Откровение тростника

                (философские монологи.)
                1
«Человек - только тростник,  самое слабое в природе,  - но тростник мыслящий.  Чтобы раздавить его, вселенной нет нужды ополчаться на него всем своим могуществом. Довольно пара, капли воды, чтобы убить его. Но если бы вселенная и раздавила его, он все равно был бы благороднее того, что его убивает, ибо он знал бы, что умирает, сознавал превосходство вселенной над ним,  вселенная же не ведала  бы  об  этом  ничего». (Блез Паскаль)
                2
В древние времена, о которых в книге Бытия сказано: «Когда люди стали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божие увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их в жены, какую кто избрал». В эти древние  времена родились драконы. Родились они от природы человеческой, ибо люди не могут жить каждый сам по себе, а живут сообща, по роду своего рождения и по свойствам своей речи. Дух сообщества – родил драконов, по образу и подобию того, о чем они возмечтали в душе своей. И драконов этих они назвали – власть.
                3
Не спрашивай ни когда о том, как человек жил, спроси лучше, как он умер и тогда узнаешь о нем всё.
                4
Оспорить можно любое высказывание, любое  суждение,  но доказать можно немногое;  только то,  что подпадает под суд критического рассудка. 99% всех суждений и высказываний основаны на вере и доверии к источнику информации,  такие суждения оспаривает только глупец. Тут нет предмета спора, а есть выбор: верить, или нет? Интересно это слушать, или не интересно.
                5
Мыслить и познавать - одно и тоже.  Знание - это то,  что добыто путем мышления и общепризнанно. Общепризнанным знание делают  доказательства.  Решающим  аргументом доказательства является опыт,  эксперимент. Общепризнанное - бесспорно и на этом  основании  - истинно.  Однако,  в большинстве случаев, связанных с человеческим фактором,  довольствуются  истинами относительными, основанными на косвенных доказательствах, на интуиции,  восполняющей лакуны в системе доказательств, а то и  просто  домыслами.  Еще больший массив «знаний» и «истин» базируются на вере и авторитетном мнении.  Таким образом, понятие «истинное-ложное», является продуктом нашего мышления, выстроенного по определенным правилам.  Философская проблема «истинного-ложного»  заключается  в доверии к мышлению.  Эта проблема не решаема,  так как человек не может выйти за пределы своего мышления и увидеть его со стороны.
                6
Призыв к эгоизму: «Возлюби ближнего своего,  как сам себя.» В начале себя, иначе, чем же измеришь любовь к ближнему своему?
                7
Мышление. Православие  очень  сдержанно относится к чтению священных книг и, в особенности к «Ветхому  Завету».  И  правильно делает,  слишком много там «смутительных» строк, а то и целых глав.  Кому неизвестно,  что мышление «одето» в оболочку слов, а чтение есть ни что иное, как мыслительный акт. Верующему мыслить опасно!
                8
Мы все время путаем ответ с догадкой (гипотезой), а между тем – ответ, это то, что очевидно для всех,  кто находится в здравом уме. Ответ – это то, против чего нельзя возразить. Так нельзя возразить против ответа на арифметическую задачу, если она решена верно. 2+2 для всех, кто не сошел с ума, будет равно четырем. А вот утверждение что вода теплая, а не холодная доказать нельзя. Здесь мнение. Нельзя доказать или опровергнуть существование души. Все основы ПОЛОЖЕНЫ ПРОИЗВОЛЬНО.
                9
Гипотезы, или догадки требуют поиска очевидных ответов,  чтобы перейти в разряд теории. Если нет очевидных ответов, то они так и остаются догадкой, частным убеждением, в конце концов – верой.
                10
Мудрец - это тот, кто знает ответы на все вопросы, но не знает самих вопросов. На глупый вопрос и мудрейший из мудрых даст глупый ответ.  Ответы мудрости бездоказательны. Философские ответы всегда доказательны и потому ограничены. Не на любой вопрос философ может дать ответ.
Критерием философичности вопроса является исключительно его обоснованность.  Вот почему все философии, есть ни что иное, как системы  обоснования, или  методы постановки «правильных» вопросов. Неправильные вопросы философия в отличие от мудрости не рассматривает.
                11
Земля не «задворки» Вселенной, а её центр. Можно сказать и так: вся Вселенная с её миллионами галактик и миллиардами звезд существует только лишь для того, чтобы на крошечной пылинке – планете Земля появился человек, способный осознать не только собственное бытие, но и бытие Вселенной. Зачем? На этот вопрос нет, и не может быть ответа, могут быть только догадки.
                12
Чувства проявляют себя в области иррационального. Христианство предельно чувственная религия и там,  где она выходит в область рационального мышления, там она слаба, смешна и порой, отвратительна. А разве ислам не таков?
                13
Наука - идол её знание, требует: «Всё подвергай сомнению». Плод науки, «мед её сот» - знание. Каждый специалист, в своем «соте» живет и имеет смутное  представление  о  содержимом соседних «сот».  Но и тут, глубина погружения в «сот» у всех разная.  Религия,  напротив,  говорит: «Доверься». И вот что поразительно:  в повседневной жизни, в том, что за пределами твой специальности, твоего «сота», мы мало что знаем, больше - «доверяемся». Доверяемся специалистам, депутатам, газетной статье, президентам, телевидению, своему начальнику, новоявленному пророку,  и собственным суевериям. И доверяемся не в мелочах,  а в существенном,  а говорим:  «Знаем!» Редко  кто различает  разницу между верой и вытекающим из этого доверия, и знанием,  которое вытекает из тотального сомнения и  логических доказательств.
                14
Тот, кто еще не разорван между доводами разума и  инстинктом веры, тот еще не готов ни для чего.
                15
Знание по отношению к познающему человеку, всегда внешнее и чуждое. Чуждость преодолевается трудом, Труд переводит знание в инстинкт. Знание, перешедшее в инстинкт, становиться собственностью человека.
                16
Россия - хаос в низу и хаос вверху,  но везде много разговоров о необходимости «мундира».  Все хотят «мундира». Кто не хочет «мундира», тот не патриот в глазах жаждущих. Но самое главное,  эти,  кто не хочет «мундира», беспочвенны, как высохшее «перекати-поле». Да они и есть социальный субстрат, отторгнутый и отвергнутый родной почвой... Что делать?
                17
Патриотизм, что это такое?  «Готовность к самопожертвованию во имя общих интересов» - вот самое расхожее его определение. Тут нет ни начал, ни концов! Что из чего? «Готовность» из патриотизма,  или же вначале «готовность», а потом патриотизм? «Общие интересы» - это, что такое? Где и как они формулируются? Инстинкт охватившей массы? Если инстинкт, то какова его природа? Где он пребывает пока «общие интересы» находятся в дремотном состоянии? Или же «общие интересы» всегда есть и всегда этот инстинкт действует?  Тогда,  мы все  - патриоты!  Кто  увернется от инстинкта?!  Что-то тут не так, что-то лживое в этой формуле,  тогда, что же такое - патриотизм?    Стоит заглянуть в словарь.  Вот энциклопедический словарь «Политология» Читаю: «Эмоциональное отношение к родине, выражающаяся в готовности служить ей и защищать её от  врагов. Патриот - («земляк», «соотечественник») - личность, подчиняющая свою жизнь интересам отечества». И тут  все  скручено  - сверчено и сбито в комок без начал и концов. И вместе с тем, что-то да стоит за этим понятием?!
                18
Кавказ платит страшную, кровавую цену за свои злодейства, корни которого уходят в глубины истории.  Рабство, о котором так много говорят сейчас, было не только на Кавказе, оно существовало в любой строительной артели, создаваемой выходцами с Кавказа. Там, где появлялось больше пяти кавказцев, там творились самые разные безобразия, и это явственно выделялось на  фоне  традиционного  безобразия в России ли,  или где-то еще.  Своеобразно понимаемый кодекс чести и  нравственности, вступал  в  конфликт не только с законом,  но и с бытующими, эндогенными представлениями об этом. И все, всё знали! Спохватились, когда «проехали».
                19
Россия, завоевав Кавказ,  привила себе «кавказскую чуму», да  так и не смогла выработать к ней иммунитет.  Вцепились и держимся. Держимся и платим дань. И всегда так. Средняя Азия сосала кровь, а теперь Кавказ сосет. Это участь многих стран, «заглотавших» больше рта. Англия, осознав эту опасность, ушла из своих колоний, отгородилась океанскими далями,  а все равно  «чуму  занесла».  Но там,  все-таки  структура общества иная, чем у нас,  ментальность другая и потому «чумные эпидемии» не так сотрясают общество, как у нас. Пока. Нет уверенности в том, что ослабевшее и одряхлевшее британское «национальное тело»,  не  будет «съедено  и  переварено»  миллионами выходцев из колоний.  И опять же, что делать?
