Талант или упорство? Откровения главного редактора

«Так же как токарь по дереву или металлу, – писал Горький, – литератор должен хорошо знать свой материал – язык, слово, иначе он будет не в силах изобразить свой опыт, свои чувства, мысли, не сумеет создать картину характеров и т.д.».

Предположим, что вами написан объемный роман... Сколько эмоций, сколько бессоных ночей позади. Вы вложили кусочек сердца в произведение, которое наконец-то существует. Какая сатисфакция! И реальные, и придуманные персонажи уже живут и будут жить вечно, терпеливо выполняя возложенные на них обязанности. Вы и сценарист, и режиссер, и творец, ожививший своих героев, давший им возможность существовать на страницах вашего «детища». Ну, если хотите, вы - Пигмалион, вдохнувший жизнь в свою Галатею.

Что же дальше? Как донести «нетленку» до широкого круга читателей? Затаенная мечта каждого автора - увидеть собственное произведение на бумаге, ощутить, полюбоваться, дотронуться, подарить друзьям, поставить на полку, наконец. Ах-х! Как это несказанно приятно!

Но далеко не каждый пишущий автор может признаться даже самому себе, что живет в нем тайная и дерзкая мечта - зарабатывать нелегким, но почетным писательским трудом!  Ну и что же в этом дурного. ВСЁ и  вполне ВОЗМОЖНО! Но... проблемы только начинаются, господа хорошие!

В первую очередь, разумеется, без промедления публикуйте роман на прозе. ру! Копирайт (он же авторские права) обеспечен. «Мусолить» ваш роман на Прозе, разумеется, будут. Но если вы тщеславны...
 
Электронной почтой вы рассылаете копии вашего «детища» во все престижные издательства нашей необъятной Родины, и с замиранием сердца ждете... Считаете дни, недели, месяцы. Но умирает ли мечта, когда вы получаете отказ за отказом?

Да не расстраивайтесь вы так! То, что вам отказывают, вовсе не означает, что вы бесталанны.  Все гораздо проще - литературный вкус главного редактора не сродни вашему литературному вкусу.

Ваша способность самостоятельного художественного осмысления литературного произведения, понимание природы художественного творчества и умение анализировать художественное произведение отличны от художественного вкуса главного редактора, сформированного на основе других историко-литературных знаниях.
 
Развитие литературно-художественного вкуса неразрывно связано и с накоплением жизненного опыта, в свете которого читатель может дать оценку выдвигаемым писателем идеалам, созданным им характерам и сюжетам, богатству его языка. Только при этих условиях художественное произведение во всём богатстве его содержания и формы доходит до читателя, кем и является в данном случае главный редактор.

Добиться «взаимности» у издателя/редактора можно двумя способами: или стать «своим» для того издателя, который есть в пределах досягаемости, или найти где-то в глубинах космоса такого издателя, который полностью совпадает с вами по взглядам на литературу и тащится от ваших произведений. 

Если же серьезно, то:
- вы постоянно участвуете в конкурсах и не побеждаете,
- вы рассылаете рассказы во все журналы и никогда не получаете ответа,
- вы в третий раз относите рукопись в издательство и ее там в пятый раз теряют, это значит, что вы неконкурентоспособны. Это может означать, что у вас нет таланта, или что у вас его слишком много для этого мира, или что вам катастрофически не везет - итог и в том, и в другом, и в третьем случае одинаков.
При этом важно не забывать, что, несмотря на вашу невезучесть и бездарность, любая следующая попытка может обернуться успехом. Запомнили? Любая. Не имеет шансов победить только тот, кто не участвует в гонках.
 
Вы считаете, что вы бездарны? Но другие бездарности успешно издаются и переиздаются - потому что они умеют работать.
Вы считаете, что ваш гений не оценят? Но другие гении издаются и переиздаются - потому что упорно пробивались и пробились.
Получается, что главное условие успеха - это не талант, а упорство.
Могу с уверенностью сказать, что редактор крайне редко (разве что начальство прикажет) превозмогает свою субъективность. Он всегда держит в уме некий обобщенный образ «своего» читателя.
 
Честный редактор обычно ставит знак равенства между своим литературным вкусом и вкусами читателя.
Прагматичный редактор обычно считает, что «его» читатель на порядок непритязательнее, чем он сам.
Бессовестный редактор плюет на читателя с высокой горы и издает своих только авторов из «своей» тусовки - даже если они написали что-то откровенно и отвратительно бездарное.
Других типов редакторов в крупных издательствах не бывает. Если они там случайно заводятся, то начальство, как правило, быстро приводит возмутителя спокойствия к общему знаменателю.
 
И вообще, как обычно (спрашиваю профессионала) редактор мотивирует перед начальством свой выбор того или иного сочинения для публикации? Вообще-то, это было бы крайне интересно узнать!
Если начальство умное, то оно понимает, что единственный критерий для редактора - его собственный литературный вкус, и вопросов не задает.
Если начальство глупое, то ему обычно хватает утверждения редактора, что именно эту книгу «пипл схавает».

P.S. Но есть ещё и "реликтовый", умудренный сединами редактор-профессионал, который быть может устало скажет: "Да, деточка, безусловно, хорошо написано. Но в наше время, к сожалению, диктует рынок... Эх.., лет этак пятьдесят бы назад!...". Вот и все... (добавлено по просьбе читательницы Земфиры Кратновой)


Рецензии
"Как обычно (спрашиваю профессионала) редактор мотивирует перед начальством свой выбор того или иного сочинения для публикации? Вообще-то, это было бы крайне интересно узнать!"

Все ваши советы, как и все ваши наставления пропахли нафталином. Как мотивирует редактор перед начальством свой выбор автора? Да никак. Редактор -- это замотанное работой и семьей существо, от которого ничто не зависит и ни на что оно (существо, то есть) повлиять не может. Его задача исправить грамматические ошибки в рукописях, решение о публикации которых принимается отнюдь не им

Владимир Дмитриевич Соколов   03.04.2024 07:30     Заявить о нарушении
На это произведение написана 31 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.