступай, мне нужно поспать.
Мама вздохнула и закрыла глаза. Она права. Лучшее для нее сейчас лекарство – это отдых. Я накрыл ее одеялом, поцеловал в изрезанный морщинами лоб и вышел из палатки.
Снаружи, как и было оговорено, меня ждал дядя Вова. Я шагнул к нему и уже, наверное, в сотый раз задал вопрос:
– Она сможет выкарабкаться?
Дядя Вова облизал засохшие губы, немного помолчал.
– Знаешь, Олег, я же ведь не доктор и не могу ничего сказать доподлинно…
– Но все же, – перебил я его. Я прекрасно знал, что он изучает медицину только лишь потому, что ему было это интересно. С детства читал книги по биологии, анатомии, постоянно теребил настоящих врачей, задавая им вопрос за вопросом. Однако он был всего лишь теоретиком.
– Я думаю, у твоей мамы есть шанс, – осторожно сказал дядя Вова.
И хотя его слова прозвучали недостаточно уверенно, меня его ответ все же успокоил.
– Ты, кажется, хотел со мной поговорить о чем–то. Я слушаю.
– Олег, у меня к тебе есть предложение. Ты же ведь знаешь Петра Данилыча?
– Знаю, отчего же не знать.
Петр Данилыч – подрывник. Тротил, динамит и прочие взрывные вещества у него, можно сказать, в крови. Как это не парадоксально, таблицу умножения Петр Данилыч не знает, а вот про эти штуки практически все. Изредка он со своими товарищами, тоже в этом деле знающих толк, отправлялся на красную линию и закладывал там парочку мин. Благодаря его работе было уничтожено несколько десятков «красных».
Работа у Петра Данилыча и его команды очень опасная и рискованная. Мало того, что нужно быть аккуратным со взрывчаткой, так еще каждую секунду надо быть начеку, чтобы «красные» не застали их врасплох. Но пока из всех своих рейдов они приходили живыми и здоровыми, что не могло не радовать.
– Ну так вот. Он хотел бы взять тебя с собой в рейд на «Достоевскую».
– Меня? – удивлению моему не было предела. – Меня! Но почему? Я же ни черта не смыслю в этих штука….
– А тебе это и не потребуется. Он просто хочет, чтобы ты был… их телохранителем, что ли? В общем, защищал их, когда они будут выполнять свою работу.
Я задумался. Это довольно заманчивое предложение. Интересно, рискованно, опасно. Смертью попахивает, но мне нравится, как бы абсурдно это не звучало. Тем более что на «Достоевской» я никогда не был с тех пор, как оказался заперт в метро.
– Олег, ты если не хочешь, ты скажи. Петр Данилыч поймет.
– Что за разговоры, конечно хочу!
– Ну, тогда зайди к нему и скажи о своем решении. Думаю, он будет рад услышать о твоем согласии.

Теперь понятно, почему дядя Вова не хотел, чтобы наш разговор слышала мама. Она бы ни за что не согласилась меня отпустить и сильно бы разнервничалась. А в ее случае нервничать – ну никак нельзя. Я ей даже никогда не рассказываю про то, какие у нас ЧП иногда возникают на дежурстве.
В общем, я не стал терять времени и последовал совету дяди Вовы. Палатка Петра Данилыча находилась через две линии отсюда, вторая с краю. Однако когда я позвонил в колокольчик, оповестив о своем приходе, и вошел в палатку, то увидел, что у Петра Данилыча гость. Они склонились над картой метрополитена, делая какие–то пометки на ней и о чем–то оживленно беседуя.
Гость вдруг выпрямился, склонил голову вправо, затем влево, разминая шею, внимательно оглядел меня с головы до ног. Как будто изучал меня. Можно было подумать, что у него в голове находится сканер и сейчас он делает мой рентген. У гостя Петра Данилыча был такой холодный, ничего не выражающий взгляд, что мне стало как–то не по себе. Я хотел, чтобы он прекратил на меня пялиться, но, по всей видимости, читать мои мысли ему было не под силу.
Этого человека я видел в первый раз в своей жизни. Наверное, он не с нашей станции, в противном случае я должен был хотя бы раз его повстречать. Интересно, что он тут делает? И когда он, наконец, перестанет на меня пялиться?
– О, Олег, здравствуй! – Петр Данилыч оторвался от карты и подошел ко мне, чтобы пожать руку.
– Здравствуйте! – ладонь нашего подрывника была не такая большая как моя, и пальцы у него были длиннее и тоньше, но меня это не удивляло – в деле, где надо работать с такими вещами, как тротил и динамит нужны именно такие руки, а не гигантские лапищи.
– Ты извини, мне тут надо договорить с приятелем, а потом и с тобой побеседую. Хорошо? Погуляй минут пятнадцать, а после заходи.
– Без проблем, – сказал я и ушел наконец–таки от этого ужасного взгляда незнакомца. Но даже за пределами палатки мне казалось, что он продолжает буравить меня своими маленькими, чуть прищуренными глазками.
