183 письма с Севера. 1997 год. Главы 130-132

Глава 130


     «Здравствуй, дорогая наша мамулечка!
     Письмецо от тебя ещё не пришло (новогодние поздравления не в счёт), и что-то загрустилось, сели с Любой и  решили послать весточки — она своей маме, а я — тебе.

     Вот и наступил Новый 1997 год! Сегодня уже 12 января, воскресенье. Новый год встретили по традиции в узком кругу: я, Люба и Лёлюшка. А на Рождество, 7 января, к нам приходил Игорь с семьёй и с новой «тёщей», Людмилой. Сам сват лежал в это время в больнице с сердцем. Виктор с этой женщиной познакомился в Черкесске, живёт она там по соседству с домом, где сват жил до севера. В эти дни сват вышел из больницы, но будет сидеть на больничном ещё 4-5 месяцев — так серьёзно болен сердцем. Ему 19 февраля исполнится 51 год. За собой следит плохо: курит, ест много мяса. Я ему как-то раза два подсказывал, но он всё усмехается. Ладно, это его проблемы, наше дело — подсказать.

     На Новый год «Дедушка Мороз» «раскошелился»: подарил нашей Лёлюшке фирменный миксер «Филипс», а Любе — набор германской посуды «Барон», состоящий из 20 предметов. В нём сковороды, 5 кастрюль с утолщённым дном, с  пароваркой, ковшом, фритюрницей и т. д.

     10 января получили письмо от тёщи из Мысков. Новости такие: тёщу из её «курятника» Володя с Юлей  перевезли в новый дом — будет там в роли сторожа и истопника. Дом ещё недостроенный. Сами Муравейниковы живут пока в старом доме. К ним на две недели приезжала тёщина дочь Рая из Болхунов. Подробности  не описываются.  Также тёща обижается на своих дочек Надю и Веру, говорит, что не пишут, словно вымерли. Сама тёща болеет, плохо ходит. 23 февраля ей исполнится 79 лет, возраст приличный.

     В городе у нас нынче ходит повальный грипп. Но, как говорится, Бог нас миловал, тьфу,  тьфу, тьфу... Раньше Люба к моим оздоровительным новшествам относилась критически, а сейчас и сама принимает довольно активное участие. Помогает воду ставить на заморозку, кумыс сама заводит. Купили мёда 5 кг. Есть грецкие орехи. Сейчас покупаем кукурузное масло, оно вкусное и без холестерина. Как-то раз пятки у меня потрескались, я их пару раз смазал кукурузным маслом — и стали как шёлковые.

     Ну что ж, вот вечереет. Люба завела тесто, стала что-то стряпать. Уже доносится дух печёных булочек. Дома тепло, хотя на улице сегодня -40.

     Лёля на каникулах до 20 января из-за гриппа, который ходит по городу. Дочь любит поспать подольше, а когда встаёт, что-то пишет, читает. Нам с Любой очень нравится, что уроки она делает исключительно сама. Даже даёт консультации по телефону, когда ей звонят одноклассницы. Учится дочурка хорошо, за вторую четверть только одна четвёрочка по геометрии, а так всё на «5». Учителя её хвалят.

     Сердечно поздравляем сестрёнок Ольгу и Наталью с Днём рождения. Счастья им и здоровья. Ой, мамулька, менее чем через месяц мне пойдёт 6-й десяток лет! Время идёт неумолимо, стареем. Передаём всем привет от нас. Пиши. Твои Маслята. 12.01.97»

     *****

     «Здравствуй, дорогая мамочка!
     Твоё письмо получили буквально перед моим днём рождения. А потом и телеграмма пришла. Спасибо за поздравление. Вот мне исполнилось 50. Даже не верится! На работе свой юбилей я отметил в пятницу, 14 февраля, а дома отметили вчера, 15-го. От предприятия мне подарили современную электрическую кофеварку. А сват и Игорь подарили мне тостер «Мулинекс». Теперь буду под кофе сухарики печь.

