ощущение елены

Действующие лица


ТИМУР, владелец ресторана, мужчина лет пятидесяти.
АНАТОЛИЙ, друг Тимура, бизнесмен примерно того же возраста.
МАМА, сутенерша, полная женщина лет сорока.
ПРОСТИТУТКА.
КОНСЬЕРЖКА.


СЦЕНА ПЕРВАЯ

Ресторан с просторным залом, по которому снуют официанты в форменной одежде. Некоторые столы заняты, на некоторых пустующих стоят таблички с надписью: «ЗАКАЗАНО». За одним из столов сидят двое мужчин в возрасте, в пиджаках, коротко стриженые и седые. Один из них владелец ресторана, он более плотной комплекции, его зовут Тимур, второй его друг детства – Анатолий. На столе перед ними стоят два бокала с вином и несколько тарелок, с овощами и сыром.

ТИМУР: Ты понимаешь, это надо делать сейчас. Просто мы упустим момент и будет поздно, когда такой случай представится. Подумай.
АНАТОЛИЙ: Деньги немалые. Надо прикинуть, что и как. Ты людей этих хорошо знаешь?
ТИМУР: Не скажу, что долго, но я узнавал о них, навел справки. Серьезные люди.
АНАТОЛИЙ: Так не годится. Я с кем попало не согласен дел иметь. Мне, слава Богу, не пятнадцать лет, когда надо все быстро и сразу. Ты тоже подумай, бизнес есть, средства на счете, жилье. Зачем лишний риск?
ТИМУР: Сколько тебя помню, ты всегда, находишь отговорки и тебя надо уговаривать. Только благодаря риску делаются деньги. Не мне тебе об этом говорить. После такой сделки мы точно не будем ни в чем нуждаться.
АНАТОЛИЙ: А сейчас ты сильно нуждаешься?

Возникает пауза. Тимур пристально смотрит на Анатолия.

ТИМУР: Я это сделаю, но ты мой самый близкий друг, поэтому я сходу обратился к тебе. Я полностью тебе доверяю, знаю всю свою сознательную жизнь.
АНАТОЛИЙ: Спасибо, Тима. Я в тебе не сомневаюсь. Там просто много вопросов будет завязано на незнакомых людях. Тебя мало по жизни кидали?
ТИМУР: Нет, но и заработал я немало.
АНАТОЛИЙ: Зачем такой риск?
ТИМУР: Опять ты за свое. Да все надо пробить, да все просчитать, да лучше не надо.

Анатолий удивленно смотрит на Тимура, он не ожидал такого поворота разговора.

АНАТОЛИЙ: Не рискуй понапрасну, говорю тебе!
ТИМУР: А как тогда жить? Что тогда делать, разлагаться. В чем тогда смысл?
АНАТОЛИЙ: Ты сейчас размышляешь категориями подростка, пора бы уже измениться.
ТИМУР: Куда меняться? Зачем?
АНАТОЛИЙ: Ты слыхал о Шопенгауэре?
ТИМУР: В общих чертах, мы в институте когда-то философию сдавали.
АНАТОЛИЙ: Ты помнишь суть его взглядов?
ТИМУР: Нет, конечно.
АНАТОЛИЙ: С его точки зрения человеческое существование такое же, как и любого предмета, вот этого стола, бокала, вина. Набор молекул, который со временем распадется.

Говоря это, Анатолий окидывает взглядом зал.

ТИМУР: И что?
АНАТОЛИЙ: Твой риск чистая психология, суета внутри тебя. Я об этом, существуй, наслаждайся, не ищи проблем.
ТИМУР: Это какой-то тренинг, что-то вроде: «Я спокоен, совершенно спокоен»?

Анатолий начинает смеяться и ничего не отвечает. Некоторые посетители оборачиваются на его смех.

ТИМУР: Ты изменился с какого-то времени. Не знаю стало ли тебе лучше, но по-моему вот так жить, ничего не делая, уклоняясь от риска – это и не жизнь вовсе. Живешь, ну да, жопа в тепле. Ты ее бережешь, как устрица, а что дальше? Ждешь смерти, смотришь серое кино. Нахрена, Толя? В чем прикол? Дожить до времени, когда из-под тебя утку будут вытаскивать и затем умереть в собственном дерьме?
АНАТОЛИЙ: Странно, ты говоришь так, будто ничего не существует кроме риска. Это как болезнь какая-то. Я даже понимаю, почему и как ты к этому пришел.
ТИМУР: Вряд ли ты что-то понимаешь. Ты любишь все понимать, выстроил какую-то конструкцию в собственной голове и тебе кажется, что ты все понял. А мне кажется, что ты потерялся и вообще ничего не понимаешь.
АНАТОЛИЙ: Для каждого человека, каждого индивидуального сознания есть собственный комфортный возраст, базис с которым он все остальные временные периоды сравнивает. Сознание человека выбирает его и живет в нем. Ну вот ты остался двадцатилетним внутренне, тебе action нужен. Я видимо соответствую внутренне своему внешнему облику, поэтому в последнее время мы зачастую в противофазе общаемся.

