АнтиАгниЙога. О таинствах

———————————————————————————–
Фрагмент 1
О церковных обрядах и аллегорическом понимании Священного Писания.

АГНИЙОГ. В современной церкви превалирует установка на то, что достаточно выполнять церковный ритуал, и тогда Христос сам преобразует человеческую природу.

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ. Странная тайна! Нас приглашают отложить наше ветхое плотское тление и, оставив ветхую пищу, причаститься нового питания - Христа: нас приглашают, насколько это возможно, хранить Его в себе, принять Спасителя к сердцу, дабы мы могли упорядочить привязанности плоти… “Моя Плоть” - это аллегория Святого Духа… Аналогично “Кровь” значит “Слово”, ибо Слово как густая кровь вливается в нашу жизнь. Смесь плоти и крови есть Господь, пища его младенцев; Господь есть Дух и Слово. Эта пища - то есть Господь Иисус, то есть Слово Божие, Дух, соделанный плотью, - есть освященная небесная плоть. Эта пища есть молоко Отца, которым кормимся мы, младенцы.

Кровь Господа носит двойной характер. С одной стороны, это кровь в физическом смысле, кровь, посредством которой мы были освобождены от тления; с другой стороны, это духовная кровь, через которую мы делаемся помазанниками. Пить кровь Иисуса - значит причащаться Господнего бессмертия; а Дух есть сила Слова, так же как кровь есть сила плоти… Как вино смешивается с водой, так же, по аналогии. Дух смешивается с человеком. Эта смесь питает человека для веры; Дух ведет к бессмертию. Смешение обоих - напитка и Слова - называется Евхаристией, благодатью хвалы и красоты…
 
“Молоко” (I Кор.3:2) есть обучение, рассматриваемое как начальное питание души, “плоть” - есть мистическое созерцание. Плоть и кровь Слова представляют собой понимание божественной власти и сущности… Он сообщает себя тем, кто причащается этой пищи более духовным образом. (”Педагог”, 1,6; 2,2; “Строматы”. 5,10)
 
АГНИЙОГ. Вы внимательно прочтите то, что процитировали. Климент Александрийский говорит про аллегорию и символизм евхаристии.
 
ДМИТРИЙ. Климент Александрийский - представитель александрийской школы в богословии. Александрия - колыбель эллинистической цивилизации и аллегорический метод сложился здесь задолго до появления христианства. Св. Климент этот метод использует для того, чтобы быть понятным образованным язычникам. Это чисто миссионерский ход, который не отменяет непосредственное сакральное значение Евхаристии, не сводится к Ее исключительной спиритуализации в духе эллинизма. Не пытайтесь превратить св.Климента (как и многих александрийцев, в том числе - Оригена) в отступника от Церкви и Предания, не получится.

АГНИЙОГ. Климент строго следует словам Христа: «Примите, ядите; сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в воспоминание обо Мне»

ДМИТРИЙ. А как быть с другими словами Спасителя? От Иоанна Святое Благовествование, гл. 6:

27 Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог

32 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес.
33 Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру.
34 На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб.
35 Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.

51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.
52 Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?
53 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
55 Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.
56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
57 Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.
58 Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.

АГНИЙОГ. Александрийская школа была разгромлена в 6 веке отлучением Оригена от церкви.  С ней был похоронен и аллегорический метод.

ДМИТРИЙ.  О каком разгроме александрийской школы Вы говорите? Александрия отпала от православия только во времена монофизитства. 4-6 век - века первых Вселенских Соборов, век троичных и христологических споров,  победы Единосущия, главным борцом за который был Афанасий Великий, епископ Александрийский (а также каппадокийцы Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский, также принадлежащие к александрийской школе).

Судя по тому непререкаемому авторитету, которым пользуются александрийцы в Православной Церкви (напр., упоминаемые вами Климент Александрийский и Григорий Богослов), ни о каком разгроме, либо упадке аллегорического метода не может быть и речи (тем более, что этим методом пользовался даже ап. Павел). Соборы шестого века осудили крайности “оригенизма”, те отдельные неоплатонические идеи, которые Ориген, не сообразуясь с Церковным Преданием и слепо следуя логике метода, провел за церковную ограду из внешнего мира. Но это неизбежная болезнь роста христианской богословской мысли, приспосабливавшей в те времена для своих целей эллинизм.

