Откуда жернов на шее
Учение Живой Этики: Озарение, из 2.3.4.8.
(Гуру – Н.К.Рерих). Лучшие мысли свои лучше считать не своими, а взятыми из общедоступного резервуара сокровищницы пространственной мысли. Тогда исчезнет и воображаемая собственность на мысли и приписывание себе каких-то заслуг в этой области. Своего нет ничего, нет также и в области мыслей. Только невежество может превозноситься в гордыне от осознания и вмещения мысленного богатства. Все общее, все общечеловеческое. Пространственная сокровищница мыслей открыта для всех.
Грани Агни Йоги, 1969 г. 570. Новосибирск, «Алгим», 1996 г.
(Гуру). Даже сам Владыка Христос Говорил: «Я сам по себе ничто, но Отец, пребывающий во Мне, Он Творит». Это принцип общеиерархический, распространяющийся по Цепи Иерархии до самого верха. Ему неизменно Следует каждый Учитель. Так же и ученики стремятся действовать согласно ему по мере своего разумения. Не имеющий ничего также означает и то, что сознание озарено пониманием невозможности присваивать себе пространственные мысли. Ученик отменяет также и собственность на мысли.
Грани Агни Йоги, 1972 г. 118. Новосибирск, «Алгим», 1998 г.
ОТКУДА ЖЕРНОВ НА ШЕЕ?
(Из Посланий Высокого Источника)
Хороши перемены местопребывания. Хорошо, когда разгружается насиженный очаг — это освобождение сознания от связанности земным домом. Не будет оно цепляться за привычную обстановку. Хорошо не иметь ничего- Это нужно для Надземного существования. Не вещи и жилище нужны для жизни. Потому полезно освободиться от них в духе, ничего не считая своим, все лишь данным на время, во временное пользование. Мертвою хваткою берутся вещи за сознание и держат его в плену. Чем меньше ненужных вещей, тем лучше. Удивительно, сколь малым может обойтись человек! Явление нищенствующих монахов было основало на понимании этого рабства сознания у вещей и дома-тюрьмы. Если бы видели их в Тонком Мире, сидящих по этим тюрьмам-домам в окружении привычных вещей, почитаемых своей личной собственностью — истинно, ужаснулись бы самоввержению духа в темницы самосозданные. Хорошо понять владение вещами без чувства собственности и временную природу этого владения. Рабами Считаем тех, кто владеет земными вещами или жилищем, почитая их своей собственностью. Не подняться от них в Высшие Сферы. Жерновом на шее будут они. Хорошо освободиться от них еще будучи на Земле, ибо то, что связано на Земле, будет связано и там. К связанности сознания относился формула эта, но не к воображаемому праву прощать кому-то грехи! Прощение грехов, то есть освобождение духа от Закона причины и следствий, невозможно. Лишь сам сознание свое может освободить человек пониманием природы действительности. Сам же себя освобождает, и сам же себя осуждает, ибо имеет судью в себе.
Сбросив старое, изжитое тело, возвращается человек в Мир Тонкий со всем тем содержанием, которое составляет его внутренний мир. Все, что он считает своим, всю и всякую собственность продолжает удерживать он в сознании, если не освободился от нее заблаговременно. Также и привычки, и склонности его, его способности и недостатки остаются все с ним, а также и все представления о жизни в Надземном – словом, все, чем он жил на земле. Но там условия жизни иные, и земные пережитки не нужны. Если же они остаются, человек живет с ними и в них. Нужно же полное освобождение от всего земного и понимание условий Тонкого Мира. Там освобождаться поздно, ибо взятое туда неосмотрительно с собою прилипает к сознанию, как отравленная ткань одежды Геракла. Вот почему освобождение надо начинать еще здесь, на земле, налагая на все, что вокруг, печать отречения от него. Отречение от Мира и будет заключаться в освобождении сознания от обычного представления об окружающем мире и вещах, которыми человек временно обладает. Нет ничего своего, и все дается на время, пока на земле, и ничего туда взять невозможно. Хорош обычай отдачи вещей перед смертью. Хорошо углубить этот принцип и распространить освобождение сознания не только на вещи, но и на явления психического порядка. Всю жизнь привык человек есть и пить. А там это не нужно; или жить в доме, или одеваться и обуваться, или ходить на работу, или испытывать ощущение холода или тепла, или двигаться при помощи ног, или делать работу руками – все это там неприложимо.
Двигает мысль, и можно летать, и мыслью же можно облечь тонкое тело одеждой по вкусу и желанию. И дома не нужно, не нужно питья и еды. Все ново, все необычно. Но вместо непредвзятого и открытого ознакомления с необычными, с земной точки зрения, условиями надземного мира, человек невежественный и не просвещенный знанием продолжает влачить за собою, себя окружая им, свое обычное представление о том, что вокруг. Лохмотья и обрывки мыслей земных и образов того же порядка стоят перед сознанием, погружая его в призрачный мир земных пережитков и заслонив от него правду Тонкого Мира. И даже у тех, кто не привязан к земному, миросозерцания о Надземном не существует, и приходится вступать в него в полном неведении, между тем как нужно точное знание тонких условий существования. Представьте себе, что вы уже сбросили тело, что оно, отработав свое, ненужное, лежит около, а вы вне его. Что будете делать, пойдете куда, как и к кому? Там начинать думать поздно, там того, кто не думал и направления своего не определил, увлекут в воронки свои случайные вихри астрала. Значит, начинать думать надо сейчас. Итак, куда устремитесь, к кому и чему? К кому и чему устремитесь, с тем и пребудете: к отцам – с отцами, к Владыке – с Владыкой, к близким – с близкими; обычные мысли, привычные на земле, будут сопутствовать и там. Значит, и о мыслях позаботиться надо, ибо мысли магнитны и создают, привлекая к себе и привлекаясь, психическое окружение их породителю. Облечься в постоянную молитву, как это делают Риши, значит соединить себя с Миром Высшим. В этом отношении значение молитвы чрезвычайно глубоко, ибо устремляет сознание по прорываемому молитвой каналу в пространстве. Обычные мысли земные там просто не нужны, ибо создают соответствующее им магнитное притяжение призрачных и воображаемых земных условий.
