Катастрофа теплохода, ,Адмирал Нахимов, ,
Вариант переработанный и дополненный
Да, для советских людей 1986 год повидал то, «чего не взвидят сто». Сначала, в апреле -страшная авария на Чернобыльской атомной электростанции, летом – происшествие с теплоходом на Волге(конструкциями моста срезало верхние палубы) и под конец лета – сразу два несчастья – землетрясение в Молдавии и гибель теплохода «Адмирал Нахимов». 31 августа в 22 часа теплоход отошел от причала Новороссийского морского вокзала и взял курс на Сочи. Через полчаса на капитанском мостике была получена информация о том, что на встречном курсе приближается сухогруз «Петр Васев». По правилам морского судоходства «Адмирал Нахимов» должен был пропустить его, но диспетчер берегового поста регулирования движения дал команду «Петру Васеву» пропустить пассажирский лайнер. Капитан сухогруза Виктор Ткаченко подтвердил капитану «Адмирала Нахимова» Вадиму Маркову, что пропустит его. Однако в 22 часа 12 минут «Петр Васев» врезался своей мощной носовой подводной частью под прямым углом в правый борт теплохода, прорубив огромную пробоину 8х10 метров. Уже через 8 минут лайнер камнем пошел ко дну, на глубину 47 метров. Это произошло в Цемесской бухте, близ Новороссийска, в 3,5 км от берега и в 2-х милях от мыса Дооб. На борту теплохода, совершавшего обычный круиз «Одесса-Батуми-Одесса», было 897 туристов и 346 членов экипажа( всего 1243 человека). На месте аварии барахталось около тысячи человек, перепачканных краской и мазутом. Благодаря четким действиям спасательной службы порта удалось спасти( в сплошной темени и при волнении в 3 балла) 820 человек. Погибло 483 пассажира и члена экипажа(по другим данным, 423 человека – 359 пассажиров и 64 члена экипажа). В первые сутки было подобрано в море 79 тел погибших, в корпусе корабля застряли и не смогли выбраться 344 человека. При попытке их вытащить погибли двое спасателей. Тела многих погибших так и не были найдены. Как рассказывала журналистка, собственный корреспондент «Комсомольской правды» по Краснодарскому краю, в Новороссийске по городу ходили обезумевшие от горя люди. Те, кто не нашел своих родственников ни в больницах, ни в моргах. На рукавах у них были нашивки, как у звеньевых в пионерских отрядах – сколько у кого родных осталось в море, столько и нашивок на рукаве. Было и по 4, и по 6 нашивок. Люди ведь целыми семьями отправлялись в путешествие. Одна женщина говорила, что ее муж был летчиком, погиб, тело не нашли. Она сама растила дочь. И вот накануне выдала дочь замуж и подарила ей две путевки на этот круиз. Тела ее дочери и зятя никак не могли найти. А вот более счастливый исход трагедии. Другая женщина из Одессы, дочери которой в августе исполнилось 16 лет, решила сделать ей подарок – поехать с ней на теплоходе «Адмирал Нахимов». Одну путевку она смогла купить в турбюро, а вторую ей уступила соседка-старушка, которая хотела поехать на теплоходе с маленькой внучкой, но почему-то передумала. Их каюта была в глубине трюма. В 10 часов вечера они пошли в кафе на верхней палубе. Народу там было много и они долго стояли в очереди. И как раз в это время все и произошло. И мать, и дочь хорошо плавали, прыгнули в воду и поплыли к берегу. В темноте она потеряла дочь. Через полчаса эту женщину, перепачканную краской, подобрали спасатели. Но своей дочери она не увидела и подумала: «зачем же мне тогда жить». Но на берегу, в приморском парке она встретила свою дочь среди других спасенных. Когда ее спросили, как она хочет вернуться домой – самолетом или на пароходе, она почему-то отказалась от самолета- и пароходом их доставили домой, в Одессу. Через неделю им принесли некоторые их вещи, извлеченные из трюма. А та бабушка, что уступила ей билет , когда узнала о случившемся, плакала и благодарила эту женщину за то,что она фактически спасла ее с внучкой: « мы бы точно погибли»,- причитала она.
