Победа духа

В этом году исполняется 630 лет Куликовской битвы. Казалось бы, сколько времени прошло, а мы до сих пор не можем постичь тайну этого события: как удалось русскому воинству, 140 лет стонавшему под иноземным игом, собрать силы и сокрушить врага, казавшегося непобедимым? Но тайна начнёт открываться, если мы будем искать причины победы не на земле (как делали историки), а в духовном мире. И тогда с удивлением увидим, что одним из главных действующих лиц являлся человек, который даже не был на Куликовом поле во время сражения. Преподобный Сергий Радонежский - "игумен земли Русской" (память 18 июля).
О правомерности таких поисков хорошо сказал в недавнем интервью протоиерей Валериан Кречетов - духовник Московской епархии: "Всё, что совершается в видимом мире, имеет в себе некую духовную сущ-ность: преподобный отец Амвросий говорил, что всё нужно оценивать взглядом оттуда, а святитель Николай Сербский - что весь видимый мир является символом невидимого." (www.portal-slovo.ru).
Оценивать исторические события "взглядом оттуда" умеет православ-ный художник Павел Рыженко. К 625-летию Куликовской битвы, праздновавшемуся в 2005 году, он написал несколько картин, пора-жающих своей духовной силой и какой-то неземной мудростью. Первое, ключевое откровение из этого цикла - "Благословение Преподобного Сергия". Из жития святого мы знаем, что в его обитель Живоначальной Троицы пришёл за благословением Великий князь Димитрий Иоаннович, собравший войско для сражения с полчищами Мамая. И на картине видим князя, доверчиво склонившего голову перед прозорливым старцем, взгляд которого устремлён в будущее. Его не ведают ни князь, ни его помощники, ни малолетний сын, стоящие рядом. Они только знают, что могут погибнуть в неравной битве и готовы на смерть ради спасения Отечества, поэтому на их лицах - глубокая печаль и мужественная решимость. Преподобный тихо сообщает своему духовному чаду тайну грядущего: русские одержат победу, но многие погибнут в сражении, а князь останется жив. Поэтому он должен без страха идти на битву, которая станет залогом освобождения от иноземного ига.
Великий князь и могучие богатыри из его войска ведут себя как ма-лые дети, доверившиеся любимому отцу. Его слово даст им огромную веру в победу и решимость пострадать за неё даже до смерти. Почему же слова старца так вдохновят их? А вы посмотрите на его руки: одной он обнимает князя, а другую положил на его огромный меч. Это руки… богатыря, иссушенные постом: широкие кости и жилы, обтянутые тонкой кожей. Мы знаем, что авва Сергий жил по Евангелию: выбранный игуменом монастыря, был всем слугой и работал в прямом смысле слова за четверых. Носил старую, заштопанную одежду, так что люди, увидевшие его первый раз, не могли поверить, что перед ними "игумен земли Русской". Но именно такому старцу, который презрел радости временной жизни и был весь устремлен к миру горнему, можно было довериться.
Глядя из будущего, мы видим и другую причину такого доверия. Далеко не случайно Куликовская битва состоялась на праздник Рождества Пресвятой Богородицы: хранительница Русской земли просто не могла допустить поражения христолюбивого воинства. А Преподобный Сергий имел перед Пречистой особое дерзновение в молитве. Из его жития мы знаем, что однажды ночью, прочитав канон Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, Преподобному Михею, что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Матерь Божия в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать его святой обители.
Такие явления вызывали огромное уважение и любовь к авве Сергию, его духовные чада относились к нему с благоговейным трепетом. Вот ещё один случай, который пробуждал такие чувства. Однажды Святитель Стефан, епископ Пермский, глубоко почитавший Преподобного, направлялся из своей епархии в Москву. Дорога пролегала в восьми верстах от Сергиева монастыря. Святитель остановился и, прочитав молитву, поклонился Преподобному Сергию со словами: "Мир тебе, духовный брат". В это время авва сидел вместе с братией за трапезой. В ответ на благословение он встал, прочитал молитву и послал ответное благословение Святителю. Некоторые из учеников, удивленные необычайным поступком Преподобного, поспе-шили к указанному месту и, догнав Святителя, убедились в истинности видения.
