Вся правда про Муху-Цокотуху

... мысли роятся как мухи, придется изложить свою версию событий, а потом -сравнить с авторитетным мнением.

Итак.  Муха-цокотуха.  (текст оригинального произведения Корнея Чу-ковского взят отсюда - http://folk.uio.no/dansh/muha/)

Моя гипотеза заключается в том, что Муха-цокотуха является переработкой древнего мифа, в основе которого лежит сюжет о социализации целомудренной девы через инициацию с перфорацией. 

1) Прямо с самого начала, чтобы задать рамки конфликта, вокруг которого будет разворачиваться миф, дается краткое описание якобы главного персонажа,  в котором содержатся недвусмысленные намеки. Одной из главных черт Мухи, помимо того что она волосатенькая, автором выделяется "позолоченное брюхо". Принимая во внимание сложившуюся традицию изображать  непорочных дев в чем-то белом, с длинными золотистыми волосами (везде) нетрудно угадать, что данная (нижняя) часть женского туловища, имеющего золотистое лоно, свидетельствует о довольно юном возрасте носительницы сего атрибута женственности. Посему, вывод первый -  Имеем: юная особь выходит в свет, точнее - в поля (а там между прочим, стога, в которых происходит обычно весь сельский эротизм), вероятно, на Яровуху, в поисках чего-то, или кого-то.

2) Вероятно, "денежка", которую она использует для привлечения Кого-то, символизирует приданое, причитающееся каждой девушке навыданье. С этим приданым муха приходит на базар (читай  - рынок невест) и покупает самовар. Вот тут я решительно отметаю всякие ганджубасские намеки, это миф не о наркозависимости. Учитывая конструкцию данного прибора (некое поместилище, которое нужно разогревать, качегарить, раздувать и даже вздувать, чтобы оно заработало; к тому же самовар по сути близок образу печи, которая авторизована в качестве символа материнской утробы ), становится очевидным, что появление приданного совпало с наступлением половозрелости и готовностью перехода в другую женскую ипостась. Отныне Муху называют Именниницей, что вероятно указывает на то, что она достигла совершеннолетия, то есть совершенно на законных основаниях может уже вступать в интимные отношения с противоположным полом.  И действительно,  на свое совершеннолетие Муха начинает созывать потенциальных кавалеров под предлогом, который и в настоящее время не утратил своей актуальности- приходите, мол, я вас чаем угощу.  То есть, вывод второй - "а девушка созрела"(с)

3) Естественно, столь откровенный и недвусмысленный призыв не может не найти отклика в мужских сердцах, но поначалу с ухажерами откровенно не везет:  первыми  появляются тараканы. С них мало толку, это  какие-то размытые и однообразные алкаши - их хватило только на то, что "все стаканы выпивали".  На смену мужскому типу "алкоголик" приходит другой типаж -  букашки, охочие до крендельков (видимо, приходили "чисто пожрать"). Вроде бы ничего серьезного, так, попили чайку, но тем не менее, в результате у Мухи заводятся блошки. После этого неприятного инцидента  она становится более опытной, соглашается принимать ухаживания только за подарки - "сапожки с золотыми застежками", причем не исключает даже однополый сентиментальный  роман с бабушкой-пчелой за бочку печенья и ящик варенья.

4) В самый разгар веселья как всегда возвращаются родители - старичок-паучок. Он в шоке. Без сцены не обошлось, была безобразная семейная ссора, родитель по старой памяти хотел отшлепать непослушную ремнем да и в угол поставить ("в уголок поволок"), чтобы одумалась, Но гормональный взрыв и "нетрудовые" сапожки уже ударили в  голову примером Интердевочки, уже родительский кров и надзор становится в тягость, Муха решает уйти из дому, жить с кем-нибудь из своих ухажеров, может быть даже выйти замуж. (В скобках  добавлю, что с семейным скандалом на публике  она перегнула -прямо требовала извести родителя("паука-злодея зарубите"), истерику некрасивую устроила. Хотя, может быть там была какая-нибудь жестокая подоплека, может быть какой-нибудь сексуальный подтекст отцовско-дочеринских или материнско-дочеринских отношений).