     Игорь сейчас в отпуске до 15 марта. Свои «Жигули» 5-й модели продал, немного добавил и купил почти новую (тоже белую) «Жигули» 7-й модели. Таксует, взял лицензию, мотается по целому дню. Из ОРСа увольняется, совсем не платят, да и машина «Пингвин» разваливается.

     Внуки растут. Виталька лопочет вовсю, на Любу говорит «баба Уба», на меня — «деда Нона». Забавный крепыш.

     Я постоянно делаю КУМЫС ИЗ КЕФИРА. Сегодня хочу написать тебе способ его приготовления, может, попробуете с Таней сделать. Всё очень просто. Итак... Для приготовления кумыса надо приготовить 2 литра простого кефира, 1 столовую ложку сухих дрожжей, 5 столовых ложек сахарного песка. Поэтапно всё готовится так:
     1. В 3-х литровую банку вылить 2 литра кефира, размешать с 4 ложками сахара;
     2. Дрожжи и 1 ст. ложка сахара запариваются отдельно, в половине пол-литровой банки кипяченой тепловатой воды; ждать, пока не появится хорошая пенка;
     3. Содержимое пол-литровой банки вылить в 3-х литровую, перемешать.
     Можно в большую банку добавить ещё немного кипяченой тепловатой воды, чтобы содержимого стало 2,5 литра, но не более. Поставить банку на столе на 4-5 часов. Потом в холодильник. На всякий случай банку поставить в небольшой тазик — при брожении содержимого может произойти «утечка». У нас, в принципе, кумыс ни разу не убегал.

     Нынче весь город у нас переболел гриппом, а мы даже не чихали. Не исключено, что и кумыс сыграл здесь свою роль. В марте я буду делать себе очередную чистку печени (с помощью лимонного сока и оливкового масла).

     По телевизору у нас идут 6 программ. По каналу «АСТ» гонят несколько мексиканских сериалов: «Милый враг», «Перекрёстки», «Империя», «Новая волна», «Вдова Бланко». И ещё сериал «Даллас». Почти ничего не смотрим, всё примитивное. Вот только «Марию Хосе» Люба досмотрела до конца. Тоже жвачка.

     Ты, мама, написала что Лев с семьёй из Каскелена переехал жить в Россию, в город Богородицк, Тульской области. У меня на работе есть приятель, Боря Шибаев, он с тех мест, из города Узлового. Места, говорит, хорошие, но по ним в 1986 году прошло радиоактивное чернобыльское облако. Это — проблема. Не знаю, насколько долго Лев там задержится. Переезд — это вообще очень сложно. Когда-то и нам надо будет с Севера съезжать. Как витязи на распутье...

     Мама, поздравляем тебя и всех девчат с днём 8 Марта! Счастья вам всем, крепкого здоровья и скорой весны!

     Ну ладно, мамулечка, пиши, рассказывай обо всём. Готовишься ли к посадке рассады? Передавай от нас всем привет. Твои Леонид, Люба, Лёля. 16.02.97».


Глава 131


     «Здравствуй, наша милая бабулечка!
     Сегодня 6 марта. Получили твоё письмо, отправленное 5 февраля. Поздравление с 8 Марта и нашим с Любой 25-летием совместной жизни пришли вовремя. Большое спасибо за поздравления. Лёлюшка очень рада письмецу, адресованному ей.

     Узнали о ваших делах, проблемах. Ох, уж эти проблемы... Думали мы, думали над просьбой моей сестры Тани насчёт работы ей здесь. Взвешивали все варианты, как говорится, и «за», и «против». Прямо скажу, что вопрос этот сейчас практически неразрешим по двум основным причинам. Первая — отсутствие работы. Сейчас идёт сокращение многих предприятий, как и везде много безработных. Люба работает в отделе кадров, хорошо знакома с работниками городского отдела по трудоустройству и занятости населения в Надыме, но так и не смогла найти работу ни нашей снохе Алле, ни нашей свахе Людмиле. Всё кругом забито. Уборщицами и сторожами работают женщины, имеющие высшее образование. К слову сказать, ОРС, где работает Игорёк, тоже разоряется, их автобазу сокращают, Игорю в отделе кадров порекомендовали найти другое предприятие. Игорёк уволился, хорошо, что есть у него машина, сейчас занимается частным извозом — семью-то  кормить надо.

