АнтиАгниЙога. О грехопадении

———————————————————————————–

Фрагмент 1

ДМИТРИЙ. Что есть первородный грех?
При рождении
в человеческую душу
попадает снаряд первородного греха.
Представляете,
какие разрушения он оставляет
в некогда величественном храме -
искореженный алтарь,
вывороченные стены,
обрушившийся потолок.

Православие и теософия понимают человека противоположным образом. Для теософов и агнийогов не существует грехопадения и первородного греха. Человек в его нынешнем состоянии, по их представлениям, вполне нормален. Поэтому они реальным мыслят некое “самосовершенствование”.

Православное понимание того же самого вопроса коротко можно выразить словами Бл.Августина. Он говорил о том, что Адам пал и раскололся. Вследствие этого каждый человек - это обломок того человека, который некогда жил в Эдеме. От этой своей обломанности, он глубоко болен. А больной не может вылечить себя сам. Нужен врач, причем самый лучший. Чтобы склеить разбитую вазу, нужен очень искусный ювелир. Таким ювелиром и является Христос (но только не в теософском, а в православном понимании). Православные христиане не занимаются самолечением, ибо это не возможно в нынешнем человеческом  состоянии, а позволяют, либо не позволяют Христу войти в свои души и исцелить их. Для этого нужны таинства (крещения, покаяния, причастия и др.). Но это не автоматическое исцеление от прикосновения. Тут нет никакой магии. Нужна добрая воля и усилия человека принять этот дар и остаться на высоте Христовой. Согласен, что громадный процент христиан выйдя из церкви тут изблевывают из себя дары причастия многоразличными способами. Но даже Иуда присутствовал на Тайной Вечере и причастился, и Христос не выгонял его. Этот факт не отменяет того, что Бог отправился искать и лечить людей, а не так как у теософов - люди тужатся и пытаются дотянуться до … неизвестно чего. Бог стал Человеком, чтобы мы снова стали людьми.

АГНИЙОГ. Откуда в человеке первородный грех, если Адам не жил на земле и ничего, следовательно, еще не мог нарушить? Если человек создан по образу и подобию Божьему, то выходит, что грех этот передал ему сам Господь? Разве возможно такое?

ДМИТРИЙ. Давайте рассуждать. Адам вследствие грехопадения заболел смертностью. Мы все - потомки Адама. По наследству можно передать только то, что имеешь, и нельзя передать того, чего не имеешь. Следовательно, Адам не мог передать нам свою чистую природу, которой обладал до падения, ибо ее уже не имел. Передал то, что имел, прежде всего - смерть.
Юридически, мы, конечно, не несем ответственности за то, что совершил наш праотец. Но как его потомки, мы, безусловно, в полной мере разделяем последствия первородного греха. Я надеюсь, вы не будете отрекаться от своего прапрадедушки, рассуждая так: “сам сотворил, сам и расхлебывай, мы тут и близко не стояли”.

АГНИЙОГ. Кому выгодно, чтобы человек не думал о своих закоренелых привычках, своих грехах и не устранял их, а только шёл безвольно каяться?

ДМИТРИЙ. За этот пассаж я вынужден обвинить вас в невежестве. У вас сфальсифицированные представления о таинстве покаяния.

АГНИЙОГ. Не нужно понимать так примитивно и буквально слово – «пал». Это только означает: пал с Неба на Землю, т.е. родился на Земле. Раскололся – это вечное двуначалие в человеке: материальная и духовная природа.

ДМИТРИЙ. ”Пал” - значит выпал из сферы Богоприсутствия. Не пытайтесь объяснять и, главное, оправдывать случившуюся катастрофу, прибегая к разным уловкам, таким как “двуначалие человеческой природы”.

———————————————————————————–
Фрагмент 2
И снова о первородном грехе.

АГНИЙОГ. В чем состоит первородный грех, как он передается, если душа творится непосредственно перед рождением человека? Если грешно тело, то при чем тут новосотворенная душа?  Или она автоматом сотворятся с грехом, тогда зачем?

ДМИТРИЙ.  Согласно православной антропологии, человек состоит из природы и ипостаси. Ипостась (дух; человеческая личность; то, что влечет нас к Богу) творит Господь в момент зачатия. Все, что исходит от Бога, не может быть несовершенно.

Природу мы получаем от своих родителей, которая в свою очередь досталась им от Адама. И именно природа коррумпирована грехом, влечет нас к недолжным стремлениям, заставляет личность в нас либо бороться с ними, либо отдаться им. Эта испорченность, искаженность первоначально совершенной природы в нас и есть - первородный грех. Чтобы излечить эту природную генетическую болезнь в нас пришел в мир Спаситель. Бог так возлюбил людей, что принял “зрак раба”, стал слугой людям, “нас ради человек и нашего ради спасения”.

АГНИЙОГ. Ну и как, излечил? Почему бы всемогущему Богу просто не поправить испорченную природу вместо того, чтобы позволять его же собственным творениям (за которых он, таким образом, ответственен как творец) мучиться с нею? Или он садист?

ДМИТРИЙ. Безусловно, излечил. Сам Спаситель, который “смертию смерть попрал”, а также все те, кто за “зраком раба” не погнушался рассмотреть Творца вселенной, сполна воспользовались плодами любви Бога к людям. Только надо ПРИНЯТЬ эту любовь, не отталкивать протянутую к тебе руку помощи. Или Вы хотите, чтобы Христос проник в ваше сознание, зомбировал Вас, без вашего ведома все поправил, и отпустил вас далее на все четыре стороны? Надеюсь, вы не хотите быть духовным автоматом, а предпочитаете сами определять свою судьбу. Помните христианское провозвестие свободы: “…познайте истину, и истина сделает вас свободными”? А мучиться нас заставляет не Бог, а (если Вы внимательно присмотреться) обычно мы сами прекрасно справляемся с этой задачей.

