Чем интересно СОПИ современному читателю?

Не зная времени прошлого нельзя жить во времени настоящем, а о переходе в будущее речь даже не ведется. Так уж повелось, что история хранит в себе множество неповторимых и ошеломительных по своей значимости моментов, которые почему-то даже сейчас вживляют в сердце почти каждого человека какую-то искорку правды и счастья, надежды и силы, может быть, даже неизреченной гордости за свою державу. И, немного изменив известное выражение, за державу перестает быть обидно, потому что, окунаясь внутрь древнерусской литературы, в её спокойный океан слов, ты по крупинкам рассматриваешь узор того времени, запечатленный в литературных памятниках.

Хемингуэй говорил, что хорошая проза подобна айсбергу, семь восьмых которого скрыта под водой. Так и древнерусская литература – она кажется простой и незамысловатой с одними и теми же повторениями, уже заевшими и доставшими тебя основными темами, непонятными славянскими словами, которые по счастливой случайности вписались в современный перевод, перекочевав из первоисточника. Но это лишь первый пласт, первый слой, который дано увидеть каждому из нас. Что скрыто дальше? Это и требуется понять тому, кто действительно желает постигнуть потаенный смысл произведения.

По моему мнению, существуют два типа литературы: первый из них – это хорошая и заставляющая думать литература, открывающая некоторые завесы бытия, раскрывающая окружающий мир в новых тонах и красках, словно подвергая весь этот Божественный замысел сомнению со стороны человека или наоборот утверждающая все столпы, поставленные Богом на этой Земле. Второй – это обыкновенное «марание бумаги», очередная нетленка «невероятно талантливого» писаки, рассчитывающего (как минимум, естественно) на Нобелевскую премию, из Эдема в белом платье прямо к Нобелю в объятия, выражаясь метафорически.

Второй тип, к сожалению, довольно-таки нередок, даже можно сказать, занимает главенствующее положение в современном творчестве, вытесняя по-настоящему стоящие произведения с книжных полок читателя двадцать первого века. Первый тип, к еще большему сожалению ценителей и эстетов, уже почти исчез, иногда снова проявляясь в маленьких зарисовках неизвестных авторов. Древнерусская литература – это как раз первый тип, давно утерянный в русском Средневековье, но все еще остающийся под пристальным вниманием и разгорающимся интересом настоящего читателя. Я, как дотошный математик по уму, но увлекшийся гуманитарий по духу, могу точно сказать, что ДРЛ – это синусоида потерянного времени, которая курсирует, соединяя в себе три промежутка – прошлое, настоящее и будущее. И это постоянное, навеки оставшееся внутри соединение времен дает современному человеку повод задуматься.

Я не читала Коэльо, но знаю, что этот «писатель» говорил: «Что произошло дважды, то обязательно повторится. Сколько было на Руси усобиц? «Слово о полку Игореве», «Сказание о Борисе и Глебе» - эти памятники ДРЛ изначально включают в себя мотив княжеских усобиц, постоянной дележки власти, из-за которой и умирают люди, страдает само государство, пошатывается главенствующая княжеская семья. Посмотрите на современную Россию – все ушло не так далеко, а прошло около десяти веков. Да, у нас нет князей и царей, но ситуация все равно налицо, обстановка не сильно изменилась.

Если что-то когда-то было, то это обязательно повторится, потому что мир цикличен, и он продолжает крутиться, даже когда участники событий уже лежат в земле. Чем же в этом плане интересна древнерусская литература для современного читателя, изнеженного сентиментальными романчиками и ироническими детективами, которыми так наполнены (забиты под завязку!) полки книжных магазинов и стенды в переходах метро?!

Да тем, что она учит будущему. Она открывает новые стороны, расширяет границы узкого ума человека, убирает заевшие современные рамки, в которых мы стеснены и против своей воли туда затолкнуты, и открывает глаза на мир, подсказывая нам новые направления взгляда. Она срывает с нас цепи повседневности и банальности, стандартности и стереотипности, опутывающие с ног до головы современных читателей. Для меня лично она дает некую свободу мысли, которая очень быстро устремляется в те века, и моя голова уже думает не мозгом современного человека, а мозгом тех славянских предков, которые только что приняли христианство и только начинают изучать веру, пришедшую из Царьграда.

Мне всегда было интересно, как жил тот же Невский, как умерли Борис и Глеб, как необычайно превратился «из воды в вино» князь Владимир. Ну, как всегда, «всегда» - это слово довольно-таки конкретное, которое перечеркивает грань настоящего, как будто я с самого раннего возраста я этим интересовалась. Нет, все было не так.

