Такие странные случайности

Такие странные случайности

По устному рассказу Коростелёва Ю.В.
Все имена изменены. Кроме моего, как автора.

Говорят, случайностей не бывает: всё, что происходит с нами в жизни – закономерность, вызванная нашими мыслями, чувствами, поступками. Не имею ни малейшего желания оспаривать эту точку зрения, напротив, прожитые годы заставляют меня думать, что так и есть – никаких случайностей!..
Это приключилось в 1995 году. Как-то раз мы с Иваном, моим старинным товарищем и компаньоном по бизнесу, отметив в небольшом уютном ресторанчике удачно завершённые дела, прогуливались по Москве, размышляя, что делать дальше – то ли вернуться в Тюмень и «замутить» ещё одно дельце, которое, впрочем, могло и подождать немного, то ли рвануть куда-нибудь на отдых, хотя бы на недельку. Скажем, в… Башкирию. А что, там классные места!.. Побродить или побегать по лесу, полазать по горам, пообщаться на отвлечённые от работы темы. Ну, и о способах увеличения капитала во время отдыха тоже поговорить не грех. И вдруг меня осенило!
- Слушай, Вань!.. - воскликнул я. – А что если мы махнём во Францию – у Анциферова там должна состояться премьера спектакля. Представляешь, как ему приятно будет, если мы из России – во Францию, специально на его праздник!..
Надо сказать, что с Сергеем Анциферовым нас уже несколько лет связывала самая настоящая дружба, началась которая… с нашей общей любви к творчеству Владимира Высоцкого. В далёкие семидесятые годы мы с Иваном, будучи студентами одного из Тюменских ВУЗов, прикатили в Москву, чтобы побывать на спектакле с участием нашего кумира, но раздобыть билетов не удалось. Помог случай, нам посчастливилось познакомиться с Анциферовым, одним из режиссёров Театра на Таганке. Он и устроил мне и Ивану свободный вход на представление…
- А что?.. – воодушевился Иван. – Давай сгоняем на пару дней!.. И отдохнём немного, и с хорошим человеком пообщаемся!..
Ну да, в ресторане мы выпили. Хорошего итальянского вина и совсем немного. Так что идея о поездке родилась в совершенно светлых умах. Ну, почти.
Итак, сказано – сделано! Я тут же позвонил в Тюмень Андрею, нашему помощнику, и поручил срочно отправить в Москву заграничные паспорта и деньги на поездку.
На следующий день Андрей сообщил приметы пассажира, с которым он передал конверт: почти двухметрового роста бритоголовый парень в тёмно-синем адидасовском спортивном костюме. По пути в аэропорт нас накрыл ливень: затянувшие небо свинцовые тучи не смогли удержать тяжкий груз и обрушили потоки воды на окрестные леса, поля, шоссе с мчащимися автомобилями. Время от времени злобно сверкали молнии, и победно звучали оглушительные раскаты грома. «Дворники» изо всех сил пытались очистить лобовое стекло, но их старания были тщетны, и я с трудом разбирал дорогу. Движение сильно замедлилось, наша ярко-красная «Тойота» обречённо плелась среди прочих машин. Пассажир ехавшей слева «Волги» опустил стекло и что кричал мне сквозь поток воды. Я тоже опустил стекло.
- Эй, пожарники!.. Вызов отменяется!.. Вам помогло небо!..
Парень был сильно пьян. Я молча нажал кнопку стеклоподъёмника.
За полчаса до прибытия самолёта мы с Иваном устроились в зале ожидания аэропорта «Домодедово». Сообщений по поводу задержки нашего рейса не было, и мы не беспокоились. Вдруг… Монотонный металлический голос равнодушно объявил, что по метеоусловиям самолёты всех без исключения рейсов совершат посадку… в аэропорту «Шереметьево»!.. Вокруг началось активное движение: встречающие поспешили к выходу. Мы с Иваном растерянно переглянулись: номер телефона незнакомца неизвестен, да если б и знали его: дожидаться нашего появления он не станет. Но, может быть, Андрей подстраховался и выяснил, где можно разыскать курьера, если мы вдруг разминёмся с ним?.. Позвонили. Ответ отрицательный: такая ситуация не предусмотрена. Ну и где теперь искать высокого бритоголового «спортсмена»?.. Вот попали!.. Ни паспортов, ни денег, ни поездки!.. Хотелось выругаться в адрес Андрея, но что толку?.. И потом, сами тоже могли предположить такой вариант развития событий.