Подобные случаи свидетельствовали о том, что Преподобный Сергий мог видеть духовными очами то, что происходит далеко от его обители. И поэтому никто не сомневался в реальности того, что во время Куликовской битвы он видел поле сражения, находясь в своём монастыре. Стоя на молитве, Преподобный называл имена погибавших воинов, и братия молилась об упокоении их душ.
Его иноки были свидетелями многих чудес, совершавшихся по молитвам Преподобного. Однажды во время литургии ему сослужил… Ангел Господень, но по своему смирению авва запретил кому-либо рассказывать об этом до конца его жизни на земле.
Но не общение с ангелами и с Богородицей, не умение переноситься мысленным взором за сотни вёрст, и не способность предвидеть будущее сделали его "игуменом земли Русской". За свою святую жизнь, за великую любовь к Богу и людям Преподобный Сергий получил огромную силу молитвы. Созерцая события, отдалённые в пространстве и времени, он молился об их благополучном исходе, и Бог выполнял просьбы Своего угодника. Вот почему со всей Руси к нему ехали за благословением на добрые дела. А он ходил пешком из княжества в княжество, чтобы помирить враждующих князей, сделать их способными сражаться с общим врагом.
Под стать авве Сергию были и монахи его обители. Так, Александр Пересвет и Андрей Ослябя в миру прославились как великие воины: по преданию, во время сражений Александр гнал перед собой двести вра-гов, а Андрей - сотню. Став монахами, они преуспели в подвигах поста и молитвы. И вот этих богатырей, сильных духом, прозорливо просил у Преподобного на битву святой благоверный князь Димитрий Донской. Он знал, что их пример укрепит дух русских воинов, вдохновит их на самопожертвование ради победы. Так оно и получилось - по благословению святого Сергия.
Ещё лучше понять то, что произошло 630 лет назад, мы сможем, побывав в московском храме Рождества Пресвятой Богородицы в старом Симонове. Его настоятель протоиерей Владимир Силовьев (главный редактор издательства "Московская Патриархия") рассказывает много интересного:
- Основание нашего храма преподобным Сергием Радонежским и его родным племянником Федором Симоновским, впоследствии архиепи-скопом Ростовским, как бы стало пророческим. Храм был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы (21 сентября по новому стилю) - именно в этот день и произошла Куликовская битва ровно 10 лет спустя.
Неслучайность наименования храма подтверждается тем, что в 1380 году в нём были погребены драгоценные реликвии победы над ордын-цами - мощи Александра Пересвета и Андрея Осляби - иноков Троицкого монастыря. Их тела, по логике вещей, должны были вернуться в свой монастырь. Но по желанию Димитрия Донского и благословению Сергия Радонежского они были погребены на Покров Пресвятой Богородицы там, где находятся и сейчас, чтобы в будущем столица всегда имела эту драгоценную святыню. Так оно и получилось: на протяжении веков к мощам схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби не зарастала народная тропа. Сюда приходили и руководители государства - великие князья и цари, чтобы попросить у преподобномучеников помощи в ратных делах и в житейских ситуациях.
…Выслушав историю храма, приложившись к раке святых преподобномучеников Александра Пересвета и Андрея Осляби, я решила расспросить батюшку о тайне, которую хранят эти древние, намоленные стены. Из летописей известно, что печенег Челубей был великим, непобедимым воином в самом расцвете сил. А на сражение с ним вышел Александр Пересвет, который, по мнению ордынцев, был много слабее Челубея. Но русский пронзил монгола копьём и выбросил его из седла, а сам удержался на коне, хотя и был смертельно ранен, что оказалось очень символично для исхода Кули-ковской битвы.
Этот потрясающий момент запечатлел художник Александр Рыженко на своей картине "Победа Пересвета": на фоне сошедшихся войск, готовых начать сражение, сшиблись два богатыря - пронзённый копьём великан в рогатом шлеме падает с коня, а на переднем плане скачет русский воин духа. По преданию, копьё Челубея попало в большой медный крест, согнуло его и вдавило в грудь Александра. Мы видим на картине, что он вырвал копьё из своей груди и отбросил окровавленными руками. Через мгновение Челубей рухнет на землю, а Александр спустится с коня и войдет в шатёр как будто отдохнуть - под ликование русского войска. По сути он уже умер: грудь растерзана - невозможно дышать, сердце остановилось… Но схимонах сосредоточенно молится и душой уже возносится в горний мир.
