Выбор

- Тебя подвезти? – неожиданно спросил Влад.
- Ой, да, конечно, если ты можешь, а то я, как всегда, опаздываю.
Светлана примеряла туфли. Никак не могла выбрать, какие ей надеть. Спросила няню:
-Люд, какие больше подходят?
- Я жду тебя на улице, - сказал Влад и вышел.
Люда, держа на руках маленькую Юльку, оценивающе склонила голову набок.
- Эти вроде ничего… Да, такой каблук сюда в самый раз…
Выбежал Виталька и вцепился в мамину юбку:
- Ма-а-а, не уходи, ма-а-а…
Светлана присела на корточки:
- Витася, зайчик, я скоро приду, вот увидишь, немного поработаю, и приду, хорошо? – не дожидаясь ответа, она схватила сумку и быстро помахала всем рукой. – Люд, если что – звони! – и выбежала на лестничную клетку.
Сбегая вниз по ступенькам, она ещё раз проверила содержимое сумки, и подумала: «Слава Богу, что Влад подвезёт, сегодня же совещание! Если бы ещё раньше на полчаса, выпили бы с ним кофе по-быстренькому где-нибудь, надо же когда-то общаться!»
Она выбежала из подъезда. Машина уже стояла во дворе. Влад, не вставая с водительского места, приоткрыл для Светланы дверь, и она юрко плюхнулась на переднее сидение.
- Фух! Ты меня очень кстати подвозишь, - сказала она и улыбнулась. – Я ещё успею накраситься!
Влад завёл мотор:
- Поехали?
- Поехали! – Светлана откинула подвесное зеркало над лобовым стеклом и стала наводить тушью ресницы. Она уже наловчилась краситься на ходу, и неровности дороги ей не мешали. – Так, ещё чуть-чуть… - она достала помаду и навела губы. – Всё, готово!
Влад молчал и сосредоточенно вёл машину.
- Так вот, - продолжила Светлана. – Я подумала, что, если бы мы на полчаса раньше выехали, могли бы выпить где-то вместе кофе, поговорить… А то в последнее время нет времени пообщаться…
- Да, - сказал Влад, - я как раз хочу тебе кое-что сказать.
Светлана повернула к Владу голову.
- Сказать? Ну, говори!
Влад молчал. Пробок на дороге не было, машина плавно мчалась в центр города.
- В общем, так. У меня есть подружка.
- Подружка?.. Какая подружка?
- Подружка. Девушка. Мы встречаемся.
Светлана переспросила:
- Встречаетесь?.. – Влад часто встречался с разными людьми, в том числе и по вечерам, его друзья были из музыкальной тусовки, парни и девушки, Светлана не могла понять, что он пытается сказать. И тут её осенило:
- А секс был?
- Да, был. Один раз.
- М-г…..

«Вот это прикол… Так он мне говорит о том, что он мне изменяет? Оригинально! Ах, ты ж честный ты мой, твою мать! Сердобольный ты мой! И чего мне теперь?..»

- А зачем ты мне об этом говоришь?!
- Я считаю, что должен об этом сказать.
«Твою мать…»

- Ты знаешь, у меня в жизни тоже была такая ситуация – я встречалась сразу с двумя. Так это же ужас! С ума можно сойти, реально.

«Ой, вот это я зря…»

Влад промолчал. Потом сказал:
- И такое бывает.
Машина подъехала к офису Светланы.
Она молча смотрела перед собой. Потом сказала:
- Ты, главное, голову не потеряй!
Влад улыбнулся:
- Точно - это самое главное. Приехали.
Светлана взяла свою сумку и приоткрыла дверцу:
- Ну, пока, что ли?
Влад серьёзно посмотрел на неё:
- Да, пока.
Завёл мотор и, отъехав, повернул на дорогу.

До начала совещания оставалось 15 минут. В офис заходили подчинённые Светланы, здоровались с ней. Светлана подошла к администратору:
- Наташ, поставь стулья полукругом, пусть все присаживаются, столик поставь, чайник, печенье подготовь. Я сейчас выйду, буду к самому началу.

