АнтиАгниЙога. Об аде и Божественном милосердии
Фрагмент 1
О смерти и аде.
АГНИЙОГ. А разве смерть не является естественным следствием человека материального?
ДМИТРИЙ. Смерть не может быть естественным следствием чего бы то не было. Тем более это противоестественно по отношению к человеку. Реинкарнация - ужас именно потому, что человек рождается, а следовательно снова должен умирать.
АГНИЙОГ. Человек вынужден рождаться в силу своих грехов. Когда человек очищается от греха - круг рождений прекращается и человек уходит в Высшие Сферы. И в этом великая справедливость и великая возможность каждому стать лучше.
ДМИТРИЙ. Это называется - все перевернуть с ног на голову. Человек вынужден умирать в следствие своих грехов, а не рождаться.
АГНИЙОГ. Ужас - это вечные муки в аду, на которые обрекают человека догматы современного христианства. А смерть - это не более смены одежды. Не надо ей ужасаться, а принимать с достоинством.
ДМИТРИЙ. Передергиваете. Согласно христианских догматов, Бог смерти не создал. «Страх смерти – это природный страх: никакая природа не хочет своего уничтожения, потому что смерть не создана Богом и есть нечто Богопротивное» (Болотов В. В. История древней Церкви). А по поводу реальности ада обращайтесь за самой компетентной информацией к его непосредственному создателю, тому, кого вы называете космократор, владыка Шамбалы и пр. Так сказать, “Слово автору”.
Христос же пришел в мир с благовестием совершенно противоположного. Первыми словами его проповеди было “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное”. Царство Небесное, а совсем не мука вечная.
АГНИЙОГ. А как же быть с первыми христианами, которые с радостью шли на мученическую смерть?
ДМИТРИЙ. А это потому, что впереди у них было Воскресение в Царстве Божием, вослед за Христом, а не реинкарнация.
АГНИЙОГ. Проблема в том, что те люди, которые не стали святыми, согласно современным христианским догматам после смерти с большой вероятностью попадут навечно в ад. Без шансов стать лучше.
ДМИТРИЙ. Кто куда попадет, знает только Господь. А Он, и это действительный, а не придуманный христианский догмат - Господь Милосердный.
АГНИЙОГ. Так ад с вечными муками существует или нет?
ДМИТРИЙ. Реальность ада ясно и недвусмысленно подтверждена Христом в Евангелии. И нужно действительное мужество, чтобы принять эту реальность, не оставляя себе лукаво на всякий случай лазеек в виде реинкарнации, чтобы обойти эту реальность.
АГНИЙОГ. Разве вечный ад - это не действительный ужас? И как согласуется наличие вечных мук и вечного ада с догматом Милосердного Бога?
ДМИТРИЙ. Ужас, действительный ужас. Именно для того и пришел Христос, чтобы спасти людей от этого ужаса. А теософия и прочий оккультизм всеми силами пытается преградить людям доступ к Спасению, рассказывая им сказки про реинкарнацию и т.д. А вот теперь, решайте сами, в чем истинное Милосердие: спасать людей от ужаса или преграждать им доступ к спасению и к Спасителю.
АГНИЙОГ. Все-таки, как наличие вечного ада согласуется с милосердием Бога?
ДМИТРИЙ. Резюмирую вкратце:
1. Человек по своему свободному произволению ввергнул себя в бездну греха и смерти;
2. Господь сделал все возможное, чтобы извлечь человека из этой бездны, вплоть до самопожертвования;
3. В конце времен, на Страшном Суде, человек будет судиться не безличной автоматической кармой, а Божественной Личностью Иисуса Христа, который был среди людей, в полной мере пережил “прелести” нынешнего человеческого существования, и в полной же мере (по любви, ибо Он - есть Любовь) будет принимать во внимание все смягчающие обстоятельства жизни каждого, даже самого грешного человека.
АГНИЙОГ. Если не Бог сотворил ад, то, значит, Он не Всемогущ. Как это согласуется с Православным догматом о Всемогуществе Бога?