     Ну, и вторая причина чисто техническая: Надым — город закрытый, для въезда надо иметь или временное гостевое приглашение, или, если человек едет по вызову на работу, нужна лицензия. Стоит она 9 миллионов рублей (1600 долларов). К тому же прописка в Надыме — через мэра лично, а для тех, кто приехал из зарубежья, например, из Украины, Казахстана, — практически невозможна. Вот такая неутешительная информация...

     У меня душа изболелась — думаю, был  бы крутым богачом, купил бы где-нибудь в России в каком-нибудь городишке несколько домов и перевёз бы туда всю свою родню вместе с матушкой. Да и сам бы туда уехал с семейкой. Надым потихоньку глохнет, потому что север стал плохо финансироваться.

     У меня есть новость. Мне дали бесплатную курортную путёвку в Геленджик, в газпромовский «Санаторий им. Ломоносова» (к моему 50-летию). Путёвка с 9 по 23 марта. Сейчас собираюсь, рейс 8 марта. Люба составляет список трав, которые мне надо будет оттуда привезти. К дяде Володе в Тихорецк заехать не удастся, а вот в Кабардинку и Новороссийск прокачусь.

     1 марта у меня было «мероприятие» — я делал чистку печени (это у меня 4-я подобная процедура за последние три года). Если в прошлом году вышло 80 камушков, то в этом, чему я немало поразился, вышло 292 билирубиновых и биливердиновых камней, и ещё какой-то дряни. Изо всех камней — 80 штук имели размер с фасоль, около 100 — средних, с горошину, и более 100 — мелких, со спичечную головку. Я эти камни разложил на лист и заснял на видеокамеру. В книге по очистке организма написано, что самой продуктивной является обычно четвёртая чистка. Вот и не верь после этого народным целителям! За время чистки в течение последних двух дней я сбросил в весе 3 кг. Кошмар! Процедура тяжеловатая, надо выпить 2 стакана оливкового масла и 2 стакана натурального лимонного сока. Да, теперь Геленджик мне будет весьма кстати!

     Дописываю письмо 7 Марта. Сейчас с утра схожу в цветочный магазин и куплю своим девчатам цветы! У нас с Любой юбилей — 25 лет супружеской жизни.

     Пиши, мама, заинтересовалась ли ты хоть чуть-чуть народной медициной? Я был бы рад. Привет всем от нас. Твои детки. 7.03.97».

     *****

     Я по-прежнему работал сварщиком на крановом участке в УМ-1, треста НСГД. Поскольку трест относился к системе Газпрома, то работники всех его подразделений (в том числе и УМ-1) в эти годы пользовались определёнными льготами. Одна из важных льгот, это оздоровление сотрудников в санаториях и пансионах, принадлежащих Газпрому. Наш трест обычно получал путёвки в пансионат «Надым», расположенный в Кабардинке, и в санаторий им. Ломоносова, расположенный в Геленджике. Льготой  считалось и то, что у рабочих на время поездки сохранялась средняя зарплата, а сама поездка являлась как бы поощрением за хорошую работу. Ну кто ж не согласится на такую поездку! Сказать, что путёвки выдавались направо и налево, нельзя, здесь занималась очередь задолго до поездки. В такой очереди стоял и я.

     10 февраля мне исполнилось 50 лет; я от профкома по такому случаю получил подарки в виде неплохой кофеварки, ну и буквально через месяц, видимо, за добросовестную работу (старался!) и в связи с юбилеем — путёвку в Геленджик сроком на 15 дней.

     Получая путёвку, я узнал, что мне в моей поездке скучать не придётся — вместе со мной готовились к поездке два работника из нашей бригады — электрик Алексей Визер (ныне покойный), и экскаваторщик Борис Шибаев. С Алексеем отношения у меня были деловыми, связанными с работой, а вот с Борей я дружил. Что-то нас объединяло: он, как и я, не пил (рюмка-две — не в счёт) и не курил, любил кроссворды, любил покопаться в радиоаппаратуре, интересовался политикой и здоровым образом жизни.