В это время в зале начинает играть музыка. Обстановка становится более непринужденной.

ТИМУР: Ты живешь настоящим, я прошлым. Это надо так понимать?
АНАТОЛИЙ: Плохое глупо вспоминать, а хорошего уже не вернуть.

В этот момент свет в зале меняется, становится монохромно красным, музыка утихает, фигуры застывают. Создается эффект стоп-кадра.

ТИМУР: Я хочу тебе показать кое-что, если уж мы о «жизни прошлым» заговорили. Ты посмотришь, скажешь свое мнение, может это поможет мне убедить тебя.
АНАТОЛИЙ (с усмешкой): Ты меня пугаешь. Как я должен реагировать?
ТИМУР: Пойдем.

С этими словами он встает из-за стола. Следом встает Анатолий и они направляются к выходу между застывших пар.


СЦЕНА ВТОРАЯ

Анатолий и Тимур входят в комнату, которая слабо освещена. Посреди комнаты, стоит большой массивный стол с расставленными вокруг него стульями. На слабоосвещенных стенах развешены портреты довольно красивой женщины со светлыми длинными волосами. Анатолий ничего не говоря осматривает комнату, оборачивается, за спиной в районе двери стоят несколько кожаных кресел. Анатолий подходит к ним и щупает кожу, потом через какое-то время подходит к столу. Он обращает внимание, что на нем лежат фотографии, поднимает одну из них и пристально рассматривает.

АНАТОЛИЙ: Марс, как живой. А вот там кто? Жора?
ТИМУР: Да, это он.
АНАТОЛИЙ: Зачем, Тимур? Чем ты здесь занимаешься? Я понимаю Лена, а что эти здесь делают (он кивает на стол), оккультизмом увлекся? Духов вызываешь?
ТИМУР: Здесь особая атмосфера, Толя. Здесь нет никакого внешнего мира, денег, а только любовь, дружба, честь. Здесь я отдыхаю.
АНАТОЛИЙ: Я честно говоря, немного растерян. Такого поворота не ожидал.
ТИМУР: Почему?
АНАТОЛИЙ: Бля, да это причуда какая-то. Странность. Ты не понимаешь? Комната из прошлого, с фотографиями мертвых людей. Ты что?
ТИМУР: Давай присядем.
АНАТОЛИЙ: Зачем?
ТИМУР: Просто я все объясню.

Анатолий направляется к креслу и садится в него. Тимур следует за ним и садится в соседнее кресло.

Возникает пауза.

АНАТОЛИЙ: Антураж такой, подобрал лампы, стулья. стол. Ты что заказывал или какие-то захолустные магазины объезжал?
ТИМУР: Да по-разному, но кропотливо собирал, целеустремленно – с миру по нитке.
АНАТОЛИЙ: Помнишь, как все начиналось?
ТИМУР: Ты о чем?
АНАТОЛИЙ: Ну мы, парни, целеустремленные, ничего сначала не получалось, злющие на всех. Мажоры девчонок гуляют, у них там немецкий и английский плюс репетитор по математике, а у меня мама на работе, папа на заводе, денег нет, а жить красиво хочется.
ТИМУР: Ну да, выбора не было вообще, иди въебывай и все, никто вообще на нас не рассчитывал. Мы жили и жили, главное, чтоб никому не мешали. Я так и думал, буду как отец ебашить от получки до получки. Потом встретил Лену и заелся конечно, решил, что все сделаю, чтоб была со мной.
АНАТОЛИЙ: Помню, помню. Как ты в зал пошел, учиться начал и все такое, но жизнь все равно все по-своему расставила, что не твое, то не твое.
ТИМУР: Все вышло отлично, было у нас все как надо, я ее почувствовал, понимаешь, она до сих пор со мной. Я понимаю это ощущение, механизмы, ее устройство. До сих пор. Это главное. А то что она уехала с этим… потом… это не так важно.
АНАТОЛИЙ: ****ь, раз неважно, что ж ты тогда кипиш такой поднял?
ТИМУР: Заелся, конечно, заелся, как самец, которого другой самец обошел. Через какое-то время все понял, почувствовал ее в себе и продолжил дальше жить.
АНАТОЛИЙ: Что с ней? Как она?
ТИМУР: Писала мне где-то там, в «Однохуйзнаетчем». Толстая стала, дети. спрашивала не обиделся ли я на нее. Бля, да за что обижаться, сука. Я ж после нее вон другим перцем стал. Все путем.
АНТАТОЛИЙ: Знала бы она что ты тут устроил с ее фотками.
ТИМУР: Мне нужна мотивация, я должен помнить о том, кем я был и откуда пришел. Я должен помнить о собственных неудачах и падениях. Я не должен прокиснуть как ты.