Она вышла и направилась к ларьку за углом. «Нужно срочно покурить!» - думала она. Светлана не курила с тех пор, когда впервые забеременела. Она стойко держалась всю беременность, потом весь период грудного вскармливания. После того, как Виталька отказался от груди, месяцок себя побаловала, втайне от всех, как начинающая школьница, потом обнаружила, что снова беременна. Юльке уже полтора, кормление осталось только по ночам… «Нет, если сейчас не покурю – умру», - решила Светлана и подошла к ларьку. «Так, что же выбрать? Женские не люблю, Кент и Кэмел всякий – туфта, остаётся Мальборо и Президент. Мальборо – мои любимые, но возьму Президент – они помягче».

- А у вас поштучно не продаются?
- Нет! – с презрением сказала тётка в ларьке.
«Да, я уже отстала от жизни…» - подумала Светлана и протянула двадцатку:
- Тогда Президент и зажигалку. И Орбит.


Светлана спряталась за ларёк, чтоб её не было видно из офиса, и долго прикуривала от зажигалки. Ветер тушил огонь, и вообще, она уже забыла, как быстро затягиваться. «Вот это да… Что за бред? Какая ещё подружка? Романтики захотелось? Ну да, конечно, какая со мной уже романтика… Утром убегаю в офис, поднимаю бизнес, он приходит поздно ночью, работа-то у него вечерняя, детей уже не видит, меня не видит… Да и я ещё сглупила – рассказала ему как-то, что секс сам по себе меня особо и не интересует… Мне нужны отношения, любовь, поездки, события, совместное дело… Нельзя мужику так открываться, неправильно поймёт… Но он не прав… Он мой муж, я его люблю… Вряд ли с кем-то другим я смогу воспитывать его детей… Нет, парень, не всё так просто… Так просто это не кончится…»

Она решительно выбросила окурок в мусорник, забросила в рот подушечку Орбит и пошагала в офис. Заходя в своё помещение на первом этаже, она заметила, что окна следует уже помыть, да и вывеску «Развивающий клуб для родителей с детьми» обновить пора. «Разберёмся», - подумала она и вошла в прихожую.

Коллеги-преподаватели послушно сидели на стульчиках, стоящих полукругом, пили чай и обсуждали свои проблемы.

Светлана вошла без одной минуты десять.
 - Доброе утро всем! – энергично прошла она в центр полукруга и села на своё место. Коллеги насторожились, так как совещание было экстренным, ожидалось изменение условий работы.
- Первым делом хочу спросить: что я кому должна? – сказала Светлана. Коллеги удивлённо смотрели на неё, потому что такие вопросы обычно обсуждались впопыхах и в кулуарах.
-Нам не хватает пособий!
-Нам недоплатили зарплату за май!
-Нам нужно добрать людей – группы неполные!
Посыпался град жалоб и предложений.
- Наташа, записывайте! – сказала Светлана администратору. Наташа аккуратно записала все просьбы. Когда просьбы закончились, Светлана встала. Выдержала паузу. И, собравшись с духом, сказала:
- Дорогие мои. Я всех вас очень люблю и уважаю, работаете вы отлично, мы все вместе начинали с нуля. Но для того, чтобы выжить в будущем, мы должны поменять стратегию. Наш клуб отличается от всех остальных тем, что на уроках мы умеем создавать неповторимую атмосферу дружбы и поддержки. Занятие в группе ведут два преподавателя. Это создаёт дух команды, дух товарищества, вызывает больше доверия у посетителей. Но сейчас нам нужно взять новый рубеж. Научиться вести занятия с таким же эффектом… по одному.

Коллеги загудели.

- Как – по одному? Вы же сами сказали, именно наша командность отличает нас от конкурентов, клиенты начнут расходиться!
- Они не смогут оставлять с нами детей, если в группе будет только один преподаватель. А ведь они хотят тоже иметь свободное время, а не всё время присутствовать на занятии!
- Нам вдвоём легче готовиться!

Светлана молча слушала. Когда реплики закончились, снова выдержала «паузу уважения».