                20
Америку, похоже,  ждет участь ЮАР, бывшие рабы уже на половину «переработали и  переварили»  европейский  этнический субстрат  Америки.  Вот еще одна угроза миру,  учитывая роль США в мировой экономике.  Американский президент - негр, это уже не фантазия.
                21
Смешно? Они не пишут в паспортах национальность и думают, что  тем  самым всех уровняли,  стерли национальные границы. Попробуй, появись «белый» в негритянском квартале,  или  мексиканском, китайском?  В Америке полно и арабов.  Все ли показывают нам по «ящику»?  Нет - показывают нужное!  Америка  -  оборотная сторона не только земли,  но и СССР.  Двухсторонесть, как у монеты:  «реверс» и «аверс».  Убери одну из сторон, и нет  ничего!
                22
Ткань мира необычайно сложна, хотя век от века идет к упрощению. Американский социум можно описать в одной фразе: «В низу море разнообразия - вверху «застегнутый на все пуговицы  мундир».  Но вот парадокс и «низ» и «верх» пронизывают друг друга. И при этом, не «растворяют» один другого, не аннигилируют. Как это может быть? Для меня - загадка.
                23
Облик Европы,  в этом столетии,  явственно проступает  на Балканах.  Там  уже завершается исламизация Европы.  Изнутри она идет везде и особенно в Англии и Франции.  Судя по тому, как Тони Блеер ястребино клекочет, в Англии исламизация идет быстрее, чем где-либо.  Это очень показательный факт -  зараженные  неизлечимой  болезнью  ищут  средства решительные от этой болезни. Тот, кто еще полуболен, тот благодушен. Но эта болезнь к смерти, к перерождению коренных наций Европы. Слепые не видят.
                24
Добавление. Как  бы  не мощны были сами по себе путы глобальной финансовой системы,  не они определяют, кому жить, а кому  умереть.  Есть нечто более древнее и более загадочное, сродни вспышкам нашествий саранчи. Народ плодиться! Демографы  знают,  что  фокус с цифрами о средней продолжительности жизни,  в тех или иных регионах, связан с рождаемостью, а не с  количеством людей,  перешагнувших рубеж 80 лет.  Известно так же,  что уровень образование женщин, жизненный достаток и прочие прибамбахи цивилизации,  не имеют значения.  Народ плодиться,  как когда-то он плодился в степях Монголии и северного Китая.  Дети  мрут,  как мухи,  а женщина рожает и рожает,  опережая косу смерти! Это загадка Господа!
                25
Черная и  желтые  расы  - вот облик планеты Земля в конце следующего столетия. Белая раса вкраплениями - эндемики рода людского.  Они  сойдут с лица земли лет через двести окончательно.  Правда,  будут еще у помесных людей рождаться время от  времени  голубоглазые и бледнолицые,  но и это сойдет на нет.  Однако  раньше всего и трагичнее всего  будет  смерть церквей христовых, а начнется это с перерождения их в культурно-массовое мероприятие в социальный институт государства.  Но стоп! 
                26
Евреи и арабы.  Ни кто не хочет посмотреть правде в глаза и сказать в слух,  что война между арабами и евреями – война религиозная,  усугубленная кровным родством  религий.  Земля Палестины - слоеный пирог мировых религий,  где каждая пядь земли священна. Вот и делят мертвое, материнское (отцовское) тело, обильно поливая его, жертвенной кровью. Кровь - не вода, она всегда вопиет к Господу!
                27
Где евреи - там жди войны, а еврейское государство..., но что я?  Послушаем древних. Донос царю персов Артаксерсу. «Да будет  же  известно  царю,  что если этот город (Иерусалим – А.М..) будет построен и стены восстановлены, то ни подати, ни налога,  ни  пошлины не будут давать,  и царской казне будет ущерб.  Так как мы едим соль от дворца царского, и ущерб для царя не можем видеть,  поэтому мы посылаем донесение к царю: пусть поищут в памятной книге отцов твоих,  -  и  найдешь  в книге памятной,  и узнаешь, что город сей - город мятежный и вредный для царей и областей,  и что отпадения бывали в  нем издавна, за что город сей опустошен (и не раз)».
                28
О глобализации,  кажется, не писал только ленивый,  однако что-то не слышно голосов,  осознающих то, что было осознанно еще К. Леонтьевым: «Культурное поле в отличие от не культурного поля  экономически  выгодно.  Выгода толкает политиков к тому, чтобы «окультурить» народы.  На деле - это означает исчезновение  народа,  так  как не может на культурном поле находиться еще что-нибудь кроме культурного растения.  Когда весь мир станет  культурным,  тогда достаточно одной личинки саранчи, чтобы на этом месте, где зеленела, и колосилось рожь, остались одни не съедобные даже для саранчи, будылки».
                29
Не так уж и давно, лет пятьсот тому назад больше половины населения земли составляли автохоные народы  мало, что знавшие друг о друге,  жившие по законам традиций. Было разнообразие укладов, экономика органически соединенная с ландшафтом и климатом.  Все «экономики» проистекали от этого единства  биосферы и человека.  Сейчас все «покорили» и «подчинили»,  не заметив, как и себя тоже «покорили и подчинили». Чему? Ясно чему - праву и обычаю сильного и богатого.
                30
Национальный вопрос существует везде, где проживает автохоное  население.  В  Америке он решался со времен испанских конкистадоров,  а потом выходцами из Англии, Европы. Существует он и в России.  Не следует думать, что право, закон тут играют существенную роль,  так не бывало ни когда и не будет в обозримом будущем.  Играет роль сила, и только сила, как бы от этого не коробило души правозащитников. Если сила пасует, не эффективна,  или экономически не целесообразна, то в игру вступает рождаемость. Вот и всё.
                31
Равенству прав  и возможностей противостоит не только индивидуальное различие людей, не только история его рода, история его достатка, или нищеты, не только национальные различия в понимании морали и нравственности,  но куда более мощная, абсолютно не понятая - «сила жизни», проявленная в плодовитости. Что же остается от этого равенства? Ни-че-го!
                32
Пытаемся спасать эндемические растения и животных – плохо спасаем, а вот о спасении автохоных народов, что-то не слышно.  Видимо,  народ  менее  ценен,  чем  «белый журавль», или эдельвейс.
                33
Депопуляция, расплата за эффективную экономику. Как неустойчивое равновесие мира - следствие его глобализации, высоких технологий,  так и депопуляция, следствие тех же процессов.  «Нервное время».  «Время ускорилось», плюс возможность удовлетворять физиологические потребности человека без страха забеременеть.  Плюс школьное,  поголовное образование  по «технике безопасного секса»,  плюс,  плюс,  плюс, а что же в «минусе»?  А в «минусе» ни чего нет, даже нет ответа, хорошо, или плохо,  что к средине этого столетия,  численность всего человечества начнет сокращаться?  Нет понимания,  хорошо, или плохо,  что с исторической арены к этому времени сойдут, на нет традиционные этносы - «локомотив», выведший человечества на этот уровень цивилизации? Расплата за грехи? Наверное...
                34
По фигу!  Ну и что?  Римлян нет,  готов нет, нет древлян, поляне  стали поляками,  нет тюрок,  остался их язык.  А что есть?  Есть генетические потомки их.  Было такое и на памяти библейских пророков,  повествовавших о сынах Инаковых, великанах. Кстати, Голиаф, сраженный Давидом, был из этого рода. Этносы, расы... сколько их прошло по лику земли? Кто сочтет? Все так, если бы, «не всё сразу»! Слишком много исторических вызовов  и  слишком  стары  традиционные этносы, чтобы суметь адекватно на них ответить.  Слишком много в политике людей с «односторонним образованием». «Вавилонская башня»? Да!
                35
У старых людей и у старых народов инстинкт самосохранения чрезвычайно  высок.  Старые люди и старые народы очень осторожны в своих шагах по земле.  Осторожно идти среди молодых, дерзких, оборванных и голодных сытому, прилично одетому старику - опасное дело!  Вот почему он вооружается и даже нападает  на обступивших его «молодых сорванцов»,  но немощь,  а так же старческая  жалость,  ведут  к  непоследовательности.
                36
Стариков надолго не хватает,  за чтобы они не взялись. Гнев - на час, а ярость - на минуту.    И еще.  Ни  кто  по  настоящему  не пишет и не говорит об очень существенной опасности для России.  Эта опасность вызревает  внутри её.  Даже можно назвать точно где - в силовых структурах. Беда в том что, воспитывая и «натаскивая» «собак войны»,  оттренировывая  их в Чечне,  на закрытых полигонах, государство не обеспечивает их ни мясом, ни кровом, ни прочным ошейником.  Оно беспечно расстается с ними, полагая, что «вкусивший кровь» может спокойно переключиться на  вегетарианскую, да к тому же, скудную диету.