Начинать мыслить о Высшем в Надземном уже поздно, так как обычно материала для такого мышления под рукой нет, нет и привычки и умения. Начинать надо здесь. Можно в течение дня отвести место и время для мыслей о Надземном и устремления их к Высшему. В пространстве каналы для устремления мыслей надо прорыть заранее. Эти каналы прорыты для мыслей обычных, часто нечистых и низших, и если не позаботиться о каналах высшего порядка, то сознание устремится по низшим в низшие сферы. Кузнец своей кармы в Надземном сам человек, но кует он здесь, на земле, ибо закон – что посеешь, то и пожнешь – действует там непременно и безошибочно. Можно назвать его законом созвучия и соответствия. Ибо не собирают и там с терновника виноград и с репейника – смокву. Закон поругаем никогда не бывает. Постоянный Образ Учителя Света в третьем глазу будет знаком постоянства Общения с Высшим. Это путь будет кратчайший, ведущий при жизни еще на земле к освобождению от земных пережитков и призраков Майи земной.
Человек привязан к дому-тюрьме невидимыми нитями связи, которые после освобождения от тела становятся цепями надземного рабства. Между каждой вещью, которую ее владелец считает своей, и владельцем протянуты эти нити, или токи, и когда человек умирает, не умирают они, ибо они являются энергиями психического порядка. И, оказавшись без тела, человек притягивается этими токами к вещам, которыми он владеет или, вернее, владел на Земле и которые считал он своими. Потому собственность земная есть корень связанности человека в Надземном. Представление о воображаемой собственности и вещах не умирает, так же, как не умирает и воображение. Последнее, наоборот, обостряется еще больше, и человек получает способность творчества духа, способность творить в Мире Тонком. Все продукты его психического творчества получают особую реальность и жизненность. И когда эта сила творческого воображения направляется на неизжитое чувство собственности и ее объекты, они приобретают аспект земной Майи и сознание погружается в нее, как погружалось оно на Земле. Сила привычки к вещам, дому и местам не ослабевает, а возрастает в Мире Надземном, если дух не освободился от нее сознательным отречением от всякой собственности. Зло не в вещах, а в отношении к ним.
Если бы люди видели, с какими длинными хвостами приходят они в Мир Тонкий и как долго волочатся за ними эти хвосты. Сказано: владейте всем, но ничего не считайте своим. Пусть пользу применения вещи минует опасность считать вещь своею. Всё дается во временное пользование и только на срок. Мудр был обычай перед смертью раздавать все свое имущество. В этом смысл завещаний, искаженный и не понятый завещателями. Вопрос освобождения духа от тюремного заключения плоти сложен тем, что не плоть и плотное окружение замыкают человека в тюрьму, а его мысли и сознание, то есть явления психической природы. Потому и борьба с ними происходит в сознании. Дозволено иметь что угодно, но не дозволено считать это своим. Нищий, не имеющий ничего, может быть еще более горшим рабом собственности, чем тот, кто имеет, ибо освобождение – в духе. И нити желаний, протянутые мысленно к вещам, которыми хочет обладать вожделенец, создают для него тюрьму еще более горшую, так как желание неудовлетворенное очень живуче.
Только изжитое желание теряет свою силу и власть над человеком. Потому подавление желаний к цели никогда не приводит. Только изжитое в духе освобождает его от пережитков прошлого. Изживанию способствовать может только мысль, ибо мысль и тюремщик, и освободитель. Вот почему упор делается на мысль. Вот почему Советуем окружать себя мысленными образами красоты, чтобы даже в случае неполного освобождения сознания окружение было прекрасным. Можно представить себе, как от человека протянуты тысячи нитей ко всем тем вещам, которые составляют его воображаемую собственность, и можно представить, как все эти нити и объекты их притяжения следуют за умершим в Мир Тонкий, становясь вместо незримых нитей зримыми, только цепями рабства. Можно также представить себе всю нелепость чувства собственности в Надземном и всю ненужность его. Отрешение от вещей и чувства собственности – срочная задача эволюции духа, дабы каждый смог в духе сказать: истинно, не вижу вещей, которыми владею.
Вот Говорим об отказе, о преодолении, о борьбе, о самоотверженности. Но все это можно заменить словом «вмещение», то есть пониманием истинного смысла вещей в общем порядке Вселенной. Каждой вещи, при понимании, отводится принадлежащее ей место, не больше того. Можно иметь все и владеть всем, но без обладания вещью. Можно, если осознано, что все, что окружает человека, только ступень на бесконечной лестнице восхождения духа, а все, что он имеет, даже тело его и все оболочки, не его, не ему принадлежащая собственность, но даны ему только на время. Это и будет вмещением, и тогда дозволено все, ибо тогда-то яд личной собственности не войдет в сознание, не отравит его и не заключит в круг безысходности. Искушение призрачным обладанием глубоко и значительно по своему смыслу: даже Великие Духи так искушались, даже Им предлагалась власть и все царства земные. Но Соломон был царем и Акбар императором, но они вместили и власть, и земное богатство, и дух их остался свободен. Понятие всевмещения есть явление глубокого порядка. Лишь слабость воли вмещению не подлежит, ибо безволие есть отсутствие огня. Так слово «отказ» Заменяем словом «вмещение», когда понимание окружающего осмыслено во всей полноте. Даже жертва есть не что иное, как вмещение новых возможностей, но не скудоумный отказ.
Победитель себя торжествует над условиями плотного мира, каковы бы ни были они. Если все в духе, то дух над всем. Так, не имеющий ничего своего есть все вместивший и право имеющий на владение всем. Но почитающий что-либо своим замыкается в орбиту вещей, которые считает своими, и пребывает в круге их замкнутости, тем исключая себя из сфер беспредельных возможностей духа. Как лучше объяснить, что собственность есть цепи на духе, ибо сознание связывает себя и окружает себя вещами, ему принадлежащими. Собственник ярый, имеющий большое хозяйство, землю, скот и дома и много различных вещей, столь нужных в хозяйстве, и постоянно думающий обо всем этом и ни о чем больше, окружен мысленными образами или астральными двойниками этих вещей и предметов, как кольцом, в сфере которого, и живет. Не зная того, что вещами можно владеть, но не считать их своими, он, умирая, уносит в себе свою незримую собственность и в окружении ее пребывает, связанный ею по рукам и ногам и, благодаря этому, не имеющий возможности выйти из этого круга и приблизиться к свободе Надземного Мира.
