3. 1 Общество Свидетелей Иеговы

3.1 Общество Свидетелей Иеговы

История возникновения Общества Свидетелей Иеговы. Общество Свидетелей Иеговы – одна из крупнейших на сегодняшний день религиозных организаций, которая распространена практически во всём мире, в том числе и в России.
Иеговизм является одним из поздних течений в протестантизме. Движение в действительности унаследовало некоторые этические принципы упомянутого религиозного течения. В частности необходимость для человека трудовой деятельности, которая поможет ему развить в себе лучшие качества и приблизиться к божественному, строгость по отношению к себе, подразумевающую добродетели и пр. Но, вследствие определённых особенностей вероисповедания, иеговизм считается сектантским и еретическим движением как католиками и православными, так и ортодоксальными протестантскими конфессиями1. А современные Свидетели Иеговы очень напоминают средневековых «крестоносцев», распространяющих свою веру по всей земле.
Иеговизм возник в последней четверти XIX века в США под влиянием охватившего страну экономического кризиса и снижения уровня жизни населения, которое обратилось к пессимизму и отчаянию. Ситуация напоминала времена, когда на историческую арену явилось христианство. Однако теперь это «обновлённое христианство» носило более агрессивный характер.
Идеологом движения стал бывший торговец Чарлз Тэйз Рассел (1852-1916). Он родился в городе Аллетени (США, штат Пенсильвания). Первоначально принадлежал к пресвитерианской церкви, затем вступил в конгрегационалистскую церковь. В 1870 году создал кружок по изучению Библии, который позднее был переименован в Народное общество исследователей Библии (Watch Tower Bible and Tract Society).
К 1909 году деятельность секты приняла международный характер. Главный отдел Общества был переведён в Бруклин (Нью-Йорк), где он и находится в настоящее время. Вскоре произошло слияние иеговизма с сионизмом. И у того, и у другого одна и та же идейная основа – признание «исключительности», «богоизбранности» и «особой миссии» еврейского народа. Именно поэтому иеговисты делали акцент на мировом господстве евреев. По словам исследователя иеговизма П.Л. Яроцкого, «библейская методология», на которой строят свои «теории» идеологи секты, не только лженаучна, но и крайне реакционна2.
Основы своего вероучения Рассел изложил в семи томах «Исследований Священного Писания». Свидетели Иеговы и по сей день продолжают изучать Библию и навязывают своё понимание окружающим, о чём свидетельствует, к примеру, статья под названием «Библия – книга, которую надо читать» из журнала «Сторожевая башня»3. В ней говорится, что «Свидетели Иеговы сделали выдающейся частью своей деятельности – поощрять людей регулярно читать Библию». А на здании типографии в главном отделе Свидетелей Иеговы в Бруклине (Нью-Йорк) жирным шрифтом написан совет: «Читай Божье Слово Святую Библию каждый день».
Умер Рассел в 1916 году. Его преемником стал Джозеф Ф. Рутерфорд, при котором Народное общество исследователей Библии было переименовано в 1931 году в организацию Свидетелей Иеговы. Основой названия является библейское изречение: «Вы – свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог»4.
Активная деятельность иеговистов привела к тому, что в 30-40-ее гг. XX века они подверглись арестам со стороны государства. Но они не прекратили свои выступления с проповедями, и дискуссии продолжались уже в судах. В США в результате обжалования решений судов низших инстанций Свидетели выиграли 43 процесса. Такие же благоприятные решения были вынесены верховными судами других стран, а профессор Ч.С. Браден писал в своих трудах: «Борьбой за сохранение своих гражданских прав они оказали большую услугу демократии, потому что этим они в немалой степени содействовали обеспечению прав всех меньшинств в Америке»5.
После смерти Рутерфорда в 1942 году во главе иеговистов встал Натан Х. Норр. Он выступил с предложением организовать согласованный учебный процесс для  Свидетелей, и в 1943 году была основана специальная школа для подготовки миссионеров – Библейская школа Сторожевой Башни Галаад. С того времени окончивших её посылали более чем в 140 стран мира. Собрания Свидетелей Иеговы появились в странах, где раньше их не было. Они добрались даже до Африки, где основали Церковь сторожевой башни или Китавалу. Ki-tawala – слово происходит от африканизированного английского tower – башня.