Когда человек взрослеет в духовном плане, как когда-то и повзрослела я, то ему уже не хватает простой книжки Дмитрия Емца, Джоан Роулинг и других знаменитых писателей современности. Нет, ему подавай Мережковского, потом Достоевского с его Алешей, Митей и Иваном, а еще можно и Родиона Романовича взять напоследок. А все потому, что сама душа человека просит большего.

Я не имею понятия, где эта душа находится и как она там оказалась. Поверьте, ни единой мысли нет. Но почему-то она руководит человеком в его духовных поисках и открытиях, заставляя прикоснуться к чему-то большему, чем литература современности, заставляя поворошить странички человеческой памяти в поисках чего-то более стоящего.

ДРЛ – это литература русской духовности, духовного развития, не стоящего на месте, а стремительно развивающимся с приходом христианства на Русскую Землю. Вера в Единого Бога дала литературе новый виток, отличный от прежде принятых исторических песнях и былинах, которые певали на гуслях в княжеских дворах – христианство породило литературу размышления над другой стороной человеческой природы.

Именно поэтому духовные искания человека останавливаются на древнерусском творчестве, пронизанном духом святости и праведности обычного человека, который весь свой живот Богу предаст и получит жизнь вечную во Христе. Как там говорил Мережковский в своей трилогии «Христос и Антихрист» - все свободны во Христе? Невский просит у Него помощи и получает, Борис и Глеб, не задумываясь, смиренно предают свои тела убийцам от Святополка, но душу свою отдают Ему и кротко, как Он принимал крест, принимают мучения из-за княжеского трона. Сама сторона духовной жизни постепенно закрывается от современного человека и поэтому он ищет её в древности.

Сам мир теряет эту духовность – Церковь становится все же более организацией, а не «кораблем, спасающим верующих среди волн и бурь житейского моря» (Иоанн Златоуст), каждый верит в Бога «для галочки», потому что сама нить веры потерялась где-то в 1918 году, заблудившись в развилках и поворотах Российской Империи. Мы безнадежно теряем нажитое годами и заработанное веками, разбрасываясь этим налево и направо, мы самолично, своими же грязными руками, которыми даже сами себя не коснемся, ворошим старые страницы памяти, выкидывая свою прошлое в корзину ненужных вещей.

А ДРЛ – это духовные поиски русичей, это наша история. И с этой точки зрения, с которой я смотрю на древнерусские памятники литературы, я считаю, что она не только должна быть интересна современному читателю, но еще и прежде всего, полезна в его мыслях.
Вкратце я рассказала, почему ДРЛ лично для меня является очень интересным аспектом многовековых творений прозаиков и поэтов, которые стремились найти Истину среди всех теорий и научных законов, перечеркивающих божественную теорию Сотворения Мира. А чем же интересно «Слово о полку Игореве»?

Главный мотив – это призыв к единению власти, не к феодальной раздробленности, когда хата каждого с краю, а к единому и сильному государству, в котором один за всех, но все еще и за одного. Наше современное общество представляет как раз такое раздробленное «государство», которое должно стремится к воссоединению, а не к отдалению от ближнего, иначе мы получим второе «Слово о полку Игореве», только с новыми героями и новыми походами. Но призыв Святослава останется старым – придите и помогите славному Игоря Святославичу, буй-туру Всеволоду и сыну Игореву Владимиру!

То есть, «Слово...» полезно и интересно сразу с нескольких сторон: первая – это общая духовная составляющая древнерусских произведений, вторая – это некая связь с будущим, построенная на волнах синусоиды ДРЛ, третья – это призыв к единению, актуальный и в наше безбожное и жестокое, кровавое и свирепое время, когда каждому важна своя собственная шкура.

Плавно переходя к заключению, все же хочется еще раз отметить, что древнерусская литература – это нечто особенное, нечто навсегда оставленное в Средневековье Руси, яркой и светлой звездой отпечатавшееся на сознаниях людей того времени, которые тщательно пытались перенести это знание нам, но мы променяли его на новомодные романчики и бульварную литературу.

«Слово о полку Игореве» открывает мир ДРЛ современному читателю с разных, неповторимых по сути своей сторон, и каждый ищущий сможет отыскать то, что ему там хочется увидеть, найдя отражение своей собственной мысли, отрывок своего собственного жизненного монолога на страницах древнерусского памятника, возвышающего среди мертвых и безмолвных полей современности, заросших сорняками. Ибо сказано: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдётё; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят...


Рецензии
Замечательное иследование...

Андрей Тесленко 2   05.02.2011 10:17     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.