                37
Сейчас раздаются призывы:  «отлавливать и  отстреливать», бывших «псов войны». Опять же, не видят порочного круга. Кто будет отлавливать и отстреливать?  Слепые обречены, не только бесконечное количество раз наступать на одни и те же грабли, но и не понимать, что именно «грабли» и ударяют раз за разом.
                38
Беспризорность и  лицемерие власти.  Когда разница на содержание ребенка в семье и вне семьи в институтах  опеки,  и т.д.  достигает  величин  в  десять и более раз,  говорить о беспризорности похабство не слыханное! Нужно дать работу родителям,  Заработок, способный обеспечить достойное (среднее статистическое) содержание и себя,  и ребенка.  Принудить  к работе тех,  кто от природы ленив. Работа дисциплинирует человека и дает ему  чувство  самоуважение.  Нет  экономически обоснованной работы - пусть роют траншею, а потом её закапывают!
                39
Социальные пособия  - развращают!  И чем масштабнее,  чем объемнее эти пособия, тем масштабнее развращение. Развращают и родителей, и детей.
                40
Учреждения культуры и культура.  Первых у нас всегда хватало, с культурой же дела обстоят хуже. И вот что интересно, ни кто, ни когда не проводил исследований,  что стало с детьми, с теми самыми детьми, кто занимался в музыкальных, рисовальных,  танцевальных и прочих заведениях  культуры,  когда они стали взрослыми и обзавелись семьей?  Априори считается, что они и их семьи культурнее тех, кто не вкусил учреждений культуры, культуры же. Даже сомневаться в этом неприлично,  как в известной формуле: «В здоровом теле -  здоровый дух».  А все-таки?
                41
Столько трескотни о правовом государстве,  что уши закладывает,  а до сих пор путают закон и право.  И опять же, чье правосознание взято за эталон? Уж конечно не чукчи и не алеута, ни нашего шорца, или алтайца. А с украинским, с русским правосознанием кто-нибудь считается?
                42
«Ну, а там…  /По горячим следам, по горящим мостам - / Кругом арррш! Развернуться поротно! / Равненье направо!» -    Павел Антокольский подразумевал фашизм,  но это сущая чепуха,  когда за фашизм принимают свастику и хромовые голенища.
                43
Фашизм начинается с единственно верного правосознания, на дух не переносящего иные. Правосознания готового на тотальное истребление тех,  кто не хочет,  или плохо его усваивает. Идеологии, как раз вырастают из правосознания и это нормально, нормально до тех пор, пока не навязывают своего всем, без разбору! Так кто же фашист?
                44
И еще.  Нынче  научились уничтожать массы людские «гуманно»,  то есть, опосредовано,  дистанционно: голодом, холодом, наркотой,  душевной  пустотой  и последним «писком» из этого гуманоидного набора - «высокоточным оружием».  И  правильно! Заслужили.
                45
Когда не видишь смерть женщины,  юноши,  мужчины,  ребенка в глаза, тогда душа не болит. Но стоило бы, приковать наручниками каждого к его жертве и держать так, пока труп не истлеет и не освободит прикованного  естественным  образом.  Идея хороша,  но нет ни ангелов, ни демонов, кто бы исполнил это, а человеку доверить такое  нельзя!  Человеку ни чего такого доверять  нельзя  потому,  что  не  будет тогда человека.  И опять, что делать?
                46
Журналист по своей природе нагл, этому обязывает его профессия.  Иногда, эта наглость оправдана, поскольку и люди, с кем он встречается - наглы, но чаще эта наглость идет от желания доказать свою «единственно верную  правду».  Добро  бы хоть это,  как с Познером – свою,  но чаще даже не свою, а хозяина.
                47
Собака лает - эфир разносит,  хозяин дает мозговую косточку. А где иначе?
                48
Приватизировали «три  метра  трамвайной  линии»  и   весь транспорт встал.  Это идея частной собственности, доведенная до абсурда.  Разве не то же самое сделано в России? Осталось приватизировать десять квадратных метров перед подъездом жилого дома.
                49
Всему свое время.  Сейчас не время смеяться, а время плакать.  Бывает,  другому Господь не дает слез и  его  «душит» смех.  Всякая тварь достойна сострадания и эта, «бесслезная» тоже.  И все-таки, порядочный человек смеётся над собой. Зощенко смеялся над собой.
                50
Человек для микроорганизмов всего лишь биомасса, «годная к  употреблению».  Мешает этому «пиршеству» иммунная система. Микроорганизмы ни чего не знают о том,  что человек - «венец и царь природы». Им - «кушать хочется».
                51
Начали показывать (25 марта 2002 года) отечественный боевик «Спецназ». Снят фильм не хуже голливудских боевиков, более того «живые лица» наших артистов выгодно  отличаются  от голливудских масок.  Однако какое все это имеет отношение к жизни, к настоящей войне? Ни какого! Это развернутая экранизация учений, где все предопределено. В жизни так не бывает. К тому же мужество, или трусость нельзя показать без преодоления  равной  мужественности,  или трусости противника. 
                52
Здание старое,  кирпичная кладка «горбата»: «Сделайте мне евроремонт.» Губы накрасила помадой от «Диора»,  а за  ушами грязь.  Да только ли за ушами? Так и идем, вот уже не первое столетие в Европу.  Делаем евроремонт  на  старой  кирпичной кладке и удивляемся, отчего все выходит не так,  как в Европе?
                53
Нужно делиться.  На местах все поделено:  с кого налог, с кого оброк,  с кого «шерсти клок»,  а «свой  своёму по неволе брат». Опасно жить «не своим» - сожрут.
                54
Изработанная Россия.  Идет мужичек по  дороге  с  большим заплечным мешком,  мелким шагом, нога за ногу заплетается. Очень напоминал изработавшуюся крестьянскую лошадку, своей поступью. Видел таких лошадок в детстве.
                55
Самоуправления в России как не было при коммунистах,  так его и нет сейчас. Видимо и не будет. Разве бюрократия, в чей частной собственности государственные функции, расстанется с этой собственностью? Кто бы расстался со своей добровольно?
Но самое главное – мы утратили всяческую способность к самостоянию. Куда мы без начальника? Вот то-то же! 
                56
Противопоставление частной собственности на землю,  бессрочной аренде земли - игры лукавых! Дело не в форме, а в содержании. Пока, ни кто не видел «содержание», а уж тем более не пробовал его на вкус.  В любой форме может  быть  отрава, или «бальзам на раны». Йод и в хрустальном сосуде, и в стеклянном, всего лишь йод, и ни когда не станет «вишневым сиропом».
                57
Проституция - явление  всеобщее,  тотальное  и  не  вчера пришла в мир,  так что неча пенять на времена. «Политическая проституция» - обычное и привычное дело,  как способ жить. А кто не хочет жить?
                58
Мораль и нравственность испокон веков терпела «ущерб»  от «практики жизни», но всегда оставалась совесть и производные от неё: стыд и срамота. Нынче ударили в самый корень! Нет ни срама, нет стыда!
                60
Бывали времена,  когда бесстыдство и распущенность принимала формы эпидемий,  как при Нероне, или во времена громогрохочущего  пророка Иезекиля в Иудее:  «...при начале всякой дороги устроила себе возвышения,  позорила  красоту  твою  и раскидывала  ноги твои для всякого мимоходящего,  и умножала блудодеяния твои». Но не как сейчас. Пророк обращался к совести, потому что её не  отменили.  Нынче предлагают отменить совесть,  узаконить то, что еще вчера считалось аморальным и вопило к ней. Основание простые:  раз практика жизни говорит о том,  что безнравственное поведение,  распущенность стала повсеместной, то нужно сделать эту практику не стеснительной.  Чего же на этом пути останавливаться? Раз государство не в состоянии обеспечить безопасность граждан, пусть они сами об этом позаботятся.  Так договоримся до ненужности судов, прокуратуры, а потом и самого государства.  А что это мысль?!
                61
«Пустите Дуньку в Европу!» - Это ведь не шуточка.  Это  про  наших скоробогатеев,  которые были и останутся для Европы «Дуньками».  Европе нужны,  если ей вообще что-нибудь от нас нужно:  физики, химики, толстые, чеховы, стравинские, шагалы,  они даже Сергея Радонежского и Рублева готовые принять,  но «Дунькам» там делать нечего. Пожуют, пожуют, обсосут и выплюнут!