АГНИЙОГ.  Т.е. Вы хотите сказать, что Климент заблуждался, понимая Евхаристию аллегорически.

ДМИТРИЙ. Климент трактовал Евхаристию в том числе аллегорически для того, чтобы образованные неоплатоники, смогли понять ее на своем языке, с использованием привычного им категориального аппарата. Но повторяю, что эту книгу могут читать и православные христиане. Аллегорическое толкование не противоречит, а дополняет, раскрывает на ином языке смысл Евангельской проповеди.

АГНИЙОГ.  Вам не кажется, что Вы сейчас сказали две взаимоисключающие вещи? Либо неоплатонизм - это “внешний мир”, либо христианское богословие “приспосабливало” неоплатонизм для своих целей. Если “приспосабливало”, то это уже никак не “внешний мир”, а уже мир внутренний.

ДМИТРИЙ. Сначала неоплатонизм был внешним. Потом христианские богословы взяли из него все то, что было полезно для толкования Апостольского Предания, а все, что, не было полезно - отбросили. Таким образом неоплатонизм был адоптирован, преображен и стал внутренним.

АГНИЙОГ. И каком Предании идет речь? Ведь Ориген и был одним из основателей этого самого Предания.

ДМИТРИЙ. “Основателем” Предания был только и исключительно Христос. Это только в эзотерической литературе Предание почему-то стало отождествляться с творениями Святых Отцов.

———————————————————————————–
Фрагмент 2
О Евхаристии.

ДМИТРИЙ. Приведу несколько фрагментов из Евангелия, которые свидетельствуют, что трапезы, в которых участвовал Христос на протяжении недолгого периода своего общественного служения носили евхаристический характер:

От Луки, гл. 24
28 И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее.
29 Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними.
30 И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.

35 И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.

От Иоанна, гл. 21
9 Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб.
10 Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали.
11 Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть.
12 Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты? зная, что это Господь.
13 Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу.

От Матфея, гл. 14
15 Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.
16 Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.
17 Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.
18 Он сказал: принесите их Мне сюда.
19 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.
20 И ели все и насытились…

АГНИЙОГ. Процесс Евхаристии это продолжение Крещения и должен происходить по сути один раз и до Веку. Ты либо приобщился к высшему, либо нет. А вот православие сделало из Таинства, которого не понимает, еженедельный обряд в стиле книжников по мёртвой букве. Вы ушли от ответа на вопрос: Сколько раз необходимо совершить причастие, дабы реально Причастится и в любви соединится непосредственно с самим Богом? Если после каждого причастия происходит вновь разъединение, то сколько времени после причастия это единение держится?

ДМИТРИЙ. Это в воображении все так просто – бах, и в астрале, либо прошел на следующий уровень, либо нет. А в жизни все хорошее происходит медленно, с постепенным нарастанием и при условии напряженного труда. Поэтому «еженедельное» причащение ничуть не вредит духовному возмужанию, а только дает силы и необходимую помощь Божью.

АГНИЙОГ. Христос говорил совершать Евхаристию как обряд в память о нем.

ДМИТРИЙ. Т.е. Вы хотите сказать, что Апостолы - это сборище страдающих амнезией, которые пока не выпьют и не закусят, про Христа не вспомнят?  Причащаясь, действительно нужно помнить и крепко держать в памяти, что причащаешься Богу, а не ешь хлебушек и запиваешь кагорчиком.

АГНИЙОГ. “И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание”.

ДМИТРИЙ. Вы делаете акцент исключительно на слове “воспоминание“, т.е. самом последнем слове фразы. Православные же в ней видят прежде всего призыв Спасителя (”сие творите“), затем идет непосредственное указание на источник причастия - на Христа (”в Мое“), и только на последнем месте упоминается психологическое состояние причастников (”воспоминание“), т.е. не праздно, а с твердой памятью о совершаемом.


Рецензии