АГНИЙОГ.  Вы хотите сказать, что “первородный грех” с тех пор канул в Лету? Уже можно праздновать? Те, которые “воспользовались”, они изначально без упомянутого “греха” рождаются? Если нет, то где ж он излечил-то?  А если да, то когда и чем провинились те, которые рождаются с “грехом”?

ДМИТРИЙ. Природа человека 2000 лет назад была очищена во Христе, как в первообразе, как в идеальном человеке, втором Адаме. Но после этого события люди по-прежнему рождались, рождаются и будут рождаться со всем наследием Адама. И только через свободное принятие Христа как Спасителя, через Причастие Ему (как в прямом, так и в переносном смысле) происходит очищение каждого конкретного человека от последствий грехопадения.

АГНИЙОГ.  Если Бог нас создал, то он, наверное, знал, что творил, и сотворил нас именно такими, какие мы есть - “прекрасно справляющимися с этой задачей”.
 
ДМИТРИЙ. Бог сотворил Адама чистым и свободным, как принять все, что от Бога, так и равным образом отвергнуть Бога. Человек не преминул воспользоваться второй возможностью. Как и почему произошла эта метафизическая катастрофа - есть содержание трагедии человеческой свободы. Не Бог это запрограммировал, хотя по своему Всеведению, безусловно, знал, что так произойдет. Не забывайте, что библейский мир существует не в рамках пантеистической концепции, где ваши претензии ко Творцу были бы абсолютно уместны, а в рамках персоналистического теизма, где Атман не равен Брахману, говоря языком Упанишад, и обладает свободой воли.

———————————————————————————–
Фрагмент 3
О неизбежности грехопадения.

АГНИЙОГ. Лично я пришел к выводу, что “грехопадение” было частью Плана Бога относительно человека,  т.е. в Познании Добра и Зла и заключается смысл жизни любого человека на Земле. Не испытав добро и зло мира “на своей шкуре”, Богу не уподобишься. Иисус Христос показал это на своем примере.

ДМИТРИЙ. Если Адам совершил то, что совершил в райском саду, не по собственной свободной воле, а на автомате, потому что был запрограммирован на это Богом, то в этом случае Бог, действительно, может показаться садистом. Согласитесь со мной?

Еще момент. Бытует мнение, что познание добра и зла (т.е. всего на свете) возможно было только через ослушание заповеди, т.е. вкушение плода с древа Познания, как будто до этого акта Адам был бессловесным животным, а после - в нем проявились разум, совесть и т.д.
В православном понимании, уже до грехопадения Адам был вполне человеком, все понимал, теоретически знал, что есть добро и что есть зло, вполне обладал свободой воли и вполне был ответственен за свои поступки. Заповедь “не вкушай” (заповедь поста) была дана на время, а не навечно. Помните, там была еще заповедь - заповедь “возделывания сада”. Т.к. вот в православном понимании - это заповедь возделывания своего сердца: Адам трудясь в раю, должен был подготовить себя к тому, чтобы вкусить плоды и с древа Жизни, и с древа Познания, и тем самым стать тем, к чему Господь предназначил человека - к обожению по благодати. Однако произошло иное… Произошла та метафизическая катастрофа, которую мы называем грехопадением. Но ее могло и не быть.

———————————————————————————–
Фрагмент 4
И снова о грехопадении.

ДМИТРИЙ. В большинстве религиозных традиций, в исторической памяти народов есть воспоминание о некой метафизической катастрофе, происшедшей в далеком прошлом, изменившей облик мира. Христианство называет это событие - Грехопадением. Обратимся к фактам.

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ. Начнем, пожалуй, с древнеегипетского варианта грехопадения:
Было время, когда боги жили на земле среди людей, а Ра был фараоном и в царстве богов, и в загробном мире. Но со временем он стал дряхлым и слабым, и не одни боги решили воспользоваться этим. Люди тоже заметили слабость Ра и объединились против него. Но Ра знал о заговоре против него и созвал богов на совет, чтобы обсудить, как подавить восстание. Собрание проходило тайно, чтобы люди не узнали, что их замысел раскрыт. Решение было единогласным, по совету бога Нуна: его сын Ра должен оставаться на троне и послать к людям свой глаз в форме богини Сохмет, чтобы покарать их.

Для этой цели была выбрана дочь Ра - Хатор, и после превращения в злобную львицу Сохмет она отправилась к людям, чтобы начать кровопролитную бойню. Все живое, что попадалось Сохмет на пути, она убивала. Но, когда Ра это увидел, его сердце преисполнилось сострадания к людям, и он решил прекратить свою кару. Но не так-то просто было остановить выпущенную на свободу дикую силу Сохмет. Тогда Ра пошел на хитрость: на пути Сохмет были разлиты тысячи кувшинов пива, в которое был подмешан порошок гематита, чтобы сделать его красным, как кровь. Яростная львица увидела это озеро, приняла его за человеческую кровь и начала жадно пить. И настолько она опьянела, что не могла даже узнать людей и причинить им вред.

Настолько все это огорчило Ра, что он решил уйти из мира. Он забрался на спину Нут, превратившейся в корову, и она унесла его в небо. Другие боги схватились за ее живот, и превратились на пути к небу в звезды. С тех пор небо с землей разделены, как и боги с людьми, и с тех пор ведется нынешняя история. Этот миф известен из «Книги священной коровы», впервые записанной полностью в эпоху Нового царства; одна такая книга была найдена в гробнице Сети I.