                62
Права народов на жизненное пространство имеют мощную, гуманистически обоснованную аргументацию. Начиная от примитивного,  обывательского: 
«Почему ему можно, а мне нельзя?» В реальной практике «нельзя» и «можно» отражают силу народа, его вес в мировой семье народов. «Сила» - понятие интегрированное,  она включает в себя как внутреннюю мотивацию («волю к жизни»), так и внешние факторы; экономика народа, политика народа,  «вооруженные силы» народа. Гуманизм всегда был инструментом достижения целей и ни когда, ни где не стал целью. Не стал даже там,  где больше всего и чаще всего говорили  о гуманности. В лучшем случае гуманизм обращен вовнутрь народа, на себя.
                63
Права человека  хороши  для беззаботных времен,  а не для времен в чреве своем носящих заботы.
                64
Лож многолика и многогранна, она различна по «качеству» и по  глубине  происхождения.  Есть  лож   осмысленная,   есть лож-оговорка, есть «ради красного словца», есть «святая неправда»,  есть лож бессмысленная,  есть «творческая лож».  По-моему,  сколько  людей  на свете,  столько сортов и оттенков лжи.  Есть ли вообще что-нибудь не ложное в этом мире? Очень и  очень  не многое,  вмещающаяся в понятие - «достоверное», или в понятие - «истинное»,  как общепризнанное суждение. Но и тут не все так ясно!
                65
Сознание и «Я» слиты в  одно,  потому  человек  не  может «поглядеть  на  себя со стороны».  Человек себя не знает,  а чувствует. Любая самооценка есть рефлексия о себе, а не знание в его подлинном, научном смысле.
                66
Цель искусства - отвлекать людей от Цирцеи чувственности, - так считал Плотин,  - и обращать их взор к высшей внутренней духовности. На самом же деле - всё с точностью до наоборот!
                67
Предметы искусства  -  материализованный  дух.   Источник творчества - мистическая самоуглубленность. Но разный дух исходит от меча самурая и от хрустальной вазы.
                68
История учит остерегаться деятельных людей.  Это неразрешимый парадокс бытия.  С одной стороны человек живет за счет деятельности,  с другой - она дорого обходится людям. 
                70
Счастье людей в том,  что деятель ограничен в своих действиях инерцией масс.  Вот почему политики всегда  недовольны народом,  им  всегда кажется, что народ еще «не дозрел» до восприятия  их идей.
                71
О совершенстве.  Плотин ни когда не переписывал ранее написанное и даже не перечитывал,  настолько он доверялся  импульсу вдохновения,  следуя гераклитовскому: «В одну и ту же воду нельзя войти дважды».
Современная практика – переписать десятки раз,  добиваясь точности,  логичности,  связанности, красоты.  За счет чего?  За счет вдохновения! Это происходит от нашего преклонения перед разумом, требующим не вдохновенности, а точности.
Вот пример, одно свое стихотворение я закончил строфой.    «На крести,  на крест/ над могильной плитой... Ну, кто там последний? / Ты, будешь за мной!» -    Ощущалась, в этой строфе отсутствие смысловой  связанности,  выпадения смысловой фразы – «в очереди за смертью»,  да и слово «последний» не точно, поскольку последнего на конвейере  смерти  не бывает,  однако же, синоним - «крайний» меняет всю органику стиха.    Таковы доводы разума и его претензии к этой строфе. Нашел замену.  «Последняя ставка,/ в игре роковой!» Разум  остался доволен, экспрессия вдохновенности ушла.
                72
Что делать? Выход один. Совершенствовать свое мастерство, уводя его в глубины инстинкта,  в «темные глубины» где вдохновенное и вербальное еще слиты в нерасторжимое целое.
                73
Презрительная кличка  - графоман,  относится к людям,  по большей части вдохновенным,  но беспомощным и  не  желающим вкусить горьких плодов труда мастерства.  Вдохновенное рождается у них в вербально искалеченном виде.  Они плодовиты, но рожают не жизнеспособных уродов. Трагедия их в том, что они чувствуют природу вдохновенности, испытывают экстаз, доверяются  ему,  что  вполне оправданно и нормально,  но не могут вырваться из очарования этого экстаза и поглядеть на  извлеченное,  из  «темных глубин»,  детище.  У них нет взгляда со стороны.  Критический рассудок у них спит, отключен. Косноязычному Моисею был дан Аарон, а у этих нет ни кого!
                74
Для того чтобы тебя поняли,  ты должен  сказать  понятно, если это не так,  то сказал ты только для себя. Для себя говорить вслух,  а тем более объяснятся с собой письменно, и вовсе не следует, говорят и пишут для других.
                75
Стихи самая не логичная,  самая неестественная  речь  из всевозможных  речений,  самая «темная» форма в которой запечатлевается вдохновенное.  В  стихах,  вдохновенное,  полнее всего проявлено и менее всего понятна постороннему.  Настоящие стихи объяснить не может и автор. Спрашивать: о чем стихи  - значит показать свою глупость,  потому что «о чем» всего лишь ничтожная часть стиха,  его  поверхность.  Бывает,  что стихотворение  исчерпывается  своей «поверхностью»,  тогда в нем нет главного - поэзии.
                76
Имитация глубины на мелком месте.  Ясно и отчетливо может быть высказана только очень  простая,  самоочевидная  мысль. Этим вовсю пользуются разного сорта имитаторы.
                77
Не рвать себе душу.  Рациональное сознание довольно простой, до примитивности,  инструмент познания  мира,  а  потому действует  эффективно  и надежно.  Прост рычаг,  а вон какие пеньки выкорчевывает?!
- У Вас есть проблемы,  - спрашивает новомодный психоаналитик.
- У кого их нет? Есть.
- Вы их не в силах разрешить?
- Да, не могу.
- Ну что ж,  проблемы,  как Вы сами видите, находятся  вне Вас,  а вот отношение к ним, оно целиком Ваше. Измените свое отношение к проблемам и все разрешиться.
                * * *
Психоаналитик стоит у постели умирающего: «Вам страшно умирать?»
- Очень! Безумно страшно!
- Ну  что ж,  смерть вне Вас,  ведь со смертью ни чего не поделаешь, а вот страх - он, в Вас. Не бойтесь.
   Издевательство? О, нет! Обращение к рассудку!
                78
Будущее не мудрее прошлого, оно несоизмеримо могущественнее. А сила, как известно, оглупляет
                79
Мы живем в эпицентре взрыва.  Какого?  Да какого  угодно! Демографического, социально-политического, экологического... Бывают взрывы не только во вне, но и во внутрь себя – коллапсы. Мало?  Ну, тогда:  СПИД, наркомания, озоновые дыры, депопуляция,  смена морально-нравственных парадигм... Закончилось не тысячелетие,  закончилась известная нам цивилизация. В новой цивилизации не нужны Гомеры и Овидии,  Распутины и Шолоховы, а уж тем более мы - не нужны.
                80
Историческое время стремительно уплотняется, как уплотняется материя при звездном коллапсе. На этом фоне человек живет долго и проживает  ряд исторических эпох.  Вскоре тридцатилетние перестанут понимать двадцатилетних, а пятидесятилетние - тридцатилетних.  Разные исторические эпохи!  И все уже «при дверях», не пройдет и тридцати лет!
                81
О целях.  Цель поэзии - поэзия, цель жизни - жизнь, религии - религия, философии - философия, цель физики - физика и одно другим не подтверждается и не опровергается, даже человек разорван на двое:  дух и тело. Какое уж тут единство целей?
                82
Какие есть.  По настоящему мы умеем только  ненавидеть  и завидовать,  а радуемся осторожно, не глубоко и даже стеснительно. Радость, переходящая в восторг, вызывает чувство недоумения,  все смотрят на такого,  как на помешенного. Ненавистник такого чувства не вызывает.  Это нормально для нас - ненавидеть и завидовать.
                83
Жизнь своим течением сбивает пену, и эту пену мы называем фактами.
                84
Факты – это пена жизни, загораживающая от нас глубины свои. Нужно научиться прорыву сквозь эту пену к источнику жизни, иначе будешь, обречен, барахтаться в этой пене. Зрячерожденный изначально, ты ослепнешь в этой пене.
                85
Факты мертвят. Они и есть то, что еще вчера было живо, а сегодня уже мертво и превратилось в пену.
                86
Факт – это то, что уже свершилось, в чем нельзя и волосок переложить, а жизнь – это непрерывное свершение.
                87
Журналист – раб факта, как Сизиф – раб камня, а не господин его.
                88
Настоящая публицистика – это прорыв сквозь пену фактов к живому источнику  жизни, беспрерывно рождающему факты и исследование его. И тут простота языка, есть прямое воровство.  Обкрадывание смыслов.
                89
Факты сами по себе - ничто, объяснение фактам - всё!  Факт необработанный камень. Даже лживое  объяснение  лучше никакого.  Нынешнее сосредоточение СМИ на фактах - признак деградации  общественного  сознания.
                90
Не осмысленность фактов – катастрофа и не только сознания,  но и духа.  Так было с бесписьменными народами,  когда овладели письмом. Мышление деградировало!    Современный разум не может обойтись без  «костылей»,  без «корсетов», без мертвой прочности фактов.