Религиозное учение Свидетелей Иеговы. Основатель иеговизма Рассел не имел никакого богословского образования – и для создания своей религиозной организации воспользовался различными учениями, которые были популярны в его дни. Так, например, движение адвентистов повлияло на отказ Рассела от веры в ад, а небольшая группа адвентистов, которую возглавлял Нельсон Х. Барбор, разожгла в нём интерес к предсказаниям конца света. От Барбора Рассел унаследовал веру в то, что в 1874 году Христос незримо вернулся в мир, а в 1914 году этот мир будет разрушен, и наступит Тысячелетие. Сенсационные предсказания Рассела о конце света привлекали к нему людей, и организация росла.
Несмотря на недостаток образования в области богословия и библейских языков, Рассел утверждал, что он один обладает истиной, и яростно нападал на все христианские течения. В результате, служители самых разных конфессий стали открыто обличать лжеучения и сомнительную репутацию Рассела.
Преподобный Дж. Дж. Росс опубликовал памфлет, в котором указывал, что Рассел «никогда не учился в высших учебных заведениях, практически ничего не знает о философии, историческом или систематическом богословии и абсолютно невежествен в библейских языках (то есть в еврейском и греческом)»1. Рассел пытался остановить распространение этой опасной для него информации – и подал на Росса в суд за клевету. Он проиграл это дело и обличил себя, солгав под клятвой, что он знает греческий язык. В конце судебного разбирательства Рассел признал, что всё, сказанное о нём в памфлете, – правда. С тех пор судебные разбирательства и скандалы стали обычным явлением для иеговистов.
До самой своей смерти в 1916 году Рассел продолжал привлекать к себе людей своими фантастическими толкованиями пророчеств и полными драматизма предупреждениями о том, что Армагеддон разразится в 1914 году. Когда указанный год прошёл, Рассел изменил дату на 1915 год.
Сменивший Рассела Рутерфорд продолжал пугать Свидетелей Иеговы концом света. Он издал книгу «The Finished Mystery» («Исчезнувшая тайна»), которая стала причиной разногласия, приведшего к расколу организации в 1931 году. Основная масса пошла за Рутерфордом под новым именем «Свидетели Иеговы» (до этого времени – «расселиты»), остальная часть самоорганизовалась в «Ассоциацию учеников по изучению Библии Зари». Рутерфорд предсказал, что в 1918 году Бог уничтожит все церкви и миллионы их прихожан, а к 1920 году все государства поглотит анархия2. Рутерфорд учил, что единственный способ избежать надвигающегося суда и разрушения – присоединиться к Обществу Сторожевой Башни. Страх перед Армагеддоном заставлял Свидетелей упорно трудиться, продавая книги Рутерфорда и прочие издания Сторожевой Башни. Когда пророчества о 1918 и 1920 годах провалились, Рутерфорд в своей книге «Millions Now Living Will Never Die» назначил новый срок3. Он учил, что Тысячелетнее Царство начнётся в 1925 году, когда оживут ветхозаветные святые: Авраам, Исаак, Иаков и Давид. Общество Сторожевой Башни даже построило роскошный особняк в испанском стиле под названием «Беф-Сарим» («Дом князей»), в котором эти воскресшие патриархи якобы должны были поселиться. Однако в особняк переехал Рутерфорд. Во время Великой Депрессии, когда рядовые Свидетели Иеговы без устали ходили по домам, продавая литературу Общества, и работали в Вефиле (штаб-квартира организации), Рутерфорд разъезжал на новенькой дорогой машине. Шесть лет спустя после его смерти  «от ветхозаветных святых всё ещё не было вестей, поэтому Общество продало «Беф-Сарим», закрыв ещё одну позорную страницу своей пророческой истории».
Под руководством Натана Х. Норра (1905-1977) Общество Сторожевой башни на время оставило пророчества и разработало иную стратегию. Поскольку многие учения Общества можно было опровергнуть с помощью ключевых стихов любого хорошего перевода Библии, Норр задался целью опубликовать другую Библию, которой могли бы пользоваться Свидетели Иеговы. Этот труд получил название «Перевод Нового Мира». В нём грубо искажался текст многих библейских стихов в интересах учения Сторожевой Башни. Самым ярким примером был стих Иоанна 1:1, который в обычных переводах ясно говорил о божественности Иисуса: «Слово было Бог». Свидетели Иеговы отрицают божественность Христа, и фраза звучит так: «…и Слово было божественным». Состав комиссии, создавшей этот «перевод», хранился в тайне. Только председатель комиссии Фредерик Франк изучал греческий язык в Университете Цинциннати, который так и не окончил. Еврейский язык он учил самостоятельно. После смерти Норра Франц стал очередным президентом Общества Сторожевой Башни.