ДРЕВНИЙ ШУМЕР.  (Месопотамия, 4-3 тыс. до н.э.)
У древних шумеров сказание о превечной катастрофе сохранились в форме мифа о “золотом веке” и его крушении. В тексте “Энмеркар и правитель Аратты” об архаичных временах сказано:

В стародавние времена змей не было,
Скорпионов не было,
Гиен не было, львов не было,
Собак и волков не было,
Страхов и ужасания не было,
В человечестве распри не было…

По какой-то причине (в тексте не названной), произошло нечто такое, что нарушило эту идиллию:

Ревнитель владык, ревнитель князей, ревнитель дарей,
Энки, господин изобилия, властелин красноречия,
Всеразумнейший попечитель Страны,
Мудрец-предводитель всех богов,
Наимудрейший Эредуга владыка,
В их устах языки изменил, разногласие установил,
Когда речь человечья единой была.

В тексте причина катастрофы, действительно, не названа. Но если учесть, что в качестве наказания бог Энки избрал “разделение языков”, то сразу же всплывает аналогия с библейским “вавилонским столпотворением”, где причиной “божьей кары” недвусмысленно названа человеческая гордыня.

По другой версии мифа, давным-давно, много столетий назад, на земле царили мир и согласие. Не было жалящих змей, не появлялись ядовитые скорпионы. Только быки и ослы бродили по степям, только овцы и козы резвились на лугах, не опасаясь хищников. Они спокойно щипали траву, не нуждались в защите пастыря, ибо нигде не встречали ни свирепого льва, ни хищного волка, ни жадной гиены, ни дикой собаки. Все люди говорили на одном языке и жили в мире друг с другом. Не было страха и зависти. Ни один человек не соперничал с другим за власть и богатство. Никто не нападал на соседа и не проливал его крови. Великий Шумер, страна божественных законов, и соседние с ним земли Шубур, Хамази, Ури и лежащая далеко на западе страна Марту жили в мире и согласии, не враждуя друг с другом. Люди имели в изобилии пищу и одежду, достававшиеся им без труда и усилий. Богиня Ашнан выращивала для них зерно, бог Лахар доставлял им ягнят и козлят, а великая мастерица Уту ткала для них белоснежные теплые шерстяные ткани. Люди жили в довольстве и изобилии, производили потомство, воздвигали дома и башни и согласным хором, на едином языке славили своего властелина, старейшину богов Энлиля.

Но вот поднялся из своей бездны бог мудрости Энки, взглянул на людей и увидел, что их слишком много. Тогда сказал мудрейший из богов Энлилю:
- Берегись, мой брат. Число людей, подвластных тебе, умножается, и они превращаются в могучих исполинов. Они становятся хитроумными, воздвигают города и башни.

Задумался могучий Энлиль и спросил Энки:
- Не лучше ли нам уничтожить человеческий род, не следует ли вновь превратить людей в комья глины, из которой ты их вылепил?

- Нет, не годится делать так, - ответил Энки. - Люди нужны нам, чтобы наполнять наши храмы жертвенными дарами. Но надо уменьшить их число, помешать их гордым замыслам, надо подавить их бедствиями, чтобы не смели они считать себя равными богам!

- Как это сделать? - спросил Энлиль. И ответил ему премудрый Энки:

- Создадим хищных зверей, чтобы они уничтожали людей и убавляли их число. Пошлем на землю зной и жадную саранчу, чтобы наступил голод и уменьшилось количество смертных на земле. Вооружим против людей свирепого Ирру; пусть поразит он человечество болезнями, людей останется мало, и легко их будет пересчитать. Поссорим людей друг с другом, пусть брат поразит брата и сосед соседа, пусть племя восстанет против племени и народ против народа.

И послушался Энлиль совета Энки и наслал на землю диких зверей: львов и волков, гиен и шакалов и многих других. Царем над всеми четвероногими он поставил самого свирепого из хищников - льва. Он наделил властителя животных необычайной силой. Без всякого труда, одним движением своих могучих лап пригибал царь к земле могучих быков, и те склонялись к его ногам, как телята. Когда лев восседал на своем троне, ослы и козы окружали его и услаждали его слух игрой на арфах и флейтах. Робкие олени и грозные вепри трепетали перед своим владыкой. Каждый день верные слуги резали для него нескольких поданных и жарили ему на обед. Число животных уменьшалось с каждым днем от нападений хищников. Собаки не могли сохранить стада от царя зверей и его слуг. Дикие звери стали столь дерзкими, что нападали даже на одиноких путников, проходящих по дорогам. Не довольствуясь этим, Энки наслал на поля тучи саранчи, и она уничтожила посевы, а бог Уту сжигал ростки злаков своими беспощадными лучами. На земле наступил голод.
 
И все-таки богу Энки и богу Энлилю казалось, что людей еще слишком много. Боги наслали на людей Ирру, и многие тысячи мужчин и женщин, старцев и детей падали под его стрелами. Целые города пустели, и дома переполнялись трупами. Ни один врач, ни один заклинатель не могли исцелить заболевших. Но и этого показалось мало для Энки и Энлиля, и они решили вооружить людей друг против друга. Они разделили народы, и каждый стал говорить на своем языке. Между странами начались войны. Народы, жившие прежде в мире, теперь нападали друг на друга, разоряли города и деревни, угоняли в плен женщин и детей. Тот, кто прежде не держал в руках оружия, обнажил кинжал против своего собрата и соседа. Тот, кто никогда не спорил, стал натягивать лук и пускать стрелы в своих единоплеменников. Свирепый бог Ирра вооружил бедняков против богатых и униженных против господ. Они стали поджигать храмы и метать огонь во дворцы. Они поднялись против наместников царя и против самого царя. Сам Энлиль испугался, когда увидел, как далеко зашла вражда среди людей, и решил остановить чересчур ревностного Ирру.