Подобный подвиг совершил и схимонах Андрей Ослябя. И таких примеров победы над более сильным (физически) противником в этом сражении было очень много.
- Как вы думаете, - спросила я отца Владимира, - в чём секрет победы русских воинов в Куликовской битве?
- Поединок двух лучших воинов из противоборствующих сторон был обычаем того времени, который имел большое духовное значение, - ответил батюшка. - А тут друг другу противостояли особые воины. Есть предание о том, что печенег Челубей принадлежал к буддийской секте воинов "бон(г)-по". Он якобы владел мистическими способностями: мог наносить энергетические удары на расстоянии, исчезать в одном месте и появляться в другом, летать по воздуху и так далее. Такие способности позволили Челубею выиграть триста поединков. И именно он, обладавший не столько физическими, сколько духовными возможностями, был выставлен против русского богатыря.
При виде человека-горы, похожего на древнего гиганта Голиафа, у многих русских воинов смущалось сердце. Проиграть здесь было невозможно - а как такого победишь? Разве что с Божией помощью. И вот на место поединка вышел человек, облаченный не в железные доспехи, а в монашескую схиму с нашитыми крестами. Русский инок вышел против буддийского монаха. Именно это позволяет нам говорить о духовном поединке и битве вообще…
Отец Владимир рассказал мне, что буддийская секта "бон(г)-по" существует до сих пор. И недавно в Россию приезжали её адепты с разведывательной целью: они хотели узнать, наконец, почему их "великий предшественник Челубей", выигравший 300 поединков и не знавший поражений, владевший магическими приёмами боя, был побеждён "каким-то монахом", который хорошо умел только молиться и поститься. Разведчики побывали в Троице-Сергиевой лавре, где покоятся мощи Преподобного Сергия Радонежского, но, похоже, так ничего и не поняли. Не могли они поверить в то, что по молитве Преподобного Челубей во время битвы… лишился своих магический способностей (помощи бесовской) и стал обычным воином, который не мог показать никаких фокусов. А в честном поединке он оказался слабее русского монаха. Тот же конфуз произошёл и со всем ордынским войском.
Своими молитвами Преподобный был с воинством Димитрия Донско-го на Куликовом поле - и Господь даровал русским победу. Святой по-могал и во многих других сражениях, которые происходили уже после его успения и обретения жизни вечной. В Смутное время поляки пол-тора года осаждали обитель Живоначальной Троицы, но никак не могли её захватить. Наконец, "заступлением Пречистой Богородицы и молитвами Преподобного Сергия" поляки "со многим стыдом бежали от стен монастыря, гонимые Божиим гневом".
А в 1812 году, когда Наполеон поднялся на колокольню Ивана Великого, чтобы полюбоваться окрестностями Москвы, он был устрашён видением: по воздуху приближались три армии русских в необыкновенным предводителем - монахом с крестом в руках. Это был небесный покровитель Москвы и Руси Преподобный Сергий, Радонежский чудотворец. Подобные устрашения на протяжении веков неоднократно спасали Москву: враг с ужасом бежал от неё, "убояся страха, идеже не бе страх". Не было исключением и бегство французов в 1812 году, которые историки почему-то называют беспричинным.
Мы верим, что бесславный конец ожидает всех, кто посмеет начать войну с Россией и подойти к Москве. Ведь на подступах к столице, в Свято-Троицкой Лавре, покоятся мощи Преподобного Сергия. Они были обретены нетленными через 30 лет после его успения, 18 июля 1422 года и хранились там 500 лет. Эту великую святыню пытались уничтожить советские атеисты, но только сами разбились о неё: их безбожная власть рухнула через 70 лет как дом, построенный на песке. И в этом наверняка помогли молитвы Преподобного Сергия. Его мощи вернулись на своё место, когда безбожники были отстранены от руководства государством.
Преподобный Сергий с нами. По его молитвам Бог не даст погибнуть стране, хранящей Православие и удерживающей мир от глобальной катастрофы.


Рецензии