Не только движимая или недвижимая собственность, но и собственные привычки, слабости, пороки и личные малые привязанности привязывают дух к объектам, связывающим его свободу, и лишают его безграничных возможностей внеплотного существования. Человек, чем-либо связанный в своем сознании на Земле, остается связанным тем же и в Мире Бестелесном, ибо связанность и освобождение в духе. Будем рвать на Земле эти цепи, упорно, каждодневно, сознательно. Можно иметь на Земле необходимые вещи, но надо знать твердо, крепко и неоспоримо, что не нужны они в Мире Тонком и нельзя считать их своими, хотя и можно ими владеть временно, так как в тот Мир с собою ничего взять нельзя. Люди, умирая, знают, что собственности своей с собою взять не могут, но, сознательно от нее не освободившись, все же мысленно уносят с собою образы и двойники воображаемой собственности, чтобы удушаться в их окружении в мире свободы.
Освобождение совершается мыслью, когда сознает человек, что не только земля, дома и все прочее фактически не могут принадлежать духу, но даже и мысленные образы и астральные двойники всех этих предметов являют собою лишь видимость призрачной собственности и основания в действительности не имеют и не могут иметь. Абсолютно со всем, что человек считает своим, придется расстаться, до собственного тела включительно, до всех оболочек и даже ментальной, и лишь огненное тело его – есть вечное, неотъемлемое достояние духа. Вот об этой-то собственности, неотъемлемой ни жизнью, ни смертью, и можно помыслить, ибо элементы огненного тела накапливаются в течение земных воплощений через посредство всех оболочек и, будучи накоплены, позволяют сознательное пребывание духа в Высших огненных Сферах, сужденных человеку от начала времен. Все миры срочны и конечны и смертны все оболочки, бессрочен и вечен Мир Огненный. Огненное тело, необходимое для пребывания в нем, растет и оформляется постепенно в процессе длительной эволюции. Процесс может быть ускорен сознательно, если дух осознал конечную цель своих земных странствий и пребывания в различных оболочках в разных мирах.
Дни памятные будем считать днями объединения, когда усиливается оно числом участников. Пространство тогда насыщается вибрациями Света, идущими по нитям устремления тех, кто памятует о людях или событиях, сроком сужденных. Мы и люди Наши суждены сроком, то есть активность Наша зависит от сроков и усиливается или изменяется в соответствии с космическими условиями. Это надо понять и не ждать летом снега, а зимою тепла. Незнающие ожидают явлений вне срока и, не видя их, теряют силу огней устремления. Но, даже зная сроки, необходимо запастись терпением, ибо близкие Космические Сроки по земному измерению могут показаться далекими. Мы в Нашей работе руководствуемся Космическими Сроками, и элемент времени теряет над Нами свою обычную власть. Живем как бы вне времени или над временем, которое течет подобно быстрому потоку, тогда как Мы находимся на берегу Вечности, мимо которого течет поток жизни.
Личность человека погружена в поток, а его высшее «Я» – вне потока. Выходя из потока, личность как таковая перестает существовать, но память о жизни в потоке и опыт приобретенный она передает своему высшему «Я», которое посылает от себя все новые и новые личности в Колесо Времени или поток жизни. Только опыт и знания собирает личность в себе для передачи их своей Бессмертной Триаде, сходя со сцены сама и физически в плотном мире распадаясь на составные элементы. Тому же принципу распадения следуют и астральное и ментальное тела, ничего не оставляя от себя, кроме знания и опыта, приобретенных на планах внеплотных. Правильно мыслит тот, кто считает, что не имеет ничего своего и не видит вещей, которыми владеет. Собственность в космическом понимании совершенно нелепа, а привязанность к ней можно назвать цепями духа.
Вместо того, чтобы приобретать новый опыт и знания в пространствах Надземного Мира, дух, не изживший чувства собственности, продолжает утопать в окружении вещей, которыми воображаемо владеет и которые его творческое воображение в изобилии и реально создало вокруг него из пластической субстанции астрального вещества. Вещами можно владеть, но без чувства собственности. Тогда сознание не связывает себя с ними, с каждой из них незримою нитью связи, которая держит эти вещи около их собственника, если чувство собственности еще не изжито. Мы в понятие свободы вкладываем нечто совершенно другое, чем это делают люди. Мы полагаем, что свобода может быть только в духе. Ни деньги, ни власть, ни здоровье свободу духу не дают. Почему же тогда миллионер кончает жизнь самоубийством, правитель дрожит за свою власть, а здоровый томится порою, не зная, что делать с собой. Мы Говорим, что в духе свобода. Свободу духу может дать только знание, утвержденное опытом жизни. Ведь это Дух Озаренный сказал: «Познайте Истину, и Истина сделает вас свободными».
Красоту можно любить. Можно наслаждаться красотою Земли и природы, красотою произведений искусства, красотою прекрасных вещей и даже красотою одежды или обихода, но при условии несвязанности ею, то есть без чувства собственности или желания считать все своим, навсегда, мне, мне, самости моей принадлежащим. Красотою оправдано все, но не оправдано только желание присвоения в личную собственность. Даже красивую одежду можно иметь, но зная ее смысл и временность назначения. Дозволено все, если в свободе, и – ничего, если в рабстве.
Перенос сознания в той или иной степени совершается всякий раз, когда мысль устремляется к избранному объекту. Тогда с ним устанавливается канал связи и порождается ток тонкой энергии. Этими токами сознание связывает себя со всем, к чему направляется мысль. Мысль магнетична, и объект мысли заряжается магнетической силой. Это особенно ярко уявляется на предметах, которыми владеет человек, или вещах, находящихся в его обладании. Всякая собственность имеет в себе эту магнетическую силу притяжения. Скупец, сидящий над своими сокровищами, крепко окутан этими магнитными притяжениями вещей, которые он считает своими. Видов этих притяжений очень много, и они весьма разнообразны. Бутылка вина для пьяницы и карты для игрока имеют не меньше притяжения. Объекты, притягивающие к себе сознание, разделяются на невидимые и видимые.
