Властелин Колец. Статья о фильме

ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ. статья

         Трилогия Джона Рональда Роуэла Толкиена «Властелин Колец» – один из величайших шедевров мировой литературы. Созданный им сказочный мир Средиземья, населенный  людьми, эльфами, гномами, хоббитами, орками и другими существами, впечатляет своими масштабами и многослойностью.
         Фильмы, снятые замечательным режиссером Питером Джексоном, поражают красочностью и величественностью пейзажей, масштабом декораций, грандиозностью битв и погонь. Экранизация романа «Властелин Колец» – самое потрясающее зрелище, которое мне довелось увидеть на киноэкране.
         
         Все началось с отливки Великих Колец.
         Три Кольца были переданы эльфам – бессмертным созданиям, самым мудрым и справедливым из всех живущих.
         Семь – отданы повелителям гномов – добытчикам самоцветов и мастеровым горных пещер.
         А девять Колец были переданы человеческому роду, который превыше всего жаждал власти.
         В этих Кольцах была заключена сила  власти над каждым из народов. Но все они оказались обмануты, потому что было сделано еще одно  Кольцо. В стране Мордор в огне Роковой горы Темный Властелин Саурон тайно создал Единое Кольцо, подчинявшее себе все остальные. В это Кольцо он вложил всю жестокость, всю злобу и жажду к власти над всем живым.
         Одно Кольцо, способное править всеми.