После этих слов Тимур начинает смеяться.

ТИМУР: Не обижайся. Шутка.
АНАТОЛИЙ: Все путем. А ребята зачем?
ТИМУР: Ребята - это напоминание о сложных годах, потерях, о том, что все было очень непросто. Время было припижженое, некоторых жизнь поломала, кто-то ушел. Все ж непросто было, Толя. Это сейчас рестораны, пиджаки, сделки, телки.
АНАТОЛИЙ: Сколько раз все исчезало и все было против. Страшно вспоминать. Еб твою мать, ну и времена бывали, кому рассказать.

После этих слов Анатолий смотрит куда-то в сторону. Возникает пауза

ТИМУР: Бля, ну че ты, Толя. Ну че. Все нормально.
АНАТОЛИЙ: Да не, все нормально. Ну нормально.
ТИМУР: ДА все как надо, ну говорю.
АНАТОЛИЙ: да знаю я, знаю.
ТИМУР НУ бля таво.
АНАТОЛИЙ: Ну это нееее, ну неееее.
ТИМУР: АГАААА.
АНАТОЛИЙ: ААААААААА, ****ь… ААААА…

В комнате гаснет свет, становится темно. После паузы свет опять появляется, герои сидят в креслах откинувшись на спинки, стеклянными глазами сморят в потолок. У Анатолия тонкой струйкой слюна стекает изо рта на пиджак.


СЦЕНА ТРЕТЬЯ

Пустынная улица, довольно поздно, вдоль дороги горят фонари и растут деревья. У обочины припаркован автомобиль. Из-за деревьев выходит Анатолий, он идет неуверенно в направлении машины. Подходит к машине, срабатывет центральный замок, он как-то заторможено ее открывает и садится в водительское кресло.

Анатолий некоторое время просто сидит и смотрит перед собой, по прошествии какого-то времени пару раз мотает головой.

АНАТОЛИЙ: Что за бред? Как так?

Машина заводится и начинает медленно ехать. Анатолий смотрит стеклянными глазами вперед сквозь лобовое стекло.

Через какое-то время он подъезжает к автобусной остановке на которой стоят проститутки, опускает боковое стекло. К машине подходит Мама.

АНАТОЛИЙ: Вот та в черном сколько?
МАМА: Что сколько? Ты о чем?
АНАТОЛИЙ: Минет сколько?
МАМА: Хорошая девушка, недавно только начала работать.
АНАТОЛИЙ: Я понимаю. Сколько?
МАМА: Двадцать.
АНАТОЛИЙ: Годится.

Мама делает знак и из толпы выходит девушка довольно неопределенного возраста, блондинка с длинными волосами, одета в темную куртку, короткую черную юбку, колготы и туфли на высокой платформе. Она садится к Анатолию в машину.

МАМА: Мы работаем с предоплатой.
АНАТОЛИЙ: Все как у серьезных людей. А если качество услуги не устроит, деньги вернете в соответствии с законом о защите прав потребителей?

Возникает пауза. Анатолий отдает ей какую-то бумажку и уезжает.


СЦЕНА ЧЕТВЕРТАЯ

В салоне машины, которая припаркована где-то у обочины лесной дороги.

ПРОСТИТУТКА: Если хорошо все сделаю, может… и мне заплатишь? Тебе будет приятно, не сомневайся. А то нам мало перепадает, знаешь.
АНАТОЛИЙ (задумчиво): Знаю. Я как-то думал о том, что такое приятно для меня. Не смог ответить. Странно. Вот что такое неприятно, могу сказать. В школе были у меня проблемы с учительницей, она моих родителей в школу вызывала, плакала перед ними. Хотя, бред… Я ничего не делал такого, но вина всегда была на мне, странно. Ее все не любили, она почему-то думала, что раз я заводила в классе, то виноват, всех подстрекаю, мне же плевать было на нее и ее профессиональные качества. Она решила за счет меня исправить положение. Ну мне и доставалось из-за нее. Я ее ненавидел. Потом, по прошествии многих лет я ее встретил, она улыбалась, заискивала и интересовалась моей жизнью. Вот это точно было неприятно – слушать ее смотреть на это заискивающее лицо.

