Моя этика
Проснулся я от дьявольщины: мерцающее Нечто поит меня жертвенным напитком; уже окаменели мои ноги, руки, но тело всё натирают, и тут приступили грызть, получая при этом неизъяснимое удовольствие. А вот, как бы мимо, в стороне и он, повелитель ритуала, скользит, не отрывая от меня взгляда своего ужасного бледного лица.
«К чему сей сон?» – подумал я. «Опять-таки, что есть душа? - слияние разума и чувств и воли? или вот тайна предсказаний – бесстрастная игра случая? а в чем смысл жизни? да и сама жизнь, как явление – закономерно иль случайно?». Эти размышления так меня повернули, что уже ни суета дня, ни рефлексия не смогли изменить русло моих мыслей. Годами тлеющее желание понять и выразить, чувство свободы, созидания, столь долго угнетенное борьбой за кров, за хлеб заполнили меня и двинули в нужду. Потребность кружила часть моего сознания весь день и следующую ночь. К радости, уже очередным утром те ощущения и фантазии, та перспектива (как будущее, в котором творчество и цель, и смысл бытия, источник наслаждения и страданий) вернули блеск моей душе. Я был счастлив.
"Весь мир станет предметом моего внимания" - сказал я себе, "но не взглядом ортодокса я оглянусь на прошлое и всмотрюсь в грядущее, а дам себе волю, и где с мольбой, где с грустью просею через сито времени опыт жизни в надежде увидеть манящий отблеск скользящей истины".
Вместе с тем шли дни, и позже я осознал, что мои желания понять и выразить требуют не только обширных знаний, способностей в области искусства, но и откровенных мыслей; всегда. Как решиться сказать искренне, если понимаешь, что выкажешь себя, что перейдешь ты границы, и будешь обвинен, гоним и затравлен?
Знал и я мечты, мечты не разгульной юности, а вполне зрелого возраста, когда за стремлением быть лучшим, первым, неповторимым видятся достаток, благополучие, любовь, восхищение и всеобщее признание. Однако желания менялись, утомил вещизм, и стало очевидно: славы ищет каждый, она изредка - билет в бессмертие образу, всегда - приманка глупости, и любят ее больше в отсутствие страстей. Как атрибут она необходима? Не спутник ли она принципа, в основе которого лежит движение к первенству - victory? Не сознательно ли этот принцип укрепляется группой лиц? Да не исходят ли дни викторианства?!
Не к славе бы тебе стремиться, человек.
Чем дальше я погружен в размышления о homo sapiens, о его путях и его, быть может, роковом будущем, о смысле бытия, о том, зачем, почему и как он
одержим бесами, тем чаще видится мне планета Земля. Вот она, вертясь, с другими телами и звездой несётся в этом непостижимом и беспредельном. В ее окружности что там? Энергия? Квантовое поле? Тёмная материя, в которой бесконечностью форм витает пыль звезд? Место в миллиарды лет? А в глубине ее под литосферой что? - здесь космос все, себе реальность.
Мы выпестованы в нём эгоизмом жизни, на пьедестал взнесены воображением – нам ли решить какие будут изменения природы? Возможно в нём, космосе, ещё вырастит другая психика, в которой ощущения, эмоции, чувства, вся эта гамма неотъемлемо встроенной зависимости скрутится и в свободу цели. Не в этом ли надежда разума, или опять в неё зависимость рядится?
Счастлив тот, кто не родился.
В поисках достоверности людской род, принимая фантазии святых и нормы мудрецов, озарения гениев, концепции ученых, стремления философов всюду шёл с верой-суеверием к вере-религии и от неё в стихию реальности, где опыт утверждал сам факт. Наш путь есть отражение становления ума под гнётом опасных обстоятельств, риск, где шанс имеется и у триумфа и у катастрофы, где неизбежность - делится, где таймируется* всё, меняя форму и содержание.
Человечество на своей дороге и пело и плясало, смеялось и молилось, чтобы выдержать страдания, перенести ужас, тоску и печаль мысли. В собственном прошлом оно посредством веры находило оправдание своим действиям, теперь же в своих извечных попытках осмыслить мир опять ищет в ней себе опору. Оно надеется в вере, в этом спасительном заблуждении, через уверенность, то есть твёрдость, хоть завтра да обрести вечное удовольствие и блаженство, рай и прощение своей душе. Именно в этой мифической возможности и таится объединяющая, притягательная сила всех религий. В них "он" счастлив, и ему радостно в общей музыке мечтаний. Но будем уважительны к нашим предкам, опустим же перед памятниками веры свои головы. Что до меня лично, то душа моя вся при этой мысли задрожала, остановилось сердце. Миг. Срыв в пропасть.
