Вся правда про Муху-Цокотуху
Итак. Муха-цокотуха. (текст оригинального произведения Корнея Чу-ковского взят отсюда - http://folk.uio.no/dansh/muha/)
Моя гипотеза заключается в том, что Муха-цокотуха является переработкой древнего мифа, в основе которого лежит сюжет о социализации целомудренной девы через инициацию с перфорацией.
1) Прямо с самого начала, чтобы задать рамки конфликта, вокруг которого будет разворачиваться миф, дается краткое описание якобы главного персонажа, в котором содержатся недвусмысленные намеки. Одной из главных черт Мухи, помимо того что она волосатенькая, автором выделяется "позолоченное брюхо". Принимая во внимание сложившуюся традицию изображать непорочных дев в чем-то белом, с длинными золотистыми волосами (везде) нетрудно угадать, что данная (нижняя) часть женского туловища, имеющего золотистое лоно, свидетельствует о довольно юном возрасте носительницы сего атрибута женственности. Посему, вывод первый - Имеем: юная особь выходит в свет, точнее - в поля (а там между прочим, стога, в которых происходит обычно весь сельский эротизм), вероятно, на Яровуху, в поисках чего-то, или кого-то.
2) Вероятно, "денежка", которую она использует для привлечения Кого-то, символизирует приданое, причитающееся каждой девушке навыданье. С этим приданым муха приходит на базар (читай - рынок невест) и покупает самовар. Вот тут я решительно отметаю всякие ганджубасские намеки, это миф не о наркозависимости. Учитывая конструкцию данного прибора (некое поместилище, которое нужно разогревать, качегарить, раздувать и даже вздувать, чтобы оно заработало; к тому же самовар по сути близок образу печи, которая авторизована в качестве символа материнской утробы ), становится очевидным, что появление приданного совпало с наступлением половозрелости и готовностью перехода в другую женскую ипостась. Отныне Муху называют Именниницей, что вероятно указывает на то, что она достигла совершеннолетия, то есть совершенно на законных основаниях может уже вступать в интимные отношения с противоположным полом. И действительно, на свое совершеннолетие Муха начинает созывать потенциальных кавалеров под предлогом, который и в настоящее время не утратил своей актуальности- приходите, мол, я вас чаем угощу. То есть, вывод второй - "а девушка созрела"(с)
3) Естественно, столь откровенный и недвусмысленный призыв не может не найти отклика в мужских сердцах, но поначалу с ухажерами откровенно не везет: первыми появляются тараканы. С них мало толку, это какие-то размытые и однообразные алкаши - их хватило только на то, что "все стаканы выпивали". На смену мужскому типу "алкоголик" приходит другой типаж - букашки, охочие до крендельков (видимо, приходили "чисто пожрать"). Вроде бы ничего серьезного, так, попили чайку, но тем не менее, в результате у Мухи заводятся блошки. После этого неприятного инцидента она становится более опытной, соглашается принимать ухаживания только за подарки - "сапожки с золотыми застежками", причем не исключает даже однополый сентиментальный роман с бабушкой-пчелой за бочку печенья и ящик варенья.
4) В самый разгар веселья как всегда возвращаются родители - старичок-паучок. Он в шоке. Без сцены не обошлось, была безобразная семейная ссора, родитель по старой памяти хотел отшлепать непослушную ремнем да и в угол поставить ("в уголок поволок"), чтобы одумалась, Но гормональный взрыв и "нетрудовые" сапожки уже ударили в голову примером Интердевочки, уже родительский кров и надзор становится в тягость, Муха решает уйти из дому, жить с кем-нибудь из своих ухажеров, может быть даже выйти замуж. (В скобках добавлю, что с семейным скандалом на публике она перегнула -прямо требовала извести родителя("паука-злодея зарубите"), истерику некрасивую устроила. Хотя, может быть там была какая-нибудь жестокая подоплека, может быть какой-нибудь сексуальный подтекст отцовско-дочеринских или материнско-дочеринских отношений).