- О могучий Ирра! - воскликнул он. - Ты убиваешь больше людей, чем следует, ты казнишь не только грешника, но и праведного, ты караешь одинаково и сильного и слабого, и богатого и бедного, и простого человека и царского наместника, и даже самого царя. Остановись и не истребляй людей до конца.

И вот по приказу Энлиля Ирра прекратил истребление человеческого рода. Так окончился золотой век, и на смену ему пришел серебряный. Новые поколения людей должны были трудиться в поте лица своего и бороться с бесчисленными хищниками. Однако люди и после этого не оставили своей гордости, за что боги наслали на них потоп. Потоп - кульминация разлада в отношениях между богами и человеком. Если бы ни Энки, спасшего единственного человека - царя Зиусудру, человечество вообще прекратило бы свое существование. Данный сюжет, намеченный у шумеров фрагментарно, получит свое дальнейшее развитие в последующий аккадский период развития Древней Месопотамии.

АККАДСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ (Вавилон и Ассирия).  Если у шумеров сказание о потопе сохранилось в виде фрагментов, контурно обозначающих основные эпизоды мифа (сказание о Зиусудре), то от аккадцев до нас дошел подробный и развернутый вариант, причем в целых двух редакциях (”Сказание об Атрахасисе” и “Сказание об Утнапишти” - эпизод знаменитого “Эпоса о Гильгамеше”).

ХЕТТО-ХУРРИТСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ (Малая Азия и Северная Месопотамия, 2 тыс. до н.э.).  Мотив гнева одного из верховных богов хеттского пантеона (Кумарби) на человеческий род и попытку истребить его сохранилась в “Мифе об Улликумми”:

Некогда Кумарби собрал богов на Куммию и объявил о своем решении уничтожить род людской. Против этот выступил Эйя, заявивший, что если истребить людей, то некому будет приносить богам жертвы, не станет священных пиров, забудется вкус хлеба и сладостей. Богу грозы, царю богов, придется самому браться за плуг, чтобы добыть пропитание. Иштаб и Хебат придется оставить свои забавы и, взявшись за жернова, молоть муку.

В конце Эйя персонально обращается к Кумарби, прямо требуя не творить людям зла, утверждая, что, если люди не станут собирать зерно, сам верховный бог будет щелкать зубами, как голодный волк, в храмах настанет запустение и не будет радости ни на земле, ни на небесах.

АНТИЧНАЯ ГРЕЦИЯ. О деградации человечества на протяжении “пяти веков” (от золотого до железного) повествует Гесиод в своей знаменитой поэме “Труды и дни“:

Если желаешь, тебе расскажу хорошо и разумно
Повесть другую теперь. И запомни ее хорошенько.
Создали прежде всего поколенье людей золотое
Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских,
Был еще Крон-повелитель в то время владыкою неба.
Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,
Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость
К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны
Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили.
А умирали, как будто объятые сном. Недостаток
Был им ни в чем не известен. Большой урожай и обильный
Сами давали собой хлебодарные земли. Они же,
Сколько хотелось, трудились, спокойно сбирая богатства.
[Стад обладатели многих, любезные сердцу блаженных.]
После того, как земля поколение это покрыла,
В благостных демонов все превратились они наземельных
Волей великого Зевса: людей на земле охраняют,
[Зорко на правые наши дела и неправые смотрят.
Тьмою туманной одевшись, обходят всю землю, давая]
Людям богатство. Такая им царская почесть досталась.
После того поколенье другое, уж много похуже,
Из серебра сотворили великие боги Олимпа.
Было не схоже оно с золотым ни обличьем, ни мыслью.
Сотню годов возрастал человек неразумным ребенком,
Дома близ матери доброй забавами детскими тешась.
А наконец, возмужавши и зрелости полной достигнув,
Жили лишь малое время, на беды себя обрекая
Собственной глупостью: ибо от гордости дикой не в силах
Были они воздержаться, бессмертным служить не желали,
Не приносили и жертв на святых алтарях олимпийцам,
Как по обычаю людям положено. Их под землею
Зевс-громовержец сокрыл, негодуя, что почестей люди
Не воздавали блаженным богам, на Олимпе живущим.
После того, как земля поколенье и это покрыла,
Дали им люди названье подземных смертных блаженных,
Хоть и на месте втором, но в почете у смертных и эти.
Третье родитель Кронид поколенье людей говорящих
Медное создал, ни в чем с поколеньем не схожее с прежним.
С копьями. Были те люди могучи и страшны. Любили
Грозное дело Арея, насильщину. Хлеба не ели.
Крепче железа был дух их могучий. Никто приближаться
К ним не решался: великою силой они обладали,
И необорные руки росли на плечах многомощных.
Были из меди доспехи у них и из меди жилища,
Медью работы свершали: никто о железе не ведал.
Сила ужасная собственных рук принесла им погибель.
Все низошли безыменно; и, как ни страшны они были,
Черная смерть их взяла и лишила сияния солнца.
После того, как земля поколенье и это покрыла,
Снова еще поколенье, четвертое, создал Кронион
На многодарной земле, справедливее прежних и лучше -
Славных героев божественный род. Называют их люди
Полубогами: они на земле обитали пред нами.
Грозная их погубила война и ужасная битва.
В Кадмовой области славной одни свою жизнь положили,
Из-за Эдиповых стад подвизаясь у Фив семивратных;
В Трое другие погибли, на черных судах переплывши
Ради прекрасноволосой Елены чрез бездны морские.
Многих в кровавых боях исполнение смерти покрыло;
Прочих к границам земли перенес громовержец Кронион,
Дав пропитание им и жилища отдельно от смертных.
Сердцем ни дум, ни заботы не зная, они безмятежно
Близ океанских пучин острова населяют блаженных.
Трижды в году хлебодарная почва героям счастливым
Сладостью равные меду плоды в изобилье приносит.
Если бы мог я не жить с поколением пятого века!
Раньше его умереть я хотел бы иль позже родиться.
Землю теперь населяют железные люди. Не будет
Им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя,
И от несчастий. Заботы тяжелые боги дадут им.
[Все же ко всем этим бедам примешаны будут и блага.
Зевс поколенье людей говорящих погубит и это
После того, как на свет они станут рождаться седыми.]
Дети - с отцами, с детьми - их отцы сговориться не смогут.
Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю - хозяин,
Больше не будет меж братьев любви, как бывало когда-то.
Старых родителей скоро совсем почитать перестанут;
Будут их яро и зло поносить нечестивые дети
Тяжкою бранью, не зная возмездья богов; не захочет
Больше никто доставлять пропитанья родителям старым.
Правду заменит кулак. Города подпадут разграбленью.
И не возбудит ни в ком уваженья ни клятвохранитель,
Ни справедливый, ни добрый. Скорей наглецу и злодею
Станет почет воздаваться. Где сила, там будет и право.
Стыд пропадет. Человеку хорошему люди худые
Лживыми станут вредить показаньями, ложно кляняся.
Следом за каждым из смертных бессчастных пойдет неотвязно
Зависть злорадная и злоязычная, с ликом ужасным.
Скорбно с широкодорожной земли на Олимп многоглавый,
Крепко плащом белоснежным закутав прекрасное тело,
К вечным богам вознесутся тогда, отлетевши от смертных,
Совесть и Стыд. Лишь одни жесточайшие, тяжкие беды
Людям останутся в жизни. От зла избавленья не будет.