ДМИТРИЙ. Самый простой ответ: Бог сотворил сатану, который в свою очередь сварганил ад для своих единомышленников. Если посложнее, то именно Всемогущество Господне позволяет существовать нашей свободе. Бог не вламывается в нас и не идет нашими ногами, не думает нашими мыслями, не делает за нас выбор. Все это, благодаря Своему Всемогуществу, он оставляет на наше произволение. И, в первую очередь, в нашей воле принять Его как Бога или отвергнуть. И вот именно из отвержения Бога рождается ад. Ад - это там, где нет Бога. И в итоге: Он все равно в истоке всего, даже там, где Его нет. Кстати, в этом же рассуждении ответ тем, кто считает, что христиане всецело возлагают дело своего спасения на Христа, а сами сидят, открыв рот, и ждут, когда туда Благодать упадет.
———————————————————————————–
Фрагмент 2
О том, в чем проявляется Милосердие Божье, а в чем - Его Справедливость.
АГНИЙОГ. Из догмата о Милосердии Божьем можно сделать вывод, что в общем-то, не важно, как жил человек до смерти и в каком состоянии явился перед Богом. Важна лишь Его беспричинная милость направить человека к вечному блаженству или к вечным мукам.
ДМИТРИЙ. Непонятно, на основании чего Вы сделали вывод о «беспричинной милости»? Милосердие – не есть беспричинная милость. Оно означает то, что если человека есть за что помиловать, он обязательно будет помилован. Если в душе человека есть росток добра, который обильно расцветет в Царстве Небесном, Господь его обязательно сохранит и взрастит на Своих нивах. А если – нет? А если душа человеческая – пустыня, в которой нет ничего живого, и ей не помогут тысячи веков перерождений, чтобы измениться. Или вы думаете, что Господь не видит на миллионы лет вперед и Ему мало человеческой жизни, чтобы понять, каков человек перед ним? – В таком случае Вы слишком занижено думаете о Боге.
АГНИЙОГ. Также не понятно, зачем, собственно, жить праведно, если в результате все равно можешь оказаться в раю наравне с тем, кто боролся со страстями всю свою жизнь.
ДМИТРИЙ. Отвечу Вам притчей Господней из Евангелия от Матфей (гл.20):
1 Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой
2 и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;
3 выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,
4 и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли.
5 Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же.
6 Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?
7 Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.
8 Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.
9 И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.
10 Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;
11 и, получив, стали роптать на хозяина дома
12 и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.
13 Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?
14 возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе;
15 разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?
Вот и я хочу спросить вас, господа-теософы – или глаз ваш завистлив, оттого что Господь добр и вводит в Царство Небесное раскаявшегося на кресте грешника наравне с теми, кто «боролся со страстями всю свою жизнь»? Или вы думаете, что ваши натужные медитации и самосовершенствования обогащают Вселенную чем-то принципиально новым, чего нет у Господа, и это в глазах Бога имеет большую ценность, чем покаянная молитва?
АГНИЙОГ. И совсем не видно Справедливости Божьей в том, что Он (как бы ни был милостив Бог в христианском представлении) может обречь человека на вечные муки за поступки (или даже по беспричинному желанию), совершенные за ничтожное по сравнению с вечностью время жизни.
ДМИТРИЙ. Во-первых, Вы совершенно напрасно так низко оцениваете время человеческой жизни. Вот, время жизни спинки стула, на котором я сижу, действительно несопоставимо с вечностью. А что касается человека, то один час одной человеческой жизни, думаю, стоит миллионов лет жизни пары десятков галактик. Так что посмертная вечность – вполне равноценный эквивалент человеческой жизни.
Во-вторых, в качестве ответа на Ваш вопрос приведу слова Господа в ответ на «проклятые» вопросы Иова Многострадального. Господь спрашивал Иова в ответ на его упреки в несправедливости:
1 …Господь отвечал Иову из бури и сказал:
2 кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?
3 Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне:
4 где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь.
5 Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь?
6 На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее,
7 при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?
8 Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышло как бы из чрева,
9 когда Я облака сделал одеждою его и мглу пеленами его,
10 и утвердил ему Мое определение, и поставил запоры и ворота,
11 и сказал: доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим?
12 Давал ли ты когда в жизни своей приказания утру и указывал ли заре место ее,
13 чтобы она охватила края земли и стряхнула с нее нечестивых,
14 чтобы земля изменилась, как глина под печатью, и стала, как разноцветная одежда,
15 и чтобы отнялся у нечестивых свет их и дерзкая рука их сокрушилась?
16 Нисходил ли ты во глубину моря и входил ли в исследование бездны?
17 Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной?
18 Обозрел ли ты широту земли? Объясни, если знаешь все это.