- А теперь слушайте меня внимательно. Вы работаете в парах и уже давно потеряли бдительность. Я была недавно на нескольких уроках. Пока один преподаватель излагает материал, другой в это время на глазах у родителей позорно готовит пособия! Которые не успел приготовить дома. Вместо того, чтобы вести занятие в тандеме, дополняя друг друга, вы просто поделили время друг с другом, и, следовательно, получаете зарплату вдвое больше реально заработанной. Зарплата у вас идёт за 45 минут, а работаете вы каждый по 20 минут. Это понятно? Дальше. Ваша зарплата. Сейчас каждый из вас получает 25% дохода за одно занятие. В сумме, вдвоём – 50% от стоимости занятия. Когда вы будете работать по одному, зарплата ваша увеличится. Каждый из вас станет получать 30% от дохода за одно занятие. От этого выиграет и клуб, так как его доход увеличится от 50% до 70% от одного занятия. Понимаете? Мы сможем покупать больше пособий и тратить больше на рекламу. Кроме того. Сейчас вас 20 человек. Вы работаете по двое в группе, тем самым у нас получается 10 рабочих групп. Когда вы будете работать по одному, каждый из вас сможет взять отдельную группу. Это поможет клубу расширить свои возможности, удвоив количество групп, и не привлекая для этого неквалифицированных преподавателей со стороны.
Как видите, это необходимые меры, и у нас остался месяц на подготовку. С Нового Года мы начинаем работать по новой схеме.

Коллеги задумчиво подсчитывали свои выгоды от этого безвариантного предложения, и Светлана, воспользовавшись паузой, сказала:

- Наташа, прошу Вас продолжить дальше вести совещание, по поводу Новогодних утренников. Составьте график по группам, назначьте ответственных за сценарии и сметы. Через неделю прошу предоставить сметы, чтобы мы смогли вовремя всё закупить, пока материалы не подорожали. Всё. Прошу простить, мне нужно вас покинуть. Я на связи!

Светлана вышла в прихожую, чтобы одеться. Она почувствовала острую потребность выйти на свежий воздух. Она торопливо наклонилась, чтобы надеть ботинки, и вдруг почувствовала ком в горле и головокружение. Смутная догадка осенила её, и она прожогом бросилась в уборную.

Выйдя из уборной, она долго умывалась водой из-под крана, смывая остатки макияжа. Потом долго пила холодную воду. Потом оделась и незаметно вышла.

- Ёлки-палки… Всё это смахивает на токсикоз… Третий ребёнок?...

Она долго шла по парковой аллее. Снова хотела закурить и боролась с собой. Закурила. И после первой затяжки выбросила сигарету. Перехотелось.

- Вот это я попала… Неужели снова беременна? Вот Влад обрадуется… Нужно ему сказать… Не, пока подожду, сделаю тест.

Она зашла в аптеку, купила тест на беременность. Вспомнила все подробности утреннего разговора с Владом… Купила кофе в стаканчике, выпила. Со стаканчиком зашла в платный туалет. Тест оказался положительным.

Светлана шла по улице и улыбалась. Она радовалась тому, что беременна! Она задавала себе многочисленные вопросы, даже присела на лавочку в парке, чтобы записать все ответы на листик, и проанализировать, как её учили не тренинге личностного роста. Всё сходилось – она была счастлива. Она чувствовала, что это событие в её жизни – не случайно. Она взяла мобильный и написала мужу смс-ку: «Я беременна». Через 10 минут получила ответ: «Мне плохо…»

Дома было всё как нельзя лучше. Витася выспался днём и хорошо поел, Юлька не плакала и научилась говорить «Булка». Люда не устала, и пока дети спали, успела пожарить картошку с мясом. На кухонном столике стоял букетик цветов в маленькой вазочке. Светлана была тронута до глубины души:
- Людочка, спасибо Вам большое! А я как раз купила Вам новые тапочки – примерите?
Люда смущённо примерила, тапочки подошли:
- Ой, то, что надо! А мне уже в моих так неудобно! Старые совсем…
- Носите! Носите на здоровье! – Светлана была душевной и вежливой, как никогда.
Люда прищурилась:
- Ну как у Вас, всё в порядке?
Света, не задумываясь, воскликнула:
- Да, всё отлично! Ну, бегите, Вам уже домой пора!
Люда поблагодарила Светлану ещё раз и убежала.