5) Но не тут-то было. Веселиться и кутить - это одно, а вот жениться- свосем другое.Все бывшие воздыхатели быстро заделались вуайеристами (под мосток и молчок). Дальше идет душераздирающая сцена семейного насилия, при пассивных свидетелях - про то что крутили не только руки, но и ноги, с применением вязок и прочих БДСМ (руки-ноги ей веревками крутит). Но, вопреки расхожему мнению, что здесь якобы повествуется о каких-то садах-мазах, я склонна трактовать сей эпизод как аллегорический образ, символизирующий привязанность к отчему дому и боязнь становиться взрослой и самостоятельной, которая у юных девушек очень сильна. Девочки привязаны к родительской семье, вырвать их из девичьего уклада и ребячливости не так просто, девочек связывают глубокие психологические и эмоциональные узы с ее родителями, в частности - матерью, каковые связи и отпугивают большинство молодых людей призраком грозной тёщи, вмешивающейся во все аспекты семейной жизни молодых.
6) Положение спасает мужчина с длинным хоботком (значение "хоботка", "пестика" и прочих приспособлений настолько очевидны, что не требуют никаких комментариев дополнительных). Ну то есть наконец -то появляется половозрелый самец, который сможет переломить ситуацию и сделать наконец из несамостоятельной и пугливой девочки-ребенка полногрудую полноценную взрослую женщину. Примечательно, что он в полной боевой готовности, в руке у него уже все горит.
7) Дальше опять -таки идет символическая сцена замещения авторитета отца авторитетом мужа. То есть, жених лишает родителя той главенствующей роли, той власти,которую каждый отец или мать имеют над ребенком - т.е. "на всем скаку срубает голову" родительскому влиянию. То есть в этот момент происходит кульминация конфликта - освобождение девушки, устранение всех и всяческих преград (в том числе и барьер целомудрия) знаменующая победу взрослой личности и полового инстинкта. Естественно, в традиционных культурах за взросление женщины "отвечал" мужчина\муж, который в брачную ночь и проводил обряд инициации.
Эпилог
... Ну естественно, все завершается свадьбой. бессмысленной и беспощадной, где новобрачный еще пока не успел осознать всю глубину трагедии - он тут новенький, появился в последний момент, еще не успел узнать про тараканов и блошек. Однако гости (среди которых и бывшие женихи) уже все "просекли" и несказанно радуются тому, что и на этот раз им посчастливилось не оказаться на его месте. Свадьба правда больше походит на какой-то разнузданный разврат, потому что тут присутствуют и нувориши, которым изменили жены ("а жуки рогатые, мужики богатые"), которые по обыкновению пришли не одни, а с женщинами легкого поведения ("шапочками машут, с бабочками пляшут"); муравей, несмотря на то, что пришел с женой, все подмигивает каким-то букашечкам (Муравей, Муравей\Не жалеет лаптей, - \С Муравьихою попрыгивает \И букашечкам подмигивает). Скрип (который автор из соображений цензуры приписывает звукам, издаваемым при плясках в сапогах) знаменует собой как раз переход Мухи из одного социального и экзистенциального состояния в другое. Пройдет совсем немного времени, участники событий наладят быт, обзаведутся своим углом, совершенно не заметив, что в углу висит никем не убранная паутина, в которой им всем может быть суждено запутаться, выбиться из сил, потерять интерес к жизни, пережить угасание "фонарика", время от времени терпеть визиты пауков родственников и лишь время от времени вспоминать, как все начиналось....
Свидетельство о публикации №210090901049
Ольга Совина Кольменарес 22.08.2012 13:08 Заявить о нарушении
Злата Вишневская 30.09.2012 21:03 Заявить о нарушении
Михаил Струнников 06.10.2019 18:48 Заявить о нарушении