Притяжения к тем или иным формам мыслей, часто весьма невысокого свойства, имеют отношение к невидимым объектам притяжения. Эти притяжения могут быть необычайно сильными, и часто сознание не может бороться с ними, безвольно им подчиняясь. Архат свободен от земных притяжений всех видов, незримых и зримых. Незримые низшие притяжения тесно связаны с Землею. На Архата действуют притяжения высшие, и он подвержен и ответствует сознательно только притяжениям высшим, когда Фокус Иерархии Света становится единым объектом всех его устремлений. Ответствующий только на высшие притяжения свободен от власти Земли. Идущий ко Мне учится тонко разбираться в характере тех притяжений, на которые реагируют его оболочки. Каждое притяжение соответствует определенной сфере пространства, которая стремится вовлечь дух в свою орбиту. Пребывание в Тонком Мире – по слоям, созвучным устремлениям человека и тем притяжениям, которые он породил на Земле.
Самой ценной собственностью человека на Земле и в Мирах является психическая энергия. Она – собственность неотъемлемая. Сдержанность обладает свойством сохранять запас этой энергии от расточения. Внутри человека происходит целый ряд душевных движений. Когда они вырываются наружу в действиях, словах или чувствах, происходит утечка огненной силы. Есть люди, которые постоянно опустошают свою сокровищницу словоизвержениями, другие – распущенностью эмоций и переживаний, третьи – ненужными действиями или просто движениями, особенно нервными. Очень много энергии уходит на беспокойство, страхи, суетливость. Еще больше – на злобу и раздражение. Недовольство, уныние, восторженность, обывательская веселость и все сопровождающееся внешним эффектом требуют того или иного количества сил. Сдержанность позволяет их сохранить внутри микрокосма с тем, чтобы тратить только сознательно, и с соизволения воли, и только тогда, когда это необходимо.
Два вида действия придется отметить при этом: это действие сдержанное, сохраняющее в запасе известное количество психической энергии, и действие исчерпывающее, растрачивающее этот запас целиком. Действий, исчерпывающих полностью силы, следует опасаться как вреднейших врагов. Исчерпавший себя человек подобен пустой шелухе. Исчерпать себя можно словами, эмоциями, мыслями и поступками, даже голос свой можно исчерпать пением. Сдержанность служит вернейшим затвором, удерживающим напрасную и непроизвольную растрату огненной силы. Когда внутренние проявленные энергии ничем не выдают себя внешне, происходит их накапливание. Равновесие, это трудно достижимое качество духа, возможно лишь при наличии сдержанности, упорной, сознательной и суровой. Сколько энергии уходит на болтливость или на желание нравиться людям и всем угождать. Доброта и доброжелательство так далеки от этих ненужных свойств.
Добротворчество осуществляется сиянием сердечных огней и не нуждается в словоговорении, во всяком случае – ненужных слов. Именно по пустякам и в действиях привычных и малых, не сдерживаемых контролем воли, тратится бездумно драгоценная энергия. Положительные качества духа – накопители огненной мощи, отрицательные – расточители. Для примера можно взять мужество и страх и проследить, как страх обессиливает человека, парализуя его энергию. Качество сдержанности можно утверждать сознательно и планомерно, зная, что каждое ненужное слово или внешнее выражение неконтролируемых чувств служат признаком распущенности психической энергии. Каждое качество духа требует к себе внимания и заботы и может расти беспредельно.
Очень трудно уравновесить осознание Беспредельности и устремление к ней с укладом жизни обычной. В этом уравновесии как бы соприкасаются два полюса бытия человека. Вечное и временное сосуществуют в полной гармонии. Царство не от мира сего и мир земной уравновешиваются в сознании. Это и будет та согласованность, высшую степень которой являет Архат. К ней устремляется ученик. Жизнь ставит в такие условия, когда приходится выполнять самые обычные житейские дела и в то же время сохранять ясное и постоянное памятование и соприкосновение мысленное с беспредельными Сферами Высших Миров. В этом и состоит следование завету «кесарево – кесарю». Земному земное надо отдать, зная, что опыт в земном служит для продвижения в Беспредельность. Краткий период одного воплощения сам по себе не дает ничего, если не рассматривать его как звено в цепи бесчисленных проявлений духа в мире форм для собирания в нем нужного материала и накоплений, которые дают ему возможность для сознательного пребывания в Мире Надземном.
Чем больше накоплений, тем полнее и ярче жизнь после освобождения от тела. Именно, требуется понять надземное значение земного опыта. Не для Земли нужен он, но выше. Когда дух взял от Земли все, что она в состоянии дать, он покидает Землю, чтобы продолжать свой путь выше, на планетах высших Земли. В этом значение и ценность земного опыта. Так же он нужен и для творчества в жизни в Надземном, но ни в коем случае не сам по себе. Но обычные люди делают фатальную ошибку, полагая, что цель и смысл всего совершаемого ими заключается в самом творении рук человеческих. Формула «рукою и ногой человеческой» имеет в виду только то, что в Беспредельность надо идти по Земле, через опыт земной, воплощаясь в тело земное, но далекая цель идет далеко за пределы Земли и не ограничивается ею.
Через Землю, по Земле, но к Далеким Мирам. Потому Земля так крепко и привязывает сознание к себе, чтобы постигло оно всю краткость и временность земного существования и всю невозможность чем-либо владеть навсегда и удержать эту собственность дольше пребывания в данном теле и в данном воплощении. Чем бы, ни владел человек, все придется оставить вместе с оставлением тела, то есть вместе с его смертью. И какими бы важными ни казались Земные дела, придется оставить и их. Конечно, смысл дел сверхличных, общечеловеческих, дел Общего Блага, устремлен за пределы личности и переживает ее, но тут мы подходим к области бессмертия духа и жизни индивидуальной Бессмертной Триады, проявляющей себя в мире земном. Но царство Ее не от мира сего, хотя и живет Она частью себя в мире плотном и вносит в него Свет Беспредельности. Ее дела не умирают в пространстве, но служат на пользу человечеству. В этом явлена согласованность высшая между требованиями Земли, Общим Благом и устремлением в Беспредельность.