Возникает пауза.

ПРОСТИТУТКА: Так что?
АНАТОЛИЙ: Сделай так, чтоб я понял, что такое «приятно».

После этих слов проститутка расстегивает Анатолию ширинку. Копается немного в ней, достает наружу член, подрачивает его одной рукой. После того, как член встает она распаковывает и вставляет в рот в презерватив, затем наклоняется, чтоб одеть его Анатолию на член. Одевает и ее голова начинает равномерно двигаться. Анатолий смотрит вперед, в его лице не происходит никакой перемены. Через какое-то время скулы под его кожей начинают играть. Он берет дергающуюся голову за волосы и резко поднимает, второй свободной рукой бьет ее кулаком по лицу. Проститутка начинает кричать, но тщетно. Она пытается отбиваться, но Анатолий умело перехватывает ее руки, переворачивает спиной к себе и начинает бить головой о дверь. Бьет с озверелым лицом до тех пор, пока сопротивление не пропадает. Затем отпускает жертву и сам, тяжело дыша, откидывается на спинку сиденья.

АНАТОЛИЙ: Вся жизнь, словно долгая нота, которая звучит, звучит, звучит, звучит. Никакой мелодии, все иллюзии по поводу композиции – порождение простого человеческого страха, не более того. Нет никакого смысла ни в чем. Человек – это просто недоразумение.

После этого он ударяет девушку еще пару раз, выходит из машины, обходит и открывает пассажирскую дверь, вытягивает тело на дорогу перед машиной, затем садится обратно и на полных парах, переехав через тело проститутки, удаляется.


СЦЕНА ПЯТАЯ

Подъезд фешенебельного многоэтажного дома, в стеклянной будке сидит консьержка. Открывается дверь и в подъезд входит Анатолий.

КОНСЬЕРЖКА: Добрый вечер, Анатолий Николаевич! Что так поздно? На работе задержались?
АНАТОЛИЙ: Доброй ночи. Да нет, я к другу старому заезжал, как-то нахлынули воспоминания неожиданно, засиделись с ним.
КОНСЬЕРЖКА: Давно не виделись, наверное.
АНАТОЛИЙ: Я бы не сказал, но просто вечер какой-то получился.

Консьержка улыбаясь кивает головой. Анатолий подходит к лифту.

КОНСЬЕРЖКА (неожиданно): Анатолий Николаевич, у вас на рукаве какое-то пятно темное.

Анатолий поднимает правую руку и начинает ее осматривать.

КОНСЬЕРЖКА: Да нет, другая. Вот там, ближе к локтю.
АНАТОЛИЙ: А, спасибо. Влез где-то, возможно вино.
КОНСЬЕРЖКА: Отстирается, сейчас такие порошки делают – сказка.
АНАТОЛИЙ (с улыбкой): Да, да. Спасибо!

После этих слов он заходит в кабину подъехавшего лифта и уезжает.


СЦЕНА ШЕСТАЯ

Квартира Анатолия. Он входит в нее, разговаривая по телефону.

АНАТОЛИЙ: Извини, конечно, что поздно. Но просто дело важное, не по телефону конечно. Но, возможно, понадобится твоя помощь. Я не знаю, но да. В общем надо будет встретиться, я расскажу. В среду? Отлично. Спасибо. Извини за столь поздний звонок. Но ты сам все поймешь потом.

Анатолий сбрасывает на ходу пиджак в прихожей. Идет на кухню к холодильнику, открывает его и достает бутылку вина. Включает телевизор, там идет какая-то новостная программа. Анатолий смотрит телевизор, отхлебывая вино прямо из горла.

Постепенно гаснет свет. Возникает проекция на стене – светлое пятно, внутри которого фотография блондинки-проститутки с мертвенно бледным лицом.

Начинает звучать шипение, которое постепенно нарастает, сквозь него слышится речь проговариваемая ровным женским голосом:

ПРИНАДЛЕЖИТ РАССВЕТУ
Я СУЩЕСТВО ИНСТИНКТОВ
ПРИДИ КО МНЕ ЕЛЕНА
ЕЛЕНА?
ПРОЖЕНЩИНА ЕЛЕНА
СУБСТАНЦИЯ И СУТЬ
КАК СЛОЖНО ОСТАВАТЬСЯ КЕМ-НИБУДЬ
Я СУЩЕСТВО ИНСТИНКТОВ
ПРИДИ СКОРЕЙ ЕЛЕНА
ЕЛЕНА?


ЗАНАВЕС


Рецензии