Следует принять во внимание, что в самой Библии говорится, «что придут многие лжепророки и скажут, что говорят от имени Бога». Уже одно лжепророчество делает произносящего его лжепророком. Как известно, ни одно предсказание Общества Сторожевой Башни о конце света в 1914, 1915, 1918, 1920, 1925 и 1975 годах не воплотилось в реальности.
Свидетели Иеговы отрицают догмат о Троице, но признают три её ипостаси1. Источником всей жизни является Бог Иегова. Божественность Иисуса Христа отрицается. Иеговисты считают, что Христос создан Иеговой непосредственно и являлся первым ангелом, весь остальной мир сотворён через него. По словам Свидетелей, до своего рождения на земле в качестве совершенного человека Иисус носил имя Архангел Михаил или Михаил Логос (Слово).
Свидетели учат, что «Бог больше Иисуса», «Иисус сам подтверждал это словами: «Отец Мой более Меня». Поэтому они верят, что «Иисус не равен Своему Отцу, как это говорится в учении о Троице; наоборот, Он был создан Богом и подчинён ему»2, а «люди назвали Христа Богом исключительно по проискам и внушению сатаны».
Бог иеговистов вечен, но единоличен. Они верят в то, что когда «сатана был ещё «осеняющим херувимом», он создал «невидимое небо». Потом он впал в гордыню и пошёл против Иеговы, который «устроил новое небесное господство», то есть Царство небесное. В Писании же отсутствует указание на то, что «какой бы то ни было ангел сотворил некое невидимое небо»3.
Иеговисты верят в ангелов, подчинённых Христу, и демонов во главе с Сатаной. Однако существование ада отрицается. А вот учение об Армагеддоне разработано очень тщательно. Общество Сторожевой Башни проповедует, что только избранная группа Свидетелей, известная как «144 тысячи» или «помазанные», в настоящий момент имеет праведность Христову. Они рождены свыше и будут царствовать с Христом на небесах, войдут в его правительство. «Другим овцам» или «великому множеству» обещана вечная жизнь в земном раю после Армагеддона. Воскреснут также те, кто умер, не став иеговистом, но им предстоит пройти испытание.
Спасение, по представлениям иеговистов, «зависит от наших дел». Прежде всего человек должен «прийти за спасением к организации Иеговы», а потом исполнять всё, чему она учит. Таким образом, основанием спасения считаются не личные взаимоотношения с Христом, но принадлежность к организации Свидетелей Иеговы.
Общество Сторожевой Башни учит, что душа не может существовать вне тела. Свидетели Иеговы верят, что смерть означает конец всякого разумного существования: «Умерший совершенно мёртв и нигде не живёт дальше». Под адом понимается могила, а те, кого Бог, в конечном итоге, осудит, будут уничтожены и просто прекратят своё существование. 
Библия учит, что каждому дана способность понимать Слово Божье и правильно применять его в своей жизни. Свидетели Иеговы полагают, что толковать Библию могут только они, и ни один человек не может познать истину без помощи этой организации.
Общество Сторожевой Башни запрещает своим последователям отмечать дни рождения и другие праздники (Рождество, Пасху и пр.), кроме одного – Вечери поминания смерти Христа, что выглядит несколько странным. Верующие собираются после захода солнца за столом, на котором должен быть пресный хлеб и сухое красное вино.
«Мы не хотим высмеивать или унижать ни одного Свидетеля Иеговы лично, – пишет Джоел Гроут, – как правило, это искренние и преданные своей вере люди; в каком-то смысле, они больше напоминают потерявшихся овец, чем хищных волков, поскольку они обмануты организацией, за которой стоит целая история лжепророчеств и лжеучений»1.
Деятельность секты на современном этапе. Общество Сторожевой Башни имеет большую власть над Свидетелями Иеговы, запрещая им принимать переливание крови, отмечать дни рождения и праздники, участвовать во многих других обычных делах. При помощи этой системы строгих запретов Общество создаёт между Свидетелями и остальными людьми стену отчуждения.               
Общество Сторожевой Башни претендует на роль единственной организации, которую Бог избрал в наши дни для того, чтобы говорить от его имени и учить людей его истине2.