(М.А.Й. – Матерь Агни Йоги). Если рассматривать земное воплощение как подготовку к более длительному Надземному пребыванию, то закатные годы жизни становятся наиболее ответственными в этом процессе. Сознание подготавливается к переходу в Мир Тонкий, стремясь освободиться от наростов земных и всего того, чего нельзя взять дальше с собою. При этом обычно переносят центр тяжести на вещи и собственность, упуская из виду, что земные привычки и наросты опаснее вещей. Вещи так или иначе остаются на Земле, но привычки и наросты земные могут последовать за человеком и дальше. Освобождение от них много труднее. Освобождение – в духе. Можно просто спрашивать себя, и почаще, что действительно нужно взять с собою в путь дальний и что будет бесполезною поклажей и грузом, тянущим к Земле. Этот груз не позволит подняться в светоносные слои Надземного Мира.
Ощущение отсутствия дома земного, вернее, привязанности к нему, освобождает человека при переходе в Мир Тонкий от прикрепления к нажитому месту. Бездомие на Земле ценно именно этим. Странники бездомные – самые свободные люди. Все, чем или в чем живет человек в своем сознании в теле, после смерти последнего остается с ним, сопровождая его и дальше. Когда отправляются в далекое путешествие, берут с собою только самое необходимое, чтобы не отягощаться ненужным грузом в пути. Знание будущих условий в Тонком Мире чрезвычайно важно для того, чтобы взять с собою именно то, что нужно, и ничего лишнего. Если человек, крепко сросшийся со своей земной собственностью, уходит в Мир Тонкий, то и собственность его, кристаллизованная в виде мыслей в его сознании, следует за ним и продолжает находиться при нем, ибо на Земле чувство собственности живет в самом человеке, но не где-то вне его. Много ненужного для тонкого пребывания мысленного багажа берется с собою туда. И очень важно заранее уже распределить, что нужно взять обязательно и что оставить. Земные пережитки являются там очень тяжелым грузом. Даже на Земле тяготят ненужные вещи. Какой же обузой являются они там. Под ненужными предметами подразумеваются также и многие психические продукты и образы мыслей, выкристаллизованные в сознании долгим сожительством с ними. Некоторым трудно сбросить с себя даже привычную одежду, которую долго носили при жизни или которая крепко вросла в сознание. Так же врастают и многие привычки, особенно привычки мышления. Сказано ведь давно: «Если не будете как дети, не сможете войти в Царство Небесное», в Мир Надземный. А дети указаны потому, что свободны от всего того, чем обычно отягощен человек. Когда поступали в монастырь, даже от имени своего отрекались, не говоря уже обо всем прочем. Этим хотели подчеркнуть желаемое освобождение от мирских уз, то есть от цепей материального мира. Жизнь показала, насколько это трудно осуществить на деле, но самый обряд имел глубокое значение. Сейчас требуется знание законов и условий Тонкого Мира, чтобы дать себе ясный отчет о том, что нужно брать с собою туда и какие накопления там понадобятся, а какие окажутся хуже ярма на шее. Вопрос этот важен, и каждый решает его самостоятельно и с полной своей ответственностью. Есть подумать о чем, и подумать основательно.
(М.А.Й.). Будем постепенно обрубать или ослаблять нити земных устремлений. Самое важное – это понять ограниченность и короткость орбиты их проявления. Одно это понимание уже освобождает от многих иллюзий, в особенности же от иллюзий собственности. Нет ничего хуже, чем унести с собою в Мир Тонкий неизжитую собственность и быть там привязанным к ней. Столько вещей нужно человеку на Земле, и ничего – там. Но это надо понять, чтобы не брать с собою. И какое облегчение психики, когда человек идет туда свободным от ярма собственности.
(М.А.Й.). Порадуемся каждой победе, памятуя, что она в духе, то есть что она неотъемлема и что плоды ее берутся в путь дальний. Истинные ценности заключаются не в земных материальных богатствах, но в сокровищах духа, накапливаемых и собираемых в условиях жизни земной. Непросто представить себе, что богатства земные, столь реальные и дающие такие явные земные преимущества и свободу, ничего не значат по сравнению с накоплениями духа, которые он берет с собою и дальше, когда умирает физическое тело и когда рассыпаются в прах все мирские богатства и собственность. Часто, стоя уже на пороге смерти, понимает вдруг человек всю их тщету и непрочность и горько сожалеет о том, что не позаботился заранее о приобретении ценностей, не преходящих во времени и не уничтожаемых смертью.
Чем выше поднялся человек, тем больше и сильнее искушения, которые приходится ему преодолевать. Для алкоголика искушением будет лишняя бутылка вина, для Великого Духа – все царства земные, и богатства их, и слава. И много силы надо, чтобы им не поддаться. И чем выше, тем опасности больше упасть. Падший ангел не символ, но действительность. Много побед человеческого духа над миром и его прельщениями было в прошлом Земли, но было и много падений и поражений. Поражение приносило порою и славу земную, и власть, и богатство, а победа лишала всего. Но не мерами земными измеряются следствия духовной победы. Отнять их нельзя, но видимы явно они лишь в Надземном. Так же и следствия поражения духа уявляют себя там, где земное перестает быть. Качество воображения принадлежит к духовным богатствам. На Земле обладатель его может ютиться в жалкой лачуге, но в Мире Надземном, где все творится и движется мыслью, воображение становится бесценным сокровищем духа. Конечно, имеется в виду воображение чистое и незапятнанное, творящее принципом Красоты. Так различаются между собою ценность духа и богатства земные. Можно тратить силы на приобретение и тех и других, но знающий выберет то, что от духа. Вещи земные обречены на уничтожение, вещи земные могут сопровождать только земной путь человека. Дальше они не идут. Собирателям земной собственности следует об этом подумать. Учение требует от человека понимания смысла и значения земной собственности. Учение говорит: «Владейте всем», чем хотите, «но ничего не считайте своим» и знайте, что все дается только на время. Нет ничего более нелепого, чем положение, когда человек, умирая и освобождаясь от тела, переносит с собою в Мир Тонкий пережитки земной собственности в своем воображении и окружает себя ими. Учение освобождает человеческий дух от чувства призрачной собственности. Не для Земли это надо, но выше. Призрачная собственность в Мире Надземном создает для человека узы. Силою духа разбиваются цепи земные. И не только цепи богатства, но много оков может влачить на себе человек. И трудно даже сказать, которые из них будут более тяжкими и наиболее связывающими свободу духа. Несомненно одно: освободиться от них ото всех надо, пока еще на Земле. Трудно освобождаться от духовных наростов и язв в Мире Внеплотном.