Я знаю эту боль – внезапно память оживится, и вот уже воспоминания об утрате близкого, родного и понятного, с чем мы росли, чье сами продолжение судорожат нас. И душат.
Я смотрел на слова «своих предков» и вдруг необъяснимо, стремительно поднялась из неведомых глубин души жалость. Мне стало горько. Все также за окном гнал ветер облака; верха деревьев, реку, избы грело солнце; в округе миловалась жизнь. Но я уж был не в этой связи, а в как бы застывшем мгновении неожиданно осознаю себя сидящим в центре круга. В нем за моей спиной и со сторон в немом укоре взгляды душ, сами души и их бестелесное движение – его не вижу, но, чувствую интуитивно, есть оно, тревожно, близко, оно здесь. Из этого множества льётся в меня всемирная тоска вечности, печаль, перенесённые страдания. Я слышу всхлипы, стоны, гул - за что пришлось отдать земное? Вот странный холод стоп коснулся…- здесь рвется, разлетаясь, круг. В поту, закрыв глаза, я непредвиденно взываю к небесам: «О, ужас! Не дай мне бог сюда вернуться".
*Таймируется – выделяется в определенную часть.
Нет, я не схожу с ума. Как и многие, я в тяжкую минуту, в минуту, когда мы на грани обстоятельств, ищу опору своему рассудку не только в опыте и знании своём, но и в силе, которая мощней меня. И не важно, чем она вызвана, эта тяжкость на грани, образом ли, созданным высокой степенью самовнушения и чувствительности или потрясающим явлением, иль обстановкой необычной. Наконец, в минуты страха я могу быть только с той силой, которая во мне и, в то же время, надо мной, и которая не злой дух, а мое благостное единство с миром. Есть ли такая сила?
Как и многие, в таком случае, я ищу и нахожу её в душе, и в той культуре, которая сформировала наши представления о жизни. Тогда мы обращаемся к Богу. Мы возносим просьбы к сверхъестественному, потому что есть в нас сомнение по части истинности представлений о нашем мире, потому как сейчас мы слабы телом и нездоровы духом.
О – о – о! Ты хочешь властелином быть? – отринь и веру, и надежду!
Ты в будущее устремлён? - тогда встречай простор и ветер бесстрастною игрой рассудка, а я, как опытный и закаленный путник, присяду у обочины дороги.
Кто понял жизнь, тот не спешит.
Однако! К чему же я привел? - и к девизу, да и к утверждению разумному. Еще бы мне убедиться в том, что я не просто, так сказать, добавляю своим представлением мира несколько знаков в известные ряды чисел. Определить бы мне и, что я не оказываюсь в стороне, что я в нужном направлении прилагаю свои возможности и личную волю.
Разве не воображение, не озарения нашего ума создали культуры? Или не наши ли намерения выкашивали род людской? - не они ли могут захлопнуть дверь перед человечеством на его пути к будущему? Вот и красота не спасет мир* - да она погубит его! так как в нас она спаяна с эмоцией, чувством, страстью, с нашим истовым стремлением везде обладать всем. Или не факт то обстоятельство, что при знании мы большей частью бессознательно принимаем свои решения и в результате не логика, а интуиция, инстинкты, эмоции и желания судьбою водят нас по жизни? - непредвиденно и в тайне.
* "Правда, князь, что вы раз говорили, что мир спасет “красота”?" - Ипполит Терентьев в романе "Идиот" Ф.Достоевского, русского писателя.
В пример мой сказ, как исповедь пожилого человека. Сначала я хотел в себя всмотреться - ужаснулся! желал понять, спросить: что я любил? зачем дал муку я другим? насколько настрадался сам? И рассказать себе об этом. Прилюдно. Честно. Там умереть. Но вскоре размышляю так: эта моя другая цель и мое неожиданное устремление к ней, пусть и безумный, но именно мой выбор? А может они больше результат следующего разворота личного во мне? И дальше: мы – искры случая на осях бытия, законов ли игра, или по замыслу творение?
Наконец за пониманием всего сущего, обращаюсь я к авторитетам - пока еще живет во мне надежда на могущество науки.
Д.Уотсон* - "С возраста 10 лет я не получил ни одного убедительного доказательства того, что Бог существует".