                91
Кликушество. Пришепетывают,   повизгивают,  причмокивают, подвывают: «Хуже не будет! Хуже не куда!» Евреи в этом знают толк и потому говорят: «Не может же быть так плохо, чтобы не было еще хуже?» Хуже, всегда - есть куда.
                92
Романтика, будучи бестелесной идеей,  невинна и чиста, но люди одержимые её духом, спускают эту даму с высот идеального.  Спустившись с небес,  на грешную землю, она становиться любимой, но все же женщиной, до тех пор покуда дело романтиков не начинает побеждать.  Тогда, эта дама переходит из рук восторженных романтиков,  в руки практиков жизни и  тут  она становится обыкновенной бабой:  вздорной, расчетливой и жадной до любой яркой безделицы. Далее, как только практики завершили строительство дела романтиков,  она переходит в руки негодяев и становиться обыкновенной шлюхой,  готовой  раскинуть  ноги перед любым и каждым,  на любом перекрестке истории,  даже не требуя себе платы,  а сама доплачивает за доставленное удовольствие. Таков путь любой идеи, доведенной до своего логического конца потому,  что нет ни чего  такого  в мире  идей,  чего  бы человеческая деятельность не привела к своей противоположности.
                93
 В реальном мире нет ни чего, что было бы идеальным. В идеальном мире нет ни чего реального, но в обоих мирах есть отражение, образ мира другого. Как образ идеального мира действенен в реальном мире,  точно так же образ  мира  реального воздействует  на  идеальный  мир.  Отсюда полшага до понятия греха и греховности.
                94
Сюжет без изобразительного языка - газетная статья.  Дело вовсе не в том, о чем писать, а дело в другом, как писать.
                95
Нет ни чего верного, или неверного в человеке потому,  что не чем проверить. Нечем, кроме опыта жизни и опыта ситуаций. Но после такой проверки мы всегда будем иметь уже другого, не прежнего человека.
                96
Причина зла  в  отпадении (распаде) части от целого.  Это «отпадение» происходит только в сознании  человека,  природа же этого не знает.  Зло - продукт нашего мышления. Мыслить и познавать -  одно  и  тоже.  Познающий человек,  мысля  что-либо,  о чем-либо  - полагает иное и тем самым отделяет это  иное от целого,  противопоставляет в своем мышлении отделенное - целому.   Так  возникают  противоположности  из  необходимости что-либо помыслить.
                97
Человек оценивает противоположности,  как:  доброе, хорошее,  ценное.  Другое оценивает; как негодное, вредное, противное хорошему.  Эта оценка, полученного разделения единого на две части и есть внесение в мир понятия Добра и Зла.
                98
Созерцание не  есть  мышление - оно противоположно мышлению.  Созерцать - видеть целое,  переживать его,  но это  не знание  и  потому  - не истина.  Созерцаемое непереводимо на язык мышления и потому непередаваемо так,  как передаются от одного  к другому,  знания. Философская проблема созерцания еще сложнее,  чем проблема  «истинного-ложного».  В  мышлении же из-за своей невыразимости, из-за практического отсутствия адекватного созерцанию языка. Дело, немного, спасает искусство, в ткани которого есть отражение созерцаемого и   целостность исходного, нераздельного.  В созерцании, поскольку отсутствует мышление – нет противоположения, а значит, нет ни Добра, ни Зла.
                99
Созерцать - значит, научится подавлять в себе позывы  мыслить.  Научится погружаться в область,  до-сознательного,  в область чувственного.  От того,  какое чувственное состояние вызвано,  то  и созерцаемо.  В созерцании есть восхождение и снисхождение - это и есть то, что можно определить общим для мышления и созерцания словом - познание,  но, по сути, с противоположными смыслами. Что познано в мышлении, можно передать словом. Познанное в созерцании - передается только через символ.
                100
Когда либеральная цивилизация  оказывается на осадном положении, спасти её может только тотальность, но это будет уже другая цивилизация.
                101
Страх и все производные из него,  в  отличие  от  паники, природа которой запредельна - абсолютный и универсальный организатор человеческих масс.
                102
Сын императора  Веспасиана,  будущий  император Рима Тит, упрекал своего отца за то,  что он ввел налог  на  посещение общественных туалетов.   
- Эти деньги дурно пахнут, - сказал Тит.
На что Веспасиан ответил:
-Деньги не пахнут, пахнет применение денег. 
Веспасиан совершенно прав и пример тому православная церковь,  которая не интересуется происхождением денег.  Деньги приобретают тот или иной запах, только в результате их употребления.  Чаще,  деньги имеют запах крови, чем запах говна, или роз.   
Однако ни что в мире не обходится без человеческого говна,  даже розы пахнут сильнее обычного и цветут лучше,  если их кормят человеческим говном. Говенная цивилизация? Возможно.
                103
Бытие жизни соткано из «неопределенностей» и «относительностей», но в отличие от квантовой физики, в них нет математической закономерности.  Везде,  где есть человек,  нет булевской логики! Там и квантовая не работает!
                104
Нет ни чего такого,  чего бы не «приватизировала» политика.  Всё для неё средство,  все служебно,  а история,  может быть, в первую очередь.
                105
Там, где во главу угла ставится человеческий фактор, а не фактор системности,  там всегда возникает азиатчина, тоталитаризм. Человек слишком текучая, подвижная субстанция, чтобы на нем что-то долго могло стоять.
                106
Обездушенная система - отличный фундамент на этом фундаменте можно строить стены и возводить крышу, вот только стены не греют. Впрочем, и не падают.
                107
Более всего человек озабочен тем,  чтобы  всегда  «дважды два» ровнялось четырем,  когда ему говорят:  «Возможно, что четырем». - Он возмущается.  Это хорошо видно в анекдотах  о метеорологах,  между тем жизнь куда сложнее, чем погода.  Кто дает точные и ясные ответы, тот либо глуп, либо хитер.
                108
Относительность. Когда к минусу прибавляют минус,  то такая  операция  для  «минуса»  -  позитив,  когда  прибавляют «плюс», то - негатив. То же самое и в политике с «конструктивной позицией», - это  с какой стороны глядя...
                109
Дело не в том,  что Гитлер стал Гитлером, дело в другом - немецкий народ хотел Гитлера.  Там,  где  демократия  блюдет свои священные права -  там воля народа становится судьбоносной.
                110
Диалектика не есть какое-то мировоззрение и уж  тем  более  не  какая-то идеология. Диалектика - метод научного мышления. Точнее сказать,  научное мышление и может  состояться  только  и исключительно, как мышление диалектическое.
                111
Где нет личного, там вообще нет ни чего, особенно это касается искусства.
                112
Символ за котором не стоит бездонная глубина смыслов,  ни чего не значит, ибо бездну нельзя вместить в себя.  Если возможно растолковать символ, выразить его смысл в терминах слов, то в таком символе нет нужды. Как быть?
                113
Информация есть функция жизни,  там, где нет жизни, там нет и информации.  Информация переживается жизнью и только в разуме она осмысливается.
                114
Глубины из которых всплывают мысли  -  бездонны  так  как бесконечна рефлексия мышления по поводу самого мышления.
                115
Мысль не есть информация, хотя и содержит в себе информацию - она образ мира,  отраженный в быстротекучем и переменчивом зеркале разума.
                116
Чувствование мира глубже и проникновеннее,  чем его понимание, но эту глубину невозможно передать другому, тогда как понимание легко передается.
                117
Мысль нигде и везде,  она ничто и всё, ей нельзя дать определения,  невозможно схватить и удержать.  Она реальность, ускользающая из рук и приборов.  Она есть в реальности, и  её нет там. Мысль - мистика разума с  этой мистикой живет человек, не осознавая мистичности своего бытия.
                118
Полисемия слов -  сущее бедствие для искателя истин и несказанная прелесть для вязальщиков словесных кружев. Многослойность и многозначность слова, – вот хлеб художника!  Одежды слова несут на себе все убранства,  все украшения,  все слезы,  весь смех, всю  горечь, которые навешала на них история языка и народа, говорящего на нем.
                119
Когда мы говорим - Бог,  то мы не знаем, о чем мы говорим, а  представляем в себе Бога.  Кто как может. Представление и есть доступное для нас «знание» Бога.  Представление отличается  от  знания так же, как речной рак отличается от зодиакального созвездия «Рака».
                120
Подлинная истина  нема от рождения и не знает ни своей истории, ни культуры,  ни стыда, ни совести, ни чего такого, что есть в  языке человеческом.  Все,  исключительно все истины по ту сторону не только добра и зла,  но и всех, возможных для выражения,  словесных смыслов.  Истина до словесна,  как Слово Бога, бывшее прежде всех человеческих слов и творений.