19 Где путь к жилищу света, и где место тьмы?
20 Ты, конечно, доходил до границ ее и знаешь стези к дому ее.
21 Ты знаешь это, потому что ты был уже тогда рожден, и число дней твоих очень велико.
и т.д.
Человеческое сознание не способно в полном объеме вместить замысел Творца (масштабы несопоставимы). На уровне рацио человеку вряд ли под силу совместить образ Бога с догматом о вечных муках. Но то, что человеку невозможно в теории, с легкостью преодолевается в религиозной практике, в опыте святых. Если обратиться к реальному религиозному опыту любого святого, то можно заметить, что они единодушны в своей убежденности, что Господь безусловно Благ, что он думает и промышляет о каждом человеке.
Лично я не могу рационально согласовать два постулата, в которые безусловно верю (вообще, вопросы теодицеи – самые сложные в христианском богословии). Вот они:
1. Господь Всеблаг;
2. Христос ясно и недвусмысленно подтвердил реальность вечных мук.
От себя могу предложить лишь следующее рассуждение. Допустим, человек, который всю жизнь бегал от Христа, попал в рай. Что он там обнаружит? – А то, что там везде Господь. Посмотрит человек на небо – там Бог, опусти взор к земле – и там Он. Каково будет такому человеку в раю – думаю, что предельно некомфортно, если не сказать – мучительно. Собственно, именно таким образом святые отцы и определяют ад – это когда везде Бог, а в твоей душе – пустота, и неиссякаемое отчаяние за то, что не смог рассмотреть во время земной жизни лик Христа.
АГНИЙОГ. О том, что “Господь добр и вводит в Царство Небесное раскаявшегося на кресте грешника наравне с теми, кто «боролся со страстями всю свою жизнь»” я не видел нигде. Это очередные церковные дополнения, как мне кажется.
ДМИТРИЙ. Евангелие от Луки (гл. 23)
39 Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.
40 Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?
41 и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.
42 И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!
43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
Это не Вам кажется, это вам Блаватская и Рерихи “объяснили”, что все что связано с Церковью Христовой, должно вот именно так “казаться”.
———————————————————————————–
Фрагмент 3
О погибели всех, кто не является христианином.
ДМИТРИЙ. Страшный Суд, в ходе которого каждый рожденный женщиной предстанет перед Христом – не есть автоматический закон кармы. Поэтому буддист, которому вообще не было проповедано Евангелие (или проповедано в отрывочном или искаженном виде) и буддист, которому Оно было все-таки проповедано полностью, но он по той или иной причине предпочел Его игнорировать, будут оценены Спасителем совершенно различным образом.
АГНИЙОГ. Интересно, как вы думаете: как оценён будет атеист, но который на самом деле жил и выполнял все десять заповедей, но был не причастен ни к одному Учению.? Или вы думаете, что такого не бывает?
ДМИТРИЙ. Та же ситуация, что и с буддистом. Если человек никогда не слышал о Христе, то он будет оценен по тем нравственным критериям, которые существовали в его культуре. Если же человек знаком хотя бы с 10 заповедями, но при этом все равно атеист, то тем самым он сразу же игнорирует первую из 10 заповедей. Но это не означает автоматического осуждения такого человека. Христос заглянет в глубину человеческого сердца и поступит по Своему “неизглаголанному милосердию” и “человеколюбию крайнему”, как поется в наших молитвенных канонах. Однако горе тебе, если ты сознательный богопротивник.
По поводу нравственности язычников и атеистов могу сказать еще следующее. Дело в том, что, согласно Православного вероучения, человек, обретающий при рождении Образ Божий, призван к тому, чтобы в течении своей жизни придти к Подобию Божьему, т.е. стать преподобным. Когда же мы имеем дело с атеистом, просто хорошим человеком, то этого оказывается очень мало, поскольку данный человек не может выполнить своего главного человеческого предназначения (потому что вне Бога, без Бога это невозможно).
АГНИЙОГ. То есть , вы хотите сказать, что буддист, которому был проповедан Буддизм в неискаженном виде, но которому Евангелие было проповедано в отрывочном виде, или Оно вообще не проповедовалось, легче будет оправдываться на Страшном Суде?