Общество Сторожевой Башни издаёт свыше 20 миллионов экземпляров своих журналов в неделю, а более 5 миллионов Свидетелей Иеговы проповедуют публикуемые в этих изданиях учения в 230 странах мира, и им «уже удалось справиться со многими проблемами»3.
Офисы Свидетелей Иеговы охватили сетью страны Западной Европы (Великобритания, Испания, Италия, Франция, Германия), Россию и страны СНГ, Африку, Австралию, Израиль, Японию, Финляндию.
В России иеговисты впервые появились в конце прошлого века. В 1891 году Рассел посетил Россию, чтобы встретиться со своими последователями.
К 1946 году в СССР насчитывалось 8633 Свидетеля Иеговы, а в 1956 году более 17 тысяч человек4. Репрессиям они подвергались в 1949 и 1951 годах. Официально организация была признана в СССР в 1991 году.
На 1 января 1992 года в России было зарегистрировано одно религиозное объединение секты Свидетелей Иеговы, а на 1 января 1995 года – уже 105, причём активно действующих не только по месту своей регистрации5. 
Известно, что сейчас в Санкт-Петербурге – около 15 тысяч активных адептов Свидетелей Иеговы, в Кемерово – около 300 активных адептов этой организации, в Екатеринбурге и области примерная численность активно действующих адептов – 850 человек, в Вологде и Вологодской области – 200, в Челябинской области – 140-200, в Хабаровском крае – 5000, в Саранске – 50, в Петрозаводске – 200, в Магадане – 50, в Красноярском крае – 4000, в Южно-Сахалинске – 150, в Ярославле и Ярославской области – 70-100, в Перми и Пермской области – 1000, в Белгороде и Белгородской области – около 1500, в Астрахани и Астраханской области – 300, во Владивостоке – 2500, в Мурманске – 60, в Ставрополе – 15001.
Места расположения секты Свидетелей Иеговы в России: Архангельск и Архангельская область, Астрахань и Астраханская область (2 зарегистрированные и не менее 10-12 незарегистрированных общин), Белгород, Биробиджан, Благовещенск, Владивосток, Владикавказ, Вологда и Вологодская область, Воронеж и Воронежская область, Екатеринбург и Свердловская область (зарегистрирована 1 община и 7 не зарегистрировано), Иркутск, Ижевск, Йошкар-Ола, Казань, Калининград, Кемерово и Кемеровская область (Белово, Новокузнецк, Прокопьевск, Осинники, Таштагол, Междуреченск), Краснодарский край (Краснодар, Новороссийск, Анапа, Геленджик, Ейск, Абинский и Крымский районы, Славянский, Темрюкский и Красноармейский районы, Приморско-Ангарск и др.), Красноярск и Красноярский край (60 общин во всех районах, за исключением Эвенкии), Курск, Липецк, Магадан, Москва и Московская область (Серпухов, Калининград, Орехово-Зуево, Ногинск, Красногорск, Балашиха, Раменское, Шатура, Сергиев Посад и др.), Мурманск, Нижний Новгород, Новосибирск и Новосибирская область, Орёл, Пермь и Пермская область, Петрозаводск, Петропавловск-Камчатский, Псков, Ростов-на-Дону и Ростовская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Саранск, Сарапул, Ставрополь и Ставропольский край (Невинномыск, Георгиевск и др.), Тверь, Улан-Удэ, Ульяновск, Уфа, Челябинск и Челябинская область, Чита, города Хабаровского края, Южно-Сахалинск, Якутск, Ярославль и Ярославская область и др.2
Управленческий центр иеговистов в России находится в Москве. Управленческий центр в Санкт-Петербурге: посёлок Солнечное.
Свидетели Иеговы распространяют в России, как и в других странах СНГ журналы «Сторожевая башня» и «Пробудитесь!», а также разнообразные листовки и буклеты. Все эти издания отличает высокое качество полиграфии.
В Санкт-Петербурге Свидетели Иеговы ведут активную деятельность. Об этом сообщается на страницах местных газет и журналов. Корреспондент «Российской газеты» Сергей Алёхин писал в 1999 году в октябрьском номере газеты, что если «в Татарстане вольготно ваххабитам, то в Петербурге чувствуют себя как дома Свидетели Иеговы»3.