Света провела вечер с детьми чудно. Вместе читали книжки, пели песенки, смотрели мультики. Витася не дёргал Юльку, не толкал, пробовал поднимать её на ручки, обнимал и целовал. Света накормила детей, вымыла, рассказала длинную-длинную сказку на ночь, и дети, ошеломлённые таким вниманием, уснули со счастливыми улыбками на лице.

Светлана вышла на кухню, помыла посуду. Стала ждать Влада.

Влад пришёл около полуночи. Светлана поначалу немного оторопела – у Влада была новая, невообразимая стрижка. До сих пор у него были светлые мягкие волосы, которые всегда нежно спадали на плечи. А сейчас  - короткий ёжик, выбритый затылок… Чёткие контуры стрижки сразу ужесточили черты его лица, и взгляд у него стал дикий, волчий.

Он молча разделся, сложил свои вещи на полочки, надел домашнюю одежду, зашёл на кухню. Пошарил по кастрюлям, положил себе на тарелку картошку с мясом, поставил  чайник на огонь. Молча поел, потом спросил:
- Это ты готовила?
Света ответила:
- Нет, это Люда.
Влад ничего не ответил, поставил пустую тарелку в мойку, заварил себе в чашке чай.
Света молча сидела на табуретке и наблюдала за ним. Помешивая чай с сахаром в чашке, Влад что-то усиленно обдумывал.
- Тест делала? – снова спросил он.
- Да, могу показать… - удивлённо ответила Света.
- Покажи.
Света достала из сумочки прямоугольную полосочку и показала Владу.
- Вот, эти две полосочки говорят о том, что я беременна.

Влад глянул на карточку и отвёл взгляд. Помешивал ложкой чай и смотрел в чашку. Потом сказал:
- Я не хочу этого ребёнка.
Света долго молчала.
- Я понимаю… - сказала Света. – Сейчас неподходящий момент… Но по-моему, это прекрасно… Я никогда не думала, что у меня будет трое детей… Знаешь, первое, что мне пришло в голову, когда я узнала, это: «Класс!»

Влад посмотрел на Светлану. Взгляд его был тяжёлым и диким. У Светланы мурашки пошли по коже. Она почувствовала, как сжимается её сердце.
- Я сегодня встречался со своей девушкой. И предложил ей выйти за меня замуж. Она думает. Я хочу, чтобы ты сделала аборт.

- Аборт?!  - Светлана старалась смотреть Владу в глаза. – Убить ребёнка? Да ты что?
Влад презрительно усмехнулся:
- Да что я, тебя не знаю, что ли? За наивного меня держишь? Это же не ребёнок для тебя! Это так, аргумент! Ты же меня всю жизнь потом шантажировать им будешь! Да и вообще! Я долго спал, но теперь – проснулся! Я никогда не любил тебя! Ты – не та женщина, понимаешь? Что такое любовь, я понял только сейчас. Когда тебя накрывает с головой, когда женщина заботится о тебе, когда растворяешься в ней, хочешь её всегда! Она – женщина! А ты… Я живу с тобой, и мне кажется, что у нас в доме двое мужчин!

Светлана смотрела в пол. Потом горько улыбнулась.
- Да… Второй мужчина – это комплимент… Знаешь, у меня в жизни был период, когда мне не нужно было никем быть… Я была собой, беспомощной девочкой, и меня любили… Любили просто так, за то, что я такая есть… Я знаю, какой мужчина нужен мне… Тот, который зарабатывает вдвое больше меня… Тогда мне не нужно будет заботиться о хлебе насущном и не нужно тоже быть мужчиной.
- Ха! Если ты знаешь, какой тебе нужен мужчина, что же ты тут делаешь? Что мы вообще делаем вместе?
- Проблема в том, что я всё-таки люблю тебя… Да, был у меня когда-то мужчина, с которым я бы хотела быть вместе. Но что с того? У него своя семья, он намного старше, и с моей стороны это просто честолюбивые мечты… В жизни-то всё по-другому… Но тебя я любила всегда… Если бы не любила, вряд ли бы у нас были дети…
- Ладно, все эти твои теории мне уже давно известны. Ты будешь делать аборт?