ДМИТРИЙ. Господь - Промыслитель о судьбе каждого человека, читает в сердце и видит будущее. Поэтому, если Он попустил человеку родиться в семье, не имеющей доступа к Евангелию, то, возможно, потому, что видит такие искушения, которые данный человек, родясь христианином, вряд ли сможет преодолеть. Это акт милосердия.
Если же ты родился в христианской стране, умеешь читать и по пути на работу в окне твоего автобуса время от времени мелькаю купола христианских храмов, то, значит, Господь верит в тебя. Значит, Он считает, что у тебя есть все, для того чтобы принять Христа и войти в Царство Божье именно как Сын Божий по Благодати. Соответственно, и требования к такому человеку будут более строгие.
АГНИЙОГ. Любопытно, по какому кодексу будут судиться мертворожденный младенец, проживший на Земле одну минуту и стодвадцатилетний старец? Слышал, что некрещеных младенцев православная доктрина отправляет прямиком в ад.
ДМИТРИЙ. И тот, и другой будут судиться прежде всего по Любви и Милосердию Божию. Что касается “некрещеных младенцев”, то, во-первых, их стоит все-таки крестить как можно раньше. Во-вторых, я надеюсь, Вы не считаете, что, согласно Православному вероучению, ад - это котел и сковородка “Тефаль”? Ад - это всегда там, где нет Бога. Я думаю, что Господь усмотрит место и позаботиться о своих младенцах, даже если они не были крещены.
АГНИЙОГ. По Вашей логике выходит, что для человека лучше родиться вообще идиотом (или дикарем - подальше от христиан), что бы не смочь понять ни Евангелие, ни другие Учения - тогда Суд к нему будет благосклонен.
ДМИТРИЙ. Нет, лучше принять всем сердцем Евангелие и стать Сыном Божиим по милосердию и благодати Божией.
АГНИЙОГ. Дмитрий, да вы еретик!!!
ДМИТРИЙ. Я еретик ровно в той степени, в которой ересью является утверждения Евангелия, что “Бог - есть Любовь”. Для разного рода кармистов - это, безусловно, ересь, т.к. их богом является безличная справедливость. А Христос достаточно перенес на земле боли, чтобы быть милосердным к своим, пусть даже некрещеным, младенцам. Да, они не достигнут обожения по Благодати, но это не значит, что они будут кипеть в котле со смолой. Господь усмотрит им место. Какое? - не знаю, Ему виднее.
АГНИЙОГ. Разве буддизм не ведет человека к Богу?
ДМИТРИЙ. Отличие христианства от буддизма, а также всех иных религиозных движений в том, что каждое из них провозглашено тем или иным человеком, а следовательно - это всего лишь искорка от Божьего сияния. В явлении же Богочеловека Иисуса Христа само “Слово стало плотью”, чтобы мы стали богами по Благодати.
Христос сказал: “Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня” (Иоан.14:6). Заметьте, Он не сказал: “Я, Будда и мадам Блаватская”. Только - Я. Следовательно, каждый, кто знает о Христе, но не принимает Его как Спасителя, невольно вынужден тратить всю свою жизнь на то, чтобы искать оправдания, почему он не христианин и почему он не в Церкви.
То, что христианство - от Бога очевидно. Не могу сказать того же о буддизме, и тем более об Агни-Йоге. Буддизм, напишу аккуратно, на мой взгляд, чисто человеческое построение. Об Агни-Йоге вообще умолчу; тот кто немного читал мои посты, знает мое отношение на данный счет. Поэтому, извините, не могу разделить Вашего оптимизма по поводу спасительности иных религиозных путей.
———————————————————————————–
Фрагмент 4
О том, как совместить Вездесущность Бога с фактом существования ада.
ДМИТРИЙ. Предлагаю ответ на данный вопрос, данный Григорием Богословом. Извините, но пересказываю со слов Андрея Кураева. Данное рассуждение Григория Богослова он привел в одной из своих публичных лекций.
Т.о. св. Григорий спрашивает: если по окончанию времен, по словам апостола Павла, Бог будет “всяческое во всем”, то где тогда будет ад? В Боге же, отвечает св. Григорий. Дело в том, что один и тот же свет, исходящий от Творца, праведниками (научившимися впускать Христа в свое сердце) будет восприниматься как свет Царства Божьего, а для тех, кто запер свои души изнутри, тот же самый свет будет восприниматься огнем адского пламени. Т.е. вопрос ада, это вопрос человеческой свободы, его выбора.
Свидетельство о публикации №210091001021