А.Эйнштейн** - «В бесконечном универсуме обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума. Обычное представление обо мне как об атеисте - большое заблуждение. Если это представление почерпнуто из моих научных работ, могу сказать, что мои работы не поняты".
С.Хокинг*** - «Поскольку существует такая сила как гравитация, Вселенная могла и создала себя из ничего. Самопроизвольное создание — причина того, почему существует вселенная, почему существуем мы. Нет никакой необходимости в Боге для того, чтобы „зажечь“ огонь и заставить Вселенную работать»
Н.Бехтерева**** - «Всю свою жизнь я посвятила изучению самого совершенного органа – человеческого мозга. И пришла к выводу, что возникновение такого чуда невозможно без Творца»
В.Гинзбург***** - «Человек умирает - и все»
И как тут от досады не сказать: наука - это бездна, в ней истину вовек нам не узнать.
Однако же вернемся к нашим чувственным переживаниям. Общество в своей картине мира постоянно живописует чувства и эмоции. Факт и то обстоятельство, что мы обращаемся к ним каждый раз, когда стремимся понять причины своих поступков или цельно увидеть себя со стороны.
* Д.Уотсон, лауреат Нобелевской премии.
** А. Эйнштейн, лауреат Нобелевской премии.
*** С.Хокинг - член Лондонского Королевского общества, лауреат премии Вольфа по физике.
**** Н. Бехтерева, академик РАН и РАМН.
***** В.Гинзбург, лауреат Нобелевской премии.
Не потому ли, что человек переживает все то, что с ним происходит и что им совершается? Я наблюдаю, что он всегда именно определенным образом относится и к себе, и к окружающему миру, и что он весь полон как разных чувств, так и эмоций.
Скажи мне, кто ты? И я дам тебе радость, я сделаю тебя счастливым! И потому я так уверенно это говорю, что знаю: причины наших бед, прежде всего в нас самих; мы привязаны к жизни тем, что в ней при наших желаниях мы всегда можем найти свои удовольствия.
Разумно короток наш век.
Я помню, как в некоторые утра выходных дней мне вовсе не спалось. Вероятно тогда моя душа, освободившись от обязанностей, как бы прислушивалась к миру. В такие минуты я все пытался определиться со счастьем; слова опять модного призыва - «здесь и сейчас», возвращали меня к «греческой веселости», и при этом напоминали мне, что «это - веселье раба, не знающего никакой тяжелой ответственности, не стремящегося ни к чему великому, не умеющего ценить что-либо прошлое или будущее выше настоящего»*; и находил я печальным конец света**- у нас есть выбор, и не дано нам знать его последствий; неважно, творим мы или созерцаем. Но убеждения опасней лжи, и мне в который раз приходится размышлять о торжестве любви, добра и справедливости.
Вот и радость не всегда дает нам истинное удовольствие. Когда же обретаем мы это состояние блаженства? Достижимо ли оно, если ты не в силах принять к сердцу страдания мира? Остерегись! Сейчас ты рад, но, возможно, жизнью ты обманут, ибо горечь и досада, утрата и безысходность поглотят тебя, когда прозреешь ты и оценишь то, что мог бы испытать. Ты в радости? тогда вновь обрети то, что потерял, суетных целей достигая – стыд, и полистай с ним свою совесть. И уже голос не моей, а твоей души возьмет верх над лицемерием и цинизмом общества, и тебе, как и мне, проявится связь нравственности и счастья.
*Ф.Ницше - немецкий мыслитель.
**«Каждый принимает конец своего кругозора за конец света» - А.Шопенгауэр, немецкий философ.
И мы поймем, что иметь возможность творить добро, но не иметь на это желание есть наш порок. И он то - зло.
Наша радость преступна, пока страдающий мир нуждается в нашей добродетели. Не потому ли совесть все порицает улыбки счастья многих лиц?
Когда на сердце нет волнения, глядим мы в жизнь с иных сторон. Ах, если бы я раньше предпочел любви дружбу, гордости смиренность, а ненависти прощение! Быть может, тогда мои иллюзии не взрывал бы так мучительно и больно горький случай. Не множил бы я сам благодушие и безучастность, пренебрежение и бездушность нашего мира. Не посадил бы мне и черт тоску да зависть у порога. Впрочем, нет такой глупости, чтобы она могла быть бесполезной. Теперь я знаю свои пороки и помню, куда они кривили мой путь. Пусть мне выпало стыдиться самого себя (невыразимая то мука!) и рано поседеть, но у меня появилась сильная боязнь -страх, а "страх приносит мудрость"* и "стыд – слава и благодать.**
Здесь впору многих вопросить: так если не положительная эмоция (радость), то может самая опасная (страх) дает нам шанс обрести спасительное равновесие? И если мы вынужденно уже предполагаем гибель человечества, то, что нам принимать за наше спасение вообще? и тогда спастись, не значит ли сначала просто избежать самоуничтожения?