     8 марта, сразу после обеда, все отъезжающие, а это почти 100 человек, собрались у здания управления «Надымгазпром», отсюда нас повезут в аэропорт. Понимая, что поездка предстояла на юг, я оделся легко — в демисезонную курточку, шерстяную шапочку и в летние туфли. Несмотря на март, на улице стояла настоящая зима без каких либо намёков на весну: морозец под -25 и ветерок. Так что пока я добрался до самолёта, как и многие, прилично продрог.
 
     Расскажу о том, как прошёл рейс, потому что было и забавное. Летели мы на ТУ-154 курсом на Краснодар. Я, Алексей и Боря сели рядом. Через час полёта всем пассажирам выдали нечто съедобное, чем мы успешно и подкрепились. Я из Надыма захватил фляжку с водкой, так что ленч у нас получился на славу. Только собрались мы подремать, как в салон вышел голубоглазый бортпроводник и предложил всем пассажирам принять участие в викторине. Я подобные мероприятия обожаю, поэтому сразу оживился. Условия викторины такие: из букв слова «самолёт» нужно составить максимальное количество других слов, при этом «е» и «ё» имели одинаковое значение. Выигравшему пообещали в качестве приза шампанское и ещё «что-то». Я сразу почувствовал, что этим конкурсом задето моё самолюбие любителя филологии — уж что-что, но работа со словом — это у меня в крови, это моё. А игру в анаграммы любил ещё со школы. Боря на меня многозначительно посмотрел, при этом хитро подмигнул. «Попробуем», — скромно откликнулся я, достал бумагу и сразу включился в процесс поиска разных слов, не выходящих за рамки семи букв слова «самолёт». Через полчаса у меня на листке оказалось начертанными 38 слов, состоящих из 3, 4, 5 букв. Среди них такие: масло, сало, лето, мост, осёл, метла, омлет, лес, лом, мел, слёт, тело, стол, тёс и т. д*.

     Вскоре стюард прошёл по салону и, собрав у пассажиров, принявших участие в игре, листочки, удалился. Все настороженно ждали его возвращение, всё-таки интересно — кто же самый умный? И вот он появился — с бутылкой шампанского и тремя, висящими у него  на шее, рулонами туалетной бумаги. Объявил:
     — Больше всего слов  придумал Леонид Маслов!

     У меня от волнения чуть сердце не остановилось. Я привстал и смущённо оглянулся. На меня с любопытством смотрели все пассажиры. Проводник подошёл ко мне и вручил приз. Все зааплодировали. Я уже собрался было сесть на место, как он мне негромко сказал:
     — Командир самолёта разрешил вам пройти в кабину, где сидит экипаж, так сказать, на экскурсию.

     Сколько за свою жизнь мне пришлось летать на самолёте, сосчитать трудно, но вот в кабине у лётчиков никогда не бывал: посторонним вход туда запрещён. Внутренний интерьер видел иногда лишь в кинофильмах. И тут такая удача!
     Лёша Визер решил не упускать случая и спросил у проводника:
     — Можно мне там заснять моего товарища на видеокамеру?
     — Можно, только осторожно! — сострил проводник и улыбнулся.

     Поскольку за бортом смеркалось, в кабине стоял полумрак. В полусвете, исходящем из-за окон и от каких-то лампочек, я увидел четырёх членов экипажа: двух пилотов, сидевших перед штурвалами впереди кабины на удобных сидениях, бортрадиста, сидевшего сзади за одним из пилотов, и бортмеханика, следившего за приборами и мерцающими лампочками, которых было несметное количество на двух огромных щитах сразу у входа в кабину. Так вот оно какое, это таинственное место! Лёша запечатлел на камеру «внутренности» кабины, меня на фоне лётчиков, и самих лётчиков, правда, со спины. Постояв пару минут, я почувствовал себя здесь лишним, поэтому сразу вернулся в салон. Следом вышел и Визер.
     _________________
     *В компьютерной игре «Анаграмма» из букв слова «самолет» выдаётся 53 слова.