ДМИТРИЙ. Отмечу еще, что мотивы премирной катастрофы также мы можем обнаружить в мифах индейцев Северной и Южной Америки, у индо-ариев в “ведический период” (до того момента, как на них оказала серьезнейшее влияния завоеванная местная Индская (дравидская) цивилизация), у многочисленных африканских племен.

На мой взгляд, приведенных фактов вполне достаточно для того, чтобы опровергнуть распространенный среди эзотериков миф о том, что грехопадение придумали христиане для своих “корыстолюбивых и невежественных” целей. Из краткого обзора религии Древнего Египта, Шумера, Аккада, Хеттов и Хурритов, Древней Греции и т.д. становится очевидно, что память о грехопадении действительно восходит к древности и обнимает собой все важнейшие цивилизации мира. Это вполне солидная культурная и религиозная традиции, в отличае от такой модернистской концепции, как, например, реинкарнация.

А теперь кратко о библейском понимании грехопадения, о том, как оно раскрывается в “откровении Божьем” (языческий миф способен только зафиксировать сам факт события, но не может его верно интерпретировать; а кратко потому, что об этом уже столько сказано и написано за 2 тысячи лет, что только нежелание понимать или неспособность понять может являться реальной причиной непонимания).

Таким образом, обладая непосредственной связью с Богом и свободой воли порвать эту связь, Адам воспользовался предоставленной ему возможностью.
(Среди рериховцев распространен миф о том, что только съев плод с Древа Познания Адам превратился из неразумного животного в настоящего человека. Сей миф есть вопиющий случай невежества и нежелания пользоваться серьезными источниками для получения информации. Предлагаю поговорить на эту тему, т.е. каков был Адам до грехопадения, создав отдельную тему. Также интересен вопрос, почему Адам совершил этот безумный с нашей теперешней точки зрения поступок)

Что произошло с Адамом после грехопадения? - Та непосредственная артерия, которая связывала его с Богом и питала Божией Благодатью, была по воле Адама координальным образом надорвана. Не полностью уничтожена, иначе первый человек тут же бы прекратил свое существование (без Бога не может существовать ничто сотворенное), а искалечена. Адам стал калекой, от этого начал болеть и, как следствие, умирать.

И вот этот самый Адам стал нашим общим предком, от него мы наследовали искалеченную человеческую природу и смерть. Что имел, то и передал Адам нам; не было у него более той совершенной природы, с которой Господь сотворил его. («О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим» (3 Ездр. 7,4)
Во время зачатия Господь сотворяет душу человеческую, чудо человеческой личности. А природу человеческую мы получаем только от Адама. А она - изломана и исковеркана отсутствием кислорода, т.е. ежесекундного дыхания Божией Благодати в нас.

А что стало с той вселенной, в которой был сотворен Адам, после грехопадения? Осталась ли она такой же совершенной, какой была до грехопадения Адама? - Нет. Бытие, гл. 3:
…17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;
18 терния и волчцы произрастит она тебе…
Господь опустил и опустошил совершенную вселенную до уровня падшего Адама, чтобы она не раздавила и не подавила его своим величием. Вот откуда все беды - боль, болезни, несовершенства и т.д., которые мы теперь имеем в мире. Вот она “злая воля человека”, породившая зло в мире.

Здесь вы, конечно, хором начнете возмущаться и обвинять Бога в том, что он сам во всем виноват; зачем он сотворил Адама со свободной волей? Зачем было наделять его таким опасным даром? - Что тут можно ответить: хотите быть блаженным бездушным автоматом - ваше право, хотите.

А теперь давайте обратимся к вопросу, живо волнующему всех рериховцев-реинкарнационалистов. Чем объяснить разные условия рождения младенцев: один рождается умный-талантливый в семье миллионера, другой больной-слабоумный в семье алкоголиков. Из-за чего такая несправедливость? Как Господь такое допускает?
Здесь я предлагаю вам хотя бы на минутку отрешиться от земных выгод и сиюминутных преимуществ и устремить свою мысль в Вечность.
Вы видите разницу между младенцем миллионера и младенцем алкоголика, а вот христиане не видят этой разницы. Зато они видят разницу между любым человеком (родившимся в любых условиях, хороших ли, плохих ли) и Христом (или Адом до грехопадения). И по сравнению с этой разницей, та разница - ничтожна.