Сейчас по-новому я мысленно смотрю на бытие. И что же вижу? Нам имя – легион. Наша техника и науки, и искусства так развились, что мы вполне могли бы удовлетворить насущную потребность мира. Но у нас все числом растут капризные желания, а страх никак не спешит в друзья к благоразумию. И вот уже приведенный в систему эгоизм убивает в наших душах всякую нравственность из сердца и тем подвигает на преступления и личность, и народы, и государства. Справедливость совершенно не может стать нам правилом; всегда существовал и ныне существует тип людей, которыми не долг движет – интерес, силой они творят насилие и выдают его за право; и при этом они не задумываются над тем, что "... беден не тот,кто мало имеет, а тот кто хочет иметь ещё больше."*** Мы все опасно часто заключаем перемирие с нашей совестью. Мы опрометчиво согласились с тем, что «страдание есть обыкновенное состояние человечества»*** и теперь совсем не желаем признавать явное: чем меньше в нас стыда за нашу жизнь, тем больше мы животное неразумное.
В молодости я не чувствовал себя очень счастливым человеком; сейчас я не считаю себя несчастнее других. Но вероятно и поэтому мое сознание, вполне уставшее от поиска ответа на вопрос: а есть ли справедливость? наконец-то просит людей сострадать миру до вины. Быть может, именно в сочувствии до своей вины придавленная было рассудком, наша совесть в отчаянии обнимется со страхом, и мы увидим недостатки в своих ранее полезных свойствах.
Наверное, многие лица сочтут мои допущения необдуманными и вспомнят, что «страх вызывает ненависть по отношению к тем, с которыми вынужден считаться»,**** а она – весьма губительная страсть. Но вызывает-то ненависть наш невежественный страх: физической боли и неотвратимости, унижения и личной потери.
* «Страх приносит мудрость» - Ламотт, французский драматург.
** «Есть стыд, ведущий к греху, и есть стыд – слава и благодать» - Библейское изречение.
*** Л.А. Сенека - римский писатель, философ.
****Мадам Клерон - Лейрис де Ла Тюд Клер, французская актриса.
Однако наше внимание к сущности по-прежнему неодолимо движет нас по дорогам знания. Мы все дальше цифирим* всякую реальность и (что мне поразительно) не теряем при этом своего желания воодушевиться надеждой. Не в нем ли заключен наш этот шанс? И если - да, то может все-таки спасет нас страх за чистые побуждения? Иначе, к чему бы нам в погоне за удовольствиями тела по временам испытывать восторг от высоких мыслей?
Обратимся к собственному «я». Вот мы призадумались до поступка. Там нашей надежде нужно больше оснований. Здесь у нас волнение сознания оттого, что мы не есть искренние, а лишь намерены казаться ими. Иногда мы с готовностью теряем в своем поведении себя. Не от предчувствия ли сокрушительного, трагического, такого, в котором личная вина каждого "я" окажется слагаемой причиной? И если оно, это предчувствие, есть в нас, то не лучше ли нам уже сейчас и тут в общее благо и свое проникнуться ощущением той правды, в которой «каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все»?**
Мы постоянно создаем сплошной ряд явлений в завтра и всегда страшимся своей трагедии в необратимом.
Смотрите, нас, «…случай, бог изобретатель»,*** чудесным образом храня, стыдом в спасенье одарил - за гордость частью погубил.
Слушайте, мы не смерти боимся, а клубящейся перед ней тьмы, в которой каждый разделит участь любого из нас: что тот, кто верою утешен, что тот, кто правдой увлечен.
И помните, есть признак часа рокового: безумен он – ведет другого.
Наконец мы устаем бороться и охотно предаемся всяческим мечтам; иногда мы в них испытываем боль - тогда они питаются надеждой. Когда же моя мечта тревожит душу, то чувствую и вижу я, что ни твои, а мои поступки самые предосудительные, ведь были же во мне силы не приносить ни вред и не беду.