Что я могу сделать за пятнадцать минут? Да много чего! Взять в библиотеке новый журнальчик и полистать его. Или же пойти к Юре и сыграть с ним пару раз в «дурака». Не на желания, как обычно, а просто на интерес. Но я поступил разумней и направился в конец «Ладожской», где за железной стеной, огородившей нас от внешнего мира, находились эскалаторы. Давно они не доставляли на своих ступеньках наверх пассажиров и так же давно не спускали их вниз.
В потолок, совсем рядом с этой стеной вбит мощный крюк, через который перекинута веревка. На одном ее конце висела привязанная пудовая гиря, на другом сделана небольшая петля. Такая конструкция служила для силовых упражнений.
Занимаясь на этом совершенно незатейливом тренажере, я проводил многие часы своего досуга и в итоге накачал себе довольно приличную мускулатуру.
О бодибилдинге, что в переводе с английского означает «строительство тела», я узнал опять–таки из журнала. Меня настолько поразили рельефные формы культуристов, что мне сразу же захотелось такого же тела.
Уже примерно через года полтора цель была выполнена. Теперь я занимался на тренажере только лишь  для того, чтобы поддерживать фигуру в форме.
Иногда меня мучил вопрос: а зачем я это сделал? Да красиво, да для здоровья полезно. Но на девчонок своей мускулатурой впечатления не произведешь – не перед кем красоваться. Как я уже сказал, красивую девушку надо еще поискать. Да и вообще не пощеголяешь по метро с оголенным торсом. Это и не этично, и не гигиенично.
Несмотря на это, я ни о чем не жалел. В конце концов, ничего же плохого в этом нет.
Я просунул руку в петлю, обхватил покрепче трос рукой и потянул вниз. Раз… два… три… Пуд мне уже не казался таким уж тяжелым, как в первые дни занятий. Четыре… пять.. шесть… Не мешало бы привесить что–нибудь потяжелее. Вот только что? Пятнадцать… шестнадцать... семнадцать… Надо будет подумать об этом на досуге. И… двадцать!
Столько же жимов я сделал и на левой руке. Нельзя было сейчас себя перенапрягать – а вдруг Петр Данилыч скажет, что выступить надо немедленно? И будут у меня руки трястись от напряжения. Мне оно надо?
Я сделал пару глубоких вдохов–выдохов, тем самым восстановив дыхание, и посмотрел на часы. Старенькие, марки «Ракета», они у меня от деда еще. Но ходят исправно до сих пор. Советские, одним словом – не экстравагантные, но очень надежные и качественные. Часики показывали четырнадцать часов и две минуты. Что ж, можно уже двинуться к палатке Петра Данилыча, так сказать, попытать удачу второй раз. Хотя что ее пытать – я никуда не тороплюсь, если что, могу и подождать.
Только я подошел к обители нашего подрывника, как из нее вышел тот самый неприятный мне человек, бросил на меня косой взгляд и зашагал куда–то по своим делам.
– Олег, ты не стой, проходи, – улыбнулся Петр Данилыч. – Не бойся, я не укушу. Мне надо с тобой кое–что обсудить.
Я прошел в палатку. Здесь было довольно уютно. Матрас, керосиновая лампа, небольшой столик, а на нем много различных карт и поверх них алюминиевая кружка стоит, будто грузик, чтобы бумаги не слетели. Ничего лишнего. А в углу лежали две деревянные коробки, и на каждой сбоку были нарисованы черепа с перекрещенными костями. Там, видимо, лежала взрывчатка или, по крайней мере, то, из чего ее готовят.
– Тебе Владимир передал мое сообщение?
– Передал, – кивнул я.
– Ну и что ты решил?
– Я, пожалуй, согласен.
– Не–не–не, так дело не пойдет, – замахал руками подрывник. – Ты уж точно определись, хочешь ты или нет. А люди с таким настроем мне не нужны. Все эти «ну», «наверное», «пожалуй» ни к чему хорошему, знаешь ли, не приводят. В данной ситуации может быть два варианта ответа – либо «да», либо «нет». Третьего, увы, не дано.
Я думал недолго.
– Согласен, – и, прочитав в глазах Петра Данилыча следующий вопрос, быстро добавил: –  Уверен на все сто процентов.
– Пойми, ты не обязан соглашаться. Просто я хотел, чтобы ты был в моей команде. Так что если вдруг передумаешь, винить мне тебя будет не в чем.
– Нет, я уже решил. Окончательно и бесповоротно.
Петр Данилыч подошел к своему матрасу, присел на корточки, отвернул край и достал из–под него какой–то тубус. Секундой позже я понял, что это термос.
– Водички холодненькой не хочешь? – предложил Петр Данилыч.
Пить мне хотелось, во рту было сухо, но, зная какая это редкость – вода, вежливо отказался. Хорошая чистая профильтрованная вода была на вес золота. И пускай даже в этом термосе находится самая отвратительная, но которую все же можно пить, жидкость, я не посмел попросить у Петра Данилыча даже глоточка. Кто знает, может это последнее, что у него есть.
– Ну, как знаешь. А я, пожалуй, глотну малех.