                121
Воля проявляет  себя как рациональное.  Гегель,  всю свою жизнь доказывал возможность рациональным  образом  (спекулятивным  мышлением)  постигнуть  Господа.  Он  так и говорил: «...знание бога должно означать только одно - я мыслю бога». По Гегелю - помыслить Бога - значит уверовать в него. Он и со своим учителем  Шеллингом поступил рационально - обокрал.
                122
Чувство совершенно «голо»,  разве  что  тонкие  лабораторные анализы могут зафиксировать в крови какие-то гормоны, но они ни чего не скажут о чувствах.  «Бог - есть любовь». Любовь, а не мышление о Боге.  Отсюда два шага до логического завершения этого посыла:  «Тот, кто мыслит Бога, тот не верит в него».
                123
Религиозность - не только вера,  но свойство ищущего сознания  доискаться корней.  «Хочу понять Бога и душу» (Августин.) Это единственное, что роднит религию с наукой». Конечно: «Лучше всего знает Бога тот, кто его не ищет» (Августин),  но это природная первобытная близость  -  удел тех,  кто в силу воспитания, культуры, рождения утратил способность к мыслительному акту. Это удел блаженных.   Нас же с детства учили мышлению.
                124
Иаков, у брода,  боролся с Богом и тот «повредил ему сустав бедра».  Иаков остался хром. Говорят, что с той поры все евреи хромы на одну ногу. Евреи не едят мяса с берцовой кости.  Не потому ли в Россию присылают из Америки ножки курей? Так неосознаваемое, мистическое, превращается  обычай в  экономическую политику.
                125
Женщина. Она говорит:  «Дайте женщине всю полноту власти, и она спасет мир».  Аргументация из семейных отношений: «Какая  мать не заботится об укреплении своей семьи?» Тут - истина, но в этой истине скрыта огромная, фанатичная всеразрушающая  сила!  Женщина  ни перед чем не остановиться защищая свою семью.  Свою, до чужой ей и дела нет.  К тому же  власть развращает как мужчину, так и женщину, но что собой представляет развращенная женщина хорошо известно.  Это как с алкоголем:  пьет мужик - беда, пьет женщина - катастрофа! Возможна ли гармония? Вполне. Когда женщина «под мужиком», а не наоборот. Беда современного мира в том, что ни экономически, ни социально,  ни политически он не стимулирует  нормальное, предопределенное природой (Богом) положение мужчины,  по отношению к женщине. И?  И его ответственность, разумеется.
                126
Смерть - роды человека в известную всем неизвестность. Здесь подлинный, животный страх.  Человек привык знать, обучен этому, а тут - не знает. Вот почему легко умирают те, кто уверен в том, что знает. Если бы личинка бабочки могла осознавать себя, то, как бы  она восприняла момент окукливания,  время,  когда она из себя вытягивает нить «гроба своего»?  Как бы восприняла  куколка мгновение,  когда растрескались скрепы её свода, и солнечный луч ударил в её глаза? В её ли? Нет, в глаза уже крылатого существа!
                127
О самом главном.  Вот я,  через раз:  Господь Бог, а что это такое? Христос понятно, хотя и не очень, по крайней мере, был в плоти человеческой.  Бог в плоти!  Бог в плоти, тот же самый,  что создал Вселенную,  или же нет? Вот и человека сделал «по образу и подобию своему».  Выходит  и  человек  - Бог?  Ну,  да - подобие,  не оригинал,  но все-таки?  Ведь и Христос не оригинал, не идентичен Богу. Православные почитают его, как Бога. Парадокс. А где нет  парадоксов? Вера и есть обитель парадоксов!
                128
Ломлюсь в открытые  двери. Плотин сказал: «Бог несущее, поскольку из него произошло все сущее. Он выше сущего и  потому непостижим в своей целостности. Мы можем только  в той, или иной мере,  его чувствовать».
И на самом  деле,  все, что воплощено в материю (в сущее) все ущербно, все ограничено в пространстве и во времени.  Господь же безмерен и безграничен, следовательно, его нет в мире вещей, существ и явлений. Нет  как некой реальности и между тем все вещи,  существа и явления принадлежат ему.
Сказать то всё можно, но как, сказанное уместить и согласовать  в голове?
                129
Там, где  есть человек,  там есть чувствование Бога и представление о Господе,  где нет человека,  там нет чувства Бога. Бог реален и действенен в  этом  мире только через человека.  Конечно,  воли Господа подчинены все существа,  вещи и явления, но все они обращены к человеку. Кузнечик, или саранча ни чего не скажут о боге, даже прекрасная птица-лебедь ни чего не скажет, а самый дикий человек, что-нибудь, да скажет!
                130
Святой - человек переполненный Богом.
                131
Любая последовательная,  честная попытка дать определение Богу (что есть Бог) приводит к абсурду, к неразрешимому противоречию.
                132
Много точных,  прекрасных  и даже возвышенных рассуждений сделано о пользе для человека, и всего  человечества  веры  в Бога, и пользе религиозного сознания.  Сказано так,  как если бы не Господь сотворил человека,  а человек его сотворил  по образу и подобию своему.  Конечно,  человек сотворил бога верований и религий в их обывательской простоте и наивности, но это не Бог – Творец Вселенной, а образ и подобие его. Отражение в зеркале сознания.
                132
И человек творит, но подобие не может заменить собой подлинника.  Речь нужно вести,  если вообще здесь уместны какие-либо речения, не о пользе творчества, а о сущности Бога.
                133
На каждого человека по  богу.  Прокл  усматривает  высший смысл сущего в гомерическом хохоте богов,  с презрением предоставляя слезы людям и животным.  Сказать так,  по существу ни  чего  не  сказать.  Это бессилие перед «темной» глубиной вечных вопросов.  Зачем богам смех?  И почему так много «богов»? Элохим...
                134
Дело не в том ближе или дальше к Христу православие,  чем католицизм  и уж, тем более неважно расхождение в обряде причастия и Символе веры, своеобразной присяге церкви. Все это пыль на ветру истории,  пыль, выедающая глаза. Дело в другом - православие органично, даже симфонично душе русского человека,  даже в том случае, если он искренне считает себя атеистом. Православие не только система морально-нравственных и прочих ценностей,  не только и не столько внешняя обрядность и церковная красота, это - поведенческий социальный инстинкт человека.  Это, его неосознанный отклик, на ту или иную жизненную ситуацию.
                135
Что же  еще  нам  нужно?  За Господа все можно объяснить: уродство и красоту мира,  его жестокость и его  любовь.  Сам Господь ни чего не объясняет - объясняют люди, его же объяснения заключаются в том, что он «сотворил человека по образу и подобию Своему». Этого достаточно. Если  подумать.
                136
Время пришло в мир с приходом в него  человека,  там,  где нет  мыслящего и сознающего себя существа,  там нет времени.
                137
Бог вне времени потому,  что он не принадлежит миру  материальному,  из  которого соткана им ткань жизни,  точно так же, как сапожник не принадлежит сапогу.
                138
Время существует только в нашем сознании,  вне человеческого сознания нет ни какого времени.  Кто занимается квантовой физикой, тот знает, что в микромире нет ни чего похожего на то,  что мы называем «стрелой времени». 
                139
Время - это  то, что  человек  помнит о прошлом и мыслит о будущем пребывая постоянно  в исчезающем настоящим.  Время - это то,  что помнит о прошлом человеческая субкультура. Там, где беспамятство, где провалы в памяти, там нет представления о времени. Что мы можем сказать  содержательного о временах отстоящих от нас на десятки тысяч лет? Ни-чего! Кроме - они были, но и были-то больше  по аналогии, что мы есть.
                140
Время - есть наше мышление,  о прошлом и будущем, и осознание нашего настоящего,  осуществляемое в единицах времени: век,  год,  сутки, минута и тому подобное. Августин это понимал:  «Есть прошлое-настоящее, есть будущее-настоящее и есть настоящее-настоящее». То есть все в сознании человека. Поиски субстанальной основы времени, бессмысленны - это все равно, что искать материальную основу для души,  или  место во Вселенной для  Бога.
                141
Все  физики  мира ищут квант времени - хронон,  но не находят.  И не найдут. Гравитона тоже не находят.
                142
Казаться. Когда  сказать нечего в силу разнообразных обстоятельств, удобно прикрываться Богом. Это оставляет о человеке хорошее впечатление.  Одни прикрываются намеренно, другие искренне полагают,  что тем самым дают ответ на  поставленный вопрос. И все - лож.
                143
Для Бога нет ни чего невозможного и запретного. Невозможное и запретное есть только для человека.
                144
Космизм, что это такое? Мышление, если оно глубоко, всегда космично,  но там, в этой глубине, оно теряет свою самоуверенность. Оно сливается с чувством так же, как слитыми были в одно: свет и тьма, пока их не разделил Господь.