5) Но не тут-то было. Веселиться и кутить - это одно, а вот жениться- свосем другое.Все бывшие воздыхатели быстро заделались вуайеристами (под мосток и молчок). Дальше идет душераздирающая сцена семейного насилия, при пассивных свидетелях - про то что крутили не только руки, но и ноги, с применением вязок и прочих БДСМ (руки-ноги ей веревками крутит).  Но, вопреки расхожему мнению, что здесь якобы повествуется о каких-то садах-мазах, я склонна трактовать сей эпизод как аллегорический образ,  символизирующий привязанность к отчему дому и боязнь становиться взрослой и самостоятельной, которая у юных девушек очень сильна.  Девочки привязаны к родительской семье, вырвать их из девичьего уклада и ребячливости не так просто, девочек связывают глубокие психологические и эмоциональные узы с ее родителями, в частности -  матерью, каковые связи и отпугивают большинство молодых людей призраком грозной тёщи, вмешивающейся во все аспекты семейной жизни молодых.

6) Положение спасает мужчина с длинным хоботком (значение "хоботка", "пестика" и прочих приспособлений настолько очевидны, что не требуют никаких комментариев дополнительных). Ну то есть наконец -то появляется половозрелый самец, который сможет переломить ситуацию и сделать наконец из несамостоятельной и пугливой девочки-ребенка полногрудую полноценную взрослую женщину. Примечательно, что он в полной боевой готовности, в руке у него уже все горит.

7) Дальше опять -таки идет символическая сцена замещения авторитета отца авторитетом мужа. То есть, жених лишает родителя той главенствующей роли, той власти,которую каждый отец или мать имеют над ребенком - т.е. "на всем скаку срубает голову" родительскому влиянию.  То есть в этот момент происходит кульминация конфликта - освобождение девушки, устранение всех и всяческих преград (в том числе и барьер целомудрия) знаменующая победу взрослой личности и полового инстинкта. Естественно, в традиционных культурах за взросление женщины "отвечал" мужчина\муж, который в брачную ночь и проводил обряд инициации.   

Эпилог

... Ну естественно, все завершается свадьбой. бессмысленной и беспощадной, где новобрачный еще пока не успел осознать всю глубину трагедии - он тут новенький, появился в последний момент, еще не успел узнать про тараканов и блошек. Однако гости (среди которых и бывшие женихи) уже все "просекли" и несказанно радуются тому, что и на этот раз им посчастливилось не оказаться на его месте. Свадьба правда больше походит на какой-то разнузданный разврат, потому что тут присутствуют и нувориши, которым изменили жены ("а жуки рогатые, мужики богатые"), которые по обыкновению пришли не одни, а с женщинами легкого поведения ("шапочками машут, с бабочками пляшут"); муравей, несмотря на то, что пришел с женой, все подмигивает каким-то букашечкам  (Муравей, Муравей\Не жалеет лаптей, - \С Муравьихою попрыгивает \И букашечкам подмигивает). Скрип (который автор из соображений цензуры приписывает звукам, издаваемым при плясках в сапогах) знаменует собой как раз переход Мухи из одного социального и экзистенциального состояния в другое. Пройдет совсем немного времени, участники событий наладят быт, обзаведутся своим углом, совершенно не заметив, что в углу висит никем не убранная паутина, в которой им всем может быть суждено запутаться, выбиться из сил, потерять интерес к жизни, пережить угасание  "фонарика", время от времени терпеть визиты пауков  родственников и лишь время от времени вспоминать, как все начиналось....


Рецензии
Интересная и забавная история! Очень понравилась! Но думаю Чуковский, когда сочинял про эту муху, был об этом вообще ни сном, ни ухом! Забавно было бы увидеть его реакцию!

Ольга Совина Кольменарес   22.08.2012 13:08     Заявить о нарушении
Спасибо за лестный отзыв... Надеюсь, Корней Иванович не сильно ворочался.

Злата Вишневская   30.09.2012 21:03   Заявить о нарушении
Ему не привыкать. А более великим - тем паче.

Михаил Струнников   06.10.2019 18:48   Заявить о нарушении