Петр Данилыч отвинтил крышку термоса, налил из него немного в кружку, что стояла на столе и медленно, будто растягивая удовольствие, начал пить. Правильно, в общем–то. Что хорошего, если влить в себя все залпом? Когда кружка опустела, Петр Данилыч убрал термос обратно и поинтересовался:
– Ты мамке–то своей не говорил ничего о своем решении?
– Нет, что вы!
– Это правильно, не надо ее беспокоить. Ты, если она тебя спрашивать будет, ничего не говори, веди себя так, как будто и не будет ничего. Это лучше будет. Врать, конечно, не хорошо, но в данном случае можно. И даже нужно.
«Верно Петр Данилыч, верно, да только я и без вас все это знаю. Очень уж очевидные вещи вы говорите».
– Ну а теперь, Олежка, – меня передернуло, не люблю, когда меня так называют. Вслух, однако, ничего говорить не стал, – давай я тебе объясню, что от тебя потребуется в нашей вылазке.
А ну–ка, послушаем…
– У тебя будет одна цель, но очень ответственная. Понимаешь, ответственная! Ты будешь охранять мою команду в пути, и пока мы будем минировать переход.
– Один?
– Ну зачем один? У тебя будет напарник. И ты, наверное, хочешь знать, кто им будет? Зовут его Остап, ты его уже видел.
– Видел? – изумился я.
– Конечно, не далее, чем пятью минутами ранее.
Это что же получается?.. Моим напарником будет вот тот человек с хищным взглядом? Нет уж, увольте.
– Не боись, Олег, вы с ним быстро найдете общий язык. Да, согласен, внешность у него далеко не привлекательная, на мачо он не тянет ну никак, – Петр Данилыч гоготнул в кулак. – Но в целом мужик он хороший. И отличный стрелок, между прочим. Остап к нам с Горьковской пожаловал, у него там отношения с главой станции не заладились. То ли прогнали, то ли сам ушел. Но я в его дела особо не вникал, – махнул рукой Петр Данилыч.
– Ладно, я попробую с ним ужиться.
Слова Петра Данилыча мало меня утешили, но все же теперь я уже меньше боялся этого Остапа. В конце концов, может, он и вправду не такой плохой человек, как мне сперва показалось. Ведь его взгляд можно трактовать по–разному. Возможно, он смотрел на меня так пристально и дико только лишь потому, что хотел выглядеть в моих глазах серьезным и страшным, хотя на самом деле таковым не является. Таким образом, он мог скрывать свои недостатки.
– Значит, слушай сюда. Завтра, в пять часов, мы отправляемся на дрезине на «Достоевскую». Нас будет семеро: я, три человека из моей бригады, ты да Остап. Мы минируем переход – вы вдвоем стоите на стороже и если возникнет какая–нибудь, пускай даже малейшая, опасность, ты моментально, не раздумывая, докладываешь мне. Тогда мы быстренько сматываемся. В бой вступать – не есть рациональный выход из той ситуации, в которой мы можем оказаться, и это при любом раскладе сил атакующих. Конечно, если тебя заметит кто–либо из «красных», постарайся его подстрелить, чтобы он не сообщил о нас своим. Но это только в том случае, если он будет один. Понял? Если «красных» будет больше, я уже сказал, что тебе следует сделать. Не дай Бог начнется перестрелка – все поляжем.
– Я понял, Петр Данилыч.
Ну а что, задача на первый взгляд совсем не сложная. Просто охранять людей. Риск для жизни – минимальный. Но… поживем–увидим, как говорится. Кто знает, чем эта вылазка может для нас обернуться.
– Молодец, схватываешь на лету, – Петр Данилыч похлопал меня по плечу и, так как он был где–то на полторы головы ниже меня, сделал он это с трудом. – Ну, если у тебя ко мне нет вопросов, можешь идти.
– Есть один… – робко сказал я.
– Слушаю.
– Почему вы выбрали меня, не кого–то другого?
– Ты отменный стрелок и надежный человек. Мне как раз такие и нужны.
Да, стрелял я неплохо, из десяти выстрелов девять попадали в яблочко, но, несмотря на это, я не считал себя таким уж хорошим стрелком, как про меня все говорили. И не потому, что я скромняга, вовсе нет. До идеала мне еще нужно было подняться вверх на одну ступень, а это немало. Но с другой стороны, если уж все признают меня таковым, значит, это правда.
– Спасибо, Петр Данилыч.
– Не за что, Олежка, – меня снова передернуло. – Обращайся.
– Все, я могу идти?
– Конечно. И не забудь, завтра в пять, чтобы как штык был. Встречаемся у меня в палатке. Заходи без звонка, а то спящих разбудишь.
Я кивнул и вышел из палатки Петра Данилыча. Итак, у меня впереди еще полдня. И если я знал, что ночью буду спать, то нужно с пользой провести то время, что у меня имелось до сна. Недолго думая, я решил отправиться на «Новочеркасскую». Покормлю свинок (а что, неплохое занятие, я же не сказал, что буду с ними вместе в грязи валяться), а заодно зайду в гости к своей знакомой Маше. Я ее уже больше недели не видел. Непорядок.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.