Глава 132


     В Краснодаре мы приземлились часов в девять вечера. Погода резко отличалась от надымской — температура плюсовая (градусов десять), естественно, без снега, но и без зелени. Однако запах весны чувствовался!
 
    Вскоре нас усадили на два огромных фиолетовых «Икаруса», имевших по бокам гордые надписи: «ГАЗПРОМ», и повезли в Геленджик. Путь лежал через городок Горячий Ключ.
До Ключа дорога шла более-менее ровная, но вот дальше начались какие-то виражи по серпантинам. И всё это при свете фар. Я сидел впереди и с тревогой наблюдал за движением автобуса, меня не покидало ощущение того, что вот сделай водитель одно неправильное действие, и автобус окажется в кювете. Но, слава Богу, всё обошлось, доехали благополучно.

     Мы с Борей договорились, что оба попросимся в один номер. Наше пожелание учли и мы, получив санаторные книжки для учёта процедур и талоны в столовую, поднялись на третий этаж. В номере имелось всё необходимое для нормальной жизни, даже телевизор с холодильником.

    Наутро, после завтрака, мы отправились на приём к врачу, чтобы получить направления на процедуры. Немного расскажу вот о чём. Прежде чем получить путёвку в санаторий, каждый работник представлял в профком своего предприятия справку из поликлиники о том, каким недугом он страдает. По логике получалось, что идеально здоровый человек путёвку получить не мог. Но таких людей, мне кажется, нет, тем более на Севере. Я лично несколько раз бывал на больничном листе из-за остеохондроза, который сильно стал меня мучить с января 1995 года — я тогда поскользнулся на работе и сильно потянул позвоночник. На основании такой справки мне перед отъездом в Геленджик вместе с путёвкой выдали так называемую санаторную карту с диагнозом: остеохондроз.

     И вот теперь согласно такой карте врач мне назначил соответствующие процедуры, среди которых ручной массаж тазобедренной области, гидромассаж (душ Шарко), ванны с подогретой морской водой, электрофарез поясничной области, грязевые аппликации спины. Что примечательно, подобные процедуры получили не только я и мои приятели, но и процентов девяносто от числа приехавших. Я, как сварщик, получил и дополнительную процедуру — ингаляцию дыхательных путей и «соляную пещеру».

     Чтобы процесс лечения сделать максимально эффективным, мы с Борей решили заводить здесь для себя кумыс. Этот момент нашей деятельности я всегда вспоминаю со смехом. Но всё по порядку. Рецепт приготовления кумыса я помнил (он описан у меня в главе 130), осталось найти трёхлитровую банку, купить кефир, сахар и дрожжи. Вскоре всё было найдено, кроме дрожжей — не было их ни в магазинах, ни в киосках. Решили обратиться в столовую. Повара дрожжей нам не дали, сославшись на то, что данным вопросом ведает диетсестра Людмила Васильевна. Это оказалась довольно миловидная, полноватая женщина лет сорока пяти. Она внимательно выслушала нашу просьбу, потом спросила:
     — А кумыс действительно полезен?
     — Очень! — решительно ответил я. — Улучшается пищеварение, да и усиливает иммунитет организма против туберкулёза и гриппа.
     Боря стоял рядом и активно кивал головой.
     — А как у вас взять рецепт его приготовления? — спросила диетсестра.

     Я эти данные знал наизусть. Она записала рецепт целебного напитка, потом дала нам три стандартных 11-граммовых пакетика с сухими дрожжами (нарисован поварёнок в колпаке). На том мы и разошлись. На второй день наш кумыс был практически созревшим, и мы с Борей стали наслаждаться его острокислым вкусом.  Не спеша, по стакану утром и вечером.

     Мы дисциплинированно проходили все оздоровительные процедуры, а когда появлялись в столовой, вспоминали Людмилу Васильевну, хотелось узнать об успехах приготовления любимого нами напитка. Но её на смене не было. Не смогли увидеть её ни на второй день, ни на третий, и как-то подзабыли о своём намерении, мало ли какие дела у человека. Однако на четвёртый день она появилась. Покушав, мы подошли к ней, как к старой знакомой, ведь нас объединял маленький кумысный секрет. Но она окинула нас испепеляющим  взглядом  и отвернулась. Даже не поздоровалась.  Мы опешили. Потом, заметив нашу оторопь, раздражённо спросила:
     — Вы меня тогда разыграли насчёт кумыса? Да?
     В красивых  глазах — внутреннее негодование и глубокая укоризна. Мы растерянно переглянулись.
     — Что вы! Какие же здесь могут быть шутки! Это вполне серьезно! Мы сами его сейчас пьём!

