Лафонтен

Жан де Лафонтен родился в июле 1621 г. в маленьком городке Шато-Тьерри провинции Шампань в семье провинциального чиновника. Получив довольно небрежное воспитание, он пополнил его обильным самостоятельным чтением, увлекаясь как античными авторами, так и писателями французского и итальянского Ренессанса; пробовал служить, но неудачно. Рано женившись, Лафонтен быстро растратил свое небольшое состояние и, оставив семью в провинции, переселился в 1657 г. в Париж, где вел легкомысленное, беспечное существование, проживая на полном обеспечении в домах покровительствовавших ему богатых и знатных лиц. В житейских делах  он был очень простодушен, наивен, а подчас до крайности забывчив и рассеян.
 
Первым покровителем Лафонтена стал суперинтендант финансов Фуке, находившийся в ту пору на вершине своего могущества. Для него Лафонтен написал свое первое значительное произведение – идиллическую поэму «Адонис» (1658) на сюжет Овидия. Отличавшие эту поэму простота, лукавый юмор, тонкое чувство природы и лиризм в описании любовных сцен, наряду с мелодичностью и изяществом стихов обеспечили «Адонису» большой успех.

Падение Фуке в 1661 г., сопровождавшееся его арестом и конфискацией всего имущества, дало Лафонтену случай проявить свою смелость и независимость характера. В трогательной «Элегии к нимфам Во» (1662) Лафонтен, оплакивая судьбу своего бывшего покровителя, призывает Людовика XIV к милосердию, убеждая его следовать в этом примеру Генриха IV. Король, однако, не внял его мольбам. Фуке остался в Бастилии, а Лафонтен был выслан из Парижа в Лимож. Из изгнания он возвратился только в 1664 г. и долгое время жил под покровительством племянницы Мазарини герцогини Бульонской, являясь украшением ее литературного салона. В это время он пишет свои лучшие произведения – несколько сборников «Сказок», повесть о Психее и самое значительное из всего им созданного – «Басни».

«Сказки» Лафонтена – стихотворные новеллы на сюжеты, заимствованные у Петрония, Апулея, Боккаччо, Ариосто, Маргариты Наваррской, Рабле и других, но разработанные чрезвычайно оригинально. Лафонтен трудился над ними не менее двадцати лет (1665-1685), выпуская в свет небольшими сборниками.  Здесь нашли свое выражение лучшие свойства литературного дарования поэта: его веселое остроумие, живость воображения и легкость языка, жизнерадостное эпикурейство и полнейшая свобода от ханжеской морализации. Подлинная грация и острое чувство  комического  позволили ему легко и изящно набрасывать самые  вольные образы и ситуации. Не смотря на возмущение ханжей, «Сказки» имели огромный успех, вызванный  не только их занимательным и значимым содержанием, но и совершенством художественной формы.

«ОЧКИ» (1674). Сказка начитается с шутливого восклицания поэта: «Уже не раз давал я клятвенный обет оставить, наконец, монашенок в покое». Но, увы, его благие желания остаются тщетными. Вот и на этот раз разговор опять пойдет о монашках. Однажды по весне какой-то молодец в образе девицы пробирается в монастырь. Назвавшись сестрой Колет, он не теряет даром времени и вскоре осчастливливает сестру Агнессу очаровательной крошкой. Аббатиса, узнав о рождении дитяти, приходит в неописуемый гнев. Но она сразу понимает причину свершившегося конфуза:
«Какой прохвост прикинулся сестрою? –
Вопит святая мать. – Не спит ли средь овец
Под  видом женщины разнузданный самец?»
Всем монахиням приказано раздеться донага и явиться к аббатисе, которая, водрузив на нос очки, устраивает им строгий досмотр. Хитрый юнец, желая скрыть свое мужское естество, прячет его под лоскутом материи. Однако, он не учел коварного характера своего орудия. Да и какой святой мог бы устоять перед искушением, оказавшись среди «полсотни девушек, раздетых догола» и невольно созерцая
«Тела их свежие, как снег среди зимы,
Их бедра, их грудей упругие холмы?»
Как раз в ту минуту, когда аббатиса наклонилась над скрывающим свое естество юнцом, его машина неожиданно пришла в действие.
«И в нос игуменью ударила так метко,
Что сбросила очки…»
Итак, бедняга разоблачен! Старые монахини волокут его во двор и привязывают к дереву. Потом они возвращаются в монастырь за розгами. Между тем мимо дерева проезжает мельник. На его расспросы тот отвечает, что подвергнут наказанию за то, что не пожелал утолять любовный пыл почтенных сестер-монахинь. Мельник обзывает его глупцом и предлагает заступить на его место. Сказано –сделано! Получив свободу, юнец привязывает мельника к дереву, а сам спешит убраться вон. Появляются монахини и устраивают мельнику жестокую порку.

Еще большую славу заслужил Лафонтен своими сборниками «Басен». Так же как и в «Сказках», сам он ничего не придумывал, но, тем не менее, оказался  не переводчиком или «переработчиком», а вполне оригинальным  создателем новых и своеобразных произведений. Античная басня была кратким рассказом, потребным писателю-моралисту как пример, как иллюстрация нравоучительной сентенции. В стихотворных новеллах, которые Лафонтен создал из этого материала, тоже была мораль, и новелла как бы писалась для подтверждения этой морали. Но именно «как бы». Ибо Лафонтен все передвинул и переосмыслил. У него главное – это рассказ, повествование, полное жизни и движения, действий, чувств и речей, в которых  проявляются и в то же время резко очерчиваются  характеры персонажей.
 
Первые шесть книг «Басен» вышли в 1668 г. В следующем, 1669 г., Лафонтен выпустил одно из лучших своих произведений – прозаическую повесть со стихотворными вставками – «Любовь Психеи и Купидона». Сюжетным источником для нее послужила вставная повесть об «Амуре и Психее» из знаменитого романа Апулея «Золотой осел». Как обычно, Лафонтен пересказал эту историю по-своему, развил ее и расширил, словом, переработал настолько, что она стала совершенно самостоятельным и своеобразным произведением, занимающим достойное место во французской и мировой литературе.

В 1684 г.  Лафонтен был избран в члены Французской Академии. После этого он обратился  к жанру драмы и написал несколько достаточно средних комедий. В 1694 г. увидела свет последняя, двенадцатая книга его «Басен». Умер поэт в апреле 1695 г.

Классицизм    http://proza.ru/2010/07/18/213


Рецензии
Ну вот, избрали в Академию - загубили талант) Басни читала с удовольствием. Правда не знала, что их ТАК много. А вот про сказки только слышала. Сюжет забавный. Но нам бы его на прозу. Интересно, что бы ответил Лафонтен на вопрос, почему монахини не обнаружили подмену? Или им все равно было, кого лупить, мельник так мельник?)

Оксана Куправа   07.06.2017 22:08     Заявить о нарушении
Наверно, беднягу не разглядели. Да и кто в эту минуту смотрел на его лицо?

Константин Рыжов   08.06.2017 05:06   Заявить о нарушении