                145
Идеи Н.Ф.  Федорова о воскрешения предков, как единственной  стоящей  цели  человечества,  о грядущем бессмертии «в плоти»,  есть осмысленная и пережитая  концентрация  «страха схватки жизни и смерти».  Неверие в то, что «червячок» окуклится, и будет жить какое-то время в этом состоянии и уж  тем более неверие в то, что из «червячка» может образоваться бабочка. Говоря, языком мировых религий, неверие в бытие душ в «потустороннем мире», приводит его к этой идеи.
Федоров, куда больший материалист, чем Руссо и Вольтер. Он полагает, что несовершенный,  «грешный»  от природы человек,  может уподобиться Творцу и стать его соавтором в деле воскрешения мертвых. Видение Иезекииля стоят перед внутренними очами Федорова и слова Господа,  сказанные пророку: «... изреки пророчества на кости сии и скажи им:  «кости сухие!  слушайте слово Господне!» - Не дают покоя, ни ему, ни его последователям.
                146
Личинка бабочки,  гусеница  возжелала взлететь в небеса и питаться исключительно нектаром! Забавно и далеко не так безобидно, как это кажется.
                147
Дело вовсе не в том, что утверждается, что доказывается и как опровергается,  дело в другом; из каких глубин, из каких оснований это делается? Мера и разработанность глубины, красота доказательства,  вот и всё на что может рассчитывать человек, а не на истину.  Все истины у Господа, у человека же, только их подобия.
                148
Человек свободен во зле, но несвободен в добре, - так говорит Данте Каччегвида.
                149
Идея средневековья.  Чтобы на земле воцарился вечный мир, должна быть установлена вечная Империя. (Петрарка.) Глобализация – это перепев старого. А «всемство» Достоевского? А всемирная коммунистическая революция – интернационал-большевизм?
                150
О понимании.  Понимать то, что я понимаю, то, что я понимаю.  Часто люди только воображают, что они что-то поняли, а на  самом деле понятия нет,  а есть убежденность в том,  что понял.
                151
Слова на самом деле ни чего не обозначают,  они скрывают, а значение мы «вытягиваем» из-за покровов слова и синтаксиса. Мы - удильщики, сидящие на берегу словесной реки.
                152
Номинализм представляет  собой страшной силы дезинтегратор,  способный разъединить собой все что угодно. Любое высказывание под его напором оказывается бессмысленным. Не разрешая проблем, он вызывает их исчезновение. Слова становятся тиранами мысли.  (Основатель - Росцелена из Компьена -  учитель Абеляра: «Общие понятия, есть фикции, дуновение воздуха».)
                153
Понятия могут быть определены - и то с оговорками, - лишь в сфере действительного эксперимента и  становятся  бессмысленными,  если они не могут быть экспериментально обнаружены и подтверждены. И вместе с тем, эта «бессмысленность» куда сильнее, чем всё осмысленное, влияет на жизнь человека и на ход истории.
                154
Человек, когда начинает говорить - верит в то, что он может сказать то,  что хочет. Но если он глубок, то вскоре понимает, что и десятой доли из того, что хочет сказать, сказать не может и не сказал.
                155
Огромная масса людей принимает на веру слова и категории, выработанные другими, вампирически живет чужим опытом. Часто говорят автоматически, не отдавая отчета о том, что говорят и о чем на самом деле говорят. Болтают!
                156
Религия есть такое мышление о мире и такое мирочувствование, которое, психологически, разрешает конфликт между законами жизни и законами природы. И это - лож!  Конфликт не разрешается, а откладывается.  Окончательное разрешение дает только смерть, но это разрешение остается тайной для тех, кто еще жив.
                157
Придание формам  разума черт самого бытия ведет к бесовству: человек воображает себя Богом, а творит мир, как дьявол.
                158
Вот что скрыто за идеей грехопадения: познание запечатывает очи внутренние и открывает очи внешние и выдает  внешнее  за весь мир.  Не из себя знать внешнее и очевидное, а из внешнего, очевидного знать себя. Очевидное обворовывает человека и тогда Петр начинает тонуть там, где Христос идет по воде. И мы, и все человечество вслед за ним  тонем.
                159
Интуиция всегда индивидуальна. Она дает знание для себя и его еще предстоит сделать знанием для всех. Если получится.
                160
Интуиция схватывает предмет  целиком,  бездоказательно  к тому, как она пришла к этой целостности.
                161
Интуиция - есть уверенность в  истинности  ответа,  и  эта уверенность поглощает в себе любые сомнения.
                162
Интуиция схожа с верой в приметы  -  запоминается  только то,  что оправдывает приметы, а то, что не сбылось - забывается. Оправдывает же интуицию - разум с его доказательствами.
                163
Разум всеобщ.  Он  дает  знание  для всех.  Разум идет от частного к общему,  от факта к обобщению и потому всегда может предъявить доказательства того,  как получено обобщение. Это его принципиальное отличие от веры – она индивидуальна и недоказуема.
                164
Ни чего, решительно ни чего, что добыто разумом не теряется, если оно засвидетельствовано надлежащим образом.
                165
Плюрализм хорош до тех пор,  покуда он размещается в двух и  более головах,  а когда он размещен в одной - это уже шизофрения. Индивид, вид, род. То же самое и человечество: индивид,  род (племя) народ,  нация.  Разнообразие индивидов и единство ими образованного рода (племени).  Разнообразие родов  (племен) и единство образованного ими государства.  Если этого нет - шизофрения. Все дело в уровнях плюрализма и в отношениях этих уровней к единству и многообразию.
                166
Рассуждать одновременно можно о Христе  и Мухаммеде и Будде,  но нельзя одновременно верить во всех троих. У нас же одновременно верят и Елене Рерих,  Тамаре Глобе, Блаватской и Митрополиту Кириллу, и любому другому краснобаю и пройдохе. Таково наше сознание? Или отсутствие его?
                167
От того, что мир един,  вовсе не следует, что точно так же едины все веры. Из того, что я - человек, вовсе не значит что я, то же самое, что Чубайс, или папуас с Новой Каледонии. Боги - все боги, элохим, но не одно и тоже, и не сводимы к одному.
                167
  Православные потому и православные,  что исповедуют православный Символ Веры. Однако у каждого верующего, внутри его собственный образ Бога и Святой Троицы.
                168
Доказывать свои убеждения, так же нелепо, как доказывать, что твоя жена (муж) краше всех других. Доказываются только знания, а не убеждения.
                169
«Обломки зубов» вот и всё что остается от нашей гражданской позиции. И это все, решительно всё, что остается от гражданина,  кроме будущего. Ни так уж мало...  Да хоть с марала!
                170
Все человеческое ушло в гражданственность, а будущее, выросшее из «обломков зубов» получается «обломанным».  В нем нет, или уже нет ни чего цельного.
                171
Правды ни кто не любит в особенности о себе. А разве неправду любят?
                172
Разделение труда, разделение ответственности и как следствие - разделение совести.  Подлинный человек ответственен за всё, исключительно за всё!
                173
Любая социально-экономическая  система  порождает преступников,  милиция ловит,  прокуроры обвиняют, суд судит,  адвокаты защищают,  тюремный надзиратель охраняет...  Получатся целая индустрия, живущая и питающаяся человеческой подлостью!  А тот,  что еще не попал, не вовлечен в эту мялку,  кто еще не подл на столько  чтобы система занялась им, тот своим трудом оплачивает услуги этой индустрии.
                174
Свободный человек мучиться определенностью. Как только обозначатся контуры  будущей  определенности,  он бежит от них в страхе потерять свою свободу.
                175
Пытаться устранить противоречие - все равно, что  пытаться устранить сердцебиение.
                176
По настоящему целеустремленное  искусство  не  занимается злободневностью,  у  злобы  дня есть собственные формы бытия мало чего общего  имеющие с искусством.  Искусство говорит о  вечных вопросах и весь смысл и вся красота его в том, как оно говорит об этом.
                177
Мы не  любим духа творящего,  до него нам и дела нет,  но безмерно любим предметы им сотворенные:  иконы,  храмы,  утварь, литературу, живописные полотна, ювелирные изделия...
                178
Все здравомыслящие люди  несчастны,  только  дураки счастливы,  но каждый несчастен по-своему. Вот почему плач о хлебе насущном и плач о норковой шубке, одинаково - плач!
                179
Счастливый человек - глупый человек. Хотя все стремятся к счастью, не скажешь, что все стремятся к глупости.
                180
Мера насилия  над человеком не уменьшилась со времен египетских пирамид, она стала утонченной. Это и есть практическая гуманность.  Вершина насилия - деньги.  Они - душа и дух современного насилия.
