И все же жизнь прекрасна глава 11

Глава11
Новое место жительства
   В конце мая 1974 года мы переехали в свою квартиру в западном микрорайоне Ростова. Жизнь снова резко переменилась. Моя сестра Аля стала жить вместе с нами в одной комнате. Мебели у нас не было, денег то же. Из интерната нам дали одну железную кровать, стул и еще у нас был телевизор, который мы купили в первый год совместного проживания. Хорошо, что было уже тепло, и мы с сестрой спали на полу, а Витя на кровати. Через неделю самостоятельной жизни, мой муж заболел и оказался в больнице, обострение почечной болезни: длительный запой не прошел даром.
   Пока он был в больнице, Аля получила страховку, и мы купили мебель. Деньги я взяла у сестры в долг. Где-то в июле, Витя уехал в Москву в институт им. Бурденко на операцию по поводу пластики мочевого пузыря. Аля уехала в Киев на сессию, последние два года она училась на заочном отделении. В то время было всего три института легкой промышленности: в Москве, В Киеве и в Ташкенте. А так, как сестра жила раньше в Луганске, где был филиал от Киевского института и три курса можно было пройти на вечернем и очном обучении, то на остальные два курса автоматом была переведена в Киев.
   Я осталась одна в квартире. Балкона не было, выйти из дома я не могла, телефона не было, соседей я еще не знала. Я оказалась в изоляции, одиночество просто убивало меня, дом инвалидов уже казался раем и снился по ночам. Однажды заехал директор дома, решил посмотреть на нашу жизнь. Наверное, вид у меня был не слишком радостный.
- Что-то ты похудела, - заметил Владимир Васильевич – хорошо ли вам тут, может, вернешься назад?
  Возвращаться в дом я отказалась, надо привыкать. Я много работала, долг надо было возвращать. Аля не торопила меня и говорила, что вообще можно и не отдавать деньги, но я была другого мнения. Тогда работа меня просто спасала. Постепенно стали приходить соседи знакомиться, с бабушкой мы нашли общий язык: я ведь привыкла общаться со старыми людьми. Наконец-то вернулась Аля. Теперь каждый день она возвращалась с работы, и мне было не так одиноко. Иногда приезжала Вера, как-то даже повезла меня на Дон. Я стала задумываться о машине, пусть даже и мотоколяска, все лучше, чем ничего.
      В августе Аля поехала на Украину и привезла холодильник, жить стало легче: по крайней мере, хоть с питанием убавились проблемы, да и денег на еду стало уходить меньше. В сентябре поставили телефон, жизнь стала веселее.
    До Нового Года я выплатила сестре долг, с души прямо камень свалился, не люблю долгов. В феврале вернулся из Москвы Витя, операция прошла успешно, и он наконец-то избавился от трубки в мочевом пузыре. Но пребывание в больнице не проходит даром: стали выпадать зубы. Назначили соки, но не покупные, неделю терла на терке морковь, свеклу, яблоки и выдавливала через марлю. Потом сестра купила электрическую соковыжималку, мелочь, но приятно, стало гораздо легче делать соки. Недели через три мужу стало лучше, и он послал меня вместе с соком очень далеко.               
 Мы часто ссорились, теперь я понимаю почему: мы были вместе все двадцать четыре часа в сутки, в одной комнате. Это очень трудно. Попробуйте сами и тогда поймете. В квартире мне приходилось все делать самой: убирать, стирать, готовить еду, еще надо было заработать на жизнь: у Вити по-прежнему не было пенсии, только пособие – 16 рублей в месяц, у меня пенсия – 50 рублей, ну и моя зарплата – 120-150 рублей. Муж работал мало и медленно, так что материальные заботы были полностью моими.
     Аля помогала мне по дому, но все же почти все делала я, кроме той работы, которую не могла сделать по своей физической ограниченности. Я была рада тому, что Аля приносила покупки, а все остальное не так страшно.
    С Алей тоже бывали конфликты: меня она не очень-то воспринимала, как полноправного человека. Наверное, это все было из детства: отношение моей мамы ко мне, к отцу, как к ненужным людям. Помню случай: я на кровати работаю (сидеть долго мне было трудно, и я работала, полулежа на боку, подложив твердую подушку), передо мной телевизор, который я больше слушаю. Идет какой-то фильм. Приходит Аля, ложится за мной и говорит:
 - Башкет убери, не видно!.
Я отвечаю:
 - Мне надо закончить работу, устройся по-другому.
- Так и скажи, что не хочешь, что бы я смотрела телевизор! - вспыхивает Аля и уходит.