     Тогда мы услышали такое, от чего нам едва не стало плохо. Она, согласно нашему рецепту, завела кумыс, и банку поставила в холодильник. Крышка оказалась довольно плотной, да и жидкости налила под самое горлышко — кумыс у неё ночью в холодильнике и бабахнул, да так, что не только дверца приоткрылась, но и перепуганную собаку из-под кровати долго потом не могли вытащить. Можно только представить, какой переполох произошёл в семье! Но это была первая серия «комедии», дальше было ещё ужасней. Оставшуюся после взрыва часть кисломолочного продукта она стакан за стаканом всю выпила. Вкусно ведь! Да и жалко — не пропадать же добру. К тому же и организм истосковался по кисленькому.

     Что потом началось! Или организм у неё был сильно зашлакован (загрязнён), или кумыс недостаточно стерилен, но два дня она не могла выйти из дома, всё время находилась недалеко от туалета. Как мы поняли, её прилично пронесло. Но хотели-то как лучше! Давая ей рецепт, как-то не подумали, что тётя приступит к опробованию целебных свойств кумыса так скоро и так активно. После этого случая мы и сами стали пить кумыс с некоторой осторожностью: кто его знает, как он вдруг повлияет на организм в условиях интенсивного оздоровления...

     Ещё запомнился другой случай, связанный с одним из наших отдыхающих, которого звали Володей. Работал он жестянщиком в одном из подразделений, находящемся в Надыме недалеко от места, где работал я. Здесь, в санатории, Володя больше уделял внимания дамам лёгкого поведения, нежели своему оздоровлению. Я нередко замечал, как он, наутюженный и наодеколоненный, в сопровождении как минимум двух дам направлялся куда-то в сторону города. Дня за три до отлёта домой я увидел Володю на нашем этаже. Он заходил то в один номер, то в другой, пока не зашёл к нам. И сразу с порога:
     — Ребята, выручайте! Мне надо в долг рублей пятьсот. Век буду благодарен. Отдам сразу, как только вернёмся в Надым!

     Я думаю, что вопрос с деньгами к концу заезда у всех, к кому обращался Володя, стоял остро, поэтому и забрёл он даже к нам, мужикам, которых почти не знал. У меня немного денег ещё оставалось, я не знал, как поступить, где потом искать этого товарища? Прокручивая в голове ситуацию, я вдруг вспомнил, что у меня была давнишняя мечта — сделать из жести небольшой ящик с ячейками для хранения лечебных трав (мы такой видели с Любой по телевизору у одного знахаря). Я решил воспользоваться ситуацией и спросил об этом гостя.
     — Да я тебе сделаю хоть пять таких ящиков, ты только выручи меня сейчас! — чуть не стуча себя в грудь, воскликнул Володя.

     Когда я дал Володе вожделенную сумму, он от радости едва не прослезился, и вприпрыжку пустился пропивать её с «нехорошими тётями», но это уж его дело.

     Деньги Володя мне в Надыме вернул и, как и обещал, склепал симпатичный ящик по размерам чуть больше компьютерного процессора с 42 ячейками.

     И ещё добавлю, что в один из санаторных дней я ездил в Кабардинку и навестил там старичков, у которых летом снимали комнату — Нину Николаевну и Семёна Максимовича Сажиных. Они были живы и здоровы и ожидали нас снова в гости летом отдохнуть на море (что мы и сделали, но об этом расскажу в своё время).

     *****

     Продолжение воспоминаний здесь: http://www.proza.ru/2010/09/10/1528


Рецензии
Прочёл с интересом.-Вспоминал аналогичное.-Отменно написано!

Игорь Степанов-Зорин 2   18.03.2013 20:34     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.