Как здесь не спросить тебя: почему я смущаюсь и краснею? Для чего природа посылает мне краску на лицо? Любишь ли ты «...того, кто стыдится, когда игральная кость выпадает ему на счастье, и кто тогда спрашивает: неужели я игрок-обманщик?" **** И не увидеть, что в поиске истины я всего лишь блуждаю к ней. Но при этом, теперь, я все же укрепляюсь в мысли, что наше стремление к высокой нравственности будет в лучшем случае не более чем намерение, а совесть – меньше зерна пшеницы пока не оживёт в нас стыд. Здесь будет уместно вспомнить, что "Первым признаком глупости является отсутствие стыда."*****
Я говорю правду, а ты лжёшь - нет у тебя стыда.
Я в слезах, а ты смеёшься - нет у тебя стыда.
Я благодарю всякого, а ты унижаешь – нет у тебя стыда.
Я даю, а ты присваиваешь – нет у тебя стыда.
Я вину признал, а ты оправдал ее - нет у тебя стыда.
Я мир возлюбил, а ты себя над миром - нет у тебя стыда.
Так нашёл ли я себя? Скорее нет, и вот теперь, заплатив «должную дань человечеству»,****** обманутый, обращаюсь я к основе этики.
* Цифирить – выражать в цифрах внутреннюю закономерность чего-нибудь.
** Ф.М. Достоевский – русский писатель.
*** А.С.Пушкин – русский поэт.
**** Ф.Ницше - немецкий мыслитель.
***** Зигмунд Фрейд - австрийский психолог, основатель психоанализа.
****** "Быть обманутым – это заплатить должную дань человечеству» - Демаи.
Но, прежде вдруг нахожу, что обратиться, взяться, порой еще означает и безвозвратно потерять в желании удивительное и трудно выражаемое словом чувство, в котором слиты предвкушение с опаской. Оно, это чувство, может совсем неожиданно для нас зазвучать в сердце таинственно глубокой и никак неповторимой музыкой. И вот ты, сейчас только желающий, уже становишься счастливее.
Возможное необходимо.
Эта мысль возникла у меня после того как я узнал, что Б.Спиноза* много раз повторял: он не знает "каким образом каждая отдельная часть природы согласуется с её целым и как она сцеплена с остальными частями".
Признаюсь, эта мысль взорвала мой мозг: возможное необходимо. Я долго и настойчиво искал её опровержение, но так и не смог его найти ни в бытие космоса, ни в земном мире. Однако попутно следствием моего размышления явилось и понимание мной того, что в этике, как учении о морали, невозможно устраниться от общих, самых существенных вопросов, связанных со всей сферой бытия, с человеком и, естественно, с трактовкой знания.
Иногда извилистый путь важней прямого.
И вот теперь, когда с начала написания этого произведения прошло не мало лет, я спрашиваю себя: так Что есть что? И пусть ныне читатель примет мои определения как итог моих размышлений, в которых я имел в виду и достижения современной науки. Особо хочу отметить, что принципиально ничего не доказываю, но предлагаю, потому что доказательство, как система умозаключений, путём которых выводится положение и вслед утверждение имеют в себе убеждение кого-либо в чём-либо, а ныне оказывается они во многом и временны и относительны; ставят перед познанием реальности ещё на порядок больше вопросов, впрочем, и тем самым побуждают мыслить. Нет, нет и нет, я не могу взять на себя ответственность за мною убеждённых по причине вины, как доказавшего, за возможность увеличения мучений, а может и уничтожение человечества.
Возможный - это такой, который может произойти, мыслимый, допустимый.
Необходимый - есть такой, без которого нельзя обойтись, неизбежный.
Пространство - это структура, которая, как целое, ничем не ограниченна, но в своих частях всегда имеет какую-нибудь меру - измерение и как таковое - целое, обособленно от времени не существует.
Время - есть протяжённость существования чего-либо в пространстве.
Бог - это по религиозно-мистическим представлениям управляющее миром верховное существо. Но вот вопрос: существует ли Бог? Во-первых,если он есть,то он должен был бы быть в пространстве-времени. Во-вторых, иметь измерение. В-третьих, объективно существовать. Но эти условия не подтверждаются фактически. И в итоге я прихожу к тому что Бог, как объект или состояние, не существует.
Космос - есть пространство-время.
Поле - это среда, которая характеризуется способностью передавать взаимодействие материи во всех её проявлениях и формах.
Вселенная - есть часть космоса.
Часть - это доля, отдельная единица на которые подразделяется целое.