   Летом 1975 года мы с Алей поехали к родителям в деревню. Витя мой был в санатории, я взяла отпуск. В Миллерово, как всегда, нас встретил папа на колхозной машине. Отдыхать, не работать, время пролетело незаметно, и через три недели мы собрались в Ростов. В колхозе шла уборка урожая, и мы поехали на военных машинах, которые везли зерно в Миллерово на элеватор. Мы с Алей сели в одну машину, а папа в другую. Ехали в составе колонны, хорошо, что дорога на элеватор проходит мимо автовокзала, и водитель завез нас. Водитель, молодой сверхсрочник, всю дорогу поглядывал на Алю и сыпал остротами направо и налево, анекдоты и шутки просто фонтаном вылетали из него. Мы так хохотали, что не заметили, как пролетели три часа дороги. На автовокзал приехали довольно рано, до нашего автобуса было еще часа три, но зато стояли ростовские такси. Папа поговорил с таксистом и подошел к нам:
--Девочки, здесь такси на Ростов, немного дороже, чем автобус, зато быстрее. Я уже договорился и заплатил, пока подойдет автобус, вы будете уже  дома, да и Диночке будет легче.
   Обрадованные, мы сели в машину. Ну, сегодня и денек, сплошное везенье! Папа попрощался с нами и пошел к машине с зерном, водитель ждал его. Пройдя несколько шагов, он оглянулся, и у меня сжалось сердце, в голове мелькнула, непонятно откуда появившаяся, мысль:
-Я больше его не увижу!
 От веселья не осталось и следа. Бедный мой папочка, я действительно больше не увидела его живым: в ноябре он скоропостижно скончался.
                На ноябрьские праздники Аля поехала к родителям всего на несколько дней и вернулась девятого ноября.
   В тот день я с самого утра была в каком-то угнетенном состоянии: все валилось из рук, есть совершенно не хотелось, из головы не шел сон, будто у меня выпали зубы, сразу все. Я держу их на ладони и думаю, что же теперь будет? Фу, какой неприятный сон, надо же такому привидеться! К вечеру приехала из деревни Аля, сказала, что у родителей все в порядке, не болеют, привезла гостинцы. Сели ужинать часов в семь. Аля с Витей ели и о чем-то разговаривала, а у меня, вдруг, так сжалось сердце, что стало плохо.
- Ты, почему не ешь?- спросила Аля.
- А у нее сегодня разгрузочный день, целый день ничего не ест! - вместо меня ответил супруг.
- Ты, что заболела? - допытывалась сестра.
 - Да нет, просто не хочется, есть- ответила я и уехала из кухни.
     В одиннадцать ночи принесли телеграмму: умер папа. С Алей случилась истерика: она так кричала, что прибежала соседка. С полчаса мы успокаивали ее и отпаивали корвалолом, заодно с ней выпила и я. Немного придя в себя, решили, что утром уезжаем в деревню на похороны. Такси я заказала на пять часов утра. В ту ночь я не сомкнула глаз и на минуту. В четыре часа утра я надела аппараты, и мы с Алей поехали на автовокзал, где нам удалось нанять частную машину до самого места. Водитель оказался добрым человеком и согласился заехать в Миллерово в похоронное бюро за венками. Часов в одиннадцать утра мы были во дворе у родителей. Всю дорогу я надеялась, что все это неправда и папа жив, но чудеса бывают только в сказках. Мама очень удивилась, что я приехала:
- Что Аля приедет, я не сомневалась,- говорила она соседям – но, чтоб Дина, калека, явилась, я не ожидала.
  Господи, зачем она так, да еще и при чужих людях?!
   Вернувшись в Ростов и немного придя в себя после похорон, я решила воспользоваться папиными привилегиями и стать на льготную очередь на получение изолированной квартиры. Мы собрали нужные документы, и Аля понесла их в исполком нашего района. Председатель отнесся с пониманием и сказал примерно следующее:
- Я, конечно, могу поставить их на льготную очередь, но они ее могут просто не дождаться, так как в этой очереди будут не первыми. Я так понял, что соседка старенькая, ну не две жизни она проживет. Вот тогда и приходите с этими документами, я сделаю закрытие смежной комнаты.
    После Нового Года, примерно в середине января, пришли родственники нашей соседки и стали выносить мебель. Наша соседка умерла в квартире у своей сестры, пошла в гости, заболела и скончалась. Родственники претендовать на квартиру не стали, может еще потому, что тогда было другое время и продать они ее не могли. Председатель исполкома слово свое сдержал, и в середине февраля мы получили ордер на двухкомнатную квартиру. Вот так в жизни и бывает: кому-то горе, а кому-то счастье.
 
    Мы сделали в квартире ремонт, Аля стала жить в отдельной комнате. Казалось: жить бы теперь и радоваться, но счастье вещь капризная, поманит и улетит. Все чаще вспыхивали мелкие ссоры с сестрой, я уже не знала на какое слово или взгляд она обидится. Я все время чувствовала себя виноватой: и в том, что я замужем, а она нет, и в том, что у меня есть квартира, а у нее нет. А тут еще мама все время упрекала меня, что это я перешла Але дорогу: я моложе, а раньше вышла замуж. Ну, почему я никого не обвиняю в том, что они ходят, а я нет?


Рецензии
Неблагадарность жестокая вещь.

Наталья Коген   22.04.2012 13:25     Заявить о нарушении
Простите: не поняла кого Вы имеете ввиду?
С благодарностью и уважением.

Зинаида Палеева   22.04.2012 13:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.