Кто-то всю жизнь прожил в том доме, в котором родился, и в нем умер. Не позавидуем такому жильцу. Кто-то сменил десятки домов и все же прочного прибежища не нашел. А Сын Человеческий не имел места, где преклонить головы. Только Дом Отчий может служить прочным прибежищем духу. И хорошо, когда бездомие земное постигается путником Пути бесконечного. Дом Духа в Надземном. Дом Отчий в Надземном. Не могут земные дома дать надежную кровлю. Иллюзии прочности жилищ человеческих Майя творит. Считать какой-то из них своим будет самообманом, впрочем, как и все остальное, что воображаем своей собственностью. Все только на время, надо хорошо это понять и усвоить. Тогда не жаль ни с чем расставаться. Тогда быть можно в духе свободным от рабства у вещей. Освобождает знание, единственная неотъемлемая собственность человека. Так нужно и важно его накопить, чтобы было с чем возвращаться и что принести в Дом Отчий. Много там собрано ценнейших сокровищ, но, чтобы их оценить, пользоваться ими, надо знать – как и принести с собою это знание. Иначе сокровища приготовленные останутся лежать втуне. Знание обычных вещей и общепринятой науки не помогут их распознать, да они там и не нужны. Значит, нужно знание необычного, открывающего глаза на понимание духовных сокровищ. Как его приобрести? Вместе со Мною. Когда вместе идем, приобретение становится простым и естественным процессом. Итак: вместе, во всем, до конца. Это будет решением единственно верным. И тогда путь познавания наинужнейшего становится яро доступным. И тогда сокровища духа Отчего Дома открыты познавшему Путь.
Какими бы огромными богатствами ни владел человек, как бы ни была велика его земная власть, уходит он с Земли, оставляя все на Земле. И уходит ни с чем, и приходит тоже ни с чем. Все, с чем приходит и с чем уходит, сосредоточено в духе, в Чаше его накоплений. Отсюда нелепость земной собственности. Настанет время, когда люди это поймут, и, кроме носильной немногой одежды и очень немногих личных вещей, своего ничего не будет. С переменой места пребывания должна быть обеспеченность на новом месте и жильем, и предметами первой необходимости. И приезжать, и уезжать будет легко, как в пределах Земли, так и в пределах Великих Границ. Постепенно люди будут понимать, какое обременение представляют собою вещи и сколь излишне и ненужно все то, чем сейчас жадно владеют люди. В Твердыне соблюдается подобный порядок. Сознание освобождено от вещей. Осознано, что собственность является одним из видов тяжелейшего рабства. Много видов различного рабства процветает среди человечества. Трагедия в том, что это не осознается. Рабство у моды, рабство у всевозможных условностей, рабство у общепринятых мнений и убеждений, предрассудков, суеверий, невежества, страха, страстей, вожделений и так далее. В сущности говоря, современный человек – это не осознающий своих цепей раб всего, что его окружает. И, поверх всего, раб своего собственного астрала. Когда Говорится об освобождении от всякого рабства, имеется в виду весьма обширная область человеческих свойств и особенностей. Как раньше, так и теперь люди разделяются на рабов и свободных, только свободных от всякого рабства духов ничтожно мало. Нельзя освободиться, не осознав сковывающих свободу духа цепей. Свобода, в обычном понимании этого слова, не освобождает человека от перечисленных видов рабства. Свобода – в духе. Но кто же поймет и согласится с этим? Учение Жизни свободу людям несет и понимание призрачности земной собственности.
(Гуру – Н.К.Рерих). Мысль остается неотъемлемой собственностью человека и его постоянным спутником в этом мире и в том. Те формы, в которые вложена мысль, существуют видимо и явно в действительности Тонкого Мира. Они окружают человека как бы кольцом, сейчас не видимо для земного глаза, потом – видимо для развоплощенца. В каждое земное приобретение вложена мысль, влитая в соответствующую форму. Ко всем вещам, которые считаем своими, протянуты нити, привязывающие к сознанию эти формы. Собственность видимая, физическая, становится собственностью невидимой, психической, замыкая сознание в свой круг. От собственности обычной легко освободиться, если ничего не считать своим. Но от собственности психической освободиться уже невозможно, пока в сознании не произошло отречения от собственности земной и пока смысл земных вещей не приобрел своего истинного значения. Психическое рабство у вещей есть ярое преткновение на пути эволюции духа как в мире земном, так и в Тонком.
(М.А.Й.). Если удастся сохранить равновесие духа при всех условиях жизни вашей, это будет победой. Если добьетесь ее, значит, жизнь прожита не напрасно. Если сохраните все, что утратить боитесь, но равновесия не утвердите, все равно все придется оставить при уходе с Земли. Но, если, все потеряв, удержите равновесие и Свет свой, победителями войдете в Надземное. Яро терзаемы жизнью, чтобы могли утвердить в себе Свет перед лицом ее. Имейте все, владейте всем, но откажитесь от всего в духе и не связывайте дух свой с вещами, которыми владеете. Есть ли они, нет ли их, дух ваш, свобода его от вещей не зависят. Это будет свободой души от вещей. Связанные души свободы этой не знают. Они к вещам привязаны мыслью. В рабстве у мыслей находится связанное сознание. В конечном итоге не вещи, но мысли овладевают сознанием. С Земли уходящий вещей обладатель их на Земле оставляет, но мысли идут с ним туда, мысли и представления о вещах. И образы эти, порожденные мыслью, им продолжают владеть. И уже не он владеет вещами, а вещи, отраженные в образах мысли, всецело захватывают сознание и топят его в своем окружении. Потому Отрицает Учитель собственность и Приветствует освобождение от обладания земными вещами. Но освобождение от них в духе и мыслях, но не в том, чем владеет имеющий их человек. В духе от них и освобождайтесь.
(М.А.Й.). К каждой вещи, которую считаем своей собственностью, из сознания протянута нить, крепко связывающая с нею. Чем сильнее это чувство, тем крепче связь. Чем больше вещей, тем больше нитей связи. Ярые собственники связаны этими путами по рукам и ногам так прочно, что освободиться от них уже не могут. Могли бы, если бы осознавали это рабство, но его даже на замечают. И в этом неосознании психических цепей рабства у собственности его особая тяжесть, и беспросветность, и невозможность освободиться. Рабы собственности – это люди особенно бездуховные, лишившие себя Света. Их пребывание в Надземном особенно тяжко, ибо вырваться из темницы призрачной собственности трудно необычайно. Ведь там царствует мысль. И если мысли всецело заняты образами воображаемой собственности, то освободиться от них можно, лишь разрушив эти мысленные представления. А как их разрушить, если сознание с ними срослось и считает эту собственность неотъемлемой?