Светлана устало подняла голову
- Не знаю… Подумаю… Время ещё есть… Я иду спать.
- Да, я тоже.
Светлана пошла в детскую. Влад – в свой кабинет.

Утро было обычным. Дети проснулись рано, Светлана встала, умыла, накормила их. Влад спал. Пришла Люда. После вчерашнего она была в хорошем настроении, принесла новые книжки, надела новые тапочки. Света быстро перекусила, быстро попрощалась и выбежала.

Сегодня она решила пойти к врачу. Шла пешком, так как поликлиника была недалеко. Врачом была её одноклассница, Маша. С Машей они дружили с 6-го класса. Доверяли друг другу все свои тайны. После школы поступили в разные университеты, но встречались часто, тусовали с ребятами, вместе переживали свои любовные триумфы и трагедии. Влад был одним из их компании. Маша в своё время была к нему неравнодушна. Но, видя, как он запал в душу Светлане, вовремя «подвинулась». Светлана была ей за это благодарна, но чувствовала, что у Маши на сердце всё же неспокойно… Создав свои семьи, Маша и Светлана встречались нечасто. Но в последнее время Светлана сама приходила к Маше – Маша стала хорошим гинекологом.

По дороге Светлана по мобильному набрала Наташу, администратора.
- Наташ, это я. Какие там у нас новости? Не хотят? Что значит не хотят? Я приеду после обеда, разберусь. По Новому году всё выяснила? Ага, хорошо… Сколько? Так, смету нужно сократить вдвое! Хорошо, жди после обеда!

«Коллеги привыкли работать в парах, не хотят менять образ мышления… Ничего, буду разговаривать жёстко, кому не нравится – пусть уходят. А Наташа тоже – хочет сохранить свой имидж общей подружки… Ничего, будем работать как добрый следователь и злой следователь…»

Дойдя до поликлиники, Светлана набрала номер Маши: «Маш, привет! Я к тебе по срочному делу, примешь без очереди?… Хорошо, захожу!»
Она зашла в помещение, сдала одежду в гардероб, поднялась на второй этаж. Гордо прошла мимо очереди беременных и заглянула в Машин кабинет. Маша улыбнулась, кивнула головой, и Светлана закрыла за собой дверь.

Маша была интересной худенькой брюнеткой. Белый халат и шапочка красиво подчёркивали её чёткие черты лица, она проницательно посмотрела на Светлану.
- Ну что? Пополнения ждём?
Света села напротив, и смущённо улыбнулась:
- Ну да, что-то вроде того… Но есть одна проблема…
- Что такое?
- Да с Владом. У него крыша поехала, завёл себе кого-то на стороне. Говорит мне, чтоб делала аборт.
Светлана вопросительно посмотрела на Машу. Маша была для неё подружкой, и она пришла к ней не за консультацией, а за советом.

Маша по-взрослому вздохнула и сказала металлическим голосом:
- Так, ну, срок небольшой, ещё недели две-три есть. Я могу тебе сделать вакуум, недавно новое оборудование завезли… Смотри, что тебе важнее… Если хочешь отношения с мужем сохранить, то я смогу тебе помочь.

Светлана застыла. «Господи, Маша, Маша, ты стала врачихой!  - думала она. - Не врачом, врачевателем душ человеческих, а врачихой, медицинской материалисткой! Впрочем, может, ты всегда такой была?…Нет, не подумай, я искренне люблю тебя, но я тебя не знала…»
Светлана механически кивала головой, слушая всё, что ей говорила Маша.
- Хорошо, я подумаю. И потом позвоню. Спасибо, что приняла меня, до связи!
Светлана выбежала из кабинета под гул недовольных беременных.