Идеологическая обработка города началась в 1992 году, когда «А. Собчак, будучи мэром, разрешил проведение в Санкт-Петербурге трёхдневного международного конгресса Свидетелей Иеговы, на который съехались со всего мира 42 тысячи иеговистов»4. После данного мероприятия иеговисты «пошли в народ» с Библией в руках и пророчествами Армагеддона, распространяя клевету на «ложные религии христианского мира», обвиняя их во всех бедах человеческих.
Согласно статистике, приведённой в приложении к «Независимой газете» («Религии») от 8 сентября 1999 года5, в российском филиале секты находятся 70% женщин и 30% мужчин, общий возраст от 9 до 70 лет. Мужчины занимают все руководящие посты. Их количество в возрасте 9-20 лет составляет 24,4% (женщин в этом возрасте – 12,6%), в возрасте 20-30 лет – 35,1% (женщин – 22,4%), в возрасте 30-40 лет – 10,6% (женщин – 16,1%), в возрасте 40-50 лет – 13,6% (женщин – 16,1%), в возрасте 50-60 лет – 10,6% (женщин – 16,7%). По профессии: директора, управленцы и научные работники составляют 6,3%, педагоги и студенты – 15,6%, пенсионеры – 39,1%.
Губернатор В. Яковлев так же, как и А. Собчак, не препятствовал развитию деятельности иеговистов в Санкт-Петербурге, мотивируя это отсутствием законодательной базы по данной проблеме.   
Ещё на заре своего существования Общество Сторожевой Башни стало прибегать к нетипичным для того времени методам вербовки адептов.
В 1912 году Свидетели Иеговы начали работать над «Фотодрамой творения»1. Период от сотворения мира до конца Тысячелетнего Царства Христа был представлен зрителям посредством слайдов и кинофильмов. Это кинематографическое новшество явилось предшественником звукового кино.
К 1933 году Общество делало доклады на библейские темы, используя 403 радиостанции2. Впоследствии иеговисты стали посещать людей по домам: они приносили для прослушивания на граммофонах пластинки с записями о Библии или приступали к домашнему чтению.
«Чемпионами» по методичности вербовки исследователи признают именно членов секты Свидетелей Иеговы, «которые обходят квартал за кварталом, квартиру за квартирой, иногда по нескольку раз, вооружившись подробной инструкцией, содержащей 86 способов завязывания контакта и вступления в беседу с потенциальными адептами»3.
Цель, которую преследуют сектанты, заключается в том, чтобы вербуемый безусловно принял верования, практику и характерные черты личности, предписанные группой. Успешное обращение сопровождается радикальным изменением сознания человека, что влечёт за собой замену прежнего жизненного стиля, словарного запаса, интересов, друзей и ценностей тем, что предписано культом.
На вовлечение новых членов в свои ряды сектанты затрачивают разное количество времени: например, муниты проводят быстрые вербовки (в течение нескольких дней), а вот Свидетели Иеговы действуют гораздо медленнее и незаметнее. Они посещают еженедельные пятичасовые собрания, где учатся убедительно говорить, преодолевать возражения других людей, подтверждать свои убеждения ссылками на Библию. В практических занятиях иеговисты также постоянно совершенствуют своё мастерство.
Свидетели Иеговы проходят следующие этапы, вербуя людей в секту4:
– установление власти, которое включает первоначальное информационное обсуждение и раздачу литературы Сторожевой Башни. При этом иеговисты возвращаются снова и снова, чтобы оставить новые номера своих журналов. Активно используют для общения телефон;
– формальное изучение Библии. Иеговисты интересуются, насколько хорошо человек ориентируется в библейском тексте, задавая вопросы типа «вы знаете, что такое Армагеддон и в какой части Библии сообщается об этом событии?» Затем они предлагают выслушать свою точку зрения, «вступают в богословские и философские споры, основанные не на традиционных знаниях, а на эклектически-абсурдистской информации, которая циркулирует в сектантской среде»;
– подмена Библии её переводом, сделанным Свидетелями;
– подрыв доверия к различным организациям (церкви, правительству, учебным заведениям);
– советы остерегаться противников, то есть друзей и родственников, душами которых может завладеть дьявол, чтобы отвратить от общения со Свидетелями;
– посещение встреч (для осуществления контроля за сознанием ученика);
– социальная изоляция является следствием всех ранее предпринятых шагов и подразумевает: возражения против праздников и других поводов, по которым семья традиционно собирается вместе; запрещение курения как особо тяжкого греха, а не только из-за ущерба, которое оно может принести здоровью; уход от политической жизни; отказ от всех остальных религиозных воззрений и служб, рассмотрение их в качестве служения сатане;
– внушение повторением (чтение одних и тех же книг);
– принудительное внушение (наказание за грехи).