- Да-а… - сокрушённо протянул Иван. – Вляпались. Что будем делать?..
- А что нам остаётся… - вздохнул я. – Вот сейчас сядем поудобнее и… будем сажать самолёт силой мысли – в этом аэропорту!
На полном серьёзе сказал. Ведь других вариантов не было, значит,  выбираем этот.
- В общем, так. Повторяй мысленно: «Самолёт, который мы ждём, благополучно приземлился в аэропорту «Домодедово»!..» И представляй, как он садится и выруливает с посадочной полосы…
Иван не стал возражать. Ведь лучше хоть что-то делать, чем попусту лить слёзы. Вот так мы и сидели, закрыв глаза и повторяя волшебное заклинание. Минут двадцать повторяли. Вдруг слышим: тот же бесцветный голос объявляет: совершает посадку самолёт, прибывающий рейсом таким-то. Мы переглянулись: получилось!.. Радости не было предела. Но надо сказать, я ничуть не удивился произошедшему, более того, пребывал в полной уверенности, что именно по нашей вине самолёт приземлился здесь.
Сошедшего с небес бритоголового гиганта никто не встречал. Наверное, его друзья были на пути в «Шереметьево». Возможно, нам следовало сделать объявление о том, что посадим самолёт здесь. Я скромно приблизился к недоумённо озиравшемуся громиле, посмотрел снизу вверх. После ответного взгляда куда-то поверх моей головы и небрежного вопроса: «Ты – Савельев?..», вожделенный конверт упал в протянутые, будто за милостыней,  руки. Я  направился к выходу, Иван двинулся следом.
- Вань, какие мы молодцы, что посадили самолёт здесь! – воскликнул я, глотнув свежего воздуха. – Ведь парень даже документа не спросил у меня для подтверждения личности. Думаю, если бы посадка произошла в «Шереметьево», наш конверт просто полетел бы в урну, без проверки содержимого!..
Весело посмеявшись над этим предположением, мы сели в машину и направились в гостиницу, на отдых. Назавтра намечалась более сложная задача, чем посадка самолёта силой мысли: необходимо было отыскать туристическое агентство, в котором нам открыли бы визы, но не за две недели, не за неделю, а… за два дня, не более, поскольку иначе мы не успевали на премьеру.
На следующий день, безуспешно объездив множество турагентств, мы  остановились возле величавого пятиэтажного здания сталинской постройки, бесстрастно взглянувшего на нас большими холодными окнами. Это последняя надежда: спускается вечер, если и здесь не помогут, то всё. Тоска, хоть стреляйся!.. Так сказал бы кто-то другой, но не я. Ну, и не Иван, разумеется.
У входа стоял человек и ковырял ключом в замочной скважине, вероятно, уже запирая дверь. Подбежав к нему, я, слегка запыхавшийся, сбивчиво изложил суть вопроса.
- Давайте документы, - невозмутимо ответил мужчина. – Завтра паспорта будут готовы. Но вы, конечно, понимаете, что ввиду срочности услуга будет стоить несколько дороже… - он назвал сумму.
Разумеется, торговаться я не стал и, передав незнакомцу документы и деньги, вернулся в машину. Довольные удачным решением вопроса, мы направились на поиски какого-нибудь уютного ресторанчика: пора перекусить как следует, ведь с самого утра ничего не ели. Вдруг мне в голову пришла неприятно поразившая мысль, и я остановил машину. Испытующе посмотрел на Ивана и по его встречному взгляду понял: товарищ думает о том же.
- Вань, а ты знаешь, кому мы только что отдали документы и деньги?..
Говоря «мы», я, конечно, подразумевал, что это не я лично, а мы с Иваном в четыре руки настойчиво протягивали наше добро неизвестно кому. Нет, я не хотел свалить часть вины на товарища, просто он всё видел (пускай издалека), а раз не возражал, значит, тоже – рыло в пуху. Ведь так?.. Нет, я вовсе не боюсь ответственности (грош цена такому другу!..) Это так, справедливости ради.
- Вот и я о том же размышляю, - медленно ответил Иван. Уместно заметить: против «мы» он не возразил. – Что он там делал возле двери, кто его знает?.. Может, воришка какой-то, и пытался подобрать ключ?..