                181
Гуманность - вывернутое на изнанку христианское понятие о человеколюбии.  Это, как дьявол - обезьяна Бога. Правды ради нужно сказать, что христианская церковь ни когда не была, да и не могла быть гуманной. Неплохая мысль, почти по Бакунину.
                182
Говорим о нравственности и  морали,  а  глаза  пронзают насквозь хорошенькую фигурку и встает за разговорами о морали и нравственности древний инстинкт. Попробуй, скажи правду, не о том,  что ты думаешь,  а о том,  чего же ты хочешь? Это ведь тоже к вопросу о  правде.  Мораль  и  нравственность  - пристойные покровы для непристойных правд.
                183
Причина землетрясений в том, что в литосфере накапливаются напряжения   в  результате  дифференциации  гравитирующих масс. Природа войн в том же самом,  только в роли гравитации выступают - блага,  а массы они и есть массы, будь то камни, или люди.
                184
Психически здоровый человек потому и здоровый,  что болен всеми психическими болезнями сразу, а больной - болен только одной болезнью.
                185
Лучшие из сынов человеческих ищут духовности,  но  духовность находит, или не находит их, а не они её.
                186
Вовсе не от отсутствия духовности происходят  войны,  как раз напротив  -  нет  такой войны, которая бы не требовала от человека перенапряжения всех его духовных качеств.  От этого напряжения люди рушатся,  но это - другое дело. И не только войны, но и  узаконенные грабежи, обуславливаются возвышенными идеями.
                187
Причина и следствие рассматриваемые локально всегда  линейно  зависимые.  То есть мы всегда можем сказать, что, после чего произошло. Но как только мы станем рассматривать причину и следствие в пространстве и во времени,  так сразу утрачиваем объективные критерии  причинности  и  следствия.  Это происходит потому, что мы видим и понимаем причину как действие,  которое само по себе не свободно возникает,  а так же имеет собственную причину.
                188
Неприятности слышать - неприятно,  а лесть - лестно. Однако неприятности побуждают к действию,  тогда как лесть ведет к лености и в лучшем случае к благодушию.  Тут глубокая параллель с межвидовой и внутри видовой борьбой,  с дарвинским отбором и примитивным инстинктом сопереживания у стадных животных.
                189
Искусство - это заглядывание в разрывы Бытия и «польза» искусства в том, что оно дает  бесценный опыт бытования в этих разрывах. Это хорошая прививка от любых форм мракобесия, если соблюдать меры предосторожности.
                199
Искусство не бывает «добрым», или «злым», все дело в мере, в дозе, в месте и времени. Обстоятельства определяют нравственную сторону искусства, само же оно нейтрально. Искусство «судиться» по законам искусства, по законам жанра, морально нравственная компонента возникает после и не зависит от содержательной стороны произведения.
         
                200
В любом «порядке» (упорядочении) содержится имманентная сила, сковывающая индивидуальную свободу. Там, где властвует абсолютный порядок, там нет ни щели, ни бреши в которую бы проникла свобода. Кристаллизация всяческой жизни! Мир Снежной королевы.
                201
Есть неправда, возникающая из заблуждений относительно сути дела, она  - простительна. Но есть неправда умышленная, обдуманная и такую неправду смывает только раскаяние. Эту неправду нужно изжить, но и тогда остается «осадок», «зола» с которой  из мира уходит человек.
                202
Когда в предмете разговора нет философской мысли, то и нет ни чего, а есть треп. Их этой «трепальной машины» выходят истрепанные смыслы, такие же жалкие, как привокзальные потаскушки.
                203
Деятельные люди не хотят слышать ни чего о мелочах предстоящего дела, а между тем мелочи и определяют суть дела, а вовсе не намерения, не то главное, что лежит в основе дела.
                204
Мифологема – это образ мира, преломленный сознанием мифотворца и ставший фактом: социального, психологического, политического и любого иного переживания в обществе.
                205
Все люди в той или иной мере любят поговорить и очень мало людей с органической потребностью формулировать свои мысли. Это раздражает. Всех. И тех, кто умеет формулировать свои мысли, но вынужден считаться с теми, кто не умеет этого, но особо раздражает тех, кто к этой дисциплине мысли не приучен! Этих приводит в ярость всяческая, логически завершенная, мысль!
                206
Самое страшное из всего, что может разорвать твое сердце так это встреча с глупым человеком, особенно если он имеет над тобой власть. Ни явный враг, ни тайный недруг не могут нанести тебе столь стремительный и столь беспощадный удар, как это сделает глупый человек, даже не подозревая и не желая этого!
                207
Глупый человек не только враг себе – это, воистину, раковая опухоль человечества! И, тем не менее, вся история человечества делалась и делается глупцами! Вот почему история человечества конечна.
                208
Умные люди всегда на побегушках у глупых. Почему? Загадка Господа.
                209
Человек отвечает только за тех, кто следует его советам, тем более его приказам. Все остальные и он сам отвечают исключительно за собственный выбор, чтобы не лежало в основании этого выбора.
                210
Даже в акте прямого насилия жертва имеет на себе часть вины за преступление.
                211
Гость есть то, что остаётся после гостя.
                212
Когда бараны начинают бекать и мекать с трибун, тогда на  прилавках магазинов исчезают мясные и шерстяные изделия.
                213
Что такое простить человека, как не то же самое, чтобы бывшее сделать не бывшим? Такое по силам только Богу, но и Ему для этого нужно заново создать «новое небо и новую землю». Тогда что же мы делаем, когда прощаем?
                214
Если бы мы только знали, какие ничтожества управляют миром, то это бы знание резко снизило градус наших надежд на будущее.
                215
Законы, прямо или косвенно меняющие традиционное представление о морали и нравственности, разрушают не только мораль и нравственность, но и выставляют сами законы на всеобщее посмешище. Так гибнет цивилизация, лишаясь своей опоры, одновременно и в душе человеческой, и в  его правоохранительных органах.
                216
Нет ни чего более прагматичного, даже эгоистического в желании богатства и успеха своему соседу. И на самом деле, одно дело жить среди нищих и обездоленных и совсем другое дело жить среди богатых. Крошка хлеба с барского стола, уже пропитание, а со стола нищего упадет разве что нищета.
                217
Конечно, для того чтобы существовал один миллионер, нужны десятки тысяч нищих, но не стоит забывать о том, что миллиардер в тысячу раз богаче миллионера. Так что богатство и бедность даже на уровне, несомненно, богатых людей различается в тысячу раз.
О чем же мы хлопочем, о чем беспокоимся? Наверное, хлопочем и беспокоимся, даже не сознавая этого,  либо о нашем нравственном здоровье,  либо о зависти всё съедающей…
                218
Правда, господа мои, невыносима особенно тогда, когда она касается каждого, лично. Вот почему, неистребима лож на земле, во всех своих формах и оттенках: от святой, до подлой.
                219
История – это надежды и разочарования сегодняшнего дня, спроецированные в прошлое и в этом смысле, история есть миф.
                220
Документ сам по себе ни о чем, ни чего не говорит. Говорит кое-что его контекстная интерпретация. Так  сознание оживляет и  документ, и контекст, в котором   документ создан.
                221
В качестве пояснения к повести «Только память».
Человек на самом деле не знает всей своей биографии. А то, что ему кажется, он знает, то переливчато и не постоянно.
                222
Человек - это животное, дающее всему имя и устанавливающее связь между именами.
                223
   Не объяснимо – не факт.
                224
Не стыдно ползать на брюхе перед ханом – стыдно ползать перед хамом.
                225
Мой зад с мылом – не будешь ходить унылым.
                226
Все мысли уже были когда-то высказаны, все мыслимые человеческие ситуации обыграны и потому задача писателя заключается в том, чтобы высказать старую мысль собственными словами, собственной интонацией и применительно к собственным обстоятельствам, реальные они или выдуманные – не важно.
                227
Факт – фрагмент реальности, выделенный из её целостности субъективным чувством значимости этого фрагмента в идеологии цели данного субъекта.
Факт – это осмысленный личностью, как ценность, фрагмент  реального мира.

                228
Человеку естественно грешить, как камню падать. Не естественно и даже сверхъестественно заниматься работой над  собой, совершать  духовный поддвиг.
                229
                Об осуждении.
О себе скажу и к себе обращаю эти слова.
Только из глубины любви к человеку можно говорить ему в лицо осуждения! Если нет этой любви, то осуждаешь ты не грех в человеке, а самого человека! Но кто ты такой есть? Ты – урод, осуждающий уродство другого человека! Ты сам болен заразной болезнью, но осуждаешь его за то, что он заразился? Посмотри на себя в зеркало своей души, что оно говорит тебе голосом совести?
Если молчит – плохи твои дела! Телом ты еще живой, но душа у тебя мертва.
Аминь.

                2001-2008-2015 г.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.


Рецензии