Более того, Господь послал нам Своего Сына, через которого и сын миллионера, и сын алкоголика равно могут достигнуть Царства Божьего, независимо от их стартовых условий. Христиане с верой и надеждой смотрят в будущее, эзотерики - упорно уставились в прошлое (это я про карму).

А что касается вопроса, почему все-таки один родился умнее другого, то ведь все очень просто: мир, люди, все вокруг нас - больно и заражено грехом/смертью. На зараженной почве не могут вырости одинаково здоровые растения - все они будут нездоровы в той или иной степени. А степень эта чаще зависит от случая, либо от Промысла Божьего. Господь наперед видит, как будет развиваться человек и наперед подстилает ему соломку, чтобы тот больно не ушибался.
Так, Господь видит, что для одного человека, чтобы достичь Царства Небесного, нужно поболеть, и тот рождается с врожденной болезнью. Для другого человека такое лекарство не приемлемо, ибо, видит Господь, от такой напасти он озлобится и усомнится; поэтому такой человек помещается в “благоприятные” условия. И т.д.

Важно то, что, согласно нашей православной веры, для каждого человека Господь предлагает наикратчайший путь к Царству Божьему. И только в нашей воле последовать по этому пути, либо свернуть с него куда-нибудь вбок.

———————————————————————————–
Фрагмент 5
Об Адаме в раю и Древе Познания.

АГНИЙОГ. Получается, если бы Адам не съел яблоко, то стал бы Богом автоматически, по Благодати, от безделия райского?

ДМИТРИЙ. Нет, потому что Адам в раю не бездельничал, а имел целых 4 заповеди:
1. увеличения жизни
2. познания (наречь имена животным, значит познать их суть)
3. труда (возделывания сада своего сердца)
4. поста (не вкушай)
Если бы Адам все сие выполнил, то тогда бы “обожился”.

АГНИЙОГ. Во-первых, раздача имен вовсе не означает обязательное познание сути. Во-вторых, как раз никакого познания в раю не было, оно появилось лишь после вкушения плода с Древа познания добра и зла.

ДМИТРИЙ. Это неправославное представление о положении человека в раю. Мы не считаем состояние Адама в раю состоянием животного. Для нас сотворение полноценного человека и его грехопадение - не слито в одном моменте.

Адам был сотворен Богом полноценным, а только потом последовало грехопадение. Это два разных процесса.

До грехопадения Адам (на уровне информации) был уже полностью осведомлен от Самого Бога о том, что есть добро (сотворив что-либо, Бог говорит “это хорошо весьма”) и что есть зло (при сотворении женщины Господь говорит “не хорошо человеку быть одному”).

Наречение имен - это не филологическая игра, а заповедь познания сути нарекаемого (почитайте об отношении к имени в древности).

Заповедь “не вкушай с древа познания” - есть в первую очередь заповедь поста, заповедь данная на время и на которой человек споткнулся.

Кстати, фразу “познания добра и зла” древние понимали как “все на свете”. Причастившись данному дереву в свое время, а также Древу Жизни, человек и должен был обожиться.


АГНИЙОГ. А что было с Адамом не так - до познания добра и зла? Ведь грешной природы тогда еще не было. Что же мешало ему быть единым с богом?

ДМИТРИЙ. Риск свободной воли по определению подразумевает возможность падения. Отцы говорят, что объяснять зло - значит частично его уже оправдывать. Поэтому этого не следует делать. Со злом следует исключительно бороться.
 
АГНИЙОГ. Не может идти речь о полноценной свободе воли до момента начала познания добра и зла. Не зная из чего выбирать, не понимая этой задачи, нельзя и выбрать.

ДМИТРИЙ. А почему Вы думаете, что до грехопадения человек не знал, что есть добро и что есть зло. Все прекрасно знал, Господь ему лично это сообщил (цитаты я уже приводил). Вот еще из Библии:

Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, гл. 17
1 Господь создал человека из земли и опять возвращает его в нее.
2 Определенное число дней и время дал Он им, и дал им власть над всем, что на ней.
3 По природе их, облек их силою и сотворил их по образу Своему,
4 и вложил страх к ним во всякую плоть, чтобы господствовать им над зверями и птицами.
5 Он дал им смысл, язык и глаза, и уши и сердце для рассуждения,
6 исполнил их проницательностью разума и показал им добро и зло.

А вот из христианской патристики:

Иоанн Златоуст
…добро и зло не знают только те, кто по природе не имеет разума, а Адам обладал великою мудростию и мог распознавать то и другое…

АГНИЙОГ. Христианство учит нас очистить человеческую природу, загрязненную Адамом и Евой. Но ведь если Адам был чист до грехопадения, но не был един с Богом, то очищением природы мы не добьемся этого единства…

ДМИТРИЙ. Судя по вашему вопросу, Вы считаете, что Адам в раю пребывал на правах курортника, единственная цель которого была наслаждаться жизнью. Нет же, и еще раз нет.
Адам в раю был призван к Пути, итогом которого должно было стать обожение. Четыре ранее указанные заповеди (умножения жизни, труда, познания, поста/воздержания) должны были способствовать его движении в заданном Богом направлении.