         Получив власть над девятнадцатью Кольцами, Властелин Саурон  выступил против народов Средиземья. Некогда мирные и процветавшие земли пали под его натиском одна за другой.  Многие тогда погибли, но нашлись и те, кто смог бросить вызов Темным силам Мордора.  Последний союз людей и эльфов выступил к подножьям Роковой горы для решающей битвы. Их общими силами и благодаря ловкости Исилдура, одного из предводителей людей, война завершилась, а враг был повержен.  Но Исилдур поддался искушению и забрал Единое Кольцо себе.  Однако кольцо предало своего нового хозяина, натравив на него орков. Исилдур был убит, а Кольцо власти на 600 лет кануло в безвестность. И многое с тех пор было забыто, чего забывать не следовало…
         Все эти годы Зло дремало, пока Кольцо не было найдено неким  Смеаголом, который  моментально оказался в его власти.  Кольцо поработило Смеагола и превратило его в мерзкого уродца Голлума, даровав ему неестественно долгую жизнь.  Кольцо обладало собственным разумом и стремилось к тому, чтобы вернуться к своему прежнему хозяину, создавшему его, который возвратился в Средиземье в облике огромного огненного глаза, лишенного века. В один прекрасный момент кольцо покинуло  Голлума. Однако случилось такое, что не входило в планы Кольца. Его подобрало самое удивительное и безобидное из существ – хоббит Бильбо Беггинз из Шира.
         Такова краткая предыстория Кольца.  Все, что случилось потом, мы можем видеть на экране в потрясающей трилогии Питера Джексона «Властелин Колец», снятой по  одноименной книге профессора Джона Толкиена.
         Объем произведения Толкиена – почти тысяча стандартных книжных страниц. Такой объем, наверное,  было непросто переработать в сценарий к фильмам.
         Экранизировать «Властелина Колец» могло быть очень сложно  не только из-за большого объема романа.  Текст  Толкиена достаточно сложен, и разобраться в нем непросто; произведение состоит из множества предысторий героев и нескольких сюжетных линий, которые могут утратить смысл, если рассматривать их по отдельности. 
         Но, я думаю, создатели кинотрилогии отлично справились с задачей, которую поставили перед собой.  Они выбрали из романа все самое основное и важное, не лишив историю того глубокого смысла, что изначально закладывал в нее великий писатель.  Допущенные в фильмах пропуски почти не ощущаются даже для меня, изучившего творение Толкиена от первой страницы до последней. Для тех же, кто не читал «Властелина Колец» этих пробелов вообще не будет. Да их, в принципе, не так и много, и фильмы  из-за этого ничего не теряют.
         Френу Уолшу и Филиппе Бойенс, занимавшихся вместе с Питером Джексоном адаптацией книги под киносценарий,  нужно отдать должное: во всех трех фильмах звучат великолепные диалоги и монологи, многие из которых достойны быть высеченными в камне. Ни в первой, ни во второй, ни в третьей части вам не найти ни одной лишней фразы, сказанной впустую, ни одного бессмысленного диалога, начатого только ради того, чтобы как-то заполнить тишину.
         Продуманность писателем всех своих персонажей и их речей поражает и заставляет восхищаться  его мастерством,  а профессионализм создателей фильмов, сумевших перенести этих героев со страниц романа на экран и не растерять образы и окружающую их волшебную атмосферу, достоин того, чтобы стать примером для остальных.
         Трилогия Питера Джексона ошеломляет  своими масштабами: размахом батальных сцен, сказочностью пейзажей, напряженностью погонь и эмоциональной насыщенностью прочих сцен. Каждая из трех картин просматривается  буквально на одном дыхании и оставляет после просмотра ярчайшие впечатления.
         Каждый фильм отличается от остальных, несет в себе  свой определенный эмоциональный заряд, рассказывает нам свою историю, одновременно с этим являясь единым целым с другими картинами трилогии.
         «Братство Кольца» – рассказ о том, как  Единое Кольцо попадает к хоббиту Фродо и вынуждает его отправиться в долгое и чрезвычайно опасное  путешествие в страну Мордор для его уничтожения. По пути он обретает новых надежных и преданных друзей, готовых жертвовать собой ради правого дела.
         «Две крепости» – повествование о великом предательстве Белым колдуном Саруманом народов Средиземья. Он присоединяется к Темному Лорду Саурону. Узнав о том, что отряды орков, посланные на перехват Хранителей Кольца, был разбит, Союз двух крепостей – Ортханка в Изенгарде и Барад-Дура в Мордоре – начинает в спешке готовится к войне.  Десятитысячная армия урукхаев, созданная по велению Саурона  выдвигается к Хельмовой Гати и штурмует крепость, в которой укрылись люди. Крепость едва не пала под натиском врага, но все же бой был выигран.
        «Возвращение короля» – самая  напряженная и захватывающая часть трилогии,  рассказывающая о самой грандиозной битве за Средиземье,  об обретении  людьми своего законного короля, наследника престола Гондора и падении Темного Властелина.
         Каждый из персонажей трилогии «Властелин Колец» играет определенную роль в происходящем. Только у одних она более значительна, у других – менее, но все они вносят свой положительный или отрицательный вклад в общую картину. Назову некоторых для примера.
         Царевна Эовин, сестра Эомера. Отваживается отправиться с войском короля Теодена на главную битву эпохи, совершая это в тайне ото всех.  Сумев убить предводителя Назгулов, она вносит неоценимый вклад в победу над врагом.
         Древень – предводитель онтов – больших древоподобных существ, обитающих в лесу Фарнгорн. Он спасает Мэрри и Пиппина от преследовавшего их орка, а затем вместе со своими собратьями восстает против Изенгарда и Сарумана. Уничтожив его крепость, онты лишают Белого Колдуна его магической силы. Союз двух крепостей распадается.
         Грима Гнилоуст – советник короля Рохана Тэодена. После своего изгнания из Эдораса бежит к Саруману и докладывает ему о планах короля.  Именно по его милости  оборона Хельмовой Гати была  прорвана и крепость едва не пала.
         О таких героях, как маг Гендальф, Арагорн, Эомер, Фродо я даже и не упоминаю.
                Однако есть такой персонаж, значимость которого поначалу можно недооценить и посчитать, что он не играет во всей этой истории никакой определенной роли.  Это Голлум, мерзкое грязное существо, увязавшееся за Фродо и Сэмом с того момента, когда они ушли от своих друзей, сопровождавших их в походе. На самом деле роль этого персонажа поистине велика.  Он когда-то нашел Кольцо, пробудив Темные Силы, он же его и уничтожит, когда Фродо, наконец, доберется до Роковой горы.  Правда, сделает он это  по чистой случайности,  сорвавшись с обрыва в жерло вулкана и унеся Кольцо с собой, но все же сделает. Кольцо будет расплавлено там же, где некогда было сотворено, и Темные Силы  уйдут в небытие. Что стало бы со всеми, не будь в этой истории Голлума?
         Во «Властелине Колец» нет ни единого лишнего персонажа, не смотря на их огромное количество; никого нельзя выкинуть из данного произведения или заменить кем-то другим.
         Какой смысл закладывал в свое произведение Толкиен и о чем фильмы Джексона?
         «Властелин Колец» – это величайшая из историй о борьбе Добра и Зла, повествование о геноциде людей со стороны Темного Властелина Саурона, стремящегося уничтожить весь человеческий род под корень.  Победа людей в Хельмовом ущелье показала ему, что у них появился новый король, который ведет их к победе. Саурон собирает все имеющиеся у него силы и направляет их к Минас Тирит – последнему городу людей – с целью во что бы то ни стало разгромить его и  не допустить восхода на престол наследника Гондора. Но пока у него нет Кольца власти, он не может  одержать полную победу и подчинить себе все Средиземье.
         «Властелин Колец» – это история о преданности, честности, достоинстве, храбрости, об обретении и потере друзей, о чистой и светлой любви – о том, что важнее денег и амбиций, которые портят людей и правят нами здесь, в нашем мире, заставляя  нас совершать те или иные грехи.

Сергей ЕРМОЛАЕВ
27 марта 2007


Рецензии