Эхо прошлого в Башкортостане

Фильм пародия про Штирлица и Мюллера
https://www.youtube.com/watch?v=lik5eJg-Jd8

В ноябре 2009 года в нашей республике прошло довольно-таки знаменательное событие: был снят документальный фильм под рабочим названием «Эхо прошлого».
Сюжет фильма основан на исторических событиях, которые происходили в  республике в начале 20-х годов прошлого века. В это нелегкое время становления Советской власти на территории России во многих регионах царил голод, вызванный неурожаем, войной, разрухой.
Многие человеческие жизни удалось спасти благодаря гуманитарной помощи, оказываемой американской спецслужбой АРА.
На Южном Урале руководителем этой организации был полковник Уолтер Белл. В течение 2-х лет он и его помощники проводили организационную работу по оказанию продовольственной помощи жителям Башкирии и ряда других ближайших областей.
Волею судьбы автор этих строк оказался внешне похож  на полковника Белла, и был утвержден на  роль главного персонажа документальной ленты. Вообще актеры для фильма подбирались на кастинге, объявления о котором были расклеены по городу. Лично я был найден внимательным ассистентом режиссера в интернете.
Основную работу по организации съемок осуществлял  «Фонд поддержки театра и кино» под руководством Айсуака Юмагулова. Заказчиками киноленты выступали американские киношники, неизменно присутствовавшие во всех рабочих моментах и определявшие ход съемок.

Первый день съемок полностью прошел в помещении музея имени Мажита Гафури. Народ, занятый в съемках, потихоньку стекался в музей и накапливался в центральном фойе. Это и актеры, разодетые в костюмы того времени и соответствующим образом загримированные, и работники съемочной группы, операторская группа. На столе стоял самовар, кружки, горы пирожков – оказывается так положено в киноискусстве – дабы уставшие могли всегда вовремя подкрепиться!
Как оказалось, производство фильмов – весьма хлопотное дело! Кое-как многочисленные подготовительные нюансы были закончены, и вот, режиссер Айсуак Юмагулов уже торжественно разбивает белую тарелку о треногу камеры – процесс пошел!
В первый день, так получилось, снимали заключительную сцену – сцену торжественных проводов американских друзей на Родину, после выполнения своей благородной миссии. Провожали меня и моих соратников от души – собрались наиболее колоритные личности того времени во главе с руководителем республики генералом Муртазиным, роль которого исполнял сам режиссер Юмагулов.
Был накрыт большой праздничный стол, уставленный башкирскими блюдами, играли музыканты на национальных инструментах, и, что было особенно приятно, танцевали башкирский танец стройные черноокие башкирские красавицы! Глядя на них, я чувствовал себя настоящим султаном, тем более их было трое, и Муртазин постоянно предлагал выбрать мне из них жену и остаться навсегда в Башкирии!
Атмосфера была действительно праздничная, мне раз за разом вручали памятные подарки в виде национальной одежды и шикарного серебряного пояса. Увы, после каждого дубля подарки забирали обратно…
Впервые в жизни я открыто курил трубку в музее. Благодаря привычке полковника Уолтера Белла. Накануне дотошные гримеры выщипали мне половину бровей и приклеили другие, американские! Глядя в зеркало, я все время ловил себя на мысли, что там, по ту сторону, настоящий американец.
Дубль снимался за дублем, клубился дым, постоянно наполнявший помещение ассистентами оператора, менялись планы, ракурсы, словом шла обычная работа в области киноиндустрии.
И вот, наконец, день завершен! Усталые, но довольные участники съемок, медленно расходились по домам. Впереди еще предстоял выезд на Павловку, где и должны были быть отсняты основные кадры будущего кино.

                Павловка

Павловка. С этим замечательным  словом у большинства жителей Уфы и республики связаны приятные воспоминания, ведь Павловское водохранилище – настоящий курортный рай!
Для работников кино здешние места также являются настоящей находкой, можно снимать сибирские таежные темы. Еще в далеком 1978 году киностудией «Мосфильм» здесь был снят фильм «Отец и сын», в котором мне, будучи студентом, довелось принимать участие в массовых сценах.
Село Красный Ключ, где расположилась база съемочной группы, встретило нас свежим снегом и легким уральским морозцем.
Маленькие, уютные гостиницы, гостеприимно распахнувшие для нас свои двери, приютили нас на несколько дней, наполненных интересными романтическими событиями. Вообще говоря, было такое ощущение, что находишься где-то в европейских Альпах – тихо, кругом заснеженные горы, на душе спокойствие и благодать!
Все эпизоды снимались в красивых, заранее подобранных местах, на которые добирались на микроавтобусах «Газель»
Что могут делать в таких местах бравые американцы, ведомые настоящим полковником в союзе с местными джигитами?
Конечно, заниматься настоящим мужским делом – охотиться!!!
Для такого дела всем актерам, занятым в этих сценах, были выданы настоящие винтовки того времени. И патроны! Кому холостые, а кому и вовсе пустые!
Местные охотники с приклеенными колоритными бородами производили неизгладимое впечатление на окружающих, в особенности на американского режиссера Остина. Он довольно потирал руки и хитро улыбался, не иначе предвкушая вручение Оскара!
Вечером в помещении школы снимали сцену дружественного ужина охотников после удачного промысла. Внутри юрты, где, естественно, был накрыт круглый стол, и велись съемки пиршества. А пировать было чем!
На деревянных блюдах дымилось свежее вареное мясо: баранина, говядина, зайчатина и, конечно же, курочка! Запивать все эти деликатесы нам предлагалось свежим настоящим кумысом!
Поначалу было, как то неловко на глазах у окружающих нас голодных людей объедаться этой вкуснятиной. Но режиссер после первого дубля решительно заявил – Ребята, вы много болтаете, но мало едите! Все должно быть натурально! Ешьте по настоящему!
Второй раз нам повторять этого было не нужно, мы стали с аппетитом вкушать эти яства и в последующих дублях, и между дублями.
Короче говоря, все получилось так, как надо, начальство было довольно, наши животы были наполнены под завязку – лично я на ужин не пошел…
Очень интересно было сниматься в сцене, когда полковник Белл совершал поездки по региону на зимних санях. Для съемок было выбрано небольшое извилистое озеро, толщина льда была небольшая, около 5 сантиметров.
Лошадка попалась довольно спокойная, явно ничего не боялась, хотя лед трещал постоянно, вызывая нешуточные опасения у оператора Рияза – он даже надел специальный гидрокостюм! Однако после десятка дублей лед выдержал все нагрузки – дедушка Мороз здесь поработал достаточно качественно!
В заключительной сцене снимали отправку заболевшего тифом Уолтера Белла на телеге в больницу. Вид у меня был настолько безжизненный, что гримерам потребовалось слегка подрумянить лицо, дабы не создавалось впечатление покойника…
Вот и закончены съемки. Теперь остается ждать, когда фильм будет смонтирован и озвучен. Может быть действительно, он получит какую- нибудь премию на каком-нибудь кинофестивале!
Возможно, и мы увидим эту киноленту на башкирских экранах…



 


Рецензии
Недавно я смотрела фильм "Ловец ветра" режиссера Айсуака Юмагулова, мне очень понравилось, надеюсь скоро выйдет на экраны и этот фильм.

Ива Ивлева   21.10.2010 12:00     Заявить о нарушении