АНДРЕЙ КУРАЕВ. Человек призван к пути. Ему предстоит проделать путь от образа Божия к подобию Бога. Подобие – цель, к которой надо идти. Путь же возможен лишь при наличии отстояния исходной точки от цели.
Чтобы отправиться в путь, я должен знать и ощущать, что здесь и сейчас я не обладаю и в принципе не могу обладать тем, что ждет меня в другом месте, и между «здесь» и «там» лежит путь, который должен пройти я. Пост по определению (т. е. Великий Пост) есть не что иное как путь к Пасхе, или в другом смысле, вообще есть сама Пасха (ибо сама Пасха есть нечто динамическое, устремленное: бегство, стремительное избавление, стремительное совершение). Пост есть призыв к изменению, и именно так понимает первую заповедь св. Григорий: «Если бы мы пребыли тем, чем были, и сохранили заповедь, то сделались бы тем, чем не были , и пришли бы к древу жизни от древа познания» [1404 св. Григорий Богослов. Слово 44. Творения. Ч. 1. – СПб., б. г, с. 657.]. Сам по себе пост всегда бессмыслен. Его смысл лежит за его пределами, он весь – не более чем подготовка к тому, что его нарушит, прекратит. Пост призван нечто переменить в человеке так, чтобы он стал более открыт для той радости, которая предназначена для него в конце пути. Пост обретает свой смысл за своими пределами: говение исполняется в Причастии, великий Пост – в Пасхе…
И если человеку в Эдеме дается заповедь Поста – значит рано или поздно этот пост должен стать отмененным. «Заповедь… дана только на время», – толкует это место книги Бытия преп. Ефрем Сирин [1405 преп. Ефрем Сирин. Творения. – Троице-Сергиева Лавра, 1901. Ч. 6, с. 239.].
Но прежде человек должен был чему-то научиться.

АГНИЙОГ.  Согласитесь, что пост в Раю - глупость, ну не ел же он там свинину в свободные от поста дни, как это делают православные сегодня?

ДМИТРИЙ. К пищевому посту заповедь “не вкушай от Древа Познания” действительно не имеет никакого отношения. Пост налагался на человеческую волю, на способность человека быть послушным Богу.

АГНИЙОГ. Погодите, а какой смысл создавать человека, который бы стремился к обожению? Почему нельзя сразу создать бога?

ДМИТРИЙ. Если сразу создать человека богом, то не будет реализован принцип свободной воли. Человек должен свободно принять этот дар. Он не должен быть ему навязан насильно и извне.

АГНИЙОГ. Парадокс. Принцип свободной воли в Вашем варианте также реализован быть не может, т.к. человека без его согласия создают и предлагают именно такую схему действия, а не другую. Может он бы и захотел сразу богом быть, да никто его не спрашивал.

ДМИТРИЙ. Теософам вообще сложно с пониманием того, что есть свобода. Какая может быть свобода в детерминистской системе? - Иллюзия; отсутствие видения реальных причин, породивших данные следствия.

АГНИЙОГ. Вы говорите, что единственной причиной того, почему Адам не был сделан Богом, это то, что тогда не была бы реализована свобода воли. Но кто заставлял Бога соблюдать этот им же придуманный принцип? Он вполне мог им и не руководствоваться. И почему он не создал Адама и тут же не предложил ему стать Богом или не стать, объяснив, что это значит? Видимо человек должен был самостоятельно постигать что-то на протяжении какого-то времени. А если так, то разве не является приобщение к древу познания добра и зла прямым непосредственным продвижением на этом пути постижения?

ДМИТРИЙ. Вкушение плода с Древа Познания - не этап на пути к обожению, а громадный шаг в сторону с этого пути. Знаете, как в биатлоне, один раз промахнулся - получи один штрафной круг, два раза - два штрафных круга и т.д. Так вот грехопадение - это такое падение в бездну с пути (проложенного для человека Богом), что без вмешательства Самого Бога вернуться на этот путь уже невозможно.

В связи с этим, заставляет задуматься: почему самый ужасный сценарий развития событий считается теософами единственно возможным?

АГНИЙОГ.  Зло в Раю познать НЕВОЗМОЖНО.

ДМИТРИЙ. Самое интересное, что и не нужно. Познание зла как необходимость возникает только после грехопадения, поскольку теперь человек в каждом своем действии поставлен перед выбором между добром и злом. А в раю Адам непосредственно общался с Богом и знал (ему не нужно было ничего познавать, он просто знал), что добро – это Бог и все что от Бога. А не добро – это там, где нет Бога, либо нет Его воли.

ВЛАДИМИР ЛОССКИЙ (”Догматическое богословие” (глава “Христианская антропология”). В чем же смысл Божественного запрета? Он ставит двоякую проблему: проблему познания добра и зла и проблему запрета как такового.

Ни знание вообще, ни познание добра и зла в частности сами по себе не являются злом. Но само это различение предполагает более низкий экзистенциальный уровень, состояние грехопадения. В нашем состоянии греховности нам, конечно, необходимо распознавать добро и зло, чтобы творить первое и избегать второго. Но Адаму в раю знание это не было полезно. Само существование зла предполагает сознательное удаление от Бога, отказ от Бога. Пока Адам пребывал в единения с Богом и исполнял Его волю, пока питался Его присутствием, такое различение было неполезным.

Вот почему Божественный запрет относится не столько к познанию добра и зла (поскольку зла не существовало, или оно существовало только как риск - риск нарушения запрета Адамом), сколько к добровольному испытанию, предназначенному для того, чтобы сделать свободу первого человека сознательной. Запрет не был произволом, ибо любовь к Богу, если бы человек свободно на нее согласился, должна была объять его всего и через него сделать всю вселенную проницаемой для действия благодати. Мог ли бы тогда человек пожелать чего-то иного, выделить из этой прозрачной вселенной один какой-то аспект, один какой-то плод, чтобы прилепиться к нему в эгоцентрическом вожделении и тем самым сделать ее непроницаемой и одновременно самому стать непроницаемым для Божественного всеприсутствия? “Не вкушай…”, “не прикасайся…” - в этом заключается возможность действительно сознательной любви, любви постоянно возрастающей, которая отрешила бы человека от самоличного наслаждения не одним древом, но всеми деревьями, не одним плодом, но всем вещественно-чувственным миром, чтобы воспламенить его, и с ним всю вселенную, одной только радостью о Боге.