Учитывая размер катастрофы, для выяснения ее причин была создана правительственная комиссия во главе с членом Политбюро ЦК КПСС Гейдаром Алиевым. Она определила, что кораблекрушение произошло исключительно в результате халатности обоих капитанов. Затем состоялся суд, который принял к руководству «компетентную» оценку партийных чиновников и приговорил капитанов Ткаченко и Маркова к 15 годам заключения и 40 тысячам рублей штрафа каждого. При этом не была дана оценка ни министерству морского флота СССР, ни руководству черноморского пароходства, выпустивших в многодневный круиз старый, полусгнивший корабль. Дело в том,что еще за 2 месяца до катастрофы пароходство составило акт о непригодности теплохода, он был уже продан на металлолом, но, видимо, жадность оказалась выше разума – и списанный лайнер выпустили в рейс, который и должен был быть последним. На него продавались путевки – и и люди, ничего не подозревая, радостно поднимались на борт списанного корабля.
Корабль, действительно, был изрядно старым. Он был спущен на воду в Германии в 1925 году и ему уже было за 60 лет. При проектировании и строительстве были допущены большие конструктивные ошибки и недоработки. Под названием «Берлин» теплоход совершал рейсы в Америку. Во время он войны служил госпитальным судном в военно-морском флоте вермахта. Был взят в качестве трофея Советской Армией, однако фашисты оставили в трюме взрывчатку – и при перегоне по морю 31 января 1945 года он взорвался и затонул у берегов Свинемюнде. И лишь в 1948 году он был поднят со дна, отремонтирован, под именем «Адмирал Нахимов» в 1957 году передан Черноморскому пароходству и стал самым крупным черноморским лайнером с водоизмещением 9 тысяч тонн, мощностью 12 тысяч лошадиных сил и скоростью 16 узлов. Люди, совершавшие на нем круиз, рассказывали потом, что трапы там были такие неудобные и узкие – двум пассажирам тяжело было разминуться. Кроме того, при расследовании обстоятельств аварии было установлено, что число туристов было несколько выше числа проданных путевок. Поэтому и возникли разночтения в количестве погибших. Вероятно также, была определенная перегрузка и несоответствие между количеством пассажиров и числом спасательных средств. Выяснилось, что на теплоходе катастрофически не хватило шлюпок, да и те были старые, поржавевшие, отодрать их почти никто не смог – и затонул корабль с намертво прибитыми к его стенам шлюпками.Кстати, воспользоваться шлюпками в любом случае было бы невозможно – для их спуска на воду требовалось около 20 минут. Так быстро, в считанные минуты теплоход затонул из-за того,что удар сухогруза пришелся как раз на переборку между двумя отсеками , которые быстро оказались затопленными. Конечно, нормальное, не очень старое судно даже в этих условиях может держаться на плаву довольно долгое время, но только не полусгнившее.
После 1991 года оба капитана были помилованы( выводы «компетентной» комиссии были отменены) и вышли на свободу. Капитан сухогруза «Петр Васев» Виктор Ткаченко после освобождения уехал за границу, но там вскоре утонул во время кораблекрушения. А капитан теплохода «Адмирал Нахимов» Вадим Марков после освобождения работал в Черноморском пароходстве капитаном-наставником(!).
Отдельный вопрос о родственниках и близких погибших в результате катастрофы. Они были обойдены вниманием государства и не получили ни обещанных компенсаций, ни страховок. Государство забыло о семьях тех, кто лежит на дне Черного моря вместе с теплоходом «Адмирал Нахимов». Грандиозные планы перестройки и последующие многочисленные реформы затмили эту трагедию, у которой не может быть срока давности.Для сравнения - с момента гибели «Титаника» прошло почти 100 лет, но потомки погибших до сих пор получают государственное пособие.
Свидетельство о публикации №210091100147
Спасибо за интересную статью. Лишний раз убеждаюсь о глубоком равнодушии советского правительства к своему народу. Вероятно, это и было основной причиной распада СССР. В конечном итоге и советский народ стал полностью равнодушен к любым правителям в СССР.
С уважением
Анатолий
Анатолий Клепов 11.09.2010 13:39 Заявить о нарушении
Прочитайте мои "Советские мифы и легенды" - и Вы узнаете(если не
знали) как они нас дурили и дурят до сих пор своими баснями.
С уважением. Аркадий
Аркадий Белкин 11.09.2010 19:04 Заявить о нарушении