Приведём случаи из жизни людей, испытавших на себе влияние секты Свидетелей Иеговы:
Николай
Со Свидетелями Иеговы я познакомился очень оригинально. Дело было в феврале 1992 года. Произошло это по пути в Православную церковь, куда я с женой шёл венчаться. Соседка, увидев нас, спросила, куда мы направляемся. Мы рады были сообщить ей о своём намерении, так как знали, что она верующий человек. Каково было наше удивление, когда она сказала, что это не угодно Богу. Конечно, это не помешало нам пройти обряд.
Мы довольно часто виделись с соседкой, и я спросил её, почему она так считает. Она обрадовалась моему вопросу и предложила разобрать его с помощью Библии. Мне было интересно! И я с радостью принял предложение соседки изучать Библию.
Летом того же года мы с женой стали посещать собрания и думать о крещении. Оттягивать это событие смысла не было, так как не было причин сомневаться в кристальной чистоте организации Свидетелей Иеговы и в том, что Бог руководит только этой организацией. Да и о «признаке последних дней» говорилось очень много. Думали, что дочка не успеет и в школу пойти, как грянет Армагеддон. Так что 9 августа 1992 года мы с женой крестились.
 Я очень гордился тем, что я Свидетель Иеговы. Мне нравилось ставить в тупик членов других конфессий. Со временем я научился это делать с помощью двух, максимум четырёх вопросов. Конечно, это придавало уверенности в том, что я в правильной религии.
Так продолжалось до одного судебного процесса, который коснулся моего друга. Он, как и я, был Свидетелем Иеговы и предстал перед судом за отказ от штатской службы, которая была предложена ему взамен военной. Ему вынесли приговор 1,5 года тюремного заключения. Проблема, на которую я обратил внимание, заключалась в следующем: ещё до суда многие в собрании искали аргументы, которые бы показывали, почему Свидетели не принимают штатскую службу. Естественно, ни одного библейского принципа никто не нашёл. Единственное, что было принято во внимание, это следующая цитата: «Проверка исторических фактов показывает, что Свидетели Иеговы не только отклонялись носить военную форму и браться за оружие, но что они в течение прошедших пятидесяти лет отказывались исполнять и безоружную военную службу или другие рабочие задания взамен военной службе».
Сразу после вынесения приговора я встретился с начальником военкомата и попросил показать законы о военной и штатской службе. Он предоставил мне их. Во всех документах было чётко подчёркнуто, что штатская служба не является частью военной. Об этом открытии я сообщил старейшине, однако он сказал, что это уловка властей. Когда я посоветовал ему прочесть законы, то он ответил, что не собирается этого делать. 
Такой исход натолкнул на мысль о том, что в собрании я не смогу найти ответы на свои вопросы.
В это время в нашем городе появилась возможность подключиться к Интернету. Первым делом я стал искать зарубежных Свидетелей Иеговы. Я надеялся на то, что они помогут мне разобраться с обнаруженной проблемой. Однако я так никого и не нашёл. Зато нашёл большое количество страниц об истории и учениях Свидетелей Иеговы.
Я написал письмо в филиал общества, в котором описал свою проблему и вставил все вопросы, которые меня волновали. Ответа я так до сих пор и не получил... Единственное, что я получил, это порицание и лишение общения.
Из этого я сделал вывод, что общество прекрасно понимает, к каким последствиям может привести знание ВСЕЙ истории данной организации. По этой причине эта история очень тщательно скрывается.
Я до сих пор не могу осознать то, насколько сильно отличаются дела Свидетелей Иеговы от их слов. Если бы мне была известна история Свидетелей ещё до крещения, то, конечно, я бы никогда не связал с ними свою жизнь1.
Как видно из рассказа Николая, признаки тоталитарной секты налицо. Данная община (автор не указывает, в каком городе произошли эти события) использовала все вышеперечисленные методы вербовки новых членов и удержания их внутри организации.
На основании следующего отрывка можно проследить, как меняется психологическое состояние человека, оказавшегося в секте Свидетелей Иеговы:
Козлова В.П. – о своей дочери
В её глазах исчез живой, энергичный блеск, появился «стеклянный» взгляд. Она стала безразличной ко всему, что не касалось дел секты. Всё время она тратила на хождение по квартирам жилых домов и проповеди, на распространение журналов и буклетов на улицах, на ремонт арендованного сектой зала для проведения собраний, который стала называть «Залом царства Иеговы».