АГНИЙОГ.  Какой же Эдем - рай, если сатана свободно хозяйничает в нем, как у себя в аду. Не получилось бы один раз, придумал бы еще какое-нибудь искушение. Признайтесь, что змей соблазнил Адама и Еву с ведома и по воле Бога. Или Он в это время спал?

ДМИТРИЙ. Не признаюсь. Бог попустил искушение, а соблазнился Адам своим ходом. Сравните с фрагментом из книги Иова (гл.2):
4 И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него;
5 но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его,- благословит ли он Тебя?
6 И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги.
7 И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его.

АГНИЙОГ. Значит, Вам придётся признать, что Бог и Змий едины. Ибо, кроме Змия, никто не пытался показать Адаму путь познания Добра и Зла, все иные версии будут далеки от текста и являться домыслами и выкрутасами церковников, типа “поста в Раю”. Нет ни одного упоминания, что бы Бог чему-то учил.

ДМИТРИЙ. Почему же нет, как минимум одно я уже приводил: “Не хорошо человеку быть одному” - говорит Господь.

АНДРЕЙ КУРАЕВ. Наверное это самое глубокое определение того, что такое «не хорошо», в чем сущность зла – в отъединенности, замкнутости, противопоставленности. В какое бы проявление зла мы не всматривались, в глубине его мы обнаружим именно желание отъединиться, гордо самоутвердиться.

АГНИЙОГ. Вы исходите из узко ограниченного понятия, что у Бога кроме Земли других дел нет. Мириады галактик, в каждой из которых мириады звёзд и вокруг каждой вращаются планеты. И это только в проявленном Мире, а сколько ещё в не проявленном? Вот всем этим хозяйством и занимаются нижележащие чины. Существуют миллиарды планет со своими Адамами и каждую планету курирует свой Змий мудрости, обучающих тамошних обитателей вхождению в материю и выходу из неё, возвращению домой. Вот этот самый образный Змий имеет по вашей градации Архангельский чин. Нам немного не повезло. Наш Люцифер, Князь Планеты, действительно был лучший из архангелов, в какой то момент действительно пал, увлёкшись материей. Но пал не тогда когда начинал учить Добру и Злу, это было плановое программное действие, можно даже сказать Подвиг с большой буквы, а позже, когда решил обособится от остальной Иерархи. И тогда для спасения человечества, условно говоря, были сюда посланы семь добровольцев Архангелов, включая в это число Архангела Христа и Архангела Будду (правда это не имена , а звания и должности). Вот такая, она Истина на данном этапе.

ДМИТРИЙ. Мало ли есть на земле мифов народов мира. Вы изложили типично эзотерический миф со всеми соответствующими теме прибамбасами.

———————————————————————————–
Фрагмент 6
И снова о Древе Познания.

АГНИЙОГ. Мы, теософы, считаем, что Адам в раю не имел разума и обрел его только после вкушения плода с Древа Познания добра и зла.

ДМИТРИЙ. Тогда объясните, какой смысл было Богу налагать запрет на вкушение плодов с Древа Познания, если Адам не имел разума, либо не имел представление о добре и зле. Абсурд. Да и странный какой-то способ обучения: скушал яблочко - и знаешь добро и зло. Опять Абсурд.

Вкушение плода с Древа Познания было не обучением добру и злу, а реальным опытом участия во зле как противодействия Воле Создателя.

АГНИЙОГ. Но версия о том, что Бог научил Адама и Еву распознавать добро и зло до вкушения с древа - не выдерживает критики. Ведь если это было бы так, то по вкушении с Адамом не произошли бы те изменения, которые с ним произошли (он осознал, что гол и засмущался). Значит либо Адма не имел до того понимания добра и зла, либо он имел его до того лишь частично. Но, на самом деле, о какой частичности можно тут говорить, если он не мыслил до вкушения с древа даже о самом простом и элементарном - наготе и одерже? Насколько же тогда должно было быть примитивно его понимание добра и зла до вкушения с древа?

ДМИТРИЙ. Именно после реального опыта участия во зле Адам осознал, что “гол” (т.е. отделен от Бога и несамостоятелен по сути). Грех разрушил связь человека с Богом и именно это повергло его в смущение.

АГНИЙОГ. В Библии ясно говорится, что до вкушения с Древа Познания Адам и Ева были подобны диким животным, не имеющим понятия об одежде.

ДМИТРИЙ. А почему Вы думаете, что отсутствие представления об одежде обязательно свидетельствует о том, что Адам и Ева в Эдеме были подобны диким животным?

———————————————————————————–
Фрагмент 7
О том, какие греховные наклонности передал нам Адам по наследству.

ДМИТРИЙ. По словам Блаженного Августина, “человек пал и раскололся”. Т.е. каждый из нас содержит в себе только частичку той полноценной человеческой природы, которой в целостности владел Адам до грехопадения, либо Новый Адам - Христос. Каждый из нас талантлив только в чем-то (кто-то хорошо рисует, кто-то сочиняет удивительные стихи, кто-то нравственно чуток, кто-то чуток религиозно, кто-то обладает развитым эстетическим чувством и т.д.) Но найти человека, который был бы совершенен и талантлив во всем - невозможно. В этой неполноте природы и проявляются те душевные недостатки, о которых Вы спрашиваете.


Рецензии