Светлана брела в раздумьях по заснеженной улице. «Боже, боже, ты один только знаешь ответ… Как мне быть? Муж против меня, лучшая подружка поддерживает его… Но я-то, я-то знаю, что это невозможно! Я не смогу отказаться от ребёнка, раз он во мне живёт! Не знаю, что сработало – социальная реклама или Достоевский, но я твёрдо убеждена – ребёнка нужно оставить. Но как мне жить с этим? Я в полной изоляции! Маме я говорить пока не буду, ей вообще лучше об этом не знать. Наташе! Скажу Наташе, больше некому…»

Светлана добралась до офиса. Преподаватели уже разошлись, Наташа расставляла по полочкам учебники и игрушки.
- Привет! – сказала Светлана. – Ну как, народ бунтует?
- Привет, - сказала Наташа. У неё был мягкий голос, мягкие волосы, мягкий взгляд. Она всегда умела мягко объяснить и убедить любого. – Понимаешь, людям тяжело отказаться от того, к чему они привыкли.
- Вот это ты в корень! Конечно, их нужно готовить к переменам постепенно. Но бывают вещи, которые требуют быстрой реакции… Кто бухтит? Вика и Ленка, наверное?
- Да, они. Они самые опытные, они так просто не сдадутся. Друг за дружку держатся, давят на то, что клиенты будут недовольны.
- Ну, с клиентами я лично переговорю. Сделаем им скидку. А для Вики и Ленки придумаем компромисс – одну вип-группу ведут вместе – остальные раздельно. Но логика, логика-то в чём? Они же теряют целых 5%! Вот держатся люди за свои старые привычки, а это их назад тянет… Наташ, послушай. Мне тебе нужно кое-что сказать.
- Что? – Наташа обернулась.
- Ну, во-первых, я опять беременна.
- Ой, поздравляю! – Наташа захлопала в ладоши. – Девчонкам можно сказать?
- Нет, пока рановато. Так вот, есть и во-вторых. Во-вторых, Влад сказал, чтобы я делала аборт.
- Как?...
- А вот так. Там долгая история, не буду в подробностях, но поступило такое предложение…
- Ой, так это же грех… Грех зародыша убивать… У него ведь уже есть душа…
- Так кого это сейчас волнует? Была у врача, ей даже в голову это не пришло – о душе ребёнка подумать… У мужа свои интересы, у врача – свои… Нет, однозначно, все хотят лучшего, но кому?... Себе? Мне? А ему, малышу этому – что?
- Светочка, не волнуйся… Я сегодня пойду на службу, обязательно помолюсь за вас… Бог так решил, значит, так надо…
- Да, действительно… Так надо, и всё тут! – Светлана воспрянула духом. – Понимаешь, я ничем не могу объяснить своё желание оставить ребёнка, но я точно знаю, что так надо!
- Конечно, Светочка, не волнуйся. Всё будет хорошо…
Светлана обняла Наташу. Поплакать не удалось. Но решение было принято, и Светлана вздохнула с облегчением.


Придя домой, она молча отпустила Люду, молчаливо стала собирать игрушки, мыть посуду. Детям включила мультики. Стала у окна. В доме напротив то тут, то там зажигался свет в окнах. Светлана выдохнула. На стекле появилось маленькое облачко пара. Светлана смотрела, как оно медленно испаряется… Вот стекло снова стало чистым, и сквозь темноту на улице проступили очертания соседнего дома…

Входная дверь хлопнула, в прихожей появился Влад. Снял куртку, обувь, надел тапочки, прошёл на кухню. Светлана смотрела на него из гостиной. Он сел за стол и уставился в одну точку. Потом достал из шкафчика бутылку водки, стопку. Налил полную стопку, выдохнул, выпил.

Светлана зашла на кухню, присела на табуретку.
- Ну что?
Влад вздохнул.
- Отказала.
- Ясно… Я… - Светлана хотела спросить что-то, но остановилась. Влад был подавлен и в отчаянии. – Я пойду спать.


Рецензии