Школьные и семейные дела её уже не интересовали, она перестала встречаться со своими друзьями и собиралась бросать школу, чтобы проповедовать и спасти больше людей от гибели «в надвигающемся Армагеддоне». Под воздействием сильнейшего психологического давления на мою дочь со стороны лидеров секты она бросила после первого курса Педагогический университет им. Герцена, в который всё-таки поступила по моей просьбе. Мне она сказала, что не может учиться, так как не собирается работать на «дьявольское государство», а «образование, которое дают Свидетели Иеговы, – лучшее в мире»2.
Нами уже отмечалось, что история существования организации Свидетелей Иеговы неразрывно связана с судебными процессами и разбирательствами. Внутри секты жизнь также нельзя назвать спокойной: сокрытие истории организации от собственных верующих вполне может привести к расколу. Причиной одного из таких конфликтов явилось обвинение «в лицемерии за ассоциацию с организацией, которую секта демонизировала», а именно с Организацией Объединённых Наций.
Общество Сторожевой Башни «80 лет отвергало ООН и её предшественницу Лигу Наций, веря, что они являются мировой империей ложной религии, предсказанной в книге Откровение»3. Свидетелям Иеговы удалось приобрести статус Неправительственной Организации в составе ООН. Известно, что для получения такого статуса, организация должна разделять идеи хартии, являться некоммерческим учреждением, проводить эффективные информационные программы, рассказывающие о деятельности ООН. «Не пользующиеся популярностью Свидетели верят, что эта связь, о которой они не сообщили соверующим, призвана достичь большего уважения в глазах скептически настроенных правительств, не желающих признать Свидетелей, таких, как, например, французское»1.
На страницах британской «Гардиан» развернулась дискуссия. 15 октября 2001 года корреспондент религиозных новостей Стивен Бейтс сообщал, что после появления статьи в прошлом номере газеты Свидетели Иеговы поспешно вышли из ООН2.
Упомянутые выше события стали известны всему миру. И Свидетели Иеговы требовали разъяснения ситуации у своих старейшин. Те, в свою очередь, обвинили Бейтса в допущении фактических ошибок и назвали цель своей регистрации в ООН: доступ в крупную библиотеку ООН для поиска и получения информации, которая использовалась для написания статей об ООН для журналов Общества Сторожевой Башни. Такую версию выдвинули иеговисты США, Великобритании, Германии. Сотрудники библиотеки ООН в Нью-Йорке рассказали, что «правила выдачи пропусков не зависят от статуса Неправительственной организации или какого-либо ещё статуса».
Конфликт завершился тем, что некоторые Свидетели Иеговы покинули свою организацию.
Свидетели Иеговы испытывают негативное отношение к межрелигиозным контактам, поскольку убеждены, что христианский мир предал Бога и Библию, а их собственная религия является единственно правильной.
В настоящее время Свидетели Иеговы испытывают преследования в 25 странах мира, в том числе и в России.
Общество Свидетелей Иеговы было классифицировано как деструктивная религиозная организация или тоталитарная секта ещё в 1996 году в:
–  «Итоговом заявлении участников российской научно-практической конференции «Тоталитарные секты (деструктивные культы) и права человека» (Санкт-Петербург, 11-12 января 1996 года), а также в официальном «Обращении к россиянам…» и «Обращении к средствам массовой информации…» участников этой конференции;
– Аналитическом вестнике Государственной Думы Российской Федерации «О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций», 1996 г.;
– Итоговом заявлении Международного христианского семинара «Тоталитарные секты в России» (16-20 мая 1994 года, Москва);
– Постановлении Государственной Думы РФ «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания РФ «К Президенту РФ об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России» от 15 декабря 1996 г.;
– Информационном материале Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ «К докладу о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим» от 1996 года3.