Целое - есть категория, включающая в себя в качестве составных частей какие-либо её части и представляющая собой единство расположенных и находящихся во взаимной связи этих частей.
Функция - это явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения
этого другого явления; роль, значение чего-нибудь; работа производимая организмом.
Сознание - есть функция мозга; ощущение, чувство, мысль, ясное понимание действительности.
Ощущение - это отражение в сознании отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Радость - есть состояние в таком моменте бытия, в котором через ощущения, минуя нашу власть, испытывается сильное чувство счастья.
Любовь - "Любовь - это не просто чувство, это искусство понимания и доверия."** И уважение.
Счастье - есть чувство и радостное состояние полного, высшего удовлетворения от периода жизни или всей жизни в целом.
Психика - это совокупность душевных переживаний, как отражение в сознании объективной действительности.
Душа - есть внутренний , психический мир доведённый до сознания.
Воля - это способность, сознательное стремление осуществлять свои желания и поставленные перед собой цели.
Зло - есть категория этики, обозначающая ущерб и вред для условий жизни, а также порицаемые действия, плохие нормы поведения человека.
Добро - это категория этики, обозначающая пользу для условий жизни, а также одобрительные действия, принципы и нормы поведения человека.
Выбор - есть
Цель - это выбрать величину доли между данными нам добром и злом.
Мистика - есть нечто загадочное и в текущий момент сознанием необъяснимое.
Знание - это результат процесса постижения, адекватное отражение действительности в сознании человека.
Функция космоса - на то или иное время сохранять происходящие изменения.
Вселенная равнодушна к тебе, человек. В ней находятся случайность и закономерность, запутанность и неопределённость, которые не подвластны нам, ведь сознание - её часть, а она, вселенная, сложнее своей части.
В общем ходе эволюции жизни, через изменение природы , естественный отбор, генетику, дрейф генов, пищу, привычки мы, являясь членами любой из социальных групп, своим выбором изменяем мир и при этом, в том числе, разрушаем и создаём в ней самих себя. О, как же неимоверно тяжело и в тоже время важно подниматься над самим собой и не подпадать под власть тех, кто сводит с ума и ловит души.
Сейчас я думаю, что пока у дороги эволюции, как минимум, есть два пути: назад - к распаду или вперёд - к усложнению. Так будем помнить, что в преодолении трудностей для нас, конечно же, всегда присутствует возможность светлеть и стать лучше.
Итак, я сознаю, что, находясь в гармонии с окружающей действительностью, стал я не только мистическим атеистом, но и - усенистом.***
Наконец перейдём к той части этики, в которой мной будет предложено как дольше пребывать человеку в радости и тем самым устремляться к своему счастью. Ещё в давних столетиях мыслители, к примеру Л.А.Сенека, отмечали, что человеку свойственно ошибаться; а Ювенал**** - "Рим сдержан теперь и о двух вещах беспокойно мечтает: хлеба и зрелищ".
Мы истинно понимаем то, что переживаем, видим, слышим и ощущаем.
Слушайте себя! и в душе Вы найдёте свою радость в нашем многообразном мире.
Однако же пора мне через необходимость возможного устремиться к счастью. Теперь, когда во мне живёт надежда, что своими размышлениями я всё-таки способствовал каждому человеку найти его личное счастье, может кто-нибудь ещё и услышал музыку моего сердца записанную не нотами, а словами.
* Б.Спиноза - нидерландский философ.
** Конфуций - китайский философ.
*** Усень - среднерусское наименование, которое отражает понятие совершившегося в природе поворота, начало нового периода.
**** Ювенал - древнеримский поэт-сатирик.
(2010 - 2025гг)
Свидетельство о публикации №210091100495
Как много людей разумных сегодня не могут искренно высказаться из страха быть гонимыми. А может так было всегда? И в прошлых веках были темы неприкасаемые, о которых знали немногие.
"Не обманись и знай: не так важно, как ты жил и сколько лет прожил; значительнее то, каким образом ты будешь умирать".
Чаще всего, как жил, так и умирать будешь. И главное в жизни - достойно умереть. Вашу интересную работу не имею возможности из-за недостатка времени прочесть внимательно полностью. Надеюсь к ней ещё вернуться и прочесть продолжение.
Успехов в философском осмыслении окружающего нас Мира, в котором мы лишь микрочастички - далеко не самые разумные. С уважением,
Латиф Бабаев 05.06.2015 09:44 Заявить о нарушении