93-й год. Текст 2. Беспредел

Что же касается театра… Вот прочёл однажды в "Литературной газете"(2005, №12-13):

"Что бы сказали Мольер и Островский, посмотрев "Тартюфа" в МХТ, "Грозу" – в "Современнике", "Последнюю жертву" – в "Ленкоме?" – так, в меру жёстко и конкретно, был сформулирован подзаголовок недавнего заседания клуба "Свободное слово" Института философии РАН, к участию в котором были приглашены философы, литературоведы, критики, практики и любители театра. Публикуем фрагменты этого большого, заинтересованного и вышедшего в конечном итоге далеко за пределы частных, хотя и характерных сценических примеров, разговора.

Людмила САРАСКИНА, литературовед:
…Ставить классику на театре КАК ОНА ЕСТЬ (то есть не меняя белое на чёрное) стало немыслимой роскошью, давно не виданным в мире чудом. Увидеть в русском театре Чехова или Толстого, Достоевского или Островского, как они есть, практически невозможно, это недостижимая мечта, такая же, как вечная любовь или абсолютная истина – в мире, где всё относительно и где вневременные ценности потеряли цену. …Театр сегодня выходит за все мыслимые пределы допустимого прочтения классики, создаёт тот самый БЕСПРЕДЕЛ…

Режиссер А.Ж. – уже не только скандальный, но и культовый – поставил "Три сестры"… Действие проходит на Соловках, в бараке, сёстры-зэчки разливают водку, пьют на троих и поют: "Сталин – наша слава боевая, Сталин – нашей юности полёт". Как измываются над "Чайкой" – об этом знают все, кто ходил на последние "версии" пьесы, столичные и гастрольные. …Тригорин любвеобильный бисексуал, любит и Аркадину, и Нину Заречную, а также всех персонажей мужского пола и возит с собой портрет юноши в купальных трусах.

Вообще тема "про это", тема эротики и порно – чуть жёстче, чуть мягче – это главный конёк скандальных спектаклей. Валерий Б. осуществил в своём Театре на Юго-Западе, как о том с восторгом сообщает критика, сценическое продолжение "Анны Карениной", написанное О. Ш.: в результате суицида на железной дороге Анна не умирает, но остаётся без руки, без ноги и без глаза, Вронский попадает под пули на Балканах и лежит парализованный. Левин вожделеет к Анне и утоляет свою страсть с криками и воплями, что у его жены Кити нет таких шрамов и рубцов. Вот "бренд" этого спектакля.

…Или вот Пётр Верховенский расстёгивает ширинку и, извините, мочится на забор, ведя напряжённейший разговор со Ставрогиным, которого, как мы помним, он почитал своим кумиром. Зачем? Вопрос "зачем?" мучительно меня преследует – зачем это делается?

…Русская классика в течение последних десяти-пятнадцати лет испытывает колоссальное гонение. Тот, кто немножко за этим следит, тот это знает. Русской классике ставится в вину вообще всё – что именно она способствовала развалу страны, именно она деморализовала общество и своим морализаторством сформировала народ, не способный к рынку, к вхождению в мир западной глобализации. Она, дескать, расслабила людей, лишила их мускульной силы и держит население в цепях тоталитарных моральных устоев. …Есть целое направление, которое требует запрета русской классики в школе, ибо она, дескать, "портит" людей, оставляет их в старой, традиционалистской ментальности.
Эстетика постмодернизма, которая обслуживает глобалистские настроения, поддерживает тезис, согласно которому русские – неэффективный народ. Россия – лишняя страна на карте мира. Эта эстетика не мирится со статусом русской литературы как общемирового культурного достояния. (…)

Валентин ТОЛСТЫХ, философ, председатель клуба:
…В отношениях современных авторов с классикой меня больше всего поражает и возмущает беспардонное, ничем не аргументированное переиначивание и передёргивание смысла изображаемого на сцене и экране, вплоть до противного, как в той же "Грозе" в "Современнике". Сами осмыслить или придумать, выудить в реальности ничего не могут, а вот поохальничать с готовыми "образцами" всегда готовы. (…)

Л. САРАСКИНА:
Задаю себе ещё один вопрос: если современный театр очень хочет, чтобы по сцене гуляли наркоманы, мерзавцы, подлецы, зачем нужно трогать русскую классику? Есть много свободных литературных сил, много ловких перьев – ну напишите пьесы, где наркоман забавляется с проституткой, подлец дружит с негодяем; создайте современную драматургию под собственными оригинальными названиями и гуляйте, ребята, сколько хотите. Но нет. (…) Нужно, чтобы тот самый школьник, который не читал "Анну Каренину", пришёл в театр, посмотрел и сказал: и это ваша классика? И вы хотите, чтобы я это читал? Чтобы мы это изучали? Вот это вы и называете великими духовными ценностями? (…)
Я более чем уверена, что наши разговоры, увы, не будут иметь никакого результата, никакого резонанса. Даже если бы говорили с Лобного места, с трибуны Кремля, никто на это бы не реагировал. И только полная безнадёга даёт право говорить свободно. То, что политический заказ на отстрел русской классики есть, я в этом абсолютно уверена.

(ТО, ЧТО ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЗАКАЗ НА ОТСТРЕЛ РУССКОЙ КЛАССИКИ ЕСТЬ, Я В ЭТОМ АБСОЛЮТНО УВЕРЕН. Кроме того, тут и знамение эпохи, её основной технологический приём – сатанински выворачивать наизнанку оригиналы, превращать их в пародии. – Б.П.).

Политически целесообразно культуру закопать, свести её с пьедестала, посыпать пеплом и сказать – всё, нету. Кому-то выгодно считать, что Сорокин, Лев Толстой, Виктор Ерофеев, Достоевский – один чёрт. Главный тезис, который выдвигает постмодернизм, – это смерть автора. (…) Вместо автора есть переписчики, скрипторы, интерпретаторы.

И что такое тезис "постмодернистская чувствительность"? Это такое переживание событий, когда нет ни чёрного, ни белого, нет ни добра, ни зла, нет высокого, низкого, красивого, безобразного. Всё одинаково, и всё – всё равно. И главное – что всё можно. Вот у Достоевского сказано: (если) Бога нет, (то) всё дозволено". \Слова в скобках также принадлежат Достоевскому. – Б.П.\

Естественно, главный заказчик, заинтересованный в "отстреле русской классики" – это САТАНА, пародист, обезьяна Бога, высшая радость коего – кощунственно надругаться над святыней. Интеллигенту трудно, почти невозможно в этом признаться, но…

(См. у меня на странице: «Логический сатанизм», «Инверсия и пародия» - в "Загадке Сервантеса"
 
Про инверсию и пародию:
  http://www.proza.ru/2010/02/12/1022

(Продолжение следует  http://www.proza.ru/2010/09/12/40)


Рецензии