- Да-а… - невесело вздохнул я. – Но теперь делать нечего – завтра подъедем в назначенный час и узнаем, работает он в том агентстве или так, случайный прохожий…
Нам повезло: незнакомец оказался не проходимцем. Когда мы пришли за паспортами, увидели его восседающим в уютном кожаном кресле в кабинете директора.
Получив документы и сердечно поблагодарив за помощь, мы развернулись было к выходу, но заданный в спины вопрос заставил остановиться:
- А вас не удивляет, что при минимальном недельном сроке оформления виз, вы получили желаемое на следующий день?..
- Честно говоря – очень! – ответил я. – Но постеснялся спросить – может, это секрет фирмы?..
- Да нет, не секрет вовсе, - благодушно улыбнулся директор. – Просто французский консул – мой старинный приятель, и как раз  вчера он устраивал ужин, на который был приглашён и ваш покорный слуга. Так что ваши документы подписаны прямо за накрытым яствами столом!..
- Вот это да!.. – восхитился Иван, ну а я – просто онемел от такого «простого» объяснения.
Ещё раз пожав руку нашему благодетелю, мы удалились. Да, хорошо иметь в друзьях французского консула. Или итальянского. Впрочем – любого неплохо. Даже… башкирского. Если б такой был. Странно, и чего в последнее время лезет в голову Башкирия?.. Неужели там и впрямь неплохой отдых?..
На следующий день наш самолёт благополучно приземлился в парижском аэропорту «Орли», но на этом наш путь не заканчивался: предстояло перебраться в Орлеан – именно там должна была состояться премьера спектакля Сергея.
Однако нас ждало глубокое разочарование: нам не было известно, где конкретно должна состояться премьера. Мы рассчитывали с лёгкостью получить эту информацию, гуляя по городу и рассматривая театральные афиши. Но несколько часов блужданий не принесли положительного результата. Нет, не прав. Положительные результаты были, и много!.. Скажем, женщины!.. О, какие там, во Франции, женщины!.. Почти как у нас в Поволжье. Но вот это «почти» портило все впечатления. Почему-то захотелось в Поволжье. Или, на худой конец, в Башкирию…
Так вот, положительные результаты были, не было того, которого мы с Иваном ждали. Что делать, решили подпортить эффект от нашего появления – отказаться от его неожиданности, и стали звонить Сергею. Абонент вне зоны доступа. В конец измотанные, очутились на окраине города. Уже стемнело, и редкие тусклые фонари скудно освещали ленту тротуара. Вскоре мы набрели на отель, его яркие огни обещали приятный отдых, но мне стало грустно.
- Ну что, пора на покой?.. – не то спросил, не то подвёл окончательную черту нашим поискам я.
- Да, пожалуй… - с невесёлым вздохом согласился Иван.
Обескураженные, побрели к гостинице. Когда подошли ближе, я поднял глаза и… замер от неожиданности!.. Справа от входа висела небольшая по размерам, но такая замечательная по содержанию афиша!.. Да! Это была афиша, объявляющая о предстоящем спектакле С.Анциферова, который должен состояться на следующий день… в одном из залов этого самого отеля!..
Несказанно обрадованные удачей, мы радостно ввалились в вестибюль и направились к портье.
- Анциферов… Здесь остановился?.. – коверкая английские слова спросил я.
- Да, - ответил портье по-французски и назвал номер.
Ох, и вредные же эти французы!.. Кроме родного языка, никаких не признают!.. Но возмущение по поводу лингвистических пристрастий аборигенов потонуло в вихре разгорающегося восторга.
О, это была незабываемая встреча! А какими стали глаза Сергея, когда в ответ на наш осторожный стук он открыл дверь номера и увидел наши сияющие от счастья лица!..
…Вот такая история. В какой мере мне и моему товарищу помогли случайности, и насколько то, что произошло, дело наших рук, судить не возьмусь. Но с той самой, в общем-то, не очень примечательной, незамысловатой истории жизнь моя изменилась. Будто что-то открылось мне, будто в моей судьбе зелёный свет зажёгся. Настроение всегда в плюсе, дела пошли лучше. Хотя работать стал меньше. Нет, не охладел к работе, но рвения изрядно поубавилось. Иван относится к этому с пониманием, порой улыбается, посматривая на меня (неужели с ним то же самое творится?!.), а Андрей постоянно ворчит. Но больше так, для вида, ведь причин для беспокойства нет.


Рецензии