Финансирование секты, её доходы являются наиболее щепетильными темами при беседе со Свидетелями. Журнал иеговистов «Сторожевая Башня» непрестанно заверяет своих читателей в том, что у них «никаких денежных сборов никогда не производится» или что «никто из Свидетелей не получает зарплаты за то, что служит Богу, и не стремится её получать. На встречах даже не проводится денежных сборов». Но пожертвования в собрании делаются регулярно. Свидетели Иеговы называют эти «денежные сборы» секты «привилегией» или «самоотверженной помощью:
– «Пожертвование на всемирное дело» («На дело царства»);
– «Дары» – денежные пожертвования, участки, ювелирные изделия, другие ценности;
– «Дары на условиях» («Обусловленное дарение») – предоставление денег в распоряжение Общества с возможностью их возврата по требованию;
– «Страховки» – общество выступает бенефициарием страхования жизни или пенсионных сбережений;
– «Недвижимость» – пригодное для продажи недвижимое имущество может быть пожертвовано Обществу, как прямой дар;
– «Завещания» – на имущество и деньги1.
Помимо пожертвований, важной частью дохода секты является использование «бесплатных бригад добровольцев», которые трудятся безвозмездно.
Таким образом, Общество Сторожевой Башни – «это уникальная организация, своего рода экономическая корпорация по воспроизводству самой себя. Человеку предлагают некую веру, оформленную в виде культа – некритического и слепого поклонения, что даёт возможность манипулятивной эксплуатации адептов»2.

1 Таевский Д.А. Христианские ереси и секты 1-21 веков. – С. 156.
2 Яроцкий П.Л. Кризис иеговизма. – С. 41.
3 Библия – книга, которую надо читать//Сторожевая башня. – 1994. - № 10. – С. 5.
4 Таевский Д.А. Христианские ереси и секты 1-21 веков: Словарь.  – С. 156.
5 Там же. С. 157.

1 Гроут Джоел Б. Факты: что вам следует знать о Свидетелях Иеговы. – Центр апологетических исследований, 2001.
2 Там же.
3 Там же.

1 Таевский Д.А. Христианские ереси и секты 1-21 веков: Словарь.  – С. 157.
2 Во что верят Свидетели Иеговы: буклет Общества Сторожевой Башни. – Pensylvania: Watch Tower Bible and Tract Society, 2001. – 6 с.
3 Казаков О. Иеговизм: культ галантерейщика // http://www.zagorsk.ru.

1 Гроут Джоел Б. Факты: что вам следует знать о Свидетелях Иеговы. – Центр апологетических исследований, 2001.
2 Все учения Свидетелей основаны на Библии, благодаря чему Свидетели никогда не станут сектой // Пробудитесь! – 1997. – № 19. – С. 10-11.
3 Там же. С. 10.
4 Религиозные объединения Российской Федерации: Справочник. – М., 1996.
5 Справочник: деструктивные культы // www. geocities.com.

1 Справочник: деструктивные культы//www. geocities.com.
2 Там же.
3 Алёхин С. Вопрос питерскому градоначальнику В. Яковлеву: вы – губернатор или просто свидетель? // Российская газета. – 1999. – 2 окт.
4 Козлова В.П. Письмо в редакцию… Деятельность Свидетелей Иеговы в Петербурге // www. watchtower.ru.
5 Свидетели Иеговы в зеркале статистики // Незав. газета. Религии. – 1999. – 8 сент. – С. 2.

1 Таевский Д. А. Христианские ереси и секты 1-21 веков: Словарь. – С. 156.
2 Там же.
3 Волков Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах // Журнал практического психолога. – 1996. – № 3. – С. 78.
4 Рид Дэвид А. Как обыкновенные люди попадают под контроль культа. Комментарии от друзей // http://www. watchtower.ru.

1 Семь лет из моей жизни // http://www. jw-and narod.ru.
2 Козлова В.П. Письмо в редакцию… Деятельность Свидетелей Иеговы в Петербурге // http://www. watchtower.ru.
3 Бейтс С. Запрос о связях Свидетелей Иеговы с ООН. По материалам газеты «Гардиан». – 2001. – 8 окт. // http://www.watchtower.times.lv.

1 Бейтс С. Запрос о связях Свидетелей Иеговы с ООН. По материалам газеты «Гардиан». – 2001. – 8 окт. // http://www.watchtower.times.lv.
2 Бейтс С. Лицемерные Свидетели Иеговы отказываются от секретной связи с ООН. По материалам газеты «Гардиан». – 2001. – 15 окт. // http://www.watchtower.times.lv.
3 Справочник: деструктивные культы // www. geocities.com.


Рецензии
От одной моей знакомой две тётушки отцепились только тогда, когда я пообещал тут же, на лестнице перевести их из "Свидетелей..." в потерпевших.
Иных слов не понимают.

Владимир Репин   11.09.2010 02:20     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.