(Гуру). «Не собирайте себе сокровища на Земле...», ибо эти сокровища отъемлемы, но «собирайте себе сокровища на Небеси...», ибо духовные сокровища, или духовные накопления, неотъемлемы ни жизнью ни смертью. Какая великая мудрость и глубочайшее знание заключаются в этих Заветах! Именно неотъемлемость духовных накоплений составляет их ценность и значимость. Сказавший «omnia mea mecum porto» (все свое ношу с собой – лат.) имел их в виду и знал, что то, что он имеет внутри, в Чаше, он носит с собою всегда, везде, во всех Мирах. Накопления Чаши составляют истинную, вечную, нетленную собственность духа. И когда все устремления его направлены на собирание этих истинных сокровищ, путь его светел и прям. Представьте себе богатейшего миллиардера на одре смерти и поймите, что если духом он нищ, то нищим войдет он и в Мир Тонкий, несмотря на все свои миллиарды. Стоило ли их накоплять, чтобы в конце концов остаться ни с чем! В Учении Сказано: «Владейте всем, но ничего не считайте своим». Это и будет «владением без чувства собственности», то есть свободным от власти вещей над сознанием.
Нет запретов, и допущено все, даже собственность, но при правильном ко всему и к собственности отношении. И тогда ни царские палаты, ни лачуга бедняка уже не могут мешать неуклонному, поступательному восхождению духа по Лестнице Света. И, воплощаясь в тело и сбрасывая его, и на Земле и в Мире Надземном продолжается это уже не задерживаемое ничем продвижение. И когда такое несломимое устремление все побеждает, то и все испытания, которые неизбежны на всех ступенях, служат лишь только упором ноге для стремительного движения вперед, в Беспредельность. Магнетизм мыслей и земных притяжений велик. Магнетизм светлых мыслей преодолевать не надо, они несут вверх. Но притяжения земные и магнетизм мыслей темных требуют упорного труда, чтобы от них освободиться.
Одни Носители Света Рождались в условиях достатка, богатства, власти и могущества земного, другие в бедности, но ничто уже не могло воспрепятствовать Им выполнять свою миссию. Да, да, да, каждый воплощающийся на Земле дух имеет свою миссию, или жизненную задачу, которую он берет на себя перед приходом в мир плотный. Величина задачи зависит от величия духа. Чем выше дух, тем более велика и задача, или миссия его жизни. Далеко не все люди знают о том, для чего воплотились они, но подсознательно это знание живет в глубинах их сущности, и, когда испытания не выдерживаются и дух катится вниз, падение накладывает свою нестираемую печать на все существо человека. Падшие души не сказка, но неотрицаемая действительность. И нередко в глазах этих людей можно заметить какую-то обреченность, в сущности которой не всегда отдается отчет. И только сознательные служители тьмы, путь свой в бездну избравшие, не знают угрызений совести и не думают о своем падении и своей обреченности.
Свидетельство о публикации №210091100180
К примеру, если земное богатство - это вещь, то духовное - это сама способность, искусство делать вещь. И если приобрести эту "тонкое богатство", то уже "земное" невозможно потерять.
А то, в своё время, я лично видела, какое огромное количество "рериховцев" напрочь отказывались от "земного богатства", а потом переживали соответственные этические и социальные затруднения.
Галия Байкан 11.09.2010 16:25 Заявить о нарушении
Примите, Галия - по этому вопросу хотя бы часть ответов от Владыки и от Рерихов:
ОТ ВЛАДЫКИ: Грани Агни Йоги, 1963 г. 294. (Июнь 13). Узкая тропа, ведущая в жизнь, – это тоже золотой, или срединный, путь, о котором говорит Восточная Мудрость. Но так как он труден именно своей простотой, то люди и предпочитают всевозможные отклонения и уклонения от него, всевозможные изуверства, самоистязания, крайности и фанатизм. Куда легче воздержание от пищи и самый суровый пост, нежели воздержание от нехороших мыслей. Куда легче отдать деньги или вещи, чем раздавать духовное богатство. Отсюда и сектантство и прочие зигзаги человеческой психики. Только опытный путник, нашедший Путь жизни, никогда уже более не прельстится ни чужими словами, ни чужими и ложными учениями, ни пророками, зазывающими в свою веру. В положениях Основателей всех Великих Учений он сразу найдет остатки истины, скрытой под последующими нагромождениями, но путь свой будет знать неотменно и другого не станет искать. Таких, твердо стоящих на своих ногах и не ищущих ни чужих учений, ни других наставников, очень немного среди даже духовных людей. Ведь подойти к Первоисточнику совсем нелегко и, подойдя, распознать его ценность. Только очень длительный опыт учит этому распознаванию и значению того, что утверждается последователями различных школ мысли. А их много, и во многих имеются жемчужины знания, разбросанные повсюду. Имея прочный фундамент под ногами, можно их собирать для обобщения в Сокровищнице человеческой мысли. Синтез религий и науки нелегок тем, что требует очень большого знания, и особенно в области религий, где наслоения веков исказили чистую основу утверждений Первоучителя. Самая глубина отклонений, заблуждений и фанатизма показывает на ту легкость, с которой готово сознание ринуться в дебри непонимания. Ни образование, ни богатство, ни положение не защищают человека от возможности заблуждений. Но когда человечество заходит в тупик безвыходных противоречий, тогда снова приходит Иерарх-Провозвестник и снова дает известную часть Сокровенного Учения Жизни, соответствующую ступени эволюции сознания, достигнутой человечеством на данный момент. Огненная Эпоха начинается Провозвестием Огненным, и Учение Жизни знаменует его.
ОТ Е.И.РЕРИХ: Грани Агни Йоги,1963 г. 111. (М.А.Й. - Матерь Агни Йоги). Самое высшее счастье, которое может иметь человек – это счастье слияния в духе с Владыкой. И радость слияния со мною лишь постольку касается высшего счастья, поскольку я связана с Ним же. Хочу сказать, что сама по себе я так же ничто, как и каждый, стоящий на Лестнице Света, без Того, Кто Стоит за Ним и Кто выше. Эта последовательность ступеней Иерархии Света явлена как основа, во всех Учениях Света. Этим как бы подтверждается могущество Иерархии, когда за каждым Иерархом, как бы Он ни был высок, стоит Его Высший. Так же и беспредельность Иерархии уявляется в этом и непрерывность ее цепи. Распределение духов, тяготеющих к Своему Иерарху, идет по Лучам. По Лучам же устанавливается и Космическое Отцовство. Это распределение, или Космическая связь духов, совершенно не зависит от условий плотного мира. Узами духа можно назвать эту связь. К ее пониманию дух просыпается постепенно, по мере раскрытия своего внутреннего сознания. Ведь физическое или земное сознание касается только внешнего мира, но внутреннее, или духовное, идет вглубь. Непрерываемость сознания не от тела, но духа. Дух жив и преуспевает накоплением огненных качеств. Когда сознание сосредоточивается на незримом и накапливает свое невидимое богатство, начинает приближаться оно к ступени непрерываемости, утверждая жизнь среди всего, что подвержено смерти.
Грани Агни Йоги, 1966 г. 011. (Янв. 5). (М. А. Й.). Только применение на собственном опыте в жизни знаний, даваемых Учителем, дает право на то, чтобы поделиться с другими, если это целесообразно. Чувствуете временами ценность получаемых знаний и невозможность раздать свое духовное богатство, ибо пусто вокруг. В подобном положении оказывались все Носители Света, как большие, так и малые. Так было всегда. Огорчаться слишком не будем, ибо существует пространство, которое видит, и слышит, и запечатлевает все. Если бы знали, сколько невидимых духов ловят светлые мысли и почерпают от них. Слишком много места уделяли мы темному полюсу жизни. Помыслим теперь о Светлом. Созвучные духи мыслями Света живут и входят в контакт с созвучными им сознаниями воплощенных, когда сознания этих последних устремляются к ним. Зов снизу, ответ сверху. Можно сознательно привлекать к себе сотрудников светлых из Тонкого Мира, если подняться устремлением мыслей до них. Не могут спускаться они в условия плотного мира, ибо физического тела не имеют, но мыслью бесплотной до них, не имеющих плоти, можно подняться. Мысль материальна, тонкие тела материальны, материя везде, но в различных степенях уплотнения. Разницу между плотью, то есть плотной материей физического тела, и материей тонкого надо понять, а также и то, что виды незримой, светящейся материи существуют не менее реально, чем плотной.
Грани Агни Йоги, 1966 г. 433. (Гуру - Н.К.Рерих). Опустошение сокровищницы опасно тем, что в этот момент темные твари, которые следят за каждым вашим движением, могут подбросить свои мохнатые шарики. И болезнь и омрачение может воспринять аура, лишенная своей огненной защиты. Духовное богатство накапливается для раздачи, но и раздавать надо осмотрительно и разумно, не опустошая себя сверх меры законной.
ОТ ВЛАДЫКИ: Грани Агни Йоги, 1967 г. 429. (Июль 29). Человек не может подняться выше той мысли, которая первенствует в его сознании. Определяет высоту мысль. Мысль может быть направлена на любое явление или идею. Ведет мысль. Поэтому важно чрезвычайно, какие мысли допускаются человеком и каким он отдает предпочтение. Свору мелких, обыденных мыслей нелегко привести к молчанию. Рекомендуем умение быстро переносить фокус внимания с одного предмета на другой, с одного порядка мыслей на более нужный. В жизни обычной всегда много всяких дел. Они тоже требуют времени и внимания. Но если они исключают то, что для духа важнее всего, и наполняют собою сознание полностью, существование человека становится бессмысленным, ибо все эти дела сами по себе не имеют никакого значения для продвижения духа и допустимы и оправданны только как средство для развития и усовершенствования человека. Представьте себе индивидуума, считающего, что цель жизни заключается в том, чтобы вкусно поесть, или хорошо одеться, или сделать блестящую карьеру, или накопить богатство. И когда все это достигнуто и кроме этого ничего нет, то каково же духовное убожество такого сознания, становящееся особенно явным в преддверии смерти. Смерть позволяет определить безошибочно истинные ценности духа и отделить нужное от ненужного. Размышления о смерти очень полезны, они научают ценить, и понимать жизнь, и любить ее по-настоящему. Как же можно ценить жизнь, не зная ее назначения? Животный инстинкт жизни, столь свойственный низшим формам, при осознании цели приобретает новый аспект. Жизнь нужна не телу, но духу, который может жить и в теле, и вне плотного тела. Жизнь продолжается и в тонком, и в ментальном, и в огненном телах. Сознательная жизнь в теле Света есть та цель, к достижению которой устремляется дух, понявший смысл временного пребывания своего во всех временных оболочках.
ОТ ВЛАДЫКИ: Грани Агни Йоги, 1969 г. 613. (Дек. 6). Мы Придерживаемся метода практического и наглядного обучения. Он способствует лучшему запоминанию. Ведь столько разнообразных сведений надо удержать в памяти. Легче всего это делать, практически применяя получаемый материал в жизни текущей. И, хотя все применить невозможно, все же то, что приложено на практике, остается навсегда. Этим путем идет собирание действительных ценностей духа, чтобы было что с собой принести в Мир Надземный, где каждая крупица знания приобретает особо важное значение. Если кто приходит туда ни с чем, то там ему делать нечего. В этом случае надо снова идти на Землю, чтобы накопить материал для приложения в Тонком Мире. Но тот, кто накопил, щедро пожинает от труда своего. Ведь там жизнь – по сознанию. И сознание, расширенное знаниями и накоплениями, живет там полной и яркой жизнью. И поэтому особую ценность имеет духовное богатство, относящееся к вещам непреходящим. О качестве приспособляемости и быстрой ориентации в незнакомых условиях следует сказать, что оно избавляет человека от шока неожиданностью и позволяет сохранять равновесие. Земные качества сдержанности и спокойствия в Мире Надземном более нужны, чем на Земле. Земную жизнь вообще можно рассматривать как подготовление к послесмертному существованию.
Владислав Стадольник 11